Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – В деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина родился поэт, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая Хасан Фахриевич Туфан

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

У каждого поколения – своя Казань

Директор межшкольного учебного комбината Приволжского района Чулпан Гараевич ГАРАЕВ живет в Казани с сентября 1944 года. Их дом стоял на том месте, где сейчас гостиница «Татарстан».

После знакомства с газетой «Казанские истории» у него появилось желание вспомнить, какой была Казань в годы его детства. Вот что он рассказал нашему корреспонденту:

– В памяти остались не столько события, связанные с войной, сколько пленные, которых прислали в Казань на работы. Мы тогда были еще слишком маленькие, чтобы понимать, почему вокруг стройплощадки на площади Свободы, где строился оперный театр, – колючая проволока. Там работали пленные немцы.

Однажды, помню, когда я проходил мимо, меня остановил пристальный взгляд мужчины за колючей проволокой. Худощавый такой... Стоит – и на меня смотрит... Я, помнится, тогда не осознавал, что это немец, пленный немец...

А вот фундамент магазина «Детский мир» делали пленные японцы. Было это осенью 1945 года. Помню, мы носили им хлеб. Потом этот фундамент много лет стоял без движения, пока не началась настоящая стройка.

На первом этаже нашего дома была магазин «Ит-Мясо», а в полуподвале – овощной. Мы жили на втором этаже. Дом наш стоял буквой Г-частью выходя на «Кольцо», частью на улицу Свердлова.

Году в 45-46-м родители делали дома ремонт. Помню, маляр говорил, что в нашей квартире до революции был публичный дом для купцов. А мы удивлялись –  откуда у нас такой шикарный паркет из дуба?

Сейчас здесь гостиница "Татарстан"

По улице Свердлова в то время ходил четвертый трамвай. Возле нашего дома работало много всяких лавок, а утром всегда был огромный базар.

Когда читал в газетах статьи писателя Рафаэля Мустафина про клады, хранящиеся на дне Кабана, и про подземный ход от Кремля, вспомнил, как время от времени хозяин магазина «Скупка» (в части дома, выходящей на Свердлова) подрезал дверь, которая вдруг перекосилась. Поговарили, что наш дом проваливается. А в подвале Музуровских номеров, что были напротив нашего дома, всегда стояла вода. Мы даже катались там на плотах.

Еще помню про обвал недалеко от нас – в огромную яму провалилась конюшня вместе с лошадьми. Было это году в 55-м. Может, и существовал в самом деле тот подземный ход, о котором любят говорить некоторые краеведы...

Музуровские номера были приметным местом в Казани. Отец помнит, что сюда, в пивную, частенько заглядывал Салих Сайдашев. Его уже тогда хорошо знали в народе.

В номерах была своя часовня. Мы через двор гостиницы ходили в школу (учился я в знаменитой четвертой, которая прежде была гимназией). Школу я окончил в 1955 году.

Была в бывших Музуровских номерах огромная коммуналка с широким коридором. Мы туда ходили к друзьям.

Еще одно воспоминание. Мы тогда жили уже в другом месте, поскольку наш дом снесли. В 1966 году начали бить сваи под гостиницу. Так вот, одна свая ушла куда-то в пустоту. А свая-то двенадцатиметровая! Видать, строители тогда сильно перепугались. На сваи положили двух-трехметровую бетонную «подушку».

Гостиницу «Татарстан» построили в 1970 году.

На месте современного цирка и стадиона, на берегу Казанки, была лесопилка. Лес привозили туда на баржах по воде. Гнилое это было место. Конец Булака упирался почти в Казанку. От Волги вдоль Кировского моста шла деревянная труба, через которую речная вода закачивалась в Булак.

У старого русла Казанки, где Петрушкин разъезд, в 1945 году была колония. Мы туда ездили за жмыхом, который привозили на баржах. Года два туда ездили. Этот жмых ели – годы были голодные. Ели всякие отбросы... А то бы не выжили.

Жизнь была тяжелая. Помню, кожуру от картошки мы не выбрасывали. Мне поручали продавать ее по одному рублю за ведро. Базар был на том месте, что перед сегодняшним Домом офицеров (в недалеком прошлом кинотеатр «Победа). Там я и торговал...

Помню, с мальчишками мы частенько заглядывали на два послевоенных кладбища разбитой техники. В Кировском районе, где сейчас железнодорожный виадук по дороге на Зеленодольск, было кладбище немецких самолетов. Там были заливные луга. Летом земля просыхала, и можно было пробраться к ним. Кладбище существовало года 3-4, до 1950 года.

А между заводами РТИ и СК имени Кирова, за ТЭЦ-1, была небольшая площадка, на которой лежали остатки разбитых танков. Помню, там погиб один мальчишка. Патрон (или что-то другое) взорвался. Году в 49-50 танки увезли. Может, как раз после этого случая.

Мало кто знает, что в Казани был клуб Кутузова. Находился он на пересечении улиц Луковского и Павлюхина. Здание это сломали, на его месте построили элитный жилой дом. Я его из окна своей сегодняшней квартиры вижу.

Еще был в нашем районе клуб ТЭЦ. Располагался он в конце улицы Тукая, у железнодорожного моста. Туда ходил в ту пору восьмой трамвай. Здание сохранилось до сих пор.

В последние годы казанские улицы, на которых прошло мое детство, где я жил в юности, сильно изменились. В пору ликвидации ветхого жилья многое что посносили. В отличие от тех, кто плачет о разрушенных домах, считаю, что это вполне закономерный процесс. Уходит старое, отжившее. Люди, которые маялись в трущобах исторического центра Казани, наконец-то получили возможность пожить в нормальных условиях, с удобствами. И из того факта, что наш дом снесли, трагедии не делаю.

Конечно, когда прохожу мимо гостиницы «Татарстан», сердце по-прежнему замирает. Но дом наш остался в моей памяти. Рассказываю о старой Казани детям.

Люблю бродить по новой Казани, с ее яркими, красивыми Домами. Жизнь остановить невозможно. Помнить старое, конечно, надо. И передавать эту память последующим поколениям. У них будет своя Казань...

"Казанские истории", №19-20, 2004 год

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
#2 Николай 03.12.2015
В гостинице Татарстан останавливаюсь часто. давно нашел эту гостиницу по ссылке: http://www.travel.ru/hotel/russia/naberezhnye_chelny/tatarstan/#38, теперь пользуюсь ее услугами во время командировок. В гостинице есть все, что нужно для комфортабельног о отдыха за небольшие деньги. Рекомендую!!!
 
 
#1 Матрёна 26.03.2015
Плохо не то,что сносят старые дома, а то , не сохраняют те, которые представляют архитектурную или историческую ценность