Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории   Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Репортаж с петлей на шее»

Так называется самое известное произведение Юлиуса Фучика, чешского журналиста, коммуниста, героя движения Сопротивления, имя которого носит одна из казанских улиц.

В 2013 году исполняется  110 лет со дня его рождения и 70 лет со дня смерти.

Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте!

Не забудьте ни добрых, ни злых.

Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.

Юлиус Фучик

Для многих имя Юлиуса Фучика стало символом беззаветного служения родине и человечеству, символом оптимизма, силы и мужества.

Юлиус Фучик родился в Праге, в семье рабочего-токаря. Рано обнаружились его литературные способности. Еще будучи студентом училища, он выпускал рукописные журналы, а в пятнадцать лет начал свой трудовой путь в периодической печати.

Поступив на философский факультет Пражского университета, Фучик активно участвовал в общественной и политической жизни. В 1921 году вступил в ряды Коммунистической партии Чехословакии.

С этого момента и до конца жизни деятельность его неразрывно была связана с коммунистическим движением. В 20-е годы Фучик он редактировал журналы «Авангард» и «Творба», сотрудничал в центральном органе КПЧ – «Руде право». В журналах и газетах печатались его многочисленные очерки и статьи на политические и литературные темы.

В 1930 году Фучик во главе рабочей делегации был направлен в Советский Союз. Из-за отказа чехословацкого правительства выдать визу на выезд делегатам пришлось пересекать границу нелегально.

Находясь в Советском Союзе, Фучик побывал в Средней Азии, Ленинграде, Москве и многих других местах. По возвращении в Чехословакию написал книгу «В стране, где завтра означает уже вчерашний день» (1932), в которой с восторгом рассказывал о том, что увидел в СССР.

В 1934-1936 годах Фучик снова побывал в Советском Союзе как корреспондент «Руде право». Репортажи и очерки Фучика об СССР можно выделить в особую группу. Фучика поразил трудовой подъем, энтузиазм народных масс. Фучик писал о том,  что идеи Ленина получили огромное распространение во всем мире, отмечал  мудрую политику Сталина, а голод, насильственную коллективизацию и репрессии будто даже не заметил.

После оккупации Чехословакии немецко-фашистскими войсками, когда компартия ушла в подполье, Фучик перешел на нелегальное положение. В 1941 году он был избран в состав Центрального Комитета. В течение двух лет успешно руководил подпольной коммунистической печатью: издавал журналы, редактировал газеты, писал статьи.

Литературное наследие Фучика очень разнообразно. Литературно-критические статьи Фучика имели большое значение для развития чешской литературы. Связывая прошлое с настоящим, они звали к борьбе с реакцией, прокладывали пути для прогрессивных писателей.

Наряду с литературными статьями большой интерес представляют статьи и очерки Фучика на политические темы. Они посвящены стачкам и забастовкам чехословацких трудящихся, разоблачению произвола властей и защищающих его буржуазных журналистов. Он остро критиковал социал-демократов.

Многие статьи Фучика были направлены против фашизма. В «Открытом письме министру Геббельсу», распространенном как подпольная листовка, Фучик от лица всей чешской интеллигенции обращал к Геббельсу такие слова:

«Мы, чешские музыканты, артисты, писатели, инженеры, мы, кому насильно закрыла рот ваша цензура, мы, чьи руки связаны вашим террором, мы, чьи товарищи испытывают нечеловеческие страдания в ваших тюрьмах и концентрационных лагерях. Мы, чешская интеллигенция, отвечаем вам, министр Геббельс! Никогда – слышите вы? – никогда мы не изменим революционной борьбе чешского народа, никогда не пойдем к вам на службу, никогда не будем служить силам мрака и порабощения!»

Особым оптимизмом проникнута статья Фучика «Под знаменем коммунизма», которая вышла в январе 1942 года:

«Ныне, в дни беспощадной борьбы, когда полыхают огни войны, мы не менее ясно видим перспективу подлинного спокойствия и настоящего, прочного мира, ясно предвидим расцвет и счастье свободных народов Европы и всего земного шара, видим нарождающийся новый мир».

С гордостью он отмечал, что в это тяжелое для всех время из всех партий Чехословацкой республики только одна-единственная Коммунистическая партия сражается с фашизмом.

В апреле 1942 года, когда нацисты начали кроваво мстить чешским патриотам за покушение на фашистского правителя протектората Чехии и Моравии Рейнхарда Гейндриха, Фучик был арестован и заключен в пражскую тюрьму Панкрац. Поначалу он отказывался давать какие-либо показания. Однако когда реальная угроза ареста нависла над тремя известнейшими чешскими поэтами – Ярославом Сейфертом, Витезславом Незвалом и С.К. Неуманном, Фучик сделал самый рискованный шаг в своей жизни – рассказал гестаповским следователям мифическую версию своей нелегальной деятельности, чтобы отвести угрозу от своих друзей.

Больше тринадцати месяцев пробыл чешский писатель и журналист в гестаповских застенках в ожидании смертного приговора. Гитлеровские палачи подвергали его мучительным пыткам.

Однако даже, находясь в таком заточении, Фучик не терял присутствия духа. В фашистской тюрьме он написал свое наиболее значительное произведение – «Репортаж с петлей на шее». Помощь в написании книги журналисту оказал тюремный надзиратель, чех по национальности – Адольф Колинский. Он «добровольно» завербовался в СС, чтобы помогать своим соотечественникам. Фучику, которого знал по публикациям в газете «Руде право», он предложил написать «что-то для будущего». Но Фучик не сразу ему доверился, считая, что человек в униформе – провокатор. Прошло полгода,  прежде чем журналист ему поверил.

Каждый день Колинский приносил Фучику бумагу и карандаш, а исписанные листки тайком выносил из тюрьмы. Последняя страница была дописана заключенным 9 июня 1943 года, за день до отправки его в Берлин.

Жена писателя, Густа Фучикова, находившаяся в заключении в концентрационном лагере, после освобождения встретилась с Колинским. Ей удалось собрать тюремные записки мужа, спрятанные у разных людей. Их она и издала отдельной книгой в 1946 году.

«Репортаж с петлей на шее» знакомит читателей с антифашистской борьбой в оккупированной Чехословакии. Рассказывая о себе, о своем аресте, писатель одновременно ведет повествование о тех людях, которые находились рядом с ним.

Фучик воспел необыкновенную силу воли подпольщиков, их исключительное мужество, веру в правоту своего дела. Раскрывая тему жизни в тюрьме, писатель создал много ярких образов. Это были и заключенные, и надзиратели.

Яркий образ «папаши» – шестидесятилетнего учителя Иозефа Пешека. «Ночами он бодрствовал надо мной и белыми холодными компрессами отгонял подходившую смерть, – пишет Фучик. – Он самоотверженно удалял гной из моих ран и ни разу не подал вида, что слышит гнилостный запах, исходивший из тюфяка. Он стирал и чинил жалкие лохмотья рубашки, которая стала жертвой первого допроса, а когда она окончательно развалилась, натянул на меня свою.

Рискуя получить взыскание, он принес мне маргаритку и стебелек травы, сорвав их во дворе во время получасовой утренней прогулки. Когда меня уводили на новые допросы, он провожал меня ласковым взглядом, а когда я возвращался, прикладывал новые компрессы к моим новым ранам. Он ждал моего возвращения с ночных допросов и не ложился спать, пока не укладывал меня, заботливо укрыв одеялом».

Несмотря на то, что люди находятся в тюрьме и ждут смерти, их сердца проникнуты духом борьбы, уверенностью в грядущей победе. Так, заключенные отметили день 1 Мая своеобразной маевкой: они имитировали удары молотом и серпом: «Чуточку воображения – и товарищи поймут: серп и молот».

Временами Фучик делает отступления, возвращаясь к прошлому, пытается объяснить причины своего ареста и ареста других. Отдельные главы его книги являются художественными рассказами о соратниках. Необыкновенным лиризмом, огромной нежностью проникнуты высказывания писателя о жене Густе, боевом друге его суровой жизни.

Не все находили мужество быть до конца верными своему долгу. Тяжелые испытания фашистской тюрьмы оказывались не под силу слабовольным людям. Этих испытаний не выдерживает связной Фучика – Мирек. Он выдал явки, имена товарищей, расшифровал захваченные бумаги.

Но таких предателей, как Мирек, было ничтожно малое количество.

В «Репортаже…» создана целая галерея тюремных надзирателей. Писатель воссоздает отталкивающие образы гестаповцев Зандера, Фридриха, Иозефа Бема. В то время как в камерах заключенные были связаны между собой чувством дружбы, взаимопомощи, надзиратели жили в атмосфере предательства, слежки, доносов.

Среди них тоже встречались разные люди. Вот надзиратель по кличке «Самаритянин», заменявший тюремного фельдшера. Это отъявленный нацист, выбивающий зубы заключенным и заставляющий их глотать полную ложку соли или песка как универсальное средство от всех болезней.

Но и среди надзирателей встречались люди, взявшееся за эту работу, чтобы помочь заключенным. Таков полицейский Ярослав Гора, человек прекрасной, чистой души, Адольф Колинекий, чех, который выдал себя за немца, чтобы попасть в надзиратели.

Последние страницы репортажа посвящены работе подпольного ЦК Коммунистической партии Чехословакии, членом которого был Фучик. Рассказывая о партийной работе в условиях фашистского террора, автор подчеркивал несокрушимость партии. Падал боец, но на его место становились двое, трое…

Отличительными чертами «Репортажа с петлей на шее» является необыкновенная искренность и лиризм, пронизывающий все произведение. Очень просто, без всякой рисовки ведет Фучик свой рассказ. В нем звучит неистребимая любовь к жизни, к людям.

Всегда, в любых условиях, в жизни и на пороге смерти, Фучика не покидало чувство уверенности в правоте своего дела, в неминуемом поражении фашизма, в грядущей победе коммунизма. Все это делало «Репортаж с петлей на шее» подлинно героическим произведением.

Ситуация, в которой вел свои записи Фучик, была пограничной между жизнью и смертью, с туго затянутой петлей на шее. Но вот что удивительно: даже в столь безвыходном положении он сохранял не только стойкость духа под пытками, но и невероятно зоркий и цепкий взгляд профессионала. Он мог бы пафосно обличать фашизм и собственных палачей, но предпочел иронию, которая в его ситуации обрела убийственный характер.

Но не все воспринимали Юлиуса Фучика как героя. В период после проведения «бархатной» революции, когда чехи избавлялись от коммунистических идолов, был пущен слух о сотрудничестве Фучика с гестапо. Засомневались и в достоверности тайных записок из Панкрацкой тюрьмы.

Вернуть доброе имя национальному герою помогла группа независимых историков, которая доказала непричастность чешского журналиста к фашистам и, проведя криминалистическую экспертизу, развенчала слух о неподлинном авторстве «Репортажа с петлей на шее».

8 сентября 1943 года по приговору берлинского суда Юлиус Фучик был казнен. Благодарное человечество почтило память мужественного человека, зафиксировав эту дату в календаре как Международный день солидарности журналистов. Фучик умер, как и жил – настоящим большим человеком, коммунистом.

 

 

Источники информации:

В.Н. Богословский, Н.И. Кравцов, А.И. Лозовский «Литература Чехословакии, Болгарии и Польши: 1927-1945» (1984)

«Высокая игра» Юлиуса Фучика». РИА-Новости

Сергей Ильченко. «Уроки профессионального мужества». «Невское время».

Аделя БАТМАНОВА

Производственная практика в редакции 2013 года