Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Будничный сюжет как символ
- Айгуль Зарипова
- 20 июня 2012 года
Новость о смерти одного из моих любимых художников — Ильдара Зарипова — натолкнула меня на мысль написать о нем, чтобы и другие, кто не знает, познакомились с ним и его творчеством.
14 июня 2012 года скончался народный художник России, заслуженный деятель искусств Татарстана, лауреат Государственной премии имени Габдуллы Тукая Ильдар Зарипов. Последнее время он тяжело болел, перенес сложную операцию. Ему шел 73 год.
Работы художника представлены в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, в музейных и частных коллекциях в США, Франции, Англии, Германии. Он был членом правления Союза художников России.
Ильдар Зарипов в своей галерее
Ильдар Зарипов родился 15 ноября 1939 года в Казани, в Ягодной Слободе, в семье трудолюбивых и добрых людей — Касыма абзыя и Маймуны апа. В пятилетнем возрасте впервые увидел цветные карандаши: коробку «Спартак» принес его старший брат Махмуд. Он начал рисовать самолеты, танки, раскрашивать их в разные цвета. Время-то было военное…
Мальчик с восторгом наблюдал за тем, как искусно рисовал брат черные танки, на которые из синих самолетов сыпались красные бомбы. Сам брал в руки карандаши, разглядывал их, нюхал даже. По-видимому, с той самой поры и пристрастился Ильдар к рисованию.
Когда он учился в пятом классе, узнал о том, что в Соцгороде (район Казани), в Доме пионеров, существует кружок рисования. Не раздумывая, начал его посещать, стараясь не пропускать ни одного занятия. Многие подростки ходили в кружок из любопытства, а Ильдар проявлял усердие. Его папка никогда не пустовала, он бережно раскладывал на полу свои новые рисунки. А услышав слова одобрения наставника, с еще большим рвением принимался за любимое занятие.
В Казанское художественное училище Зарипов поступил без каких либо трудностей и успешно закончил его в 1961 году. Одновременно с дипломом ему, как особо одаренному выпускнику, дали направление для учебы в художественном вузе.
В Московский художественный институт имени В. Сурикова конкурс был необычайный. Поток желающих был огромен. Каких только национальностей не было. Один только он татарин. Картину, написанную в этот период, забрали в методкабинет: вот как творить следует. Автор и сам иногда заглядывал туда, чтобы поучиться.
Тайнам живописи он обучался в мастерской академика Д.К. Мочальского. Внимательно прислушивался к умным советам преподавателя, учился творчески подходить к каждой теме, стремился создать яркое произведение искусства.
Во время успешной учебы на третьем курсе Ильдар неожиданно женился. Он каждую неделю ездил к своей Светлане, в Казань и обратно, еле сводя концы с концами и влезая в долги.
Когда Ильдар завершал учебу в институте в 1968 году, объявили конкурс в мастерскую известного живописца Г.М. Коржева. Было три места. Желая попробовать свои силы, он тоже принял участие в конкурсе и стал победителем. Но из-за болезни не смог продолжать учебу, и судьба вернула его в родные края.
Ильдар Зарипов как художник заявил о себе смело, всех привлекали его задор, сказочно- фантастическая манера изображения. Его оригинальный стиль не вписывался в рамки живописных канонов. Появилось новое направление в татарском изобразительном искусстве.
В Казани 60-70-х годов его не очень ждали. Его творчество у многих «авторитетных» людей вызывало лишь усмешку. И чиновники искусства старались создавать препятствия подающему большие надежды художнику.
Картина «Дома»
В 1970 году выставочная комиссия отбирала картины для отправления в Москву на большую художественную выставку. Картину Зарипова «Дома» раскритиковали. И тогда он сам повез ее в Москву. В столице авторитетная комиссия признала картину высокохудожественной, поздравила автора с удачей.
Эта картина вошла в Золотой художественный фонд страны Советов. Приобрел ее Русский музей. В Третьяковской галерее находятся картины «Зульфия», «Батыр», «Айсылу». Немало произведений Ильдара Зарипова украшают национальные картинные галереи Татарстана, Ижевска, Киева, Петрозаводска и других городов.
«Задумаешь одно, а получается другое. А может и вовсе ничего», – говорил он.
Автор никогда не знает заранее, как завершится картина. Ильдар подолгу подбирает цветовые гаммы, стремясь к совершенству, новизне. А цвета художник чувствует очень тонко.
Картина «Осень на реке Cумке
Создавая серии картин на темы крестьянского быта, отличающиеся яркостью, многоцветностью, декоративно-плоскостным решением композиции, И. Зарипов передает представление об идеалах, традициях татарского народа. Множество выразительных типажей, колоритные обитатели татарской деревни – это сцены быта и нравов. Избрав темой будничный сюжет, художник придает ему определенную значительность. Гуманизм, большая духовная сила проявляется в каждой картине живописца. Композиции художника многозвучны по краскам, заполнены множеством вызывающих восхищение даров полей и лесов. В картинах-ландшафтах подчеркивается красота природы родного края. В живописный рассказ вплетается излюбленная тема - деревенские пейзажи.
Кисти мастера подвластны звуки и запахи. Вглядываясь в его картины, ощущаешь ароматы трав цветущего луга, пшеничного поля, осеннего леса. Поражает задушевность зариповского жизневосприятия, способность художника окрашивать изображаемую реальность оттенками личного настроения.
Благодаря И. Зарипову природа обрела в нашем восприятии больше красоты и одухотворенности. Мы узнаем прекрасное в повседневных впечатлениях, когда они вдруг напомнят нам любимые полотна.
Особенно значителен и пластически выразителен образ крестьянки, поднятый в своем художественном звучании до символа татарской женщины. За годы творчества он создал целую галерею женских портретов. В сознании художника существует свой тип женской красоты, свой идеал.
Многие работы Ильдара – восхищение, преклонение перед прекрасным полом. «Говорят, красота присуща правде. И наоборот, где есть красота, там видишь правду, веришь!»
Это высказывание автора подтверждает, какое значение для художника имеет вера зрителя в его картины.
Своей матери он посвящает картину « Воспоминания». Военное время, детство тяжелое. Но, превозмогая трудности мать вырастила – воспитала сына, чудесного живописца, прославившего свой народ.
Картина «Воспоминания»
В ноябре 2004 года на улице Гвардейской, 10 открылась его персональная галерея, подаренная тогдашним Президентом РТ Минтимером Шаймиевым. Экспозицию художник строил сам, и полотнам было вольготно на стенах. В галерею потек народ…
Картина «Девушка из Казани»
Высоких успехов достиг мастер живописи. Он новаторски расширил живописную концепцию современной картины, внес свою лепту и в российскую живопись, придумал зариповскую неповторимую форму. Оценив его талант, творческие достижения, Российская академия художеств наградила его в 1997 году Серебряной медалью.
Картина «Сююмбике»
Правительство Татарстана дало высокую оценку вкладу, который внес Ильдар Зарипов в духовную жизнь республики: в 1994 году художник был удостоен Государственной премии РТ имени Г. Тукая.
Айгуль Зарипова
Иллюстрации автора
Производственная практика в редакции 2012 года
Источники информации:
http://www.business-gazeta.ru/article/61228/
http://horriyat.ru/galereya-studiya/galereya-studiya-ildara-zaripova.html
http://viperson.ru/wind.php?ID=602819&soch=1
Ильдар Зарипов. Живопись. Альбом. На татарском, английском и русских языках. Автор и составитель текста Кыям Минлебаев. Татарское книжное издательство «Идел-Пресс», 2000.
Галерея Ильдара Зарипова находится по адресу: город Казань, улица Гвардейская, дом 10. Тел.: 272-04-30.