Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Так оживает история
- Марина ИЛЬИНА
- 20 мая 2004 года
Недавно в Выставочном зале Союза художников РТ состоялся юбилейный вернисаж Магдалины Мавровской, посвященный 90-летию со дня ее рождения.
Почти 70 лет неустанного труда, сотни тщательно исполненных рисунков, эстампов, акварелей – таков творческий вклад заслуженного художника Татарстана Магдалины Константиновны Мавровской в развитие искусства нашей республики.
Ее имя хорошо известно не только казанцам: Мавровская – постоянная участница всероссийских и зональных выставок. Недавно в Выставочном зале Союза художников состоялся ее юбилейный вернисаж, посвященный 90-летию со дня рождения (жаль, что продолжался он недолго, и немногие желающие успели его посетить).
Художница владеет многими графическими техниками: карандашом, углем, акварелью. В 60-х годах она одной из первых в республике обратилась к офорту – сложной, трудоемкой технике и в совершенстве овладела ей. Она стала мастером графического пейзажа. Ее лучшие работы: «Деревня Кокушкино – место первой ссылки В.И.Ульянова-Ленина (1967-1968), «Булгары» (1968-1969), «Горьковские места в Казани» (1976-1979), «Башни Казанского Кремля» (1976-1978), «Казань в недалеком прошлом», «Старая Казань» (1987-1989).
Штрих в ее офортах различен – он может быть и легким, трепетным, и сочным, энергичным, в зависимости от эмоциональной окраски образа. Изящество, тонкость, лаконизм, умение добиться на крошечном пространстве листа ощущения глубины и простора, способность вдохнуть в него жизнь – вот отличительные особенности работ Магдалины Константиновны.
В каких только жанрах она не работает: портрет, натюрморт, жанровая сцена (часто они полны доброго юмора). Особенно близок художнице архитектурный пейзаж – ею были созданы чудесные серии рисунков, акварелей и офортов, посвященных Абрамцеву, Старой Мариинке и новому Волго-Балту, Великим Булгарам, Тукай-Кырлаю.
Но главной любовью художницы остается Казань.
– Когда я приехала в Казань, – рассказывает Магдалина Константиновна, – а было это в 1931 году, меня просто ошеломила старая ее часть. Захотелось узнать, какой была Казань раньше, сто, двести лет назад... В то время в городе были еще старинные улочки, почти не тронутые с прошлого века, еще существовали бакалейные лавки Деренкова, некоторые старинные церкви и монастыри, позднее снесенные. Я делала зарисовки с натуры для себя, даже не предполагая, что они пригодятся впоследствии.
Дом Деренкова, в булочной которого работал Алеша Пешков, в будущем великий писатель Максим Горький.
Хорошим знакомым моей семьи был известный историк и археолог, автор книги о Казани Николай Федорович Калинин. Ряд рисунков я сделала по его просьбе. Много любопытного о прошлом нашего города узнала я из книг Пинегина, Загоскина, Агафонова, Дульского.
Я собирала все: книги, старые открытки, фотографии. С книг, старинных иллюстраций и началось мое увлечение техникой офорта. – В юности я и не мечтала стать художницей, хотя рисовать любила всегда. Хотела поступать в Лесной институт (родилась в селе Маминское Екатеринбургской губернии, на Урале, поэтому лес люблю с детства), но тут произошло неожиданное: один из студентов, увидев мои рисунки, взял и отнес мои документы в Казанский техникум искусств (так тогда называлось художественное училище). Я была принята.
Домик Аксакова
После его окончания в 1934 году работала художником-оформителем методкабинета Наркомпроса ТАССР, затем – в «Татхудожнике», Художественном фонде. Трудно представить, сколько сил, времени и энергии вкладывает Магдалина Константиновна в каждую свою работу.
Когда в 1976-1979 годах она работала над серией офортов «Горьковские места в Казани», сад генеральши Корнэ, где юный Алеша Пешков был садовником, уже не существовал. От фонтана оставались лишь развалины бассейна с постаментом – украшавшая его скульптура давно исчезла.
Художница пересмотрела сотни фотографий и рисунков, беседовала с историками, литературоведами, краеведами, старожилами, но выяснила, что на постаменте находилась грациозная фигурка цапли, ее мы и увидели на офорте Мавровской «Сад генеральши Корнэ».
– А вот Старую пристань, ночлежку на улице Мокрой, Марусовку, остатки строений бывшего Стекольного завода Мавровской удалось застать, и запечатлела она их с натуры. Поэтому ее работы, помимо художественной, обладают еще и большой исторической ценностью.
В 80-х годах Магдалина Константиновна создает удивительный графический цикл «Казань в недалеком прошлом», где мы видим наш город таким, каким он был в дни юности Горького и Шаляпина. Мчатся по улицам извозчики, торопятся по своим делам горожане, медленно везет огромную бочку водовоз – и все это на фоне уникальных зданий, ныне уже не существующих: дома Бронникова (ул.К.Маркса, на его месте Выставочный зал Союза художников), мимо памятника Г.Р.Державину, Федоровского бугра со старинным монастырем (на его месте НКЦ «Казань»)…
Арская застава
– Магдалина Константиновна, как вам удалось создать такое огромное количество работ? Что помогало вам, служило источником вдохновения?
– Ждать вдохновения иногда приходится слишком долго. А работа гасит плохое настроение, заставляет забывать о неприятностях и обидах... Тогда и приходит вдохновение.