Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Звезда мировой величины» Николай Катанов
- 20 сентября 2012 года
Имя Николая Фёдоровича Катанова известно многим – известный российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской Духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист и общественный деятель. По праву считается первым хакасским учёным.
Николай Фёдорович Катанов родился 6 (19) мая 1862 года в Енисейской губернии (ныне Республика Хакасия), в степной местности Изюм (Узюм) в 17 км на северо-востоке от села Аскиз на левом берегу Абакана (приток Енисея).
В автобиографии для словаря С. А. Венгерова в 1897 году Катанов писал: «Отец мой был татарин племени Сагай, а мать татарка племени Каш, колена Пюрют, отец по профессии был улусный писарь своего племени. Как я, так и родители мои — христиане православного вероисповедания».
Формирование Н.Ф. Катанова как учёного началось в гимназии Красноярска под влиянием учителя истории и географии А.К. Завадского-Краснопольского, действительного члена Восточносибирского отделения Географического общества. В 1884 году Катанов окончил Красноярскую гимназию с золотой медалью, твёрдо намеревался получить тюркологическое образование. Первоначально думал о поступлении в Казанскую духовную академию, отправился в Казань, но обнаружил, что преподавание восточных языков в Казани — и в академии, и в университете — почти прекратилось. По совету Н.И. Ильминского и В. В. Радлова, состоявших в переписке с талантливым «инородцем», поехал в Петербург.
5 декабря 1884 года он был избран членом-сотрудником Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. С 1885 года стал активно публиковаться на русском и немецком языках. После окончания в 1888 году факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. В 1888-1892 годах находился в научной командировке в Сибири, Монголии, Китайском Туркестане, где изучал быт и язык тюркских племен.
Вернувшись в Петербург, Катанов рассчитывал занять место лектора татарского языка на восточном факультете, но оказалось, что оно уже занято. 9 ноября 1893 года получил место преподавателя Казанского Университета в звании экстраординарного профессора. Для того, чтобы занять эту должность, 10 и 21 декабря 1893 года выдержал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности. С 1893 по 1922 год работал на кафедре турецко-татарской словесности, в 1918 году стал ординарным профессором.
7 декабря 1903 года на факультете восточных языков Петербургского университета Катанов защитил магистерскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка» – результат первой экспедиции в Сибирь, в 1903 году – докторскую диссертацию по сравнительному языкознанию. Скорее всего это случилось в Петербурге, поскольку в 1907 году Казанский университет дал ему вторую докторскую степень без защиты диссертации.
В 1894 году стал действительным членом Общества археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при Казанском университете, 8 апреля избран его секретарём. Привёл в порядок библиотеку Общества, стал редактировать его «Известия», где впервые стали публиковаться отчёты Общества и протоколы его заседаний. Из-за невозможности совмещения преподавания и занятий в Обществе Катанов в 1897 году попросил освободить его от обязанностей секретаря, но уже в 1898 году был избран председателем ОАИЭ и оставался в этой должности до 1914 года.
С 1905 года был членом совета Казанского городского музея, в 1906-1912 и 1914-1917 годах - его председателем, в 1906-1917 годах – директором историко-этнографического отдела. Катанов был организатором чтения при музее лекций по истории и этнографии финно-угорских и тюркских народов. Опыт, полученный в университетских и Казанском городском музее, позволил Катанову организовать в 1912 году историко-этнографический музей Казанской Духовной академии.
После 1917 года Катанов вынужден был покинуть городской музей, но фактически не оставил музейную работу. Бруно Адлер, ставший в 1918 году директором музея, привлёк учёного к участию в журнале «Казанский музейный вестник». В 1918 году взялся заведовать университетским нумизматическим кабинетом и привёл в порядок коллекции, в том числе не открывавшиеся в течение десятилетий. До самой кончины Катанов оставался в центре музейной жизни города. В 1920-1921 годах Катанов был одним из организаторов выставки культуры народов Востока.
С 1888 года он занимался коллекционированием, в Казани был завсегдатаем антикваров и старьёвщиков. Предметом собирания были разнообразные вещи, имеющие отношение к истории, этнографии и археологии тюркских народов. Он собирал татарские шамаили. Многие предметы своей коллекции приобретал за свой счёт, а потом безвозмездно передавал в фонд музея университета, а наиболее ценные экспонаты – в Казанский городской музей. Музей Духовной академии благодаря Катанову обогатился предметами буддийского культа, а также этнографии удмуртов, а музей Общества археологии, истории и этнографии – предметами из Болгар, купленными им во время поездки в Спасский уезд Казанской губернии. Катанов помогал не только казанским музеям, но и Красноярскому, Минусинскому, Тобольскому и другим.
Активно работал Катанов в Переводческой комиссии при братстве св. Гурия, с 1907 года был председателем Переводческой комиссии Казанского учебного округа. Биографы Катанова отмечают его заметный вклад в развитие православной миссии в Волжско-Камском крае. Он был заведующим редакции «Инородческого Обозрения» (приложения к журналу «Православный Собеседник»), печатного органа миссионерского отделения Казанской Духовной академии, выходившего с конца 1912 года.
С 1906 по 1916 год Катанов был цензором Казанского Временного комитета по делам печати и ежегодно просматривал не менее 500 рукописей на арабском, персидском, сартском и других восточных языках, представляемых на согласование татарскими издателями, не считая документов, ежедневно поступающих из канцелярии губернатора, жандармского управления, судебных присутствий и др. По сведениям М. Пинегина, Катанов был способен работать с 50-ю западными и восточными языками. В некоторых мемуарах и основанных на них публикациях число языков, с которыми был знаком Катанов, доходило до 114.
При всём колоссальном объёме учебной, организационной и общественной работы Николай Фёдорович находил время на собственно научные изыскания. За 1898-1908 годы он опубликовал 145 научных работ (без рецензий и аннотаций). В 1896 и 1899 годах провёл экспедиции в Минусинский округ, в мае — августе 1897 года — полевые исследования в среде тептярей и кряшен. С 1896 по 1898 год совершил поездки в западные уезды Уфимской губернии с целью изучения диалектов башкирского языка. На рубеже XIX — XX веков им была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе кириллицы. Подробные отчёты об экспедициях публиковались в «Известиях ОАИЭ». В 1900 году ученый побывал в Бельгии и Франции. Летом 1909 года совершил последнюю поездку в родные места — в Аскиз.
Катанов изучал и историческое прошлое местного края: древнеболгарского государства, Казанского царства и города Казани. Изучал мусульманские монеты из Болгар, Золотой Орды, болгарские эпиграфические памятники, предметы материальной культуры, найденные при археологических раскопках.
Катанов не проявлял своих политических симпатий, но, являясь противником социалистических теорий и «новых» религиозных доктрин, неоднократно подвергал критике их пропагандистов и теоретиков, среди которых были, в частности, известный татарский поэт Габдулла Тукай (Абдулла Тукаев), симпатизировавший социалистам-революционерам, и Сардар Ваисов, основоположник «движения ваисовцев» (которое Катанов классифицировал как «мусульманскую секту») .
В 1911 году Катанов перешел на работу в Казанскую Духовную академию (КДА), в которой преподавал до 1917 года, после чего вновь вернулся на прежнее место работы. Несмотря на все его заслуги, в 1913 году ему отказали в присуждении звания ординарного профессора академии, он его получил только в 1915 году.
Бурные события 1917 года практически миновали Катанова, но повлекли за собой расширение его профессиональных обязанностей. В октябре 1917 года в Казани открылся Северо-восточный археологический и этнографический институт, построенный на демократических началах с выборным ректором и участием студентов в руководстве. Преподаватели были из университета, занятия проходили в вечернее время. Катанов был избран деканом археологического отделения, читал лекции по истории Золотой Орды, источниковедению Поволжья, восточной нумизматике и восточной хронологии. В мае 1919 года в институте было создано Восточное отделение, которое он возглавил, после преобразования института в Восточную академию в 1921 году Катанов остался в ее штате. Кроме того, преподавал в Высшем институте народного образования, чувашских педагогических курсах и даже в Высшей восточной музыкальной школе, в которой читал «Песнетворчество турецко-татарских народов».
31 января возглавил комиссию по организации при историко-филологическом факультете университета восточного отделения. 15 февраля 1919 года по всероссийскому конкурсу был избран профессором Казанского университета, 1 августа 1921 года официально утверждён в этом звании Наркомпросом.
С 1918 года возглавлял нумизматический кабинет университета. Добился возвращения из ЧК конфискованных золотых и серебряных монет. 17 января 1919 года на первом заседании обновлённого Общества археологии, истории и этнографии Катанов был вновь избран его председателем и одновременно членом Совета.
Катанов был членом Русского археологического общества, Русского географического общества, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, Туркестанского кружка любителей археологии в Ташкенте, Казанского и Семипалатинского статистических комитетов, Саратовской ученой архивной комиссии, состоял действительным членом двух зарубежных обществ: в Будапеште (Венгрия) и Лёвене (Бельгия), членом-корреспондентом Финно-угорского общества в городе Гельсингфорсе (ныне Хельсинки, Финляндия).
Катанов активно участвовал в трезвенническом движении, в разное время состоял членом-соревнователем (с 4 /16/ сентября 1896 г.), действительным (с 14 /26/ июня 1897 г.), почётным и пожизненным членом Казанского Общества Трезвости (КОТ), а также членом его Комитета и секретарём, являясь соратником создателя КОТ А.Т. Соловьева. После создания под председательством Соловьева Казанского отдела Русского Собрания (КОРС) Катанов включился в деятельность этой право-монархической организации. 4 февраля 1909 года был избран товарищем (заместителем) председателя Совета КОРС. Кроме того, профессор был старостой храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при обществе.
Профессор Катанов безвременно скончался 9 марта 1922 года в возрасте 59 лет.
«Здоровье Николая Федоровича пошатнулось с осени 1921 года, после физического паралича, случившегося с ним от переутомления, когда уже далеко не молодой профессор, вместо покоя …, вынужден был долго и непосильно работать: копать землю под посев картофеля и других овощей на огороде, носить их на себе с огорода, находящегося в пяти вёрстах от его квартиры, таскать и перекладывать тяжелые бревна с места на место, колоть дрова, носить воду на второй этаж в свою квартиру по крутой лестнице и многое другое.
Весть о смерти Николая Федоровича быстро облетела всю Казань и поразила всех, знавших его (а его знала почти вся Казань!). В лице покойного наука и казанское общество потеряли незаменимую учёную силу, общественного деятеля и исключительного человека. Можно смело сказать, что потеря его ничем не вознаградима. Это был исключительный самородок и единственный человек на всю Россию», – так писал И.М. Покровский в статье «Памяти профессора Н.Ф. Катанова в 1923 году.
Дата смерти Катанова определена А. Елдашевым на основании справки о смерти № 178 от 9 марта 1922 года архива отдела ЗАГС администрации Вахитовского района г. Казани.
Ученый пользуется безмерно глубоким уважением у всех народов, которые изучал, с которыми близко соприкоснулся – хакасского, татарского, башкирского, тувинского. Его вклад в изучение этнографии и языкознания весьма значителен для всего тюркоязычного мира.
Хранят память об ученом в Абакане. 28 сентября 1987 года на базе музея Аскизской средней школы был создан общественный краеведческий музей имени Н. Ф.Катанова (ныне – Аскизский районный краеведческий музей имени Н.Ф. Катанова). После создания в 1994 Хакасского государственного университета ему было присвоено имя Катанова. В том же году Верховным Советом республики была учреждена Государственная премия имени Катанова, которой награждаются наиболее выдающиеся учёные. С этого же времени в университете проводятся традиционные «Катановские чтения», на которые представляют свои исследования студенты, аспиранты и преподаватели.
Интересно, что в 1996 году Советом Министров Республики Хакасия были выпущены суррогатные деньги номиналом 5000 рублей, получившие в народе название «катановки» из-за помещённого на реверсе банкноты портрета учёного.
В Абакане есть памятник ученому, установленный в 2007 году, в честь 145-летия ученого.
Его автор – красноярский скульптор Константин Зинич. В церемонии открытия памятника принимали участие прямые потомки Катанова: внук Николай Георгиевич с супругой и дочерью. В том же году Хакасский национальный музей имени Л.Р. Кызласова открыл выставку «Великий сын древней земли», посвященную страницам жизни и деятельности Н.Ф. Катанова. В Абакане прошел Международный научный форум «Катанов и современность».
2012 год был в Хакассии Годом Николая Федоровича Катанова. 28 декабря Национальная библиотека имени Н.Г. Доможакова в Абакане представила уникальный электронный образовательный ресурс «Звезда мировой величины: к 150-летию первого хакасского ученого Н. Ф. Катанова», подготовленный к 150-летию первого хакасского ученого Николая Федоровича Катанова.
Диск стал победителем открытого конкурса проектов, объявленного Министерством культуры Республики Хакасия, в номинации «Подвижники краеведения».
Снят документальный фильм «Судьба инородца», который повествует о жизни и научной деятельности выдающегося востоковеда. Съемки картины проходили в Хакасии, Тыве, Татарстане, Красноярском крае. В них участвовали преподаватели Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова, Казанского федерального университета, Тувинского института гуманитарных исследований. Фильм снят киностудией «Хакасфильм» на средства гранта Правительства Республики Хакасия. Автор фильма – Марина Канадакова. Режиссер и оператор – Юрий Курочка.
В Казани есть Катановский переулок. Так с 2005 года называется бывший Школьный переулок. Возможно, когда-нибудь появится в Казани и памятник. Разговоры об этом начинаются в преддверии каждого юбилея ученого. С таким предложением вышла, в частности, Международная независимая ассоциация трезвости. Она же внесла предложение восстановить дом, в котором жил Николай Катанов в Казани, открыв в нем музей трезвости.
Сегодня в фондах Национального музея РТ можно не раз встретиться наследием Николая Фёдоровича Катанова – с написанными его рукой ярлыками к предметам, с вещами из его коллекций.
Артур Бакиров, студент КНИТУ-КАИ
Производственная практика в редакции 2012 года
Использован очерк Г.Назиповой из журнала «Казань», №3 2005, другие публикации из Интернета
Читайте о Н.Ф. Катанове – http://страна-читалия.рф/sus4_0/file/katanov.pdf