Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Педагог, Ученый, Человек – и все с большой буквы
- Ольга Малышева
- 20 декабря 2006 года
Наш постоянный автор Ольга Малышева рассказала о своем учителе Кларе Романовне Синицыной.
Одним из постоянных авторов «Казанских историй» с самых первых номеров является Ольга Леонидовна Малышева, кандидат исторических наук, доцент Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Она член редакционного совета нашей газеты, ее активный пропагандист в студенческой аудитории. Пожалуй, нет в Казани другого такого вузовского преподавателя, который бы так активно использовал краеведческий материал на своих занятий, а потому ее студенты (около 150 человек) – постоянные читатели «Казанских историй».
Ольга Леонидовна – автор более 70 публикаций на темы истории культуры и Татарстана, семейно-брачных отношений. Активно сотрудничает со многими СМИ (журналы «Девочки просят внимания», «Аргамак», «Татарстан»); ведет рубрику «Семья: традиции» в газете «Женщина».
Темы выступлений Малышевой в СМИ связаны с ее научными интересами. Она автор спецкурсов «Религиозные основы семейно-брачных отношений», «Теория и история бюрократии» и «Деструктивные культы в современной России». Преподает историю России и историю мировых религий, в 1989 г. по линии общества «Знание» была признана лучшим лектором Татарстана. Лауреат гранта Центрального Европейского Университета (Будапешт).
Сегодня Ольга Леонидовна рассказывает о своем учителе Кларе Романовне Синицыной.
Историк, мой педагог – Клара Романовна Синицына прожила всего 64 года и ушла из жизни в 1996 году. Но память ярко рисует ее облик; научные работы (а их свыше 70) учат профессионализму; ее судьба – преодолению жизненных трудностей и благодарности жизни за то, что она просто есть.
Клара Синицына (слева)
Ее детство пришлось на войну. В нем тяжелое сиротство, полуголодное существование, казенность детского дома. Ее родители умерли в военные годы: мама – в 1941-м, отец – в 1942-м, оставив четырех дочерей – Антонину, Венеру, Розу, Клару. Клара была младшенькой. Было ей 10 лет. Времена были страшные и для тех, у кого в доме были взрослые, а уж девчонкам как выжить? Чувство голода было настолько острым, что уже из детского дома Клара с подружкой сбежали за сытой профессией. Прослышали, что за 200 км есть училище, где учат на технолога мясомолочной промышленности. За мечтой шли по шпалам, но вернули их в детский дом с первой железнодорожной станции.
Много лет пройдет, а память будет услужливо выкраивать эту попытку побега из голода. Лихолетье не только опалило, но и закалило. Приучила собирать себя в кулак, если надо. А цели всегда ставились высокие, так что и воля и труд были необходимы. Закончила на «отлично» сначала среднюю школу имени Луначарского в Буинске, а затем историко-филологический факультет КГУ.
В студенческие годы произошла встреча с будущим супругом – Владимиром Александровичем Синицыным. После окончания университета вместе с мужем поехали по распределению в вечернюю школу №62 на станции Агарзя, что по Горьковской железной дороге. Ученики были старше учителей. Да и учителей–то всего трое, включая директора. Поэтому приходилось вести несколько предметов – историю в старших классах, русский язык, литературу, географию. Остальные предметы вплоть до химии и геометрии были за мужем.
Рождение сына Олега вернуло молодую семью в Казань. А дальше ступенька за ступенькой по карьерной лестнице: от экскурсовода и младшего научного сотрудника отдела советского периода до заместителя директора по научной работе Государственного музея ТАССР. В 1970 году – успешная защита кандидатской диссертации на тему «Музейное строительство в Татарской АССР (1917-1967гг.)». Прошло 35 лет после первого, серьезного шага в науку, а диссертационное исследование Синицыной сохраняет свое научное и практическое значение до сих пор. «Музейный» период в жизни Клары Романовны знаменовался публикацией ряда серьезных статей и путеводителей по музею и по Казани.
В том же 1970-м Клара Романовна перешла на работу в Казанский государственный педагогический институт, но связей с музеем не порывала. Она оставалась членом Ученого совета музея, вела работу по охране памятников истории и культуры. В начале 1990-х годов приняла участие в издании первого каталога-справочника памятников истории и культуры РТ.
В 1975-м, будучи студенткой истфилфака КГПУ, я узнала Клару Романовну-Педагога. Вела она у нас историческое краеведение и вспомогательные исторические дисциплины, которые очень скоро стали для нас одним из главных предметов, и не только из-за требовательности педагога. Открылись они для нас неожиданными гранями и захватили целиком. А преподавание исторического краеведения показало, как уважительно, даже трепетно нужно относиться к истории своей родной земли.
Особое место в ее творческой биографии заняло написание учебников по истории Татарстана и татарского народа. В 1983 году Синицына опубликовала учебное пособие «Историческое краеведение», в 1985-м в соавторстве с Р.Фахрутдиновым и В.Кузьминым был издан школьный учебник по истории Татарской АССР.
Кардинальные изменения в политической, экономической и духовной жизни общества в 1990-е годы вызвали потребность в учебниках нового поколения. Клара Романовна активно включилась в их подготовку. В 1995 году вышел в свет учебник «История Татарстана и татарского народа», признанный лучшим среди учебных пособий и учебников по региональной истории.
Клара Романовна Синицына прожила недолгую жизнь, но память о себе оставила такую, что хватило бы на нескольких человек. Педагог, Ученый, Человек. И все с большой буквы.