Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Июнь | 2025 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 |
-
1921 – Историко-филологический факультет Казанского университета, созданный в 1863 году, распоряжением Главпрофобра от 5 мая упразднялся
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Мертвые сраму не имут. А живые?
- Любовь АГЕЕВА
- 03 января 2017 года
«Народ – это не только ныне живущие, но и умершие люди». Эти слова принадлежат русскому философу Николаю Бердяеву. Видимо, в наше время они потеряли актуальность, поскольку погосты стали всего лишь одной из сфер коммунального хозяйства, потеряв некий сакральный смысл места встречи разных поколений.
Известный казанский краевед Анатолий Елдашев написал как-то:
«Некрополь – важнейшая и очень уязвимая часть культурного наследия. Упадок некрополей свидетельствует о духовной болезни общества. Постреволюционный вандализм, разрушение традиций, советский агрессивный атеизм, корысть и безразличие эксплуатационных служб – все это привело к гибели многих сотен памятников в исторических некрополях и ликвидации старых кладбищ».
О памяти и беспамятстве размышляет инициатор и главный организатор акции «Казанские некрополи» Любовь Агеева.
За лето прошлого года я обошла Арское кладбище несколько раз, и в моем фотоархиве десятки снимков, которые свидетельствуют о том, что связь поколений местами разорвана в клочья.
Впрочем, нельзя относить на наше беспамятство все разрушения на погосте. Арскому кладбищу слишком много лет, чтобы надгробные памятники не пострадали от времени, чтобы здесь не было брошенных могил – когда в городе не остается ни родственников, ни знакомых. В этом смысле выигрывают знаменитые казанцы, имена которых остались в истории города, а значит – и в памяти людской.
Как известно, первое большое захоронение появилось на Арском поле в июле 1774 года, после сражения за Казань с войсками Емельяна Пугачева. 12 и 13 июля здесь были погребены 300 человек, воины, защищавшие Казань, а также пугачевцы и мирные жители. Сколько поколений сменилось за это время?! И наверняка уже не однажды полностью обновлялись кладбищенские захоронения.
Памятники сохраняются в трех случаях. если они построены, что называется, на века, как на могиле Александра Фрезе, профессора Императорского Казанского университета, основателя и первого директора Казанского окружного дома умалишенных, которая находится с левой стороны Первой, церковной, аллеи (Александр Фрезе, психиатр). Он вошел в историю российской медицины как один из первых профессоров психиатрии в стране. Александр Устинович (Александр Юстус) Фрезе скончался 4 (16 февраля) 1884 года. Массивный крест из черного гранита укреплен на массивном гранитном подножии. Время не оставило на памятнике ни одной отметины.
Второй случай, когда памятник охраняет почтение потомков, как в случае с профессором математики, ректором Императорского Казанского университета Николаем Лобачевским (Великий математик Николай Лобачевский.
И, наконец, случай третий – когда не прерывается связь времен в истории одной семьи. На таких захоронениях обычно соседствуют старинные и новые памятники, а в последнее время появились поминальные плиты со многими именами – усопшие разных лет и даже веков.
Каждую родительскую субботу на кладбищенские погосты города приходят тысячи семей, и порой они ухаживают не только за своими захоронениями, но и за могилами одиноких родственников и друзей, иногда – соседними захоронениями.
Но сотни могил, а, может, даже тысячи остаются бесхозными. Помню, какое смятение посетило мое душу, когда однажды во время своего путешествия у стены, выходящей на Сибирский тракт, я увидела густые заросли, словно непроходимые джунгли. Точно здесь за лето не появилась ни одна душа.
Время от времени натыкаешься на обломки памятников, на старые скособоченные кресты без надписей. Со временем не поспоришь…
Правила поведения на кладбище сформулированы в специальном документе. Когда его читаешь, недоумеваешь: разве не ясно, что нельзя портить намогильные сооружения и кощунствовать на кладбище?
А когда встречаешься с откровенным вандализмом, понимаешь, что никакие слова не могут быть лишними.
6.3. На территории кладбища запрещается:
а) оскорблять чувства участников похорон и память умершего;
б) портить намогильные сооружения, мемориальные доски, оборудование кладбища, засорять территорию;
в) распивать спиртные напитки, курить, принимать психотропные средства и наркотики, находиться в состоянии алкогольного и иного опьянения;
г) водить собак, за исключением собак-поводырей, пасти домашних животных, ловить птиц;
д) захоронение животных и жертвоприношение;
е) разводить костры, производить копку ям для добывания грунта, песка или глины, резать дерн;
ж) высаживать на местах захоронения деревья и кусты;
и) присваивать чужое имущество, производить его перемещение и другие самоуправные действия;
к) оставлять собранный мусор на других могилах и аллеях.
Из постановления главы муниципального образования «Город Казань»
Жаль, что чаще всего не найти людей, которые ни Бога, ни черта не боятся. Время от времени в СМИ сообщается об актах вандализма на городских кладбищах. Самое громкое беспамятство на Арском кладбище, которое я помню, - это разгром на могиле авиаконструктора Владимира Петлякова (Вот такая у нас вечная память). Когда вандалы срезали не только металлическую надпись, но и бюст с постамента. Позарились на дорогой цветной металл. И довольно долго обезглавленный памятник стоял в таком виде.
Теперь подстраховались - никакого металла...
Охотники за цветным металлом в 90-е годы уносили всё, что можно унести: части металлических надгробий, ограды, пропеллеры, которые были устанавлены на могилах летчиков. По сведениям И. Валеева, выдрали сделанные из нержавейки памятники вертолетчикам Александру Куроптеву и Владимиру Стародубцеву, погибшим при испытании серийного вертолета Ми-4. Сейчас установлены современные надгробия, которые вандалов не заинтересуют. Унесли памятники Юрию Быкову, погибшему в полете испытателю казанского ОКБ «Сокол», и Юрию Алексееву, воспитаннику Казанского аэроклуба, отличнику лётной подготовки спецшколы военных лётчиков-истребителей ВВС СССР, мастеру высшего пилотажа, прах которого по особому распоряжению Минобороны СССР привезли из Казахстана, где он погиб, выполняя боевое задание, на малую родину, в Казань. И где-то у них всё это принимали…
Украли модели самолетов на памятниках двух лётных экипажей в «Уголке летчиков». Две памятные стелы красного гранита, под которым погребены Герой Советского Союза пилот Борис Машковцев и штурман Владимир Мещеряков, не вернувшиеся живыми из пролета при выполнении испытательного полета на Ту-22М2 23 ноября 1973 года, соединялись таким самолетом в единое целое.
На Центральной аллее есть захоронение Павла Николаевича Тузова. Попытки что-то узнать о нем успехом не увенчались. Судя по всему, богатый был человек. На массивном камне высокий стержень, на конце которого портрет в траурном венке. Вокруг могилы невысокое ограждение, в которое по бокам напротив основного памятника вписаны два скульптурных элемента, в том числе женская фигура.
Когда я впервые увидела этот памятник, не могла подумать, что это именно фигура. Приглядевшись, увидела - действительно, женские очертания. Но вместо головы почему-то букет цветов. Еще подумалось - зачем?
А оказалось, кто-то просто бережет нервы людей, проходящих мимо, поскольку вместо головы у фигуры - железные прутья. Я увидела это во время последнего путешествия по кладбищу, в ноябре.
Вандалов найти трудно, но порой получается. Но есть такие вандалы, которых, даже если найдешь, к порядку, скорее всего, не призовешь. Это те случаи, когда люди, убирая свои захоронения, устраивают свалки на соседних могилах.
Правда, доказать вину здесь не так-то просто. Да и трудно обвинить человека, который твердокожий, укор других ему не указ. Таких сограждан сегодня куда больше, чем прежде. Этот А этот снимок сделан на Аросевской алее, недалеко от забора кладбища. Из кучи мусора торчат два надгробия. Не смущают вандалов (а как их еще назвать?!) даже лица на старых фотографиях.
Однажды свалку устроили на могиле известного художника Кондрата Максимова на Немецком участке.
Стоит отметить, что люди сами постоянно призывают друг друга к порядку.
Этот снимок я сделала на Католическом участке, у центрального входа на Арское кладбище.
А этот призыв увидела недалеко от стены, выходящей на Сибирский тракт.
Видя людское непотребство на погосте, мы обычно бросаем гневные слова в адрес кладбищенских работников. Коллеги-журналисты пишут о них в основном по критическим поводам. Не убирают мусор, не обрезают деревья, разрушают старые могилы, делая на их месте новые захоронения…
После близкого знакомства с руководством Управления по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета Казани и специализированной службы похоронных услуг – МУП «Ритуал» – оказалось, что нарисованные в общественном мнении образы не всегда соответствуют тому, что есть на самом деле.
Во-первых, в последние годы на кладбище стало намного чище. Правда, только на ближайших могилах к аллеям. Чем дальше от аллей, порядка меньше. Видимо, туда кладбищенские работники не доходят. Да и вряд ли поддержание порядка на конкретных могилах – их обязанность. Если нет на то договора об оплате. Их задача – помочь в этом родственникам и друзьям усопших.
Везде есть контейнеры с мусором. Они вовремя опорожняются. Во время родительских суббот для желающих на центральном входе – бесплатные мешки для мусора. По словам мастера кладбища Тимура Биктагирова, после родительских суббот мусор приходится вывозить несколькими грузовиками.
В разговоре со мной работники Арского кладбища не раз поминали недобрым словом родственников усопших за то, что не доносят мусор до ближайших контейнеров, а бросают где попало. При механизированном способе сбора мусора до каждой могилы грузовик не доедет.
Во-вторых, потому, что и на кладбище теперь цивилизованный сервис. Теперь даже житель другого города, как и казанцы, разумеется, может заказать регулярную уборку конкретного захоронения. Объявления об этой услуге – на видных местах на кладбище, а также на сайте муниципального предприятия «Ритуал».
К сожалению, мы не воспитываем культуру почтения к усопшим. Для некоторых наших сограждан кладбище – как общий подъезд в жилом доме, когда рачительная хозяйка вылизывает до блеска свое жилище, но без зазрения совести выбрасывает мусор мимо мусоропровода даже на своем этаже. Квартира – свое, а подъезд – чужое!
Вроде бы должен испытывать человек какое-то внутреннее неудобство. Ведь на погосте мы ближе всего к потустороннему миру. Даже если в него не верим. Не испытывает... Потому что безбожник.
Вызывает недоумение, когда родственники, меняя надгробный памятник, бросают рядом старый крест. И лежит он там месяцами. Такое отношение к одному из главных символов православия, по утверждению священнослужителей, – большой грех. Недавно видела несколько таких крестов в машине, которая собирала мусор из контейнеров.
Даже к старому и поврежденному кресту необходимо относиться с почтением.
Совет от «Казанских историй»
Крест символизирует веру в Христа и надежду на спасение. Между тем не все знают не все знают, как правильно обращаться с этим символом после установки на могиле памятника. Существует три основных правила, которые связаны с понятием греха.
Первое правило гласит: не следует выбрасывать крест на кладбищенскую свалку, так как это считается неуважением к душе усопшего, и она не сможет найти покой.
Второе правило предупреждает от продажи хорошо сохранившегося креста, поскольку стремление к выгоде несовместимо с духовными ценностями.
Третье правило подчеркивает, что игнорирование этих запретов приравнивается к кощунству и греху.
Что же делать с крестом, который подлежал замене? Если крест был выполнен из дерева, то его целесообразнее сжечь, развеяв пепел на надгробие. Если же он был выполнен из металла или какого другого негорючего материала, его можно разобрать и закопать в надгробие могилы.
Даже гипсовые распятия, какие бывают в домах, пришедшие в негодность, выбрасывать нельзя. Когда пойдёте на кладбище, возьмите с собой и закопайте в надгробие.
Серьезная проблема на старых погостах – с поддержанием порядка на бесхозных могилах. Даже если это могилы исторического значения. Прошлым летом мне пришлось самой спилить кленовую поросль на могиле профессоров Кандаратских на Центральной аллее – она покрыла памятник полностью.
Но не всегда можно исправить положение так просто. Например, поправить завалившийся крест на могиле академика Глеба Бонч-Осмоловского, умершего в Казани в эвакуации, не так-то просто. Не исключено, что на месте этого захоронения на Католическом участке образовалась яма. К тому же, как выяснилось, сделать это некому. Кто будет нести ответственность за могилу знаменитого профессора из Ленинграда?
Много лет потихоньку разрушалась памятная плита на братской могиле жертв расстрела участников мирной демонстрации 1905 года. Есть ее эскиз. Скорее всего памятник установили уже в первые годы советской власти.
А так выглядит памятник сегодня.
А ведь братская могила официально признана объектом исторического наследия. Как и захоронение Виктора Тихомирнова.
Знаю, что в некоторых городах на поддержание памятников культурного наследия выделяются целевые бюджетные средства. Как уточнила заместитель министра культуры РТ С. Персова, в Татарстане такой практики нет.
Но более всего вызывают недобрые чувства многочисленные металлические ограждения с острыми шпилями, которые сделали некоторые части кладбища просто недоступными. Испытала это на себе, когда хоронили моего мужа в начале 3-й аллеи. Гроб пришлось передавать на вытянутых руках, поскольку прямого прохода к могиле нет. Есть узкая тропочка, по которой полный человек уже не пройдет.
Вспоминаются варшавские кладбища, ухоженные, ровно расчерченные на небольшие семейные участки… Там приняты захоронения в одну могилу, ведь земле предаются урны с прахом. У православных с этим сложнее. В одну и ту же могилу хоронят только через 15 лет.
Зачем ездить в Варшаву? Теперь у нас в Казани есть такие кладбища – Самосыровские, новое Мусульманское, новое Царицынское. Да и на Арском появились два участка, которые спланированы по европейскому принципу. Новые мемориальные надгробия из гранита и мрамора не предусматривают оград. Правда, и там может быть непорядок. Так летом прошлого года выглядел новый участок Миллениум.
Предприятие «Ритуал» предлагает родственникам усопших аккуратные надгробные сооружения, включающие памятную стелу и невысокую ограду. Таких надгробий на кладбище уже много.
Я спросила у руководителей похоронной службы города, нет ли у них желания снести все старые ограждения? Мне ответили: желание есть, но нет возможности. Это можно сделать только при согласии родственников, которое получить практически невозможно. На новое надгробие деньги есть не у всех, а старое – какая-никакая гарантия, что могилу никто чужой не тронет.
Увы, специальная регистрация, проведенная в 1997-2001 годах, когда у большинства захоронений появились номера и конкретные уполномоченные лица, гарантией люди не считают. Не буду с ними спорить, поскольку о незаконных подзахоронениях слышала. Правда, начальник Управления по организации ритуальных услуг Марат Ишкин категорически отверг такие обвинения.
Сложные чувства рождает неспешное путешествие по кладбищу. Там людское несовершенство предстает как бы в обнаженном виде. Не уважая живых, как человек будет уважать мертвых?!
Как говорится, мертвые сраму не имут. Но живым-то должно быть стыдно!
Поневоле задумаешься – как сделать так, чтобы таких фактов не было? Может, Департаменту по работе с волонтерами Дирекции спортивных и социальных проектов стоит подумать о создании специального волонтерского отряда защитников исторического наследия? Волонтеры занимаются многими добрыми делами. Будет еще одно такое доброе дело. Можно сказать – богоугодное дело.
Читайте в "Казанских историях":
Ссылки на публикации по некрополистике – Акция «Казанские некрополи»: библиография
Любовь к отеческим гробам... – общая рубрика об истории казанских погостов, о краеведческих исследованиях и проблемах.
Казанские некрополи – биографические статьи и зарисовки о конкретных людях
Город, которого нет на карте страны
Сберечь историческую часть Арского кладбища
Наше прошлое – это прежде всего люди