Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
1897 – На улице Большой Проломной (ныне ул. Баумана) появились первые уличные электрические фонари
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Мир праху твоему, Служитель Господа
- Любовь Агеева. В 2023 году внесены изменения
- 02 сентября 2016 года
Часть православного некрополя Арского кладбища расположена непосредственно у церкви Ярославских Чудотворцев, открытой в 1796 году. Это прежде всего священнослужители, имеющие несомненные заслуги перед церковью.
Большинство горожан, выросших в годы безверия, мало что знает о казанском духовенстве, об ученых-богословах, которые преподавали в Казанской Духовной академии. Между тем, близкое знакомство с историями их жизни показывает, что среди них были люди выдающиеся.
Мы расскажем о них с помощью книг известного казанского краеведа, знатока истории православия в нашем крае Анатолия Михайловича Елдашева и безвременно ушедшего от нас Евгения Васильевича Липакова, научного сотрудника институтов истории и Татарской энциклопедии Академии наук РТ, бывшего руководителя отдела по канонизации святых Казанской епархии. При подготовке очерка использовались и другие источники.
В основном речь пойдет о священнослужителях XX века, которые пережили вместе со страной годы гонений на Русскую православную церковь, время атеизма и беспамятства. И хотя все они умерли своей смертью, а потому похоронены дома, в Казани, испытать им пришлось много.
По инициативе благочинного I Казанского благочиннического округа отца Алексия (Чубакова) и председателя приходского совета церкви Ярославских чудотворцев Зои Владимировны Ануфриевой справа от кладбищенского храма летом 2005 года была установлена голгофа, на которой выбито:
«Помяни, Господи, всех православных христиан коих захоронения были осквернены и разорены в дни безбожной власти, их же имена Ты веси. Ненавидящих и обидевших нас прости, Господи, не ведят бо, что творят...».
Казанская епархия Русской православной церкви была учреждена соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 года, первым святителем земли Казанской определено было быть игумену Тверского Селижарова монастыря Гурию (Руготину), отправившемуся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и «наказной памятью»: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости освобождать их от суда воевод и наместников.
В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). Первоначально она включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 года, и Вятскую землю. В 1556 году, после завоевания Астрахани, в нее вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI – начале XVII века вновь присоединяемые территории Урала и Сибири.
Значительная часть территории нынешнего Татарстана в XIX – начале XX века входила в состав других епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский и Агрызский районы), Самарской (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский районы,) Симбирской (Буинский, Дрожжановский районы), Уфимской (Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азнакаевский районы).
В первой половине 1920-х годов границы Казанской епархии были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году открыта новая Чебоксарская и Чувашская епархия, в 1993 году – Йошкар-Олинская и Марийская, и с этого времени Казанская епархия включала только территорию Республики Татарстан.
С 1732 года Казанской епархией управляли архиепископы, а с 1738 по 1762 год – епископы. В дореволюционное время архиереи, управляющие Казанской епархией, носили титул «Казанский и Свияжский», кроме митрополита Казанского и Астраханского Гермогена, митрополита Казанского и Болгарского Иоасафа. В 1795-1831 годах казанские архиереи носили титул «Казанский и Симбирский». В советское время до 1950 года архиереи именовались «Казанский и Свияжский», в 1944-1958 годах – «Казанский и Чистопольский», с 1958 года – «Казанский и Марийский». В 1988 году на Казанскую кафедру решением Священного Синода был назначен настоятель Никольского кафедрального собора, секретарь епархиального управления архимандрит Анастасий (Меткин), с 1993 года – архиепископ Казанский и Татарстанский.
С 2012 года Казанская епархия является частью Татарстанской митрополии, в которую входят еще две епархии: Альметьевская и Бугульминская, Чистопольская и Нижнекамская. Главой Татарстанской митрополии был назначен архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий.
По решению Священного Синода от 13 июля 2015 года глава Татарстанской митрополии – митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.*
Архипастыри
Казанская епархия Русской православной церкви была учреждена соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 года. Первым святителем земли Казанской определено было быть игумену Тверского Селижарова монастыря Гурию (Руготину), приехавшему в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом.
По данным Е. Липакова, за годы с момента образования Казанской епархии до наших дней здесь служили более 60 архипастырей, в основном выпускники Казанской духовной академии. Она была учреждена 30 июня 1842 года Высочайшим именным указом и существовала до 1918 года. В числе студентов первого выпуска в 1846 году были известный миссионер Николай Ильминский и протоиерей Александр Владимирский, профессор богословия в Казанском университете, а затем ректор академии. Более 80 выпускников академии стали архиереями, то есть священнослужителями высшей (III ступени) христианской церковной иерархии, или протоиереями (первосвященник – титул, даваемый как награда в Православной церкви).
Многим из тех, кто закончил Казанскую Духовную академию в XX веке, архиерейский сан принес не почет и власть, а тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. В 1918 году были расстреляны более 20 священников. Среди канонизированных в 1990-е годы новомучеников и исповедников – последний ректор Казанской Духовной академии митрополит Анатолий (Грисюк), архиепископ Афанасий (Малинин), архиепископ Варсонофий (Лузин), архиепископ Виктор (Островидов), архиепископ Гавриил (Аболымов), архиепископ Герман (Ряшенцев), архиепископ Гурий (Степанов), епископ Иоасаф (Удалов), епископ Иоанн (Поярков), епископ Иов (Рогожин), епископ Ириней (Шульмин), епископ Иувеналий (Масловский), епископ Симеон (Шлеев), епископ Феодор (Поздеевский) и другие.
За алтарем церкви Ярославских чудотворцев погребены три архипастыря, которые умерли своей смертью: епископ Павел (Флеринский), архиепископ Сергий (Королев) и епископ Иустин (Мальцев). Все трое узнали, что такое безбожие советской эпохи, но, по счастью, остались живы.
Епископ Павел Пугачевский
Епископ Павел (в миру Петр Дмитриевич Флеринский) родился 29 июня 1879 года в селе Федоровка Ставропольского уезда Самарской губернии в семье псаломщика. Духовное образование получил в Самарской духовной семинарии (год выпуска – 1893). Два года работал учителем церковно-приходской школы в Самаре, в 1895 году, служил священником в селах Тарасовка, Александровка, с 1910 года – в селе Большая Глушица Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Пугачевский район Саратовской области).
В мае 1926 года епископ Павел был официально назначен временно управляющим Уральской епархией. 30 декабря 1927 года по указу заместителя Патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) отец Павел стал епископом Котельничским, викарием Вятской епархии, но так и не покинул родных краев, а 27 марта 1928 года, по ходатайству его самого и многочисленным просьбам верующих был оставлен епископом Пугачевским.
10 января 1931 года он был арестован, а 30 апреля был приговорен по статье 58-10 (антисоветская агитация и пропаганда) к пяти годам лагерей. Срок заключения отбывал в поселке на реке Вычегде. Основной работой заключенных была заготовка леса. Последние месяцы заключения из-за болезни сердца провел в больнице.
После отбытия срока в мае 1936 года епископ Павел с разрешения властей поселился в Казани у старшей дочери. Он был уже тяжело болен и не служил. Он не был официально Казанским епархиальным архиереем или временно управляющим епархией. Но в 1938-1940 годах это был единственный архиерей на территории Татарской АССР, находившийся на свободе. Он решал многие церковно-судебные ситуации, отвечал на вопросы верующих.
Скончался владыка Павел 14 октября 1940 года от кровоизлияния в мозг и был похоронен в пятидесяти метрах от алтаря своего последнего храма, на первой пешеходной аллее. Можно предположить, что похороны у самого алтаря были бы восприняты властями как «антисоветская демонстрация». По захоронению его дочери Марии Петровны Флеринской, скончавшейся в 1957 году и похороненной рядом с отцом, можно видеть, где он нашел упокоение в 1940 году. Долгие десятилетия на могиле епископа Павла стоял простой деревянный крест.
1 июня 2004 года его мощи были перенесены с первой пешеходной аллеи за алтарь церкви. На могильном камне начертано духовное стихотворение монахини Марии – его дочери Марии Петровны. Цитата из него:
«…В слезах, смятенье дум гнетущих,
Невыразимо тяжко нам,
Но верим мы за нас живущих,
Молиться будет он и там».
Новый памятник на могиле был сооружен на пожертвования, собранные общиной храма Ярославских чудотворцев. К нему лучше пройти по так называемой Хохряковской тропе (памятники семейного захоронения купца Андрея Михайловича Хохрякова недалеко от церкви хорошо видны с главной аллеи).
Подробнее – «Но верим мы за нас живущих, Молиться будет он и там…»
Архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий
Архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий (в миру Аркадий Дмитриевич Королев) родился 18 января 1881 года в Москве на улице Большая Пресня в купеческой семье. Раннее детство Аркадия прошло в Москве, а затем семейство Королевых поселилось в усадьбе близ деревни Обольяново Дмитровского уезда. Рядом находился Спасо-Влахернский женский монастырь в селе Деденево. Аркадий посещал церковно-приходскую школу в селе Никольское-Горушки и церковь Спасо-Влахернского монастыря.
По окончании начальной школы необходимо было продолжать образование. Но семья нуждалась (он рос без отца), а потому дорогостоящее обучение в гимназии или реальном училище было недоступно. Он продолжил обучение в Дмитровском духовном училище, а потом, с 1896 года – в Вифанской духовной семинарии. В 1902 году Аркадий поступил на казенный кошт в Московскую Духовную академию. В 1906 году закончил обучение, но кандидатского сочинения не представил и был выпущен действительным студентом. Летом 1906 года отправился погостить к отцу Серафиму (Остроумову), который был в это время архимандритом и наместником Яблочинского монастыря св. Онуфрия в Холмской епархии. Эта поездка определила путь дальнейшего служения: он пожелал остаться в Яблочинском монастыре.
20 июня 1907 года он принял монашеский постриг и был наречен именем Преподобного Сергия. В 1908-м рукоположен во иеромонаха, назначен наместником монастыря и заведующим школой псаломщиков, а в 1914 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Яблочинской обители.
Места его дальнейшей церковной службы определялись обстоятельствами, связанными с Первой мировой войной, Октябрьской революцией, взаимоотношениями церковных иерархов Украины, Польши, Чехословакии.
В августе 1916 года смиренный настоятель с горечью и сожалением покинул Яблочинскую обитель. После войны он вернулся назад, но теперь это была другая страна – вся Западная Россия вошла в состав Польского государства.
Указом Св. Патриарха Тихона от 20 октября 1920 года о. Сергий был назначен епископом Бельским с возложением на него временного управления Холмской епархией. Однако он не смог исполнить возложенное на него послушание. Польские власти нового епископа не признали. Он был арестован и в апреле 1922 года вывезен в Чехословакию.
Западноевропейский митрополит Евлогий, бывший епископ Холмский, назначил отца Сергия епископом Пражским и своим викарием в Чехословакии, Австрии и Венгрии.
В жизни русского Зарубежья 20-30-х годов Прага занимала особое положение. Если Париж называли «столицей эмиграции», Харбин «Россией за границей», а Берлин «мачехой русских городов», Прага по праву именовалась «русскими Афинами» или «русским Оксфордом» – как центр образования и науки. Оказавшись в изгнании, многие деятели русской культуры откликнулись на провозглашенную чешским правительством «русскую акцию» и поселились в городе на Влтаве, чтобы там продолжить труды на благо утерянного Отечества.
Из тридцати одного года своего архиерейского служения двадцать четыре (1922-1946) епископ провел в Праге. Неслучайно в эмиграции он известен как Владыка Сергий Пражский.
26 сентября 1950 года его назначают архиепископом Казанским и Чистопольским. В Казань он прибыл 30 октября. Первое архиерейское богослужение совершил в кафедральном Никольском соборе на улице Баумана.
Владыка Сергий внес в богослужебную жизнь Казани свойственный ему творческий дух. Несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье он исправно выстаивал все службы и подолгу прикладывал прихожан ко кресту, давая при этом духовные наставления.
Жил в двухэтажном деревянном домике на перекрестке улиц Лесгафта и Вишневского, среди тишины и деревьев. Интересно, что он не изменил пражскому обыкновению всегда ходить в рясе или подряснике, добираться до храма пешком.
Совершенно неожиданно для окружающих в январе 1952 года жизнерадостный владыка Сергий заболел раком. 3 мая он перенес операцию в одной из московских клиник. Владыка Сергий умер 18 декабря 1952 года. Прощание проходило несколько дней, до 21 декабря. 22 декабря состоялось отпевание. Тело владыки Сергия упокоила могилка за алтарем храма, которую тут же выложили хвоей и искусственными цветами из его комнаты. На ней всегда горит лампада.
Вошли в историю Русской православной церкви слова, которыми архиепископ Макарий почтил своего усопшего собрата:
«Словами твоих достоинств нельзя выразить, слава твоя – это весь народ, собравшийся проводить тебя».
Подробнее об архиепископе Сергии – «Добрая память о нем оставалась везде, где он служил Богу и народу Божьему»
За алтарем кладбищенского храма находится могила монахини Сергии (в миру Чернецкая Людмила Кирилловна), духовной дочери архиепископа Сергия. После его смерти монахиня Сергия всю свою жизнь посвятила собиранию свидетельств о нем, его удивительной способности нести в людские души мир и радость истинного богопознания. Она умерла 16 января 1969 года.
Епископ Казанский и Чистопольский Иустин
Епископ Иустин (в миру Иван Николаевич Мальцев) служил архиепископом Казанским и Чистопольским недолго, с 21 октября 1949 по 4 апреля 1950 года.
Он родился в 1891 году в селе Глубокое Каргопольского уезда Архангельской губернии (ныне Коношский район Архангельской области) в семье диакона. Его родное село было расположено значительно ближе к Вологде, чем к Архангельску, поэтому Иван учился в Вологде, сначала в духовном училище, потом в духовной семинарии. В 1911 году поступил в Казанскую Духовную академию. В 1915 году, после окончания учебы вернулся в Вологду, где 28 ноября был рукоположен во священника и до 1918 года служил настоятелем Покровской церкви Первой женской гимназии и законоучителем этой гимназии, а также Третьей женской гимназии и Вологодского учительского института.
После закрытия в начале 1918 года всех церквей в учебных заведениях он служил в Вологодском кафедральном соборе.
Уже в 1921 году стал обновленцем и с 1921 преподавал на обновленческих Вологодских пастырских курсах. Сама по себе дата перехода в обновленчество свидетельствует о том, что откол от патриаршей церкви был мотивирован не карьеристскими соображениями, а богословскими и политическими взглядами: в 1921 году обновленчество еще не было тесно связано с ЧК и не обещало блестящих перспектив.
После закрытия курсов в 1924 году отец Иоанн Мальцев был переведен протоиереем и настоятелем кафедрального собора в городе Череповце. Фактически именно он до 1931 года управлял Череповецкой обновленческой епархией. В 1931 году был переведен в собор города Кинешмы Ивановской области, где прослужил до его закрытия в 1936 году.
К концу 1939 года обновленческая церковь фактически перестала существовать. Протоиерей Иоанн Мальцев, не снимая сана, окончил бухгалтерские курсы, работал бухгалтером в Кинешме. В 1942 году овдовел, переехал в Вологду к матери и двум сестрам (мать умерла в 1948 году). Единственная дочь отца Иоанна к этому времени закончила вуз и работала учительницей в Воронежской области.
1 октября 1944 года отец Иоанн Мальцев был принят в Русскую православную церковь в сане протоиерея и назначен настоятелем кладбищенской церкви в Вологде. 5 января 1945 года он был пострижен в монахи с именем Иустина, а 8 января (26 декабря по старому стилю) рукоположен в Спасо-Преображенском соборе во епископа Вологодского и Череповецкого. За пять с половиной лет управления епархией он зарекомендовал себя в глазах властей как архиерей, стремящийся к расширению влияния РПЦ. При нем в Вологодской области открылось 17 храмов.
В начале 1949 года он был назначен епископом Псковским и Порховским, а 20 октября 1949 года – епископом Казанским и Чистопольским.
В Казань преосвященный Иустин приехал уже больным и поселился в здании епархиального управления на улице Лесгафта, дом 40. По воспоминаниям старожилов, он отслужил лишь три литургии и слег.
В конце марта 1950 года он официально получил отпуск для лечения. Архиепископ Горьковский и Арзамасский Корнилий (Попов), назначенный временно управляющим Казанской епархией, прибыл в Казань 4 апреля, но уже не застал владыки Иустина в живых: казанский архипастырь умер в 10 часов утра.
Тело владыки Иустина было перевезено в церковь Ярославских чудотворцев на Арском кладбище и захоронено за алтарем.
Захоронения рядом с церковью Ярославских чудотворцев
Могилы священнослужителей атрибутировал краевед, знаток истории православия в нашем крае Анатолий Елдашев. В Интернете сведения есть по многим персонам, которые включены в его список упокоившихся на Арском кладбище.
У Никольского придела, справа от кладбищенского храма, находится крест над могилой известного миссионера, просветителя и ученого, директора Казанской учительской семинарии Николая Ивановича Ильминского (1822-1891). Член-корреспондент Петербургской АН (1870) в 1846-1872 годах преподавал в Казанской Духовной академии и Императорском Казанском университете (с перерывами). В 1863 году основал Казанскую центральную крещено-татарскую школу, в 1872 – Казанскую инородческую учительскую семинарию, директором которой был до 1891 года. Автор учебников для инородческих школ. Переводил на татарский язык духовные и богослужебные книги. Разработал систему христианизации и русификации нерусских народов. Ильминского уже при жизни именовали «апостолом казанских инородцев». Его особенно почитают православные кряшены. Его усилиям в кладбищенской церкви было совершено первое богослужение на кряшенском языке.
Николай Иванович умер 27 декабря 1891 года (8 января 1892 года). На могильном камне начертано «Вечная память. Здесь покоится тело Николая Ивановича Ильминского, великого просветителя инородцев учением Христовым. Скончался 27 декабря 1891 г.». Надгробие изготовлено в московской мастерской Иванова. На обратной стороне памятника воспроизведена молитва на татарском языке.
Слева от церкви, у северного бокового входа, находится надгробие в виде аналоя с евангелием. Это могила ректора Казанской Духовной академии архимандрита Иннокентия (Новгородцева). Годы жизни – 1823-1968, работал на посту ректора с 31 марта 1864 по 20 мая 1868 года.
Судя по историческим публикациям о развитии Казанской Духовной академии, архимандрит Иннокентий оставил о себе память не столько благами делами, сколько желанием выжить из числа преподавателей Н.И. Ильминского. Их конфликт по поводу, чему учить будущих священнослужителей Казанской губернии, где православие соседствует с исламом, пришлось гасить в Казанском учебном округе.
С другой стороны у входа в церковь упокоился Александр Алексеевич Боголюбов, священник. Поиск какой-либо дополнительной информации о нем ничего не дал. Но место захоронения слишком почетно, чтобы это был рядовой священнослужитель.
За алтарем кладбищенского храма хоронили самых известных священнослужителей. С правой стороны церкви – большой белый крест, под которым упокоился иеросхимонах Серафим (в миру Кошурин Василий Семенович), последний из числа братии Седмиозерной пустыни, разгромленной в 1928 году. Он вошел в историю православия в нашем крае как спаситель от поругания мощей преподобного старца Гавриила (Зырянова) и чудотворной Смоленско-Седмиозерной иконы Божией Матери, ныне находящейся в алтаре Петропавловского собора.
Василий Кошурин родился в 1883 году в семье крестьян Костромской губернии. 15 июня 1909 года поступил в Седмиозерную Богородичную пустынь. Пострижен в монашество с именем Вениамин. Был посвящен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. В 1928 году его арестовали и сослали. После ссылки вернулся в Казань. В 1940 году был вновь арестован. Вновь вернулся в Казань, принял схиму с именем Серафим. К открытому церковному служению допущен не был. Старец утешался только выниманием частиц из просфор во время служб в кладбищенской церкви. Умер 9 марта 1969 года.
На могильном камне протоирея Сергия (Алмазова),начертано: «Мир праху твоему». Родился 19 сентября 1892 года, умер 28 сентября 1972 года. Церковное служение С.Я. Алмазова началось 27 сентября 1919 года, когда по благословению епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка) он был назначен псаломщиком церкви Спаса Всемилостивого села Большие Полянки Спасского уезда Казанской губернии. 10 октября 1929 года данный храм был закрыт, после чего Алмазов уехал на Урал, где работал на строительстве. В 1931 году он перебрался в Казань и до 1935 года трудился на строительстве Дома печати, в 1935–1941-м — на кондитерской фабрике «Светоч». После начала Великой Отечественной войны С.Я. Алмазов был назначен на должность охранника одного из военных заводов, где проработал до выхода на пенсию в 1957 году.
23 сентября того года Сергий Яковлевич вернулся к церковному служению и был назначен псаломщиком храма Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка. Вскоре архиепископ Казанский и Марийский Иов (Кресович) рукоположил его во священника и 2 января 1958 года назначил настоятелем Иоанно-Богословского храма села Масканур. Время служения отца Сергия на масканурском приходе совпало с хрущевской антирелигиозной кампанией. В 1960 году власти потребовали совершать богослужения только по ночам под предлогом того, что они мешают сельскохозяйственным работам. Однако батюшка продолжал служить в установленное церковным уставом время, за что незаконно был лишен регистрации.
Рядом захоронение протоиерея Михаила Александровича Евдокимова (1892-1954). На его могильном камне читаем: «Господь Бог, да упокой, да ублажит с праведными причтет и нас помилует, яко благ и человеколюбец». Какие-либо данных о нем мы не нашли.
Протоиерей Борис Федорович Филипповский (1885 – 7 декабря 1957) – выпускник Московской Духовной академии (1914).Сорок три года прослужил священником в храмах Казани: Воскресенской, Евдокиинской церквях, в деревянной церкви прп. Серафима Саровского в Академической слободе. Был законоучителем в Родионовском институте благородных девиц. Долгое время служил священником в кладбищенской церкви. В 2003 и 2005 годах по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия Казанская духовная семинария издала записки Бориса Федоровича Филипповского.
Его могила находится слева за алтарем храма. А могила протоиерея Николая Ивановича Евтропова (16 декабря 1890 – 16 октября 1960) – справа, южнее церкви.
За алтарем церкви упокоился и протоиерей Михаил Николаевич Колокольников (8 октября 1875 – 6 ноября 1956), который до Великой Отечественной войны состоял секретарем обновленческого Казанского епархиального управления. Потом покаялся, был принят в церковное общение и служил в Николо-Покровской церкви Казани. Именно ему исповедовались архиепископ Сергий и епископ Иустин. Несмотря на обновленческое прошлое, в памяти людей сохранились его чрезвычайное человеколюбие и мягкость.
Сразу несколько священнослужителей, упокоившихся на Арском кладбище, носили одну и ту же фамилию – Нечаевы.
Сын священника села Ямаши (ныне Альметьевский район), выпускник Казанской Духовной академии (1802), протоиерей Александр Иванович Нечаев (1776 – 3 января 1851) был настоятелем Крестовоздвиженской церкви при Императорском Казанском университете (1820-1851). Занимался иконописью. До 1837 года преподавал в университете богословие, но был отстранен, так как его образование, полученное в «старой» Казанской академии, не считалось высшим.
Могила Александра Ивановича утеряна. А вот могила его сына – Петра Александровича Нечаева (родился 3 августа 1931), тоже протоиерея, находится за алтарем церкви. Там же могила внука Александра Ивановича – Нечаева Федора Петровича (1890-1932).
Могила протоиерея Константина Евгеньевича Нечаева (15 сентября 1882 – 16 февраля 1958) находится за алтарем кладбищенского храма. Его сын – иерей Вениамин Константинович Нечаев (1912 – 5 ноября 1979) был священником Никольского храма.
Аллею называли церковной
Первую аллею, на которой стоит церковь Ярославских чудотворцев, называли церковной, поскольку на ней чаще всего хоронили почивших преподавателей Казанской Духовной академии и Казанской Духовной семинарии. Многие из них были известными в свое время учеными-богословами, преподавали также в Императорском Казанском университете.
Напротив церкви – захоронение профессора Императорского Казанского университета и Казанской Духовной академии Николая Федоровича Катанова (6 мая 1862 – 9 марта 1922), тюрколога, этнографа, доктора сравнительного языкознания (1907). По данным Анатолия Елдашева из книги «Казанский некрополь», на могиле – кенотаф. Известно, что Николай Федорович был похоронен на кладбище Спасо-Преображенского монастыря, в кремле. Однако позднее краевед изменил свою точку зрения.
«Как и все, я думал, что, учитывая заслуги Катанова, на некрополь церкви Ярославских чудотворцев перенесли только памятник. Теперь узнал, что это не так, – рассказал недавно Анатолий Михайлович на экскурсии по Арскому некрополю. – По просьбе жены супруги сюда было перенесено именно захоронение, ведь скончался он незадолго до разрушения монастырского кладбища.
Мало кому известно, но городские власти обратились в 1928 году к горожанам с предложением перезахоронить останки своих близких».
Николай Федорович был действительным членом Русского географического общества (1894), членом Русского археологического общества (1894). Шестнадцать лет (1898-1914) возглавлял Общество археологии,
Профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский, близкий друг Катанова, в некрологе писал:
«Можно смело сказать, что потеря его ничем не вознаградится. Люди, подобные Николаю Федоровичу, родятся веками... Это был исключительный самородок и единственный человек на всю Россию».
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 29 октября 1991 года, в 1994 году на двухэтажном деревянном доме, где с 1905 по 1922 год жил ученый, была установлена мемориальная доска. К сожалению, этот дом летом 2006 года был разрушен. Ныне переулок, который ранее был Школьным, сегодня называется Катановским.
Подробнее – «Звезда мировой величины» Николай Катанов
А вот на могиле профессора Казанской Духовной академии Михаила Яковлевича Красина (1833-1880) (первая аллея справа) – кенотаф. Его могила утеряна.
Магистр Московской Духовной академии Красин в Казанской академии преподавал физику, затем латинский язык и словесность. В 1875 году был приглашен для чтения лекций по римской словесности на историко-филологический факультет Императорского Казанского университета, где работал до 1880 года, не покидая и академию.
Напротив захоронения выдающих химиков Арбузовых, в глубине с левой стороны, – могила философа и богослова, профессора академии и университета Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937), автора знаменитого исследования «Наука о человеке», посвященного христианской антропологии. После издания в 1898 году этой книги ему присудили степень доктора богословия. После смерти религиозного философа книга «Наука о человеке» несколько раз переиздавалась: сначала в Лондоне (1971), затем в Казани (1994) и последний раз в Санкт-Петербурге (2000). Вот как оценил эту работу ректор академии отец Антоний: «Она звучит как философская музыка». Николай Бердяев писал о нем: это «самое глубокое явление, порожденное оторванной и далекой интеллигентному сердцу почвой духовных академий».
В 1888-1918 годах экстраординарный профессор Виктор Иванович работал в Казанской Духовной академии. О признании ученых и педагогических трудов Несмелова свидетельствуют шесть российских орденов, которыми он был награжден.
В 1931 году он был необоснованно репрессирован и только заслуги сына, чекиста Валентина Несмелова, спасли его от ссылки. Реабилитирован посмертно в 1990 году.
Двадцать лет, с 1917 по 1937, Несмеловы жили в своем доме на улице Второй Солдатской (Достоевского, 52), недалеко от академии. Дом был разрушен летом 2005 года.
На Арском кладбище у Несмеловых семейное захоронение. Вместе с Виктором Ивановичем здесь упокоился еще один его сын - Владимир Викторович, талантливый химик (в военные годы командир огнеметного батальона, разработал зажигательную смесь, с помощью которой подрывали немецкие танки), и его внук Олег Владимирович, историк, который долгие годы возглавлял кафедру в Казанском ветеринарном институте.
Протоиерей Александр Поликарпович Владимирский (1821 – 29 апреля 1906) – выпускник Казанской Духовной академии (1846), доктор богословия, в 1850-1871 годах – профессор Казанского университета, видный специалист по логике и психологии. В 1871-1895 годах – ректор Казанской духовной академии. В 1884-1886 годах ординарный профессор по кафедре введения в круг богословских наук. 3 сентября 1850 года назначен профессором по кафедре православного богословия Казанского университета, преподавал также логику и психологию, с 1863 года – философию. В 1858-1861 годах – декан 1-го историко-филологического отделения философского факультета, в 1864-1871 годах – декан историко-филологического факультета. 16 января 1851 года назначен настоятелем университетской Крестовоздвиженской церкви. 13 августа 1867 года возведен в сан протоиерея.
С 1871 года – главный редактор журнала «Православный собеседник» и «Известий по Казанской епархии». В 1895 году был назначен членом учебного комитета при Святейшем Синоде.
Александр Поликарпович являлся почетным членом Совета Казанского университета (1871), Московской Духовной академии (1887), неоднократно избирался членом совета Братства Святителя Гурия. Награжден орденами св. Анны III (1866), II (1866) и I степени (1885), св. кн. Владимира IV (1872), III (1875) и II степени (1892), св. Александра Невского (1896).
Захоронение Александра Поликарповича Владимирского – в начале Центральной аллеи с левой стороны. Оно считалось утраченным. Наверное, потому, что искали его у церкви, а нашли уже в ходе акции "Казанские некрополи" в другом месте.
Между Центральной и 1-й пешеходной аллеями находится захоронение профессора Казанской Духовной академии Ивана Михайловича Покровского (17 января 1865 – 19 апреля 1941). Преподавал в академии в 1895-1918 годах. Доктор церковной истории (1905), профессор по кафедре русской церковной истории (1906). Автор трудов по истории архиерейского дома, монастырей Казанской епархии, экономике Казанского края XVI-XVIII веков, источниковедению.
Профессор Покровский стоял у истоков архивоведения в ТАССР. До 1928 года он работал в Центральном архиве ТАССР. После Октябрьской революции сохранил от уничтожения фонды консистории, академии, семинарии, а также учительской семинарии. Иван Михайлович скончался накануне войны в кабинете директора Государственного музея ТАССР в момент передачи в дар хранилищу редких документов.
В одной ограде рядом с ним упокоились его жена Вера Игнатьевна Акатьева, сын Петр и дочь Надежда. За могилами ухаживает семья его внучки Ольги Викторовны Троепольской. Усилиями родственников сохранен дом по бывшей улице Первой Солдатской, рядом с Чеховским рынком, который Иван Михайлович построил в 1902 году (ныне – улица Шмидта, 6). На двухэтажном деревянном особняке установлены две мемориальные доски, на которых на русском и татарском языках начертано:
«Дом И.М. Покровского. Памятник истории охраняется государством. В этом доме в 1902-1941 годах жил ученый-историк и краевед, профессор Иван Михайлович Покровский. В 1929-1989 годах жил ученый-геолог-нефтяник, профессор Виктор Иванович Троепольский».
Между Центральной и 1-й пешеходной аллеями находится захоронение богослова и исследователя истории русской словесности Ивана Яковлевича Порфирьева (1823-1890). Он родился в семье священника села Отары Уржумского уезда Вятской губернии. С золотой медалью окончил Вятскую гимназию. С 1848 года – в Казанской Духовной академии, с 1859 года – профессор.
В 1855 году в Казанскую академию прибыла Соловецкая библиотека с ее драгоценными письменными памятниками русского слова и мысли, и ее хранитель Порфирьев стал одним из первых работников при изучении ее рукописей. В 1873 году он был возведен в степень доктора богословия за свое сочинение о древних апокрифах – плод его долговременных занятий рукописями Соловецкой библиотеки. В 1873 году был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности. С 1880 года имел чин действительного статского советника.
В семейном некрополе Порфирьевых упокоились сын Ивана Яковлевича Всеволод, дочери Ольга и Августа, муж Ольги – профессор Казанской Духовной академии Иван Петрович Гвоздев (1821-1873).
В 1857 году Иван Петрович получил звание экстраординарного, в марте 1865 года – ординарного профессора по кафедре древней всеобщей гражданской истории. С 21 июня 1869 года он занял место инспектора академии и был утвержден в этой должности 2 октября того же года. В 1869 году оставил за собой преподавание всеобщей древней гражданской истории. Со 2 июня по 28 июля 1870 года Гвоздев исполнял обязанности ректора, с 15 августа того же года состоял членом совета и правления академии.
В 1873 году Иван Петрович Гвоздев был награждён орденом Святой Анны II степени, но умер раньше получения его, в ночь с 5 на 6 августа, от апоплексического удара.
На семейном участке – и могила востоковеда-арабиста Гордия Семеновича Саблукова (1803 – 29 января 1880). Он работал в Казанской Духовной академии в 1849-1862 годах. Был приглашен в Казань по инициативе Н.И. Ильминского из Саратовской духовной семинарии. К этому времени уже успел проявить себя как незаурядный знаток ислама, арабского и татарского языков. Автор одного из первых русских переводов Корана (1878), трудов по истории Поволжья и Золотой Орды, нумизматике, археологии, этнографии.
В конце 1-й первой пешеходной аллеи упокоился видный церковно-общественный деятель, известнейший исследователь раскола Николай Иванович Ивановский (1840 – 25 октября 1913). Сын священника Архангельской епархии, выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии, действительный статский советник, почетный член и заслуженный ординарный профессор Казанской Духовной академии, издатель памятников древнерусской письменности. С 1873 года – редактор журнала «Православный собеседник». С 1869 года – профессор кафедры истории и обличения русского раскола Казанской Духовной академии. Прослужил в академии 45 лет. В 1883 году удостоен степени доктора богословия.
Деятельный член Братства святителя Гурия. На протяжении почти сорока лет Ивановский вел большую практическую работу по воцерковлению раскольников, проводя публичные собеседования со старообрядцами в городах и селах Казанской губернии. Он приложил много трудов и забот в устроении единоверческих храмов. Его миссионерская деятельность приобрела всероссийскую известность. Николай Иванович был награжден орденами св. Анны II и III степеней, св. Владимира IV степени, Станислава II степени.
Его дом на улице Ново-Горшечной (ныне Бутлерова) и дачу в Васильево в июле 1897 года посетил Иоанн Сергиев Кронштадтский во время своего пребывания в Казани.
Отпевание Н.И. Ивановского было совершено 28 октября 1913 года в храме духовной академии. Впоследствии на его могиле был установлен большой крест из черного мрамора.
Несколько священников упокоились на 2 пешеходной аллее.
В начале аллеи, с правой стороны - могила профессора, доктора богословия, историка и православного публициста Александра Федоровича Гусева (1842 – 8 июля 1904), автора сочинения «Основные религиозные начала графа Льва Толстого», за которое он получил степень доктора богословия. Преподавал в Казанской Духовной семинарии, был профессором кафедры богословских наук.
Его полемике с дарвинизмом, материализмом, философией позитивизма, а также разбору взаимоотношений христианства, науки и философии были посвящены многочисленные статьи известного богослова в журналах «Гражданин», «Православное Обозрение», «Православный Собеседник», «Вера и разум». Полемизировал он и со старообрядцами. Профессор Гусев был не кабинетным, отрешенным от современной жизни богословом, а писателем, внимательно следящим за течениями общественной жизни. Его статьи были посвящены вопросам, которыми интересовалось общество.
На могиле Александра Федоровича установлен крест из черного мрамора.
Первый кряшенский священник Василий Тимофеевич Тимофеев (1836 – 2 (14).12.1895) был выдающимся миссионером, просветителем, педагогом, заведовал Центральной крещено-татарской школой. Отца Василия уже при жизни называли «первенцем инородческого священства», «первым учителем старокрещенных татар Казанского края». С именем Тимофеева тесно связано основание и развитие его основного детища – центральной крещено-татарской школы. Н.И. Ильминский, познакомившись с Тимофеевым, устроил его практикантом татарского языка в Казанскую Духовную академию.
Крещено-татарская школа представляла собой неполное среднее учебное заведение, в которое на казенное содержание или за мизерную плату принимались выпускники начальных школ Братства Святителя Гурия и миссионерских школ, открытых в большинстве кряшенских деревень. Обучение в школе продолжалось четыре года, для завершения среднего образования необходимо было доучиваться в старших классах учительской семинарии. Школа сыграла важную роль в ликвидации неграмотности среди кряшен, по существу, явилась колыбелью формирования кряшенской интеллигенции и становления института священства среди кряшен.
Более 30 лет трудился Василия Тимофеева на ниве просвещения, неразрывно связав свое имя с именем основоположника инороднического просвещения Н.И. Ильминского.
В 1869 году в его жизни произошло знаменательно событие – он был рукоположен во священника. За свои просвещенческие труды отец Василий был награжден золотой медалью для ношения на шее с надписью: «За усердие» (1866), золотым наперсным крестом (1887), орденом Св. Анны III ст. (1892). В 1870 году был награжден императором Александром II премией в 500 рублей.
Выпускник Казанского духовного училища протоиерей Гавриил Николаевич Спасский (1825 – 31 декабря 1906) был священником Сергиевской церкви при Доме Призрения неимущих граждан, известном как Ложкинская богадельня. Это был неутомимый сборщик пожертвований в пользу бедных и инвалидов.
Памятник на могиле Гавриила Николаевича в виде черного прямоугольника из гранита изготовлен в московской мастерской А.И. Богатова.
На 2-й пешеходной аллее, с правой стороны, в глубине, у сосны, находится семейная усыпальница Маловых, где захоронено семь человек: протоиерей Евфимий Александрович Малов (1835-1918), его жена Малова Антонина Александровна (1848-1933), их дочери Мария (1872-1938), Ольга (1882-1967) и Наталья (1887-1970), сватья Соловьевы Михаил Терентьевич (1849-1918) и Ольга Константиновна (1857-1941). За могилами ухаживают педагоги и учащиеся казанской школы-интерната №6 для глухих детей.
Евфимий Александрович, сын священнослужителя, уроженец Симбирской губернии, был православным миссионером. С 1863 года преподавал в Казанской Духовной академии. Экстраординарный профессор с 1868 года. В 1870-1884 годах заведовал кафедрой древнееврейского языка и библейской археологии. Заслуженный профессор Казанской Духовной Академии по кафедре противомусульманских миссионерских предметов. Член-сотрудник (1884), действительный член (1895) Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.
Евфимий Александрович жил на улице Академической, дом 10, недалеко от академии. Его сын – Сергей Ефимович Малов (28 января 1880, Казань — 6 сентября 1957, Ленинград), специалист по тюркским языкам, был известным востоковедом-тюркологом – перевел и опубликовал своды древнетюркских рунических надписей. Член-корреспондент АН СССР.
На 2-й пешеходной аллее справа – один памятник на двоих. Сначала здесь упокоился историк и богослов Яков Алексеевич Богородский (14 октября 1841 – 31 июля 1920), выпускник Казанской Духовной академии (1868). В 1868-1870 он преподавал в семинарии, в 1870-1899 – в академии, профессор кафедры библейской истории (1882), Ветхого и Нового Заветов, доктор богословия (1884). Автор трудов по библейской истории и истории еврейского народа в библейские времена.
Подробнее – Чудесная возможность – ощутить связь времен. Дневник богослова Якова Богородского
В 1943 году здесь ;t похоронили доктора химических наук Алексея Яковлевича Богородского, сына Якова Алексеевича (родился 8 ноября 1870 года). Среднее образование Алексей получил в первой Императорской Казанской гимназии, по окончании курса которой поступил на юридический факультет университета, но осенью 1890 года перешел на естественное отделение физико-математического факультета. Выдержав в 1894 году испытание в физико-математической испытательной комиссии и получив диплом 1-й степени, с 1 января 1895 по 1 января 1898 года состоял профессорским стипендиатом при кафедре химии. В 1898-1930 годах работал в Казанском университете, с 1912 года – профессор, с 1917 года – заведующий кафедрой неорганической химии, с 1930 года – заведующий одноименной кафедрой Казанского химико-технологического института. Автор трудов по физико-химии расплавленных солей.
В течение ряда лет ученый был консультантом завода № 40 (ныне Казанское НПП им. Ленина), участвовал в работе Комитета по химизации при Госплане ТАССР. Его заслуги перед республикой были высоко отмечены: в 1940 году он стал заслуженным деятелем науки и техники ТАССР.
Их могилы утеряны
Богословский Михаил Иванович (1844 – 4 июля 1915) – профессор богословия. Выпускник Казанской Духовной академии (1864). В 1871-1918 годах работал в академии, с 1886 года – профессор. Автор трудов по истории Нового Завета.
Волков Андрей Кононович (1844-1902) – ученый-философ, профессор Казанской Духовной академии.
Воронцов Николай Александрович (1874 – 10 февраля 1916) – протоиерей; настоятель Петропавловского собора. В 1894 году окончил Астраханскую духовную семинарию, в 1898-м – Казанскую Духовную академию, потом преподавал в семинарии. Служил в Пятницкой церкви.
Воскресенский Иван Степанович (1809 – 30 апреля 1837) – профессор Казанской духовной семинарии.
Гагаев Тимофей Терентьевич (1836 – 25 октября 1889) – иконописец из Владимирской губернии. В 1853 году расписал иконы в иконостасе Николо-Вешняковской церкви. В 1855 году подновил величественный пятиярусный иконостас казанского кафедрального Благовещенского собора. Иконы были расписаны в строго византийском стиле. В 1865-1867 годах расписал иконостас Петропавловского собора
Гусев Дмитрий Васильевич (умер в 1894 году), магистр Казанской Духовной академии, в которой преподавал патрологию. С 1885 года профессор. Автор трудов по догматическому богословию и патрологии.
Добротворский Иван Михайлович (1832 – 9 сентября 1883) – ученый-богослов, профессор Казанской Духовной академии и Казанского университета. Кенотаф установлен в начале 1-й аллеи, с левой стороны.
Зефиров Михаил Михайлович (1826 – 4 марта 1889) – выпускник Казанской духовной академии (1850), протоиерей, профессор Казанской Духовной академии, доктор богословия.
В академии он вел почти затворническую жизнь, изучил немецкий язык и перечитал массу немецких книг из академической библиотеки. Любимыми его науками были словесность и монголоведение, много переводил с немецкого богословских статей, перевел целый курс христианской морали Гиршера.
Сразу наметил посвятить свое будущее служению церкви. По окончании курса был назначен в Саратовскую духовную семинарию преподавателем логики, психологии и патристики, но через год перешел уже в Казанскую Духовную академию на кафедру патрологии. Здесь он примкнул к существовавшему тогда в академии бакалаврскому литературному кружку, полюбил и новую тогда еще науку – патрологию, которую читал 5 лет.
В 1854 году он был определен на должность эконома, просил определить его и священником к академической церкви, но в этом ему было отказано. Однако решение принять священный сан было бесповоротным, и 30 мая того же года он был посвящен в священники к приходской Богоявленской церкви в Казани, где работал до 1862 года.
В 1861 году происшедшее на экзаменах столкновение профессора Зефирова с архиепископом казанским Афанасием было поводом к увольнению его в ноябре 1862 года из академии. Оставшись приходским священником и членом духовной консистории (с 1859), Зефиров был долгое время в опале; в 1863 году получил законоучительские уроки во 2-й Казанской гимназии. Принимал живейшее участие в судьбе крещено-татарской школы профессора Н.И. Ильинского
В 1867 году был избран в члены правления Казанской духовной семинарии, а в начале 1869-го стал ректором родной ему Тамбовской семинарии, где проработал до 1871 года. В 1871 году был определен профессором богословия в Казанский университет, в 1880-м – в Казанский ветеринарный институт. В 1881 году избран в почетные члены Казанской Духовной академии. В 1885 году Михаил Михайлович Зефиров вышел в отставку, оставив до 1888 года за собой занятия только в ветеринарном институте.
Терновский Сергей Алексеевич (1847 (1848?) – 1916) – профессор кафедры древнееврейского языка и библейской археологии Казанской Духовной академии, богослов, доктор церковной истории (1899), экстраординарный профессор (1899). В 1897-1903, в 1907-1916 годах – редактор журнала «Православный собеседник». Автор трудов по библейской археологии, по истории восточных православных церквей.*
Выпускник Казанской Духовной академии, протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков (1855 – 31 марта 1933) родился в селе Прудки Касимовского уезда Рязанской губернии. В 1892-1918 годах был ключарем, позже настоятелем Благовещенского собора, а также хранителем богатейшей соборной ризницы. Автор исследований по истории Благовещенского собора и храмов Свияжска.
В сентябре 1918 года ушел из города с белогвардейцами, доехал до Омска. Вернулся в Казань зимой 1919 года, ко дню Святой Пасхи. Служил в кладбищенском храме. Одно время жил в бараке на Арском кладбище.
По некоторым сведениям, погребен недалеко от церкви. Многолетние поиски его могилы родными, в том числе сыном – Василием Яблоковым (1892-1975), математиком, заслуженным деятелем науки ТАССР (1954), а также историками-краеведами успехом не увенчались.
Сегодня на семейном погосте Яблоковых на Немецком участке, в глубине - деревянный крест-кенотаф Яблокова-старшего, а также захоронения его сына - Василия Андреевича, и его внука - Юрия Васильевича, тоже профессора (1933-2012), физика, доктора физико-математических наук, заслуженного деятеля науки РТ, сподвижника Е.К. Завойского.
Полный перечень церковных захоронений Анатолия Елдашева – http://www.hram-klad.narod.ru/i.html
К сожалению, мы упомянули далеко не обо всех священнослужителях. Значительная часть могил утеряна. О ком-то нет никакой информации.
Надеемся на помощь наших читателей, которые сообщат сведения о своих родственниках или знакомых.
Список захоронений открыт…
Примечание
* После смерти митрополита Феофана в 2020 году Казанскую и Татарстанскую митрополию возглавляет митрополит Кирилл.
20 ноября 2023 года, в третью годовщину преставления ко Господу митрополита Феофана (Ашуркова), в храмах и монастырях Татарстанской митрополии были вознесены сугубые молитвы об упокоении души приснопоминаемого архипастыря.
* В ходе летних исследований Арского кладбища 2022 года была найдена могила профессора Казанской Духовной Академии Сергея Александровича Терновского, которая считалась утерянной. Он похоронен на 2-й пешеходной аллее, сразу за склепом профессора медицины Николая Виноградова (левая сторона).