Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Тогда тёплая слеза друга капнула бы на безмолвное вместилище моего праха»
- 02 октября 2017 года
В книге Анатолия Елдашева «Утраченные монастырские некрополи Казани» мы нашли два документа, которые, увы, подтверждают, что проблемы, которые мы сегодня решаем в ходе акции «Казанские некрополи», не нова. Она существовала и раньше.
Напоминаем, что осень – хорошее время для посещения погостов. Надо будет убрать опавшую листву, траву. Ее в нынешнее дождливое лето так много.
Убрав семейные захоронения, посмотрите на соседние могилы. Там тоже стоит прибраться. Возможно, у усопших нет родственников или их жестокосердные души не зовут их сделать то же самое.
Напомним про ближайшую родительскую субботу. 4 ноября – Дмитриевская родительская суббота. Эта родительская суббота – как день памяти по погибшим – пришла к нам со времен Дмитрия Донского. Сейчас в эту субботу церковь поминает всех усопших христиан.
11 сентября 2017 года, понедельник. Этот день является днем памяти павших православных воинов, он установлен еще в XVIII веке по указу Екатерины II после русско-турецкой войны.
11 сентября также день усекновения главы Иоанна Предтечи, погибшего за истину. Верующие держат 11 сентября строгий пост.
По Казанским кладбищам
В одном из своих писем казанский поэт Г.П. Каменев писал из Москвы в Казань к другу своему С.А.Москотильникову:
«Если бы я возвратился в Казань... Если бы я окончил там печальную жизнь мою, под тенью сосновой рощи, покоился бы в объятиях общей нашей матери. И когда весеннее солнце вызвало бы жителей города в приятное место монастыря Кизического; когда молодая травка начала бы опушать камень на моей могиле; тогда, – о мысль утешительная! – тогда тёплая слеза друга капнула бы на безмолвное вместилище моего праха».
Эти печальные мысли поэта, высказанные им в период его «ипохондрии» в 1800 году, скоро получили реальное осуществление. Молодой казанский поэт скончался. Его другу пришлось хоронить его именно в сосновой роще, почти рядом с могилой рано умершего его отца...
На чугунных больших плитах отчетливым ровным шрифтом отлиты имена погребенных.
«Господи! Прими дух мой с миром. Здесь погребено тело коммерции советника Гавриила Петровича Каменева, скончался в 1772 году февраля 3 дня. Жизни его было 32 года.
В ком некогда пылал небесный чистый пламень,
Кто добродетель чтил,
Кто был несчастных друг,
Кто бедного любил,
Того остывший прах здесь кроет хладный камень».
Об этой надписи мы находим у Агафонова Н.Я., Боброва Е.А., но нет упоминания у них, что она за это время реставрировалась.
На плите мы находим крупную хронологическую ошибку: Каменев Г.П. скончался 3 февраля 1772 г. При реставрации перепутали даты рождения и смерти... и погубили ценный памятник казанской литературной старины... кладбище содержится неряшливо и небрежно.
Заслуживает внимания могильная плита памятника Дряблова своей своеобразной красивой орнаментикой, напоминающей древнюю вязь. Таких памятников нет более ни на Кизическом, ни на Арском кладбищах.
Мраморный памятник графа Толстого И.А. разрушается, он сломан и валяется на расстоянии сажени от своего постамента.
На Казанских кладбищах гибнет память о старых деятелях, гибнет история города, его культурной жизни.
Должно наступить лучшее время охраны и заботы о памятниках!
Ильинский
Камско-Волжская Речь.
2 августа 1916, вторник, №170
От редакции:
Кладбище Кизического монастыря было разрушено. На его месте после постройки Дворца химиков разбили сквер. В настоящий момент монастырь действующий, монастырские постройки реставрированы. По возможности приведена в порядок часть кладбища, которая находится на территории монастыря. На улице Декабристов, недалеко от монастыря, установлен общий поминальный крест.
Об уважении к кладбищам
Очень часто приходится встречать кладбища, места, места вечного покоя усопших, в самом безобразном состоянии. И это тем более обидно, что этот вечный покой их должен со стороны живых нарушаться молитвой более или менее частой и продолжи тельной. А если кладбище загрязнено отбросами, то это – ясный признак, что оно посещается уже вовсе не часто и не продолжительно...
Но есть еще сторона в этом деле уже вовсе недопустимая и являющаяся самым верным показателем бездеятельности местного приходского священника: это обломанные кладбищенские кресты, валяющиеся в грязи, попираемые скотом... Это грех пастыря совершено не простительный: неужели у него нет настолько внимания и любви ко св. кресту, что он не может найти свободного времени, и подобрать хотя бы в церковную ограду валяющиеся на кладбищах святые кресты?
Как постоянную отговорку в подобных случаях и стремление как-нибудь снять с себя очевидную вину, приходится выслушивать ссылку, что вблизи нет достаточного количества леса, доступного для крестьян по цене, весьма возможно, что это так. Но в таком случае деревянную ограду можно заменить более дешевою оградой из колючей проволоки; по моим проверенным расчетам такая ограда обойдется в 3-4 раза дешевле деревянной в местах безлесья. А стоит такой проволокой оградить кладбища, как на них сейчас же будут расти и деревья, и кладбища примут достодолжный вид.
Но так или иначе, а их нужно охранять в чистоте и опрятности и нужно приучать православных христиан к молитве по усопшим, а не к попиранию места их погребения – скотом.
Епископ Андрей
Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1910 год. – Казань: центральная типография. – С. 1116.
От редакции:
Надругательство над крестами сегодня приобрело массовый характер. И совершают его не вандалы, а обычные люди. Руководствуясь благими пожеланиями, они меняют старые надгробья на новые. Вместо крестов чаще всего устанавливаются современные памятные стелы. А кресты выбрасываются, иногда прямо рядом с могилами.
Между тем это большой грех. Самое простое, что можно сделать в этом случае - вынести крест на главную аллею, чтобы работники кладбища могли его убрать в более подходящее место.