Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – В деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина родился поэт, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая Хасан Фахриевич Туфан

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казань, XVI век: свидетельство Адама Олеария

Большую ценность представляют свидетельства очевидцев старины далекой, особенно если это художники, в том числе Адам Олеарий.

Широко известна гравюра «Казань в татарской стране» Адама Олеария – она воспроизводится почти в каждой книге по истории нашего города.

Из всех иностранных изданий XVII века, посвященных России, сочинение этого автора – самое знаменитое, самое распространенное и богатое по содержанию, как пишется в предисловии к последнему русскому изданию 2003 года. Книга написана по наблюдениям, сделанным им во время путешествия через Россию в Персию, куда в 1636 году Олеарий ездил в составе голштинского посольства.

Нашему городу посвящена глава, в которой Олеарий рассказывает «О городе Казани и о том, как Казань подпала под власть московитов». В основном это пересказ сведений, которые он узнал во время путешествия. О Казани, которую гости увидели, – лишь скупые сведения географического характера да ряд наблюдений. О том, например, что на местном базаре им встретилась тухлая рыба; что воеводе они послали «прекрасный большой перстень с рубином».

Особую ценность представляют труды Олеария как рисовальщика. Книга иллюстрирована множеством рисунков. В предисловии к изданию 1647 года автор писал, что «сам нарисовал собственноручно большинство этих рисунков». Лишь несколько рисунков сделал с натуры Г.Граман, врач посольства. Потом рисунки были приведены в законченный вид при помощи хорошего художника августа Иона и переведены на медь тремя граверами.

Сравнивая «казанскую» гравюру Олеария с другой работой, принадлежащей неизвестному художнику 2-й половины XVII века, которая тоже приводилась уже не в одной книге, нельзя не заметить поразительное сходство: вид крепости идентичен.

Эта гравюра хранится в Государственной библиотеке Берлина. Как явствует из пояснения специалистов Института истории, предположительно ее автор – Иоганн Стридбек, резчика из г.Аугсбурга. Но это копия с гравюры более раннего мастера. Причем точно известно, что Стридбек в Восточной Европе никогда не был.

Отдельные детали изображения – татарский разъезд, вооружение и внешний вид всадника на переднем плане, наличие большого количества неразрушенных мечетей, несожженный посад, отсутствие крестов на сооружениях, напоминающих храмы, а также ряд древних сооружений (ханский дворец; башни старого типа и т.д.) позволяют говорить о гравюре как о единственном сохранившемся виде дорусской Казани первой половины XVI века.

Довольно широко распространена и эта гравюра. Возможно, это еще один рисунок, незначительно отличающийся от первого. Есть мнение, что подлинна только одна гравюра, вторая создана другим художником.

Автором гравюры, изобразившим развернутый вид казанской крепости, предположительно, является иностранный специалист по фортификации, сопровождавший войска Ивана Грозного во время неудачного для русских похода 1550 года на Казань. Впоследствии – либо с разведывательными, либо с познавательными целями – гравюра была послана в Западную Европу.

Как нам сказали в Институте истории, рисунок в книге Олеария о путешествии через Казань в 1630-е годы – скорее всего, копия с гравюры, хранящейся в берлинском музее.

Кроме рисунка, представляющего вид на казанский кремль, в книге еще был рисунок с видом на Тетюши.