Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
История Кизического монастыря от епископа Никанора
- Анатолий ЕЛДАШЕВ, краевед
- 14 октября 2002 года
Современный исследователь, изучающий историю возникновения, развития, разрушения и возрождения Кизического монастыря, не может обойтись без подробнейшего описания обители и монастырского некрополя, которое оставил нам епископ Никанор, опубликовавший свои записки в 1891/1892 годах, к 200-летию монастыря.
Никанор (Каменский Никифор Тимофеевич) (1847-1910) – религиозный деятель, богослов, историк-краевед. С 1870 года преподавал в Казанской учительской семинарии, с 1879 года – ректор Казанской духовной семинарии. В 1889-1893 гг. – епископ Чебоксарский, одновременно руководил церковно-учебными заведениями Казанской епархии. С 1908 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. Автор трудов по догматическому и нравственному богословию, истории Казани и Казанской губернии. Так представляет этого человека Татарский энциклопедический словарь (Казань. 1999. С.399).
Отметим, что рукопись его разысканий объемом в 52 страницы хранится в фондах Национального архива Республики Татарстан
(Никанор (Каменский). Казанский Кизический монастырь. Исторический очерк его двухсотлетнего существования. Казань. 1891; Кладбище Кизического монастыря. История его описания. Казань. 1892; Известия по Казанской епархии, издаваемые по Казанской Духовной академии за 1891 год. Казань. 1891. С.429-442); Известия по Казанской епархии, издаваемые по Казанской Духовной академии за 1892 год. Казань. 1892. С.362-367, 392-400, 457-464, 519-527, 886; Известия по Казанской епархии, издаваемые по Казанской Духовной академии за 1893 год. Казань. 1894. С.154-159).
Кладбище состояло из пяти участков (по епископу Никанору – частей). На первом участке захоронения производились с 1772 по 1889 годы, на втором – с 1794 по 1890 г., на третьем – с 1782 по 1889 г., на четвертом – с 1747 по 1891 г. Пятый участок – по времени был наиболее поздним - с 1825 по 1892 г.
При анализе книги епископа Никанора нами выявлено, что на первом участке имелось 54 захоронения, на втором – 154, на третьем – 301, на четвертом – 149 и на пятом – 80. Всего 738.
Мы отдаем себе отчет, что это далеко не полные сведения, ибо еще в середине XIX века были утеряны древние диптихи с именами усопших. В списках епископа Никанора отсутствуют сведения обо всех захоронениях конца XVII и XVIII столетий, вплоть до 1772 года.
Также мы не располагаем именами усопших и после 1892 года. Хотя имеются отрывочные сведения о том, что захоронения на погосте велись вплоть до начала первой мировой войны и даже позже. Поэтому вполне резонно считать, что на этом кладбище нашли свой последний приют не менее двух тысяч человек.
В советское время кладбище, как и большая часть монастыря, были разрушены, особенно в послевоенный период – в 1956-1964 годы, когда его камни пошли в фундамент Дворца культуры химиков и в укрепление спрямленного правого берега реки Казанки в Кировском районе.
На монастырском погосте нашли последнее упокоение многие известные люди города: губернаторы и градоначальники, профессора Казанского университета и ученые, просветители, купцы и духовенство.
Назовем в хронологическом порядке лишь некоторых из длинного списка усопших.
Дряблов Иван Федорович (1727-1774) – фабрикант, голштинской коммерции советник, первый в истории Казани городской голова (1767-1769), унаследовал от Михляева суконную фабрику и дом (ныне ул. М.Джалиля, 9 - во дворе фабрики), в котором останавливались Петр I (1722) и Екатерина II (1767).
Каменев Петр Григорьевич (1740-1776) – купец 1-й гильдии, бургомистр городского магистрата, затем городской голова (1773-1775), умер в звании президента Казанского губернского магистрата; является отцом поэта Г.П.Каменева и дедом казанской поэтессы Александры Андреевны Фукс. Пользовался в городе большим почетом, получил из рук Екатерины II шпагу. На его похоронах присутствовала вся городская знать.
Трубецкой Александр Николаевич (умер в 1789 г.) – князь.
Баратаев Семен Михайлович (1745-1799) – грузинский князь, казанский наместник (1787-1796), генерал-майор (1789). Известен как один из руководителей строительства порохового завода (1782-1788). При его непосредственном участии в 1791 году был открыт русский публичный театр на улице Воскресенской (ныне Кремлевская), в доме купца Челышева. В городе существовала улица Баратаевская (с 1893 г. – ул. Лобачевского). Рядом с ним захоронены его жена, дети, внуки, зять.
Каменев Гавриил Петрович (1772-1803) – заметный представитель предромантизма – литературного течения на рубеже классицизма, сентиментализма и романтизма. Автор поэм “Громобой” (1796), “Громвал” (1804).Творчество Каменева было известно А.С.Пушкину, который высоко ценил его балладу “Громобой” и называл его предтечей русского романтизма. Каменев жил в Казани на бывшей улице Воздвиженской (ныне ул. Карла Маркса, 15) и любил проводить время в сосновой роще на кладбище. Он называл это место “Хижицы” и описал в своих произведениях. “В трех верстах от Казани возвышаются стены Кизического монастыря. Вот место, которое питает мою меланхолию, вот куда я часто прихожу грустить и проливать слезы!.. Иногда сижу под тению его башен, рассматриваю картину окрестности и погружаюсь в томную, унылую задумчивость. В прекраснейшей перспективе виден весь город, по правую сторону несколько селений, а по левую, к самым стенам монастыря, примыкает сосновая роща; она ни зимою, ни летом не переменяет виду своего, и белеющиеся башни придают нечто печальное мрачной ее зелени...”
Мансуров Борис Александрович (1754-1814) – казанский губернатор, зять С.М.Баратаева.
Желтухин Федор Федорович (умер 1817) – бывший правитель Казанского и Вятского наместничеств.
Толстой Илья Андреевич (1757-1820) – граф, дед писателя Л.Толстого, казанский губернатор в 1815-1820 гг. Участвовал в ликвидации последствий казанского пожара 3 сентября 1815 года, занимался вопросами благоустройства города.
Кондырев Петр Сергеевич (1789-1823) – разносторонний передовой ученый, политэконом, профессор. Был среди первых студентов Казанского университета.
Желтухин Петр Федорович (1778-1829) – ревизор Казанского университета, “полномочный председатель Диванов княжеств: Молдавии и Валахии, Киевского военного губернатора, свиты Его Императорского Величества генерал-лейтенант и кавалер”, сын Федора Федоровича Желтухина.
Хворое Федор Иванович (умер1830) – именитый купец, городской голова в 1812-1814 гг. и в 1821-1823 гг. Существовал Хворовский переулок – между улицами Георгиевской (Свердлова) и Ново-Горшечной (Бутлерова), где находился пивоваренный завод Хворова.
Андрузский Михаил Яковлевич (умер 1836) – председатель Казанской уголовной палаты.
Петонди Елизавета Филипповна (умер 1836) – мать строителя монастырской колокольни, архитектора Фомы Ивановича Петонди.
Яковкин Илья Федорович (1764-1836) – директор 1-й Казанской гимназии, первый руководитель Казанского университета, профессор.
Мельников Герасим Степанович (умер 1840) – городской голова в 1833-1835 гг.
Архимандрит Гурий (умер 1842) – один из видных и деятельных настоятелей Кизического монастыря (1830-1842).
Тебеньков Яков Петрович (1781-1847) – генерал-лейтенант, командир Казанского порохового завода.
Берх Иван Петрович (умер 1849) – командир Казанского порохового завода.
Москотильников Савва Андреевич (1768?-1852) – литератор, юрист, массон, филантроп, друг поэта Г.П.Каменева и издателя Н.И.Новикова.
Мандрыка Николай Яковлевич (1777-1853) – генерал-лейтенант, начальник IV округа корпуса внутренней стражи.
Симонов Иван Михайлович (1794-1855) – известный ученый и путешественник, астроном. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1829), почетный член многих русских и западноевропейских научных обществ и учреждений, действительный статский советник, выпускник Казанского университета, впоследствии был его преподавателем, профессором, деканом математического факультета, организатором астрономической обсерватории, первым директором магнитной обсерватории (с 1844), ректором (1846-1855).
Автор трудов по наблюдательной астрономии, геодезии, земному магнетизму. В составе экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева совершил в 1819-1821 гг. кругосветное путешествие, участвовал в открытии Антарктиды и свыше тридцати островов в Атлантическом и Тихом океанах, один из которых в группе Фиджи носит имя Симонова, а также северо-восточный мыс на острове Петра I. Этой экспедиции, в составе которой Симонов был единственным ученым, суждено было завершить эпоху великих географических открытий. Похоронен рядом с женой Марфой Петровной (урожденной Максимович).
Грубер Ераст Андреевич (умер 1859) – попечитель Казанского учебного округа, тайный советник, товарищ Г.Р. Державина и С.Т. Аксакова.
Котелов Иван Николаевич (1789-1860) – купец 1-й гильдии, владелец кожевенного завода в Ягодной слободе. Благодетель монастыря. Жулин Иван Дмитриевич (умер 1866) – купец, владелец кожевенного завода.
Чертов Аркадий Апполонович (умер 1867) – казанский долгожитель, проживший 105 лет, участник заграничных походов А.В.Суворова.
Мергасов Николай Иванович (умер 1870) – помещик, гвардии капитан, владелец дома (ныне ул.Кремлевская, 25). Существовал Мергасовский переулок – ныне часть улицы К.Наджми (от ул. Кремлевской до Черного озера).
Попов Александр Федорович (1816-1879) – математик, член Императорской академии наук, ученик Н.И.Лобачевского, принявший от учителя кафедру математики.
Заринский Платон Егорович (1830-1881) – протоиерей, известный казанский историк, удостоен Уваровской премии 1877 года за сочинение “Очерки древней Казани”.
Вениаминов-Башарин Николай Матвеевич (1807-1883) – купец. Благодетель монастыря.
Сахаров Иван Алексеевич (умер 1885) – директор 1-й Казанской гимназии, окружной инспектор Казанского учебного округа.
Ковалевский Николай Осипович (1840-1891) – основатель казанской школы физиологии, профессор, ректор Казанского университета, действительный статский советник. Исследовал механизмы рефлекторной регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Сын известнейшего востоковеда Осипа Михайловича Ковалевского, брат живописца Павла Осиповича Ковалевского.
Здесь же в большинстве случаев хоронили монахов и монахинь казанских монастырей. Свое место имел Казанско-Богородицкий девичий общежительный монастырь I класса.
А вот монашествующие Кизического монастыря, как ни странно, своего уголка, по сведениям епископа Никанора, не имели, и их хоронили на разных участках погоста. После прихода советской власти жизнь монастыря резко изменилась. В 1918 году обитель была закрыта, монахи изгнаны. Монастырь подвергся разорению.
В 1930-е годы были разрушены основные постройки монастыря, а оставшиеся помещения переданы в ведение районного военного комиссариата. В нем также размещались жилые и складские помещения, гаражи...
27 декабря 2001 года мэр Казани К.Исхаков подписал постановление о передаче комплекса Кизического монастыря Казанской епархии Русской православной церкви Московского патриархата. Была передана та часть, которая подверглась пожару – надвратный храм в честь равноапостольного князя Владимира. 4 января 2002 года наместником Кизического монастыря назначен архимандрит Даниил (Могутнов).
С этого же времени начались реставрационные работы, которые продолжаются и по сей день. 7 января 2002 года Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий в казанском соборе Петра и Павла торжественно освятил икону девяти мучеников Кизичевских.
Как сказано у Экклезиаста: “Время разбрасывать камни и время собирать камни”.
Ныне по благословению Владыки Анастасия, стараниями и трудами архимандрита Даниила монастырь стал возрождаться. Обитель находится почти в центре большого Московского района, в котором нет ни одного храма, так что значение этого события переоценить трудно.
Есть надежда на возрождение добрых традиций, так прославивших монастырь в прежние времена, ведь добрые традиции укрепляют дух веры. Наш нравственный долг перед ушедшими поколениями – восстановить порушенную обитель и могильные камни некрополя на первых порах наиболее выдающимся землякам, внесшим значительную лепту в духовную жизнь Казани.
"Казанские истории", №21-22 2002 года
Читайте в "Казанских историях":
Новая жизнь Кизического Введенского мужского монастыря
Некрополь Кизического Введенского мужского монастыря