Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Казань Вячеслава Ванновского
- Лев Жаржевский
- 14 марта 2014 года
Вячеслав Вадимович Ванновский предложил нам опубликовать результаты его исследования собственной родословной. Публикация была сделана на Форуме Союза Возрождения Родословных Традиций.
Выйдя на пенсию, я занялся своей генеалогией. Собственно, я знал, что дед родился в Казани и его родителями были Ванновский Андрей Иванович, лютеранского вероисповедания, и Мария Федоровна, православного вероисповедания.
На мои запросы по прадеду Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ) послал меня в Курляндию, а по прабабушке пригласил в Казань, в большую и известную семью старожилов Казани, потомственных почетных граждан, Котеловых.
Сам я коренной петербуржец, по роду своей работы объездил десятки городов Советского Союза, но в Казани не был. Собрав доступные на расстоянии сведения о Казани и Котеловых, для более полного восприятия истоков рода, я приехал в Казань. Три дня я провел в НА РТ, и три дня гулял по городу.
Котеловы появились в окрестностях Казани, Ягодной поляне, сразу после завоевания ее Иваном Грозным. Были они сначала монастырскими крестьянами Зилантова монастыря, потом пошли по кожевенному делу, завели свои производства и стали купцами и заводчиками. Котеловы много занимались благотворительностью, и поэтому все члены этой семьи в 1833 году, одними из первых в Казани, стали почетными потомственными гражданами.
Об этом роде написано в книгах Н.Агафонова «Казань и казанцы. 1906-1907 гг.» и книге Л. Девятых «Из истории казанского купечества».
Первое, что я сделал, это отыскал дом Котеловых на улице Гладилова (бывшей Архангельской). Он построен в 1833 году по проекту архитектора П.Г. Пятницкого, является памятником истории и архитектуры, объектом культурного наследия федерального значения.
Первый этаж дома сложен из кирпича, два верхних этажа – деревянные. Основные габариты здания в плане: 28 х 29,5 м. Дом представляет собой хороший образец провинциальной архитектуры периода позднего классицизма.
Дом находился на территории кожевенного завода, между заводскими корпусами. В 1860 году, после смерти Ивана Николаевича Котелова, завод был продан Ивану Алафузову, а Котеловы постепенно отошли от заводского производства.
Снаружи дом выглядит весьма печально, но внутри довольно сносно. Я был только на втором этаже. Представить прежнее состояние сложно, так как там находится заводоуправление, Кабинеты… Полы – паркет. Потолки нормальные. Больших комнат только 2, одна из них – актовый зал.
Поразила старинная дверь в кабинете директора.
Следующий объект – Свято-Введенский Кизический монастырь. Там, в Некрополе, был похоронен мой прямой предок — Иван Николаевич Котелов. По данным НА РТ, он с 1818 по 1821 год служил бургомистром, с 1833 по 1836 год был общественным депутатом, с 1839 по 1849 год – депутатом торговли, с 1850 по 1851 год – 2-й гильдии заседателем в гражданской палате
В ряду других захоронений многих известных особ имелась могила 37 — Котелов Иван Николаевич (1789 – 7 января 1860), купец I гильдии, владелец кожевенного завода в Ягодной слободе. Благодетель монастыря.
Кизический Введенский монастырь – действующий мужской монастырь на территории Казани. Он существует с 1688 года и создан в честь девяти святых мучеников из города Кизика, имеющих дар исцелять от трясавичной болезни.
В 1918 году обитель была закрыта, монахи изгнаны. Монастырь подвергся разорению. В 1930 году были разрушены основные постройки монастыря, а оставшиеся помещения переданы в ведение Красной армии. Позднее в них расположился военный комиссариат Ленинского района, в части помещений были склады и гаражи.
Возрождение духовной жизни Кизического монастыря началось в 2001 году. В 2006 году сохранившиеся строения были полностью освобождены и возвращены Казанской епархии. В монастыре проводятся реконструкционно-восстановительные работы.
Некрополь был полностью разрушен, часть его оказалась за территорией монастыря. Удалось сохранить только могилу казанского губернатора графа Толстого.
В монастыре я встретился с игуменом Мефодием и известным исследователем монастырей Анатолием Михайловичем Елдашевым, автором труда о Некрополе Свято-Введенского Кизического монастыря.
Разговор шел о постепенном восстановлении надгробий с участием потомков, чьи предки здесь похоронены.
Здесь были погребены многие известные люди города – градоначальники, ученые, просветители, духовенство, офицеры, купцы, врачи. Всего три тысячи человек. Думаю, что при правильной организации дела немало потомков могло бы принять участие в восстановлении памяти своих предков.
После беседы меня угостили в трапезной постным монастырским обедом. На первое суп из крапивы, на второе тюря из картофельного пюре с добавкой овощей, и на третье великолепный кисель, который я пил только в детстве и в армии. Ничего, все съел и нормально насытился.
Дальше я пошел по местам, откуда начинались Котеловы – через Ягодную слободу к Зилантову монастырю. Название «Ягодная слобода» сегодня условно.
У меня не было поводырей, поэтому просто побродил по окрестным улочкам. Но нигде не увидел ни могучих дубов и вязов, ни ягод и орехов. Все серо и буднично. И на всем пути – ни одной скамейки.
Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Первоначально он находился в районе братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой, и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Соборный Успенский храм построен в 1625 году. А на месте братской могилы построили деревянную часовню, простоявшую до создания каменной церкви Спаса Нерукотворного в 1823 году. Ежегодно 15 октября от Зилантова монастыря проходил крестный ход к храму.
В 1918 году десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре на его основе была образована православная община. Община просуществовала до 1928 года, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.
Ансамбль на самой Зилантовой горе был почти стерт с лица земли (кроме Всехсвятской церкви, построенной в 1681 году, перестроена, приобрела современный вид в 1890-е годы, и Настоятельского корпуса 1808 года постройки.
В 1929 году монастырь был закрыт. В 1956 году из-за строительства Куйбышевского водохранилища церковь Спаса Нерукотворного оказалась на острове. В 2003 году к храму проложена дамба.
Монастырь возрождается с 1998 года как женский. В настоящее время в обители 9 насельниц.
Безусловной достопримечательностью Казани является памятник воинам, павшим при взятии Казани. Его осматривали почти все императоры, посещавшие Казань. Попечение над памятником обеспечивали купцы Котелов и Крупенников. Я тоже прошел до памятника, но он был закрыт, и, судя по всему, давно.
Александр 1 любовался от памятника видом на Кремль. Вид и сейчас прекрасен. А вот купола Зилантова монастыря видны только сквозь высоковольтную опору.
Далее дорога привела меня в Кремль. Здесь все уже описано и сказано, добавить нечего. В отличие от других моноконфесионных кремлей здесь симбиоз двух религий. И даже трех, если смотреть с улицы Карла Маркса: видно одновременно православный крест, мусульманский полумесяц и атеистическую звезду, отрицающую наличие самого предмета поклонения для всех религий.
Прогулялся в двухчасовой экскурсии по Казани. Сама экскурсия интересна. Вопрос в том, почему их так мало в таком старинном, насыщенном историей, городе? Две в субботу и две в воскресенье. И не автобус, а микроавтобус, в котором на призыв экскурсовода посмотреть направо и налево видишь только головы соседей справа и слева.
Может, турагентства пытаются сэкономить, но получается недобор. В Москве и Питере на главных улицах и вокзалах стоят зазывалы с мегафонами и предлагают экскурсии прямо с этого места и возвратом сюда же. Во все дни недели с утра до вечера.
У многих, приехавших по делам, остается свободное время, и они охотно проведут его, сидя в автобусе и впитывая культуру города. А город, в свою очередь, будет впитывать их денежки.
Я заметил, в Казани скамейки отсутствуют везде, кроме улицы Баумана и парков.
Пошел по улице Карла Маркса (Покровской). На ней проживала семья сына Ивана Николаевича — Федора Ивановича Котелова, в том числе дочь, Мария Федоровна, моя прабабушка.
У дома №26, в части которой находится Евангелическо-лютеранская церковь, начинаю решать вторую задачу моего приезда в Казань – поиск сведений о прадеде - Ванновском Генрихе (Андрее) Ивановиче.
Он родился в 1846 году в Курляндии (Латвии), был сыном хозяина хутора, учился в реальном училище в Митаве (Елгаве), получил специальность телеграфиста и дальше работал по телеграфному ведомству.
Начал с Динабурского (Даугавпилс) отделения первой в России телеграфной линии Варшава-Санкт-Петербург, затем был переведен телеграфным ведомством сначала на стажировку в Пруссию, а 31 декабря 1871 года в Казань. В Казани работал на телеграфной станции и часто выезжал в длительные командировки (от нескольких месяцев до 1-2 лет) на Екатеринбургскую, Центральную Московскую, Одесскую, Уфимскую телеграфные станции. Цель командировок – «усиление личного состава».
Он проработал на телеграфе 50 лет, из них в Казани почти 45 лет, до 1915 года. Вырос в должности до помощника начальника Казанской телеграфной станции (с 1906 по 1915 год), коллежского советника. Награжден орденами: Св. Станислава III и II степени, Св. Анны III и II степени, Св. Владимира IV ст., бронзовой медалью на Александровской ленте в память священного коронования в мае 1883 года и серебряной медалью для ношения на груди на ленте Св. Александра Невского в память царствования Александра III.
Генрих был лютеранином и жил на территории Евангелической лютеранской церкви Св. Екатерины на Покровской улице, ходил на работу на телеграф (ул. Кремлевская), так что, не удивительно, что Генрих встретился с Марией. Бракосочетались они в Варваринской церкви, расположенной в самом конце улицы Покровской, в 1878 году.
Первая лютеранская церковь (Кирха) появляется в Казани при Петре I. В 1863 году по проекту архитектора Л.К. Хрщоновича на улице Покровской было выстроено каменное здание лютеранской церкви Святой Екатерины в стиле эклектики, сохранившееся до наших дней. К церкви прилегал двор с садом и тремя каменными домами, в одном из которых находилась квартира пастора. Общине принадлежало также лютеранское кладбище на Арском поле с часовней и сторожкой.
В 1929 году постановлением ТатЦИКа церковь была закрыта. Новым хозяином церковных помещений стал НКВД ТАССР, затем МГБ, МВД и т. д. Собственно, хозяин оставался один и тот же, менялись лишь названия органов внутренних дел в ходе их реорганизации.
Бывший молельный зал (Kirchenschiff) был превращён со временем в спортивный зал общества «Динамо». Все строения вокруг основного церковного здания были снесены либо стали частью пристроенных к зданию помещений клуба (культурного центра) МВД ТАССР (с августа 1990 года – Республики Татарстан). Клубные помещения органов внутренних дел республики слились со старинным зданием кирхи в единый архитектурный ансамбль, охватив его плотным полукольцом.
11 декабря 1996 года, наряду с увековечением памяти знаменитого культуртрегера, врача, этнографа, учёного-естествоиспытателя, профессора и одного из первых ректоров Казанского университета — Карла Фукса, состоялась торжественная церемония вручения мэром Казани Камилем Исхаковым символического ключа от старинного здания лютеранской кирхи Епископу Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Зигфриду Шпрингеру.
Общая площадь переданных лютеранской общине в бессрочное безвозмездное пользование помещений составила 872,6 кв. метра. К 1996 году, после долгих лет эксплуатации, здание кирхи приобрело очень неприглядный вид и находилось в полуразрушенном расстоянии. Объём уже начатых работ по реставрации и ремонту церковных помещений огромен. Часть внутренних помещений в здании к настоящему времени уже восстановлена, к 1000-летию Казани отреставрированы крыша и фасад здания.
Я впервые в жизни посетил службу в Лютеранской церкви. Молельный зал находился на реставрации, поэтому служба проходила в небольшом помещении. В отличие от православных соборов, поражающих богатством и пышностью, все было очень скромно: пианино, кафедра для проповедника и стол, на котором установлен крест с распятием и две свечи. На стульях лежат программы службы и библии с закладками нужных страниц. Прихожане не просто слушают проповедника, но и участвуют вместе с ним, распевая отмеченный текст на русском и немецком языках.
Как и в православных храмах России, никакой информации о прихожанах за дореволюционный период в Лютеранской кирхе не сохранилось.
Кстати, этим Россия очень отличается от Прибалтийских государств. Там церковные книги не только сохранены, но и оцифрованы, и их можно пролистать, не выходя из дома, через Интернет.
Дальше по Покровской улице — Варваринская Церковь.
Точная дата постройки Варваринской церкви не известна. Храм был возведен в конце XVIII века, в то время, когда вся Казань отстраивалась после пугачевского разорения. По преданию она была перестроена в 1779-1780 годы из загородного дома казанского вице-губернатора Кудрявцева. В 1880-х годах в ней в церковном хоре пел Федор Иванович Шаляпин. Как она выглядела в то время, я не знаю.
В 1901-1907 годах по проекту казанского епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского на средства, собранные прихожанами, был построен новый храм в русском стиле, включавший отдельные фрагменты старого храма XVIII века, в частности, нижние ярусы колокольни.
В 1929 году в газете «Красная Татария» появилась статья «Очаг мракобесия в районе трех вузов» с призывом к скорейшему закрытию храма, расположенному рядом с пединститутом и сельхозинститутом.
Старинную храмовую икону св. Варвары, и образ Жен Мироносиц из одноименного придела верующим удалось сохранить.
В советское время в храме размещались клуб рабочих трамвайного парка, кинематограф, протезная мастерская, лаборатория Казанского химико-технологического института, корпус которого расположен неподалеку. В 1994 году храм вернули Церкви. Тяжелое оборудование лаборатории было вмонтировано так, что после его выноса пришлось капитально ремонтировать пол и часть фундамента. Были восстановлены купола и кресты, обустроен интерьер храма.
У Генриха и Марии родились дочь Мария и сын Виктор, мой дед. Крестили Виктора в Воскресенском соборе, который находился на месте нынешнего химфака КГУ.
Виктор учился во 2-й гимназии, затем 2 года — на медицинском факультете Императорского Казанского университета. А потом перевелся в Санкт-Петербург, в Императорскую Военно-Медицинскую Академию. Будучи студентом, участвовал в обороне Порт-Артура в 1904 году http://community.livejournal.com/history_and_geo/
Сделаю маленькое отступление.
В Советское время деятели, добившиеся каких-либо успехов, говорили, что всего достигли только благодаря Советской власти. Судьба моих предков показывает, что это не совсем так.
Котеловы добились успехов благодаря труду и сноровке еще до 1800 года, а в конце XIX века и начале XX века в России открывались тысячи школ для всех слоев населения.
И Генрих Ванновский сделал хорошую для того времени карьеру. Ведь коллежский советник – это 6-й чин в табели о рангах Российской империи, он приравнивался к полковнику. Известно, что уже начиная с 8-го чина – коллежского асессора (вспомните майора Ковалева из Гоголевского «Носа»), давали личное дворянство.
Бабушка - Анна Ванновская
А его дети учились в гимназии и получили образование, позволявшее им реализовывать себя на любом поприще.
Перед поездкой я нашел телефоны Котеловых, проживающих в Казани, всего 13. Дозвонился до пятерых. Никто из них не знал о предках, да и не интересовался. А ведь именно память о прошлом позволяет продолжить неразрывную связь с будущим.
Когда я только приехал и начал ходить по казанским улицам, то почувствовал какую-то раскованность местных жителей. Это очень уважительное отношение водителей к пешеходам и их взаимоуважение друг к другу. Это нормально для Европы, но с трудом прививается в России. Под конец я даже расслабился и начал спокойно ставить ногу на тротуар не только на переходе с зеброй, но и просто на обозначенном переходе. Может, это такая культура водителей, а может, дело в том, что в Казани значительно меньше машин, чем в Москве и Питере? И нет часовых пробок, стоя в которых водители теряют контроль и начинают прорываться, создавая заторы на перекрестках?
Сам город, особенно его центральная часть, очень красив и своеобразен. Уникальное сочетание двух мирно существующих религий.
Впечатления о Казани остались самые приятные.
Везде встречавшиеся люди проявляли доброжелательность и отзывчивость. Даже на Льнокомбинате, который переживает сложные времена, руководство пошло мне навстречу и позволило побывать в доме Котелова.
Очень квалифицированно отнеслись к моим вопросам в НА РТ и оперативно предоставили запрашиваемую информацию. Особая благодарность Ляле Заудатовне Хасаншиной. Эта хрупкая на вид женщина ежедневно приносила полупудовые фолианты. Супер-профессионал.
Как Петербуржец, выросший из казанских корней, хочу сказать спасибо и передать наилучшие пожелания все казанцам.
ПОСТСКРИПТУМ:
Во время пребывания в Казани я три дня провел в НАРТ и нашел там новые интересующие меня сведения. но переварил их только после отъезда. Это данные о купеческих семьях, породнившихся с Котеловыми и имевшими в Казани дома, сохранившиеся до наших дней. Фотографии этих домов любезно прислала мне vlv1969, и я их тоже отношу к своей Казани.
Так, один из сыновей моего прямого предка, Ивана Николаевича Котелова, Алексей Иванович(1835) был женат на Анне Яковлевне Парамоновой, дочери купца и кожевенного заводчика в Подлужной.
Нынешние городские власти составили список первых домов, которые нужно отреставрировать до 2013 года. В него попал и дом Парамонова на улице Пушкина, где когда-то была публичная библиотека, которую посещал Ленин, еще будучи Ульяновым.
Одна из дочерей, Прасковья Ивановна (1823-1864), была замужем за казанским купцом Иваном Герасимовичем Докучаевым. Дом купца Докучаева построен в 1851 году архитектором И.Бессоновым, в 1902 году реконструирован архитектором К.Олешкевичем. Помимо магазина самого Докучаева в здании находились кондитерский магазин Триантофилиди и магазин Тутурова.
Вид на Проломную со стороны Рыбнорядской площади. Справа дом купца Докучаева.
Помимо жилого дома на Проломной было у Докучаева три флигеля и различные вспомогательные службы. Один из флигелей из красного кирпича сохранился до наших дней – на улице Профсоюзной. А двухэтажный жилой дом, где в советское время был размещен и долгие годы находился магазин «Спорттовары», не дожил всего лишь год до своего 150-летия. Теперь на этом месте воздвигнуто современное трехэтажное здание магазина «ГУМ».
Другая дочь, Ольга Ивановна (умерла в 1907 году) была замужем за известным казанским купцом Василием Николаевичем Унжениным.
Наследники чаеторговцев И.В. Савиных и В.Н. Унженин в 1895 году получили право на расфасовку чая и «обандероливание разных сортов», что говорит о высокой торговой марке этих семейных торговых фирм. Двухэтажный каменный дом Унжениных, построенный прямо напротив Церкви на Воздвиженской улице, перестроенный архитектором Петонди, расположен ныне по адресу К. Маркса, 13.
Род Унжениных, представители которого сменяли один другого на должности старосты Петропавловского собора, благоукрашал и, когда необходимо, реставрировал собор на протяжении почти всего XIX века. Так, на их средства собор был отреставрирован после пожара 1824 года.
Внучка Ивана Николаевича — родная сестра моей прабабушки — Вера Федоровна вышла замуж за казанского купца, сына бывшего городского головы и козлового заводчика в Адмиралтейской слободе Константина Павловича Прибыткова. Дом его брата, Михаила Павловича Прибыткова, является памятником истории и архитектуры, объектом культурного наследия местного значения. Поставлен на охрану постановлением Кабинета министров РТ № 384 от 10.06.2009 года. Но его адреса я не знаю и фото не нашел.
Благотворительностью отличался их отец, Павел Александрович Прибытков.
Храм положения Ризы Господней (с. Тихий Плес) построен в основном на средства казанского купца Павла Александровича Прибыткова (ум. в 1883), откликнувшегося на просьбу прихожан, не имевших средств даже на ремонт ветхой деревянной церкви, построенной в 1779 году. Прибытков был и заказчиком проекта, и организатором строительства. Кирпич для храма пожертвовал свияжский купец Федор Тихонович Каменев.
Крупный двусветный храм с высокой четырехъярусной колокольней. В эклектичной, но очень впечатляющей отделке присутствуют элементы древнерусского зодчества, барокко, позднего классицизма. Стоит ли он там сейчас, мне не известно.
Новую информацию о храме любезно прислал Рустем Ахунов (rustik68).
Если речь о Тихом Плесе, то вроде в 2009 году стоял, но был недействующим. Обложен на дверных проемах табличками «не входить». По словам местных обитателей здание находиться сейчас в ведении старообрядческой общины. Опросить их никого не удалось, т.к. никого из старообрядцев на месте не было в мой приезд.
Здесь я перечислил только прямую линию моего рода Котеловых. Если захватить пошире, то в родстве с Котеловыми находились многие именитые купцы Казани: Каргины, Шишкины, Курбатовы, Серебренниковы, Протопоповы, Астраханцевы, Замошниковы, Варенцовы, Крупенниковы, Казанцевы, Щербаковы, Урванцевы, Лихачевы, Гущины, Голенищевы, Верины, Мурзаевы, Золотаревы.