Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Жизненная вершина достойного человека
- Борис Милицын
- 23 февраля 2015 года
Самуил Гершкович Ефук был человеком известным в Татарстане и за его пределами.
Начал он свой трудовой путь на стройках Москвы. В самые тяжелые первые годы Великой Отечественной войны не покидал Москву, принимая активное участие в эвакуации авиационного завода №22 в вглубь страны. Сам переехал в Казань в 1944 году.
В Казань переехали и Воронежский моторный завод №16, Ленинградский авиационный завод №387. За годы войны здесь было выпущено 10 тысяч бомбардировщиков Пе-2, более 11 тысяч По-2 (У-2) и около 20 тысяч двигателей. После окончания войны все эвакуированные заводы остались в нашем городе.
Самуил Ефук работал на заводе №22, где он вырос до помощника директора (начальник Управления капитального строительства), а затем возглавлял ОКБ завода №387 до 1952 года (с 1966 года завод стал вертолетным).
Ефук много вложил сил и энергии в развитие авиационной промышленности Казани, перевооружении гражданского воздушного флота.
За годы Великой Отечественной войны он получил орден «Знак Почета», медаль «За доблестный труд» и медаль «За оборону Москвы». Так оценили его трудовой подвиг.
С 1953 года С.Г. Ефук стал заместителем управляющего трестом №14 Министерства авиационной промышленности, а с 1957 года – заместителем начальника Управления снабжения и сбыта СНХ ТАССР. С 1966 года (вплоть до 1986 года) – начальник главного территориального управления Госснаба СССР, после образования Татарского главного управления Госснаба СССР, которое охватывало несколько республик и все Среднее Поволжье (СНХ ТАССР).
На этом большом государственном посту он проработал 13 лет. Внес большой вклад в формировании территориально-производственного комплекса Госснаба в Татарстане, в организацию материально-технического обеспечения предприятий и строительства.
Ему приходилось решать сложные вопросы бесперебойного, ритмичного снабжения промышленных предприятий и строек в условиях громоздкого, неповоротливого государственного механизма. Многие перемены связаны с реформированием огромного промышленного региона: КамАЗ в Набережных Челнах и нефтехимических предприятий в Нижнекамске и многих предприятий в Татарстане.
С.Г. Ефук обладал незаурядными деловыми и организаторскими качествами руководителя. «Крепкий хозяйственник», – говорили о нем руководители республики.
Ефук был депутатом Верховного Совета ТАССР (1971-1979). Награжден двумя орденами Трудового Красного знамени, двумя орденами «Знак Почета» и медалями, в том числе золотой медалью ВДНХ СССР.
В Казани в 1944 году соединилась семья Ефуков. Из Баку вернулась жена Александра Спиридоновна с дочкой Ренатой, а вскоре тут родился и сын Владилен. Семья была дружной, гостеприимной. Самуил был нежным и внимательным супругом. Вместе супруги прожили 50 лет, вплоть до смерти Самуила Ефука 23 октября 1986 года.
Газета «Красная Татария» опубликовала тогда некролог, который подписали все первые лица ТАССР: Г.И. Усманов, М.Ш. Шаймиев и другие. Такие почести ему были отданы заслужено.
Самуил Гершкович Ефук родился 11 апреля 1913 года в Киевской области на Украине. В начале века его отец «прокатился» в Америку, нанявшись рабочим на корабль, перевозивший скот. Но там ему не понравилось, и вскоре он вернулся в Россию.
Мать жила в Баку вместе с дочерью и сыном. В Баку Самуил окончил советскую «трудовую школу» и уже в 17 лет работал в системе «Азстроя». Молодой, энергичный Самуил Ефук в 1931 году уехал в Москву, где стал студентом архитектурно-строительного института.
Но страна позвала на стройку социализма – «Метрострой». Шел 1933 год. Метрополитен был объявлен ударной комсомольской, и на нее было мобилизовано 13 тысяч юношей и девушек.
Самуил Ефук стал сменным техником 6-бис дистанции по проводке перегонного тоннеля пускового участка. В мае 1935 года пошли первые поезда Московской подземки. Самуил получил правительственную награду за ударную работу на строительстве.
Затем была срочная служба в армии. Начал работу на большом авиационном заводе №22 в Москве. Тут Ефук и встретил Великую Отечественную войну.
С.Г. Ефук был очень скромный, порядочный и честный человек, достойно прошедший свой жизненный путь. Его имя внесено в Татарскую энциклопедию (том 2, 2005 год).