Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Есть в Казани улица Галимджана Баруди

Новое имя приобрела уже привычная и полюбившаяся жителям Московского района улица Забайкальская. В первые месяцы её обитатели с недоумением смотрели на таблички с надписью «Ул. Галимджана Баруди». Почти у каждого возникал вопрос: кто он такой, этот для многих неизвестный человек?

Надо отметить, что новое имя улица приобрела в третий раз. Сначала она именовалась улицей Белякова, затем Забайкальской, и вот теперь была переименована в честь Галимджана Мухаммаджановича Баруди, выдающегося общественного и религиозного деятеля, основателя и руководителя крупнейшего в России медресе «Мухаммадия», муфтия Центрального духовного управления мусульман внутренней России и Сибири, духовного лидера татарской нации.

Баруди был внуком отставного николаевского солдата, то есть человека, который за 25 лет_службы ощутил все плюсы и минусы политики Российского государства. Знание русского языка, российских реалий и личные деловые качества превратили отца Галимджана – Мухаммаджана Галиева – из человека, не имевшего практически ничего, в миллионера и одного из лидеров мусульманской общины Казани. Борясь за национальное образование и устои ислама, он всегда был готов к разумным компромиссам с властями. Именно эти традиции и воспринял его сын Галимджан.

Родился Галимджан Баруди 5 февраля 1857 года в деревне Малые Ковали Казанского уезда (ныне Высокогорского района Татарстана) Однако его детство прошло в Казани, на улице Тихвинской, неподалеку от порохового завода, где его отец выстроил роскошный особняк. Фамилия отца Галимджана Баруди – Галиев. Баруди – псевдоним, это слово в переводе означает «Пороховой». Оно указывает на то, что именно с Пороховой слободой Казани связано начало родословного древа семьи Галиевых.

Еще в годы учебы юноша поставил пред собой цель – служить Родине, нации и просвещению татар. В Казани Баруди становится основателем и руководителем медресе «Мухаммадия», заложенной в 1881 году. При открытии Зайнулла Расули, учитель Баруди, знаменитый шейх, которого современники за его авторитет называли «королем татар», произнес следующую речь:

«Вместе проявляйте иджтихад (усердие) на пути реформы образования, служите этому пути, не враждуйте и не разделяйтесь в национальных и религиозных делах, на это я даю вам благословение».

Это была высшая мусульманская школа, где преподавали физику, географию, то, что было невозможно в других медресе. Школу Баруди закончили Баки Урманче, Фатых Амирхан, Наки Исанбет и другие видные деятели татарской культуры.

К концу XIX века лидирующее положение среди духовенства Казани начинает занимать ректор медресе «Мухаммадия» Галимджан Баруди. Он настойчиво проводил политику реформы Духовного собрания и татарских школ, выступал за их автономию от государства. Баруди стал автором нескольких учебников на татарском языке, многие из которых впоследствии стали классическими образцами учебных пособий для магометанских школ,

Баруди стремился к модернизации ислама. На Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде (август 1906 г.) он был избран членом президиума, председателем комиссии по реорганизации органов духовного управления мусульман. В тот же 1906 год Баруди приступил к воплощению своей давней мечты – изданию и редактированию научного журнала «Религия и мораль», в котором публиковались толкования законов Шариата, освещались общие и частные проблемы мусульманской философии. Журнал пользовался спросом и имел стабильную читательскую аудиторию.

В 1907 году ректор медресе «Мухаммадия» был обвинен в антигосударственной пропаганде и в 1908 году выслан под гласный надзор в Вологду. Через несколько месяцев ему удалось получить разрешение на выезд за границу, и оставшуюся часть ссылки до апреля 1910 года он провел в Ливане и Сирии, где продолжал научные исследования.

В его биографии – членство в ЦК либерально-демократической партии «Иттифак аль-муслимин» («Союз мусульман»), созданной в 1906 году по решению первого Всероссийского съезда мусульман. Члены партии принимали участие в работе Государственной думы, добиваясь принятия законов, направленных на решение национальных, культурно-религиозных вопросов.

После Февральской революции 1917 году на первом Всероссийском съезде мусульман в Москве Баруди был избран муфтием Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ), впервые в истории России победив на свободных выборах (до революции муфтий назначался правительством).

Отношения управления с Советской властью складывались нелегко. Свой первый визит глава мусульман России нанес московским большевистским правителям в мае 1918 года. Результатом встречи с новым руководством страны, и в первую очередь, со Сталиным, Баруди остался неудовлетворенным. Сам муфтий, видимо, поначалу считал новую власть временной и относился к ней соответственно.

Как верховный муфтий России, Баруди много сделал для нормализации религиозной жизни мусульман. В 1918 году под его руководством в Уфе прошло Всероссийское совещание имамов, на котором обсуждались проекты создания широкой системы религиозного просвещения и воспитания. В нем приняли участие самые авторитетные религиозные деятели России.

В 1920 году, твердо веря в грядущее торжество разума, Баруди подарил молодой Татарской республике самое большое свое богатство – личную библиотеку, насчитывающую 4288 томов, которую начал собирать еще в середине XIX века его отец. В дальнейшем она составила основу восточного фонда Научной библиотеки Казанского университета.

Очень много труда вложил муфтий в организацию борьбы с голодом в Поволжье и Приуралье. Он объездил всю Уфимскую губернию, чтобы воочию убедиться в размерах бедствия. В августе 1921 года им была написана записка на имя И.Сталина, в которой изложены причины и масштабы голода среди мусульман Уфимской губернии.

ЦДУМ обратилось с воззваниями о помощи к странам мусульманского Востока. На призыв ЦДУМ сразу откликнулись мусульмане Финляндии (татарская распора), Китая, Афганистана и Турции. Турция прислала в помощь Московской комиссии двух своих представителей от Красного Креста. В короткий срок удалось наладить отправку собранного продовольствия по линии международной организации Помгол.

В то время как активно разворачивалась деятельность ЦДУМ в помощь голодающим, муфтий в Москве пытался попасть к Сталину, Свердлову. В 1921 году он в очередной раз поехал в Москву. Сталин тепло принял делегацию из Казани и заверил, что помощь бывшим колониальным народам – первостепенная задача коммунистов. Но удостовериться в этом Баруди не смог – на следующий день он неожиданно заболел и умер, не дожив одного года до «возраста Пророка». Ему было только 62.

Узнав о случившемся, Сталин распорядился, чтобы выделили два специальных вагона для немедленной доставки тела умершего хазрета в Казань. Провожать его приехали консулы Турции, Ирана и Афганистана, а в Казани спецсостав встречала большая толпа мусульман. Прощальную молитву прочитали в доме Галеевых, после чего муфтий был похоронен на кладбище Ново-Татарской слободы.

Многие интересные исторические моменты биографии Галимджана Баруди открыл его родственник – известный исследователь в области цветомузыки Булат Галеев. О своем родстве с Баруди он узнал, уже повзрослев. Булат Галеев – доктор философских наук, профессор Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева, член-корреспондент АН РТ, директор НИИ экспериментальной эстетики «Прометей». Кроме того он член Союза российских писателей, автор ряда книг по проблемам светомузыки. Его отец был одним из последних выпускников медресе «Мухамадия». Галимджан Баруди – родной брат его деда.

Интервью с Булатом Галеевым было опубликовано в книге «Татарский Век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар», которая послужила основой для написания данного материла. Кроме того использовались книги «Лидеры нации» (Казань, Татарское книжное издательство, 2003), «Казанских улиц имена» (Казань, Центр инновационных технологий, 2008), публикации журнала «Казань».

Очень жаль, что современная молодежь плохо знает выдающегося татарского просветителя Г. Баруди. Если именем человека называется улица, он заслуживает уважения и признания.

Екатерина КУЛЬБАКА

Производственная практика в редакции 2009 года