Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Новая жизнь Кизического Введенского мужского монастыря
- 08 января 2015 года
Долгие годы немногие казанцы знали, что в здании Ленинского райвоенкомата находился Кизический Введенский мужской монастырь.
Подробную историю монастыря составил к его 200-летию архиепископ Никанор (Каменский). В 1917 году, незадолго до разрушения ансамбля, профессиональное описание монастырского комплекса оставил известный казанский краевед, искусствовед и историк П.М. Дульский, в книге «Зилант и Кизицы».
Вот что рассказал в своем исследовании о казанских монастырях известный знаток православия в нашем крае Андрей Рощектаев.
Казанский Кизический Введенский – самый молодой из шести монастырей, что действовали в Казани до революции. Но «молодость» эта, конечно, относительная – конец XVII века. Зато это единственный монастырь Казанской земли, про который можно уверенно утверждать, что его основал сам Святейший Патриарх всея Руси. Ведь основателем монастыря был митрополит Казанский Адриан, ставший в 1690 году последним Патриархом перед 200-летним Синодальным периодом.
Поэтому история монастыря и всероссийская история постоянно переплетаются самым тесным образом. В этом – удивительная особенность Кизической обители. Долгое время на местном уровне ее называли «лаврой», причем, даже в официальных документах (единственный монастырь Казанской земли с таким титулом – пусть даже и не закрепленным на всероссийском уровне).
Такая ассоциация не случайна. Чем-то история возникновения двух монастырей похожа. Там и здесь она связана с особым патриаршим благословением на прибытие реликвий из святых мест Ближнего Востока. Такой реликвией для нашей обители стали частицы мощей девяти мучеников Кизических. Они были присланы патриархом Адрианом через 2 года после основания монастыря и помещены в серебряный семифунтовый ковчежец и с тех пор, вместе с чудотворной иконой тех же «девяточисленных» мучеников, стали главной святыней монастыря – в честь них он и получил свое название.
Кизик – город в Малой Азии на берегу Мраморного моря. В конце III века от Рождества Христова в нем приняли мученическую кончину те, кто позже был прославлен как «девяточисленные мученики Кизические» – с установлением празднования им 29 апреля (ст. стиля).
Угодники Божии из Кизика почитались в народе как целители от лихорадки. Само прибытие их мощей и иконы стало долгожданной Божьей помощью от эпидемии «трясовицы» конца XVII века.
Память о мировой язве XVII века
Этот век был страшен в истории России не только как «век бунташный», но и как эпоха самых страшных и опустошительных эпидемий. От чумы 1654 года спасло Казань прибытие Смоленской иконы Божией Матери, получившей тогда второе название – Седмиозерная (от одноименной пустыни в 18 км от Казани).
В 1654-1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе на тот период умерло более половины жителей. Тогда по совещанию духовных и светских властей было решено принести в город чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери, который находился в то время в Седмиезерной Богородичной пустыни.
В трех верстах от города икона была встречена митрополитом Казанским и Свияжским Корнилием I при большом стечении народа. Во время пребывания чудотворного образа в Казани смертельная болезнь отступила.
На том месте, где была встречена святыня, водрузили святой крест, в знак того, что встречи и проводы этой иконы должны проходить именно здесь. В 1685 году митрополитом Казанским и Свияжским был поставлен архимандрит Чудова монастыря Адриан. Приезд митрополита Адриана в Казань совпал с началом тяжелейшей эпидемии, как тогда говорили, «горячки».
Митрополит Адриан в первый же день своего пребывания на Казанской кафедре дал обет Господу в случае скорого окончания болезни основать монастырь в честь девяти мучеников Кизических, помогавших, по народным преданиям, при такого рода болезнях и неврологических заболеваниях.
По глубокой вере и усердной молитве митрополита Адриана произошло чудо – на следующее утро в городе не оказалось ни одного вновь заболевшего. «Трясавичная» болезнь прекратилась.
Во исполнение обета митрополит Адриан, уже став Патриархом, в 1691 году основал под Казанью Свято-Введенский Кизический мужской монастырь. В 1692 году по его благословению был освящен первый храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом святых девяти мучеников Кизических.
Патриарх Адриан не оставлял обитель своим заботливым попечением, оказывая ему всестороннюю помощь. Так, он передал обители икону девяти мучеников Кизических с частицами мощей, привезенную еще в 1654 году Кизическим Митрополитом Анемподистом Государю Алексею Михайловичу; а также иконы Божией Матери «Кизическая» и «Виленская».
Патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690-1700) – одна из самых трагических фигур в истории взаимоотношений Церкви и государства. Трагедия его – не в прямом мученичестве или исповедничестве, а в том, что он стал беспомощным свидетелем, как кесарь все ближе присваивал себе не только кесарево, но и Богово. Поборник древнего благочестия, олицетворявший собой целую эпоху, уходящую в небытие, владыка Адриан не имел уже никаких рычагов воздействия на власть в ее постоянных покушениях на права Церкви.
Таким образом и его детище – Кизическая обитель в Казани – стала своего рода памятником последнего расцвета русского монашества перед петровской эпохой.
Первым настоятелем только что основанной обители был монах Стефан Сахаров (в надписи на кресте 1693 года он именуется «протоктитором Казанской Кизической Лавры», «монахо-иеродьяконом»).
Кроме мощей и иконы Кизических мучеников, в монастыре до революции находилось еще несколько очень почитаемых святынь. Это чудотворные Кизическая и Виленская иконы Богоматери, а также несколько крестов XVII-XVIII веков с частицами мощей величайших святых Вселенской Церкви
Удивительна параллель с сегодняшним днем: хотя эти кресты после революции утеряны, но в возрождаемой Кизической обители вновь хранятся части мощей тех же – и других, – знаменитых святых.
В позолоченном кресте конца XVII века хранились мощи апостолов Андрея Первозванного, Иакова, Матфея, первомученика архидьякона Стефана, целителя великомученика Пантелеимона и других (всего 18 частиц), а также часть Древа Господня.
В другом, серебряном кресте того же времени, судя по надписям, находились: «кровь Господня», «часть святой Ризы Господней», «кровь Иоанна Предтечи»...
Эти кресты-реликварии – также памятники удивительно плодотворного по своим последствиям паломничества Стефана Сахарова.
Но все же, по мнению Андрея Рощектаева, основная причина особой роли, которую приобрел Кизический монастырь в жизни Казанской епархии, – живая память о его основателе патриархе Адриане.
После реформы 1764 года около половины всех российских монастырей были закрыты, все монастырские земли конфискованы, а оставшиеся монастыри поделены на три класса или выведены за штат. Кизический монастырь получил статус третьеклассного необщежительного монастыря. В необщежительных монастырях каждый из братии мог иметь собственность и получал небольшое государственное жалование «по штату». В третьеклассных монастырях не позволялось иметь более 12 человек братии вместе с послушниками.
Монастырь окружал старинный сосновый бор (сейчас парк химиков), у подножия которого с южной и юго-восточной стороны текла речка Комаровка, сейчас исчезнувшая. Рядом с монастырем был пруд. Как сообщает Википедия, благодаря живописному местоположению монастырь иногда служил загородной резиденцией казанских архиереев. До того как «архиерейская дача» была перенесена в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в 1781 году, у разных казанских владык были свои любимые места для летнего отдыха – Раифская пустынь у митрополита Тихона, Седмиозерная пустынь у митрополита Вениамина, где в 1780-е годы он провёл свои последние годы жизни на покое.
Кизическая обитель, самая близкая из них к Казани, впервые была избрана в качестве летней резиденции митрополитом Маркеллом (1690-1699), преемником владыки Адриана. С 1865 по 1868 год в монастыре на покое жил архиепископ казанский Афанасий (Соколов).
С 1873 года монастырь стал резиденцией епископов Чебоксарских, вторых викарных епископов Казанской епархии.
Архиерейское попечение, безусловно, способствовало благоукрашению монастыря. Большое значение для строительства монастыря также играли пожертвования на помин души состоятельных казанцев – Кизический некрополь начал складываться с самого основания обители и в XIX веке обилием высокохудожественных надгробий напоминал некрополь Донского монастыря.
В XIX веке расцвет в монастырской жизни наблюдался при архимандрите Гурии и будущем архиепископе Никаноре Каменском. К 200-летию монастыря удалось собрать 5000 рублей частных пожертвований на ремонт монастыря.
В 1889 году при монастыре открылась церковно-приходская школа, при ней приют для детей-черемис (марийцев). В силу того, что монастырь располагался на Царевококшайской дороге, марийцы, приезжавшие в Казань, всегда посещали Кизический монастырь, а особенно в день перенесения Седмиезерной иконы Богородицы.
В остальное время года большую часть прихожан составляли жители Кизической слободы, которых к концу XIX века насчитывалось 950 человек. При монастыре также действовала епархиальная школа псаломщиков.
После секуляризации 1764 года монастырь потерял все свои земельные владения, однако со временем начался повторный процесс накоплений и к 1917 году монастырю принадлежали:
1) Сенные покосы близ самого монастыря в количестве 7 десятин 499 саж.
2) В Казанском уезде близ родового поместья господ Боратынских с. Каймар при речке Щереде 24 дес. 926 саж. пахотной и сенокосной земли.
3) Мукомольная мельница близ дер. Куземкиной на Светлом озере, Свияжского уезда.
4) Рыбные ловли близ деревни Большие Отары, Казанского уезда, в затоне «Соляная Воложка».
5) Два лесных участка – один в 88 десятин, другой в 59 десятин.
6) 116 дес. 1200 саж. пахотной земли в Лаишевском уезде при дер. Тавели-Ходяшевой. В силу немногочисленности братии эти земли сдавались в аренду.
Памятник эпохе барокко
Маленькая, спрятавшаяся между рощей и болотцем церковь стала настоящим шедевром зодчества своего времени: опять-таки одним из последних памятников уходящей эпохи XVII века.
Введенский собор – замечательный безстолпный храм 32 метра высотой. И это – при ширине основного объема всего 9,5 м, а трапезной – 14 м! Белый, устремленный вверх «царь» (так раньше называли в народе соборы) – еще и с тоненькой шатровой колокольней того же XVII века.
Декор его стен – тонкое кирпичное кружево. Венец – причудливой формы зеленый купол. Иконостас внутри, по фотографиям, поразительно напоминал великолепный иконостас Петропавловского собора. К сожалению, в отличие от последнего Введенский монастырский собор не сохранился – его снесли до основания в 1930-е годы.
Одновременно с Введенским собором выросла над вратами обители и церковь св. Одновременно с Введенским в стиле раннего барокко был возведен надвратный теплый храм во имя св. князя Владимира, который сохранился до наших дней. Ее восьмерик, как прихотливый фонарик, смотрит на все стороны своими плоскостями, каждая из которых пробита арочным окном и изукрашена вертикальными линиями узоров, напоминающими русскую деревянную резьбу.
Современный облик храма несет следы позднейших переделок, волны барочного фронтона прерваны позднейшими оконными проемами, в 1917 году П. М. Дульский писал:
«К сожалению, невежественные переделки храма значительно испортили его внешность, так как реставраторы, не считаясь с общей композицией фасада, прибавили окна, где им вздумалось, отчего общая гармония художественного облика храма заметно нарушена «Дульский П. М. Зилант и Кизицы. Очерк П. М. Дульского. – Казань, 1917 г.. Восьмерик (или в терминологии барочной архитектуры «фонарь») Владимирского храма имеет вытянутую, висанную в овал форму, однако архитектором удалось создать оптически правильную форму восьмерика.
В храме помещался 3-ярусный иконостас 1833 года в 5 икон шириной: над местным рядом во втором ярусе находились иконы Св. Троицы (над Царскими вратами), Неопалимой Купины, праздников: Рождества, Крещения и Сретения Господня, 3-й ярус состоял из одной иконы Тайной Вечери, увенчанной Распятием с предстоящими.
А вот петровско-екатерининский век – восемнадцатый, – в плане строительства не дал монастырю практически ничего. Только ограда с башенками опоясала обитель, причем, лишь с двух сторон... а с двух других – только в следующем, XIX веке.
30-40-е годы XIX века стали временем второго расцвета Кизического монастыря. Управлял в это время обителью знаменитый архимандрит Гурий (1830 – 1845), обладавший замечательными способностями в хозяйственных делах.
Новую колокольню старого Кизического монастыря было видно за несколько километров. Весь город из-за реки Казанки любовался загородной звонницей о 5 ярусах. Она стала высочайшей на тот момент из всех казанских колоколен – 25 саженей (более 53 м, а в некоторых современных статьях указывается даже 56 м – очевидно, с крестом) и оставалась таковой до самого начала XX века – до постройки колокольни храма Богоявления на Большой Проломной (ныне – ул. Баумана). Она на 6 с лишним метров превосходила Спасскую башню Кремля.
Поистине Кизический монастырь вновь стал напоминать «лавру» – во всяком случае, по красоте своей удивительной звонницы, удачно вписавшейся в древний ансамбль.
Эта колокольня 1835-1837 годов, замечательное творение архитектора Фомы Петонди, стала первой из череды великих звонниц XIX – начала XX веканашего края: построенные через несколько десятков лет раифская и седмиозерная «свечи» во многом копировали ее пропорции и формы.
Богатые купеческие пожертвования обеспечили отливку в те же годы крупных колоколов. Всего их на звоннице разместилось 12. Самый большой, на третьем ярусе, весил более 357 пудов (~ 5,7 т) – его отлили в 1840 году на средства купца Петра Котелова.
Интересно, что на его же деньги был создан и самый большой колокол соседнего Зилантова монастыря. Вообще «Котеловские» колокола XIX века можно отнести к числу крупнейших в нашем крае до революции.
Рядом со звонницей тот же архитектор Петонди возвел трехэтажный корпус – для всей братии монастыря. Вернее, корпус был просто продолжен им от Владимирской надвратной церкви (где первые примыкающие кельи построили одновременно с ней самой – еще на рубеже XVII – XVIII века). Его основную часть построили, согласно архивным данным, еще в 1821 году, а окончательно достроили к 1838 году. Все поместилось в этом одном очень добротном корпусе: кладовые на первом этаже, братские кельи – на втором, настоятельские – на третьем. Этот дом пережил советское время: только он да Владимирская церковь дошли до нас.
В 1882 году была построена третья, самая маленькая, церковь Кизической обители – Успения Пресвятой Богородицы, площадью всего 5,5 на 5,5 метров. Если Владимирская стояла при южных вратах, то Успенская – при западных. 3112 рублей выделил на этот крошечный, но изящный храм купец М.Н. Вениаминов-Башарин. К сожалению, эта надвратная церковь не сохранилась.
Не сохранилась и замечательная по своему двойному историческому значению часовня, стоявшая напротив, вне ограды монастыря. Шатровая часовня 10 м высотой и 4 на 4 метра площадью была возведена в юбилейном 1891 году.
В 1931 году остатки монастырского комплекса передали для окончательного разрушения организации «Татстрой», однако активные протесты музейного отдела, обращения в ТЦИК и Горсовет с требованием сохранить памятник XVII века, позволили сохранить надвратную церковь и братский корпус. Вплоть до конца 90-х годов XX века в этих зданиях находился военкомат Ленинского района.
27 декабря 2001 года глава администрации г. Казани Камиль Исхаков подписал постановление о передаче комплекса Кизического монастыря Казанской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, вначале была передана горевшая незадолго до этого Владимирская церковь. 4 января 2002 года наместником Кизического монастыря был назначен москвич архимандрит Даниил (Могутнов), 18 января 2002 года на Крещение прошло первое богослужение.
В №21-22 за 2003 год «Казанских историй» мы опубликовали статью Анатолия Елдашева, преподавателя Казанской духовной семинарии, о судьбе некрополя Кизического Введенского мужского монастыря. Публикации об этом кладбище и монастыре появились в это время и в других СМИ.
Возможно, этим объясняется тот факт, что Президент РТ М.Шаймиев заинтересовался этим памятником истории и в один из морозных январских дней 2003 года посетил его. Он встретился здесь с архиепископом Казанским и Татарстанским Алексием и наместником Кизического монастыря архимандритом Даниилом. Поводом для встречи послужило обсуждение деталей передачи Казанской епархии Русской православной церкви здания монастырского комплекса, занимаемого ныне Московским районным военным комиссариатом.
М. Шаймиев также посетил некрополь Кизического монастыря и предложил возвести на некрополе мемориальную стену, на которой были бы увековечены имена всех известных личностей, упокоившихся на Кизическом некрополе.
А потом на брифинге в НКЦ «Казань» журналисты узнали, что средства на реставрацию монастыря должны быть выделены уже в 2003 году. Монастырь включен в федеральную целевую программу сохранения и развития исторического центра Казани. Деньги на его восстановление предусмотрены также в республиканском и городском бюджетах.
Всего на реставрацию монастыря предполагается выделить 92 млн. рублей. Однако начальник Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Фарида Забирова отметила, что это будут не деньги из бюджета Казани.
Начальник управления считает, что 92 млн. рублей для полного восстановления монастыря будет недостаточно. Этой суммы не хватит, например, для восстановления колокольни высотой более 50 метров, которая была построена по проекту известного архитектора Петонди в честь своей матери, похороненной в монастырском некрополе. «Предстоит еще утвердить технико-экономическое обоснование реставрации монастыря, – сказала Фарида Забирова. – Возможно, после этого, сумму, предназначенную для его восстановления, увеличат».
Сейчас на территории монастыря ведутся исследовательские работы. Над проектом восстановления комплекса работает институт «Казгражданпроект». По словам Ф.Забировой, большая работа проделана краеведами: исследовать монастырь помог краеведческий историко-культурологический клуб «Поиск» гимназии №9 Московского района.
Она сообщила, что предстоит еще решить ряд юридических вопросов. Нужно выяснить, где именно проходила стена, окружавшая комплекс, и какая земля принадлежит монастырю.
Юридический статус комплекса на сегодня таков: территория монастыря считается памятником исторического ландшафта, сам монастырь – памятником федерального значения.
По словам Фариды Забировой, рядом с монастырем расположен водный источник – он находится на территории, принадлежащей ОАО «Казаньоргсинтез». «С предприятием ведутся переговоры, чтобы оно восстановило его на свои деньги в качестве акта благотворительности, – сказала начальник управления. – Тогда верующие смогут брать из него воду».
«Казанские истории», №1-2, 2003 год
Постскриптум:
Мы наблюдали за реконструкцией Кизического монастыря, о чем говорят снимки, сделанные в разное время.
Точкой отсчета возвращения монастыря можно считать появление на улице Декабристов, на краю парка Дворца культуры химиков, памятного креста и аналоя с раскрытой книгой, на которой написано: «Некрополь Кизического Введенского мужского монастыря XVII–XIX вв. Погребено более трёх тысяч человек».
Он был установлен у входа в парк 25 августа 2005 года. В настоящее время памятный крест сместили ближе к монастырскому комплексу.
На Кизическом погосте с конца XVII века были похоронены более трех тысяч уважаемых горожан, среди них – первый городской голова И.Ф. Дряблов (1728-1774), губернатор Б.А. Мансуров (1754-1814) и другие. К настоящему времени сохранилась только могила губернатора И.А. Толстого (1757-1820) – деда писателя Льва Толстого.
Могила Ильи Толстого. Фото Елены Сунгатовой
В советские годы большую часть погоста занял парк Дворца культуры химиков. Работы по установке поклонного креста и благоустройству прилегающей территории выполнила на свои средства кампания «Казаньоргсинтез».
В 2006 году, после очередного пожара, состоялся полный вывод районного военкомата. Полномасштабная реконструкция началась уже после этого. Восстановлена Владимирская надвратная церковь, приведен в порядок братский корпус. Появились новые постройки.
Преобразилась территория монастыря. Она увеличена в размерах.
Обозначены некоторые захоронения Кизического некрополя. Были символически восстановлены могила деда писателя Л. Н. Толстого – казанского губернатора Ильи Андреевича Толстого (1757-1820) и профессора Императорского Казанского университета Ивана Михайловича Симонова.
Фото Елены Сунгатовой
В ноябре-декабре 2009 года улица Правосудия, на которой расположен монастырь, стала объектом большого капитального строительства газопровода. В двух метрах от братского корпуса был вырыт огромный котлован, который периодически заполнялся технической водой, подмывая фасад здания, в результате, стена «поплыла», фасад братского корпуса и надвратной Владимирской церкви дал многочисленные трещины, возникла реальная угроза обрушения, так как стена братского корпуса всего лишь на пол метра заглублена в грунт и изначально покоилась на бутовом пласте, который к настоящему времени истощился и практически не существует. После вмешательства жителей Казани и телеканала «Эфир» работы по прокладке газовых труб были остановлены.
Интересный факт.В 2008 году из монастыря была похищена Седмиеезерная иконы Богородицы, которой архиепископ Анастасий благословил возрождение обители. Вскоре пакет с похищенной иконой появился у дверей кельи настоятеля.
Публикация 2003 года дополнена новыми сведениями