Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Коллектив для нас родней, чем дом, а редактор нам папаши ближе!»
- 13 июня 2015 года
Сегодня стало известно, что ушел в мир иной еще один наш коллега по редакции газеты «Вечерняя Казань». Сергей Федотов был хорошим журналистом, сочинял стихи, пел песни под гитару. Но главное - это был эмоциональный центр всех редакционных посиделок.
По его стихам можно вспоминать историю газеты, поскольку в них нашли отражение все основные события. Достаточно вспомнить стихотворение «К ПЕРЕСТРОЙКЕ В «ВК», затеянной Андреем Петровичем Гавриловым», которые он пел под гитару.
Еще он был организатором шутливых торгов, когда продавались самые неожиданные вещи, например, автограф шефа – Андрея Петровича Гаврилова, или книжка, не помню какого содержания, сугубо техническая, к нашей жизни не имеющая никакого отношения. Но именно ее купили за самые большие деньги, которые когда-либо разыгрывались на таких торгах.
На праздничном ужине в ресторане "Нарат" по случаю 10-летия "Вечерки"
Сергей работал в отделе новостей, любил жанр интервью, который давал возможность познакомится с сотнями интересных людей, казанцев и гостей города. Когда мы стали собирать материал к будущей книге о редакции гавриловской «Вечерки», он прислал свои стихи и одно из воспоминаний о том, как ходить на интервью. Обещал прислать еще два. Не успел…
Не успел написать текст для своей персональной странички. Как оказалось, мы не знаем даже основных событий в его личной жизни. Он никогда не тянул одеяло на себя и не делал свою персону центром общественного внимания. Такое было только на посиделках, когда он пел, читал стихи, шутил, острил – и ему нравилось то, что нам это очень нравится.
В редакции было несколько поэтов. Но Сергей, он же Сергей Парус, был особенный. Поскольку писал стихи и пел про нас. Других песен многие просто не знали. Теперь, думаю, как я, найдут в Интернете его страничку (он разместил ее еще в 2002 году) и послушают другие песни. В том числе серьезные, как песню «Я из детства вышел налегке…», «Серая дорога» и много других. Теперь это единственная возможность – услышать знакомый Сережкин голос. Он молодец – оставил о себе такую память…
На сайте есть его небольшая биография.
Сергей Александрович Федотов «Вася Парус» – автор песен. Родился 1 апреля 1954 г. в г.Зеленодольске. Был токарем, служил в морской авиации. В 1976 году закончил историко-филологический факультет Казанского университета. Работал в газетах «Зеленодольская правда», «Вечерняя Казань», был заведующим отделом культуры и спорта газеты «Комсомолец Татарии», корреспондентом газеты «Коммерсантъ», корреспондентом информационного агентства «Интерфакс». Член Союза журналистов СССР.
Стихи начал писать в школе. Все его песни написаны на свои стихи. На сайте можно найти его песни в исполнении других бардов.
Оказывается, Сергей Федотов издал книгу своих стихов и песен – «Час езды на электричке». Книга состоит не из привычных глав, а как длинная электричка – из 10 вагонов. 7 из них – это сказки, 2 – «мелочевка» – то есть юмористические миниатюры, и один вагон коротеньких стихотворений.
Последняя встреча Сергея с коллегами по редакции в январе 2015 года
Сергей был удивительно остроумным человеком. В любой ситуации. Это хорошо передают его стихи. Когда-то мы посмеялись над его куплетами «ВОТ УМРУ Я, УМРУ Я».
Сегодня шутить не хочется. Поскольку стихи стали реальностью…
Сергей перенес две тяжелые операции и умер в больнице. Прощание с Сергеем Федотовым состоится в понедельник, 15 июня, с 9 до 10 часов в ритуальной комнате 7-й горбольницы (улица Чуйкова).
Любовь АГЕЕВА
«Вечерняя Казань», 1979-1991 годы
КАК ХОДИТЬ НА ИНТЕРВЬЮ
(из опыта конца 80-х прошлого века)
Как учили в «Вечерке»: сначала найди того, о прибытии кого никто не знает, а затем сумей разговорить его. Три случая из практики.
СЕРГЕЙ ЮРСКИЙ
Всякий профессиональный журналист должен иметь знакомых, которые ему могут предоставить информацию о неофициальном появлении в городе известной личности. Так и получилось в конце восьмидесятых, когда в Казань с «неофициальным визитом» прибыл Сергей Юрский. Никаких официальных мероприятий (кроме встречи со студентами театрального училища) не намечалось, но вечером ему в номер гостиницы позвонил корреспондент «Вечерней Казани», представился и напросился на интервью.
– Ну… Ладно, – малодовольным голосом ответил Юрский. – Вас устроит десять минут до встречи со студентами?
– Конечно…
Следующий вечер. Назначенное время. У порога театрального училища стоит подмерзнувший журналист. Подъезжает черная «Волга», из нее выпускают народного артиста РСФСР со своими предпланами на выступление перед будущими актерами. И тут:
– Здравствуйте! Газета «Вечерняя Казань». Я вам звонил накануне…
– Ах, да. Ну, зайдемте.
Подсобное помещение, стол, накрытый чашками с кофе. Юрский просит окружение:
– Дайте мне минут десять, я поговорю с корреспондентом. А студенты уже собрались?
– Да, полный зал. Ждут вас.
– Хорошо, я скоро. Так какие вопросы будут у вас, молодой человек?
– Сергей Юрьевич, а вы на чем на работу ездите?
Тоска в мятущемся взгляде актера – какого дурака подослали!..
– На машине.
– А когда машина сломается?
Юрский нервно отхлебнул кофе, завертел головой и создал на лице что-то вроде вежливой улыбки.
– В метро!
– А что вы там видите?
Выражение лица Юрского сменилось. Он как будто ушел в себя, вспоминая ситуации. Актеру и писателю – ему наверняка виделось что-то особенное в окружающем мире. Тем более, когда в стране набирала ход перестройка.
– Глаза, – задумчиво сказал Юрский.
– А много изменилось в глазах людей за последнее время?
– Вы знаете…
И дальше Юрского не надо было подгонять вопросами. Он так увлекся «озвучкой» своих наблюдений и мнений по этому поводу, что когда через полчаса в подсобку заглянули и напомнили, что «студенты ждут», актер попросил:
– Да-да, мы завершаем. Я сейчас-сейчас. А вы… Сергей Александрович?.. Почему не пьете кофе? Наливайте. Так вот…
Студентам пришлось ждать еще минут двадцать. В конце интервью Юрский отметил:
– Кажется, у нас с вами что-то получилось. Если вас не затруднит… Вот мой адрес и домашний телефон – пришлите, пожалуйста, вырезку из газеты.
Просьба Сергея Юрского была исполнена.
На всякий – может пригодится))
СТИХИ О «ВЕЧЕРКЕ»,
сочиненные лично корреспондентом «ВК» Сергеем ФЕДОТОВЫМ
в начальный период перестройки – в СССР, РСФСР и «ВК»
К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИЯХ
на первую полосу
День такой хороший,
а я пашу, как лошадь.
Мне еще писать – не дописать.
Требуют, как проще,
и под это площадь
мне отводят строк на 40-45!
Па-а-азвольте!
я и в сто не помещусь -
мне с моим талантом в рамках тесно!
Не, ну вы даете тоже,
ну, я тащусь!
Ну, зачем давить на шею песне?
Полыхнет редактор*,
как второй реактор**,
прибегут с дубьем секретари.
А мне они до фени,
Я известный гений,
без меня газета эта – прогорит!
Извольте,
два червонца, как с куста -
па-апрошу за букву по копейке!
И не надо шума -
я так устал...
У меня и так судьба – индейка!
* – А.П. Гаврилов.
** – Первым был Чернобыльский.
* * *
К ПЕРЕСТРОЙКЕ В «ВК»,
затеянной Андреем Петровичем Гавриловым
Опускалось солнце в киноварь...
Перестройку начали с приездом.*
Не по делу снятый секретарь
целовал насиженное кресло.
И рукой, тяжелой, как металл,
рвал с груди последнюю рубаху.
Он газету потом пропитал,
а она его послала... на фиг!
Дернулся под люстрой и затих
заместитель, снятый не по делу.
Ели кашу в зале для простых
восемь безутешных завотделов.
По ночам редактор, весь седой,
лил во сне невидимые слезы -
снилось, что на пленум городской**
он пешком тащился по морозу.
За неделю справили процент,
выполнили план по сокращенью.
Ох, зажировал корреспондент,
от судьбы дождавшийся прощенья!
Может, я теперь не так дышу.
Плюнут в душу – я подставлю щеку.
Но и перед смертью попрошу:
«Подпишите, братцы, на «Вечерку»!»
* – Имеется в виду приезд А.П. из Москвы, где он наслушался
от Александра Яковлева, чего не надо, про гласность и перестройку!
** Казанского горкома КПСС. Не путать с другими партиями -
их тогда не было.
* * *
ОПЯТЬ ПРО ИНФОРМАЦИЮ
Ты – цыган, и я – цыган,
цыганские сиятельства.
ты цыганишь про госплан,
а я – про обязательства...
Цыган цыгана укорят
за гнусное строкачество,*
а у того авторы горят -
какое к черту качество!**
Три цыгана у дверей***
тянут на три голоса:
-А ну, да ну, давай скорей
матерьял на полосу!
То-то в таборе тоска,
да от судьбы не деться -
не поймут цыгане, как
всем им переделаться...
Все бы нам, цыганам,
плясать под переборы, да!
Да-ну ты, черт-сатана,
убегу из города...
* – Как актуально до сих пор, господа газетчики, а!?
** – Ну, актуально же!!
*** – Это про тех замов ответсекретаря: Евгения Макарова, Василия Мартинкова, и Владимира Рощектаева, которые вечно требовали с несчастных корреспондентов информашки.
* * *
ПРАЗДНИЧНО-ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ
С праздником, товарищи-друзья!
С праздником, коллеги и коллегши!
В праздник петь тяжелое нельзя -
я спою чего-нибудь полегче...
Ничего нет легче похвалы
и воздушной лести комплиментов.
Полкило словесной пастилы -
налетай, друзья-корреспонденты!
Все мы замечательно живем
и, конечно, гениально пишем!
Коллектив для нас родней, чем дом,
а редактор нам папаши ближе!
Наш горком – горкомей всех других,
исполком других горисполкомей.
Кошельки от денежек туги
и цветут бананы на балконе.
Нас боятся местные князья,
к нам директора бегут с поклоном...
С праздником, товарищи-друзья -
становись с плакатами в колонны!
Мы теперь про все могём писать,
критикуем, раздувая щеки...
Кстати, не забудьте подписать
тещу на казанскую «Вечерку»!
* * *
ПО ГАЗЕТАМ Я С ДЕТСТВА СКИТАЛСЯ
Журналистская народная
По газетам я с детства скитался,
не имея куска и угла.
Ах, зачем я на свет появился,
ах, зачем меня мать родила!
Раз в период былого застоя
я на скользкую тему пошел -
мне в горторге подставили ножку,
и мой злой репортаж не прошел.
Намотался я, братцы, по свету,
пока взяли опять на постой.
Ах, во всем виновата газета
и, конечно, проклятый застой!
* * *
ВОТ УМРУ Я, УМРУ Я
Вот умру я, умру я, -
похоронят меня.
Моя авторскую норму
станут делать друзья...
И мои гонорары
на себя размечать,
и в ругачке на летучке
дни свои сокращать.
А потом свежий ветер
приберет остальных.
Ох, что-то нынче с ускореньем
стало много больных...
Вот умру я, умру я,
никого не виня,
и на первой странице
не увидят меня...
* * *
О, ЖЕНЩИНЫ ГАЗЕТЫ!
Мы все – от секретарши до секретаря -
работаем все дальше и вроде бы не зря.
Копаем мы все глубже, а колем все острей,
кто хуже, а кто лучше – за 150 рублей!
Но женщины газеты – особая статья,
про них молчат поэты, на них ворчат зятья,
мужья, отцы и дети, редактор и отсек.
Всё счастье – в сигарете, и наплевать на всех!
Ах, что я натворила на двадцати листах -
редактор наш Гаврилов прочел и белым стал.
Никак понять не хочет и режет на корню...
Во мне ж весна клокочет на двадцать пятом дню!
Во мне ж такие силы, что хочется рожать!
Взяла вот и родила, а он его кромсать -
детёночку, детище моих трудоночей!
Ах, был бы голос чище, взяла бы позвончей...
Мой Бог, как я страдала – с ресниц стекала тушь.
Но полчаса скандала не выдержит и муж.
Дошло до междометий, но выжило дитя...
Да, женщины в газете – особая статья...
* * *
КРИЗИС. ПЕРЕСТРОЙКА...
Кризис. Перестройка.
Прессы голос нервный.
Гласная «Вечеря»...
Первым выступает
вслед за самым первым
тот, кто побойчее...
Следом – разночинцы,
после – демократы,
рожи волосаты...
Дальше пацифисты
и экономисты -
как в шестидесятых!
Все слабее звуки
прежних конференций,
голоса былые...
Только ропот мерный,
прессы голос нервный,
да надежды злые...
Все слабее запах
молока и мяса,
все сильнее – смога.
И не видно точки
в этой длинной строчке
на большой дороге...
* * *
ЗАДАНИЕ НА РЕПОРТАЖ
День такой хороший.
Глухариной рощей
я спешу на Кировский завод.
Вдруг какой-то леший
бросил сверху вишней -
видно, думал – это с рук ему сойдет!
И, в общем,
я за лешим не полез -
пусть он во степи меня догонит!
Мне-то, в общем, казаку
по пояс ваш лес,
но волнует, в общем-то, другое...
Он, в общем,
как мне кажется с пером.
А ну как фраер мой портрет распишет?
Так с меня смеяться
будет весь Ланжерон,
где токуют глухари на крышах...
* * *
Я СМОТРЮ НА ФОТОКАРТОЧКУ...
Поздравления от «Вечерки» газете «Ленинец»
Казанского университета и ее редактору
Элеоноре Михайловой
Я смотрю на фотокарточку -
там редакция стоит.
У нее глаза усталые,
но довольно бодрый вид.
В КГУ идут занятия,
обучительный процесс.
Все его мероприятия
попадут, конечно, в пресс... у!..
Вот настрочат корреспонденты,
вот обласкает их партком!
Ах, как волнующи моменты...
Но, впрочем, песня не о том!
Как жаль!..
За углом под старой лестницей
на пяти квадратных мэ
та редакция-чудесница
защищает реноме.
А ее глаза растерянны,
а ее рука дрожит...
Ничего,не все потеряно!
Например, задорный вид!
Вот, налегая на миноры,
с белых полос ударил гром!
Ах, как нам жаль, Элеонора...
Но, впрочем, песня не о том...
* * *
ПОРУЛИЛИ!
Рассказ старшего письмоводителя Себенаумова *
Жили-были два громилы -
(дзынь-дзынь-дзынь)
один я, другой Гаврилов.
(дзынь-дзынь-дзынь)
Всё мы знаем, что почем,
(друла-полдрула-я)
кого надо – кирпичом.
Здравствуйте! Да-да-да-да...
Но однажды мы попались -
порулить вдвоем собрались.
Только сели у руля,
собралось народу – гля!..
Здравствуйте! Да-да-да-да...
Нас на этом заловили,
в залу к судьям посадили.
Судьи хмурые сидят,
нас с Гавриловым едят.
Здравствуйте! Да-да-да-да...
Говорит один судейский,
что поступок наш злодейский,
что рулить мы не того -
не на то у нас правов!
Здравствуйте! Да-да-да-да...
А защитник наш печальный
кофий пьет из кружки чайной.
Он качает головой -
тоже хочет быть живой.
Здравствуйте! Да-да-да-да...
Мы уж думали – приплыли...
Эх, зачем только рулили!
Вдруг в окне раззявил рот
кой-то худенький народ.
Здравствуйте! Да-да-да-да...
Грит, они не виноваты,
пожалейте их, ребяты!
Вместо молодость губить,
лучше дайте порулить!
Здравствуйте! Да-да-да-да...
Тут же нас освободили.
Только пальцем пригрозили...
Не шалили чтоб с рулем,
наградили нас рублем.
Здравствуйте! Да-да-да-да...
Мы, конечно, в кафетерий -
проедать свои потери.
Аппетит наш невредим,
нас едят, и мы едим.
Здравствуйте! Да-да-да-да...
Ели черствые баранки,
размочив их в минералке.
И опять – туды их прыть! -
захотелось порулить....
Здравствуйте! Да-да-да-да...
* – зав. отделом писем Геннадий Наумов.
* * *
БОЧКА
Рассказ тренера по гребле Забодалова
(Навеяно поисками на дне озера Кабан ханских сокровищ -
чем долгое время безуспешно занимались журналисты «ВК»)
Раз поймали бочку я и Гибадуллин -
прибежали сразу до «ВК».
Там сидела дама *
в кофте из Панамы,
под стеклом у ей портрет зэка.**
Я кричу: «Гражданка, мы пришли по делу!
Пропускай скорее в кабинет!!»
А она, зараза,
не моргнувши глазом,
говорит, редактора что нет...
Мы тогда напротив – я и Гибадуллин.
Там такая драма, что балет:
четверо рыдают,
пятеро страдают
возле голой бабы на столе.* * *
Мы к людям с расспросом. Узнаем такое,
что у них начальства больше нет.
То ли сократили,
то ль разоблачили,
а в живых всего один брюнет.* * * *
Мы по коридору к черному брюнету,
чтобы разобрать он нас помог.
А у того брюнета
дверь от кабинета
заперта на англицкий замок.
Целый день ходили, нас никто не слушал, * * * * *
и пошли мы с горя в ресторан.
Там, дойдя до точки,
взяли нашу бочку
и обратно кинули в Кабан.
* – Марина Сажина, секретарь редактора Андрея Гаврилова.
* * – плакат Александра Розенбаума.
* * * – календарь с обнаженной женщиной. Тогда такие календари... и женщины в стране только-только появились.
* * * * – ответсек редакции Михаил Бирин.
* * * * * – именно так журналисты и зевают сокровищ