Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Прости мне, Родина, Что я не соловей
- 01 сентября 2015 года
Хасана Туфана сравнивают с Маяковским в его устремлении вперед. Он был поэт всецело и полностью, поэт по складу души, по особенности характера. На все, что волновало его, он откликался стихами, ибо такова была главная форма его самовыражения.
Хасан Туфан – выдающийся татарский поэт, творчество которого является истинно народным и пользуется огромной любовью. Он был ровесником бурного и богатого историческими событиями ХХ века и на протяжении десятков лет оставался на гребне наивысших достижений татарской поэзии.
Портрет работы Марселя Галеева
Жизненный путь поэта был тернист и сложен. Для того чтобы понять истоки его творческого вдохновения, обратимся к биографии этой легендарной личности.
Родился поэт 9 декабря 1900 года в деревне Старая Киреметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина. Получить систематическое образование ему не довелось, но всю жизнь он жадно тянулся к знаниям. Сам Туфан вспоминал:
«Читать и писать я научился не в школе, а сам. Отец покупал мне книжки с яркими цветными картинками. Я с увлечением рассматривал их, спрашивал буквы и как-то незаметно овладел грамотой. Мои первые уроки каллиграфии связаны с революционной прокламацией, невесть как попавшей в наш дом. Ещё не понимая значения слов «революция», «самодержавие», «пролетариат», я тщательно переписывал их».
Осенью 1914 года его направили учиться в уфимское медресе «Галия», где будущий поэт знакомится с такими видными деятелями, как Г. Ибрагимов, Ш. Бабич, С. Рамиев, М. Гафури и С. Сунчелей. В 1918-1924 годах Туфан преподавал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 годах – в школе слободы Бишбалта Казани.
Печататься Туфан начал с 1924 года, а через два-три года о нем уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность.
В 1928-1930 годах Туфан совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии. Вернувшись из поездки, в 1930-1934 годах работал редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет – ответственным секретарем журнала «Совет Эдэбияты».
В 1940 году Туфан был необоснованно репрессирован и долгие годы находился в тюремном лагере. В эти годы поэту пришлось крайне тяжело. Будучи отлученным от родных и друзей, от любимого дела, он вынужден был выполнять непосильную работу. Лишь в 1956 году, после смерти Сталина, поэт возвратился в Казань.
Долгие годы испытаний не сломили его, напротив, творчество Туфана раскрылось новыми гранями. Многие литературные критики утверждают, что именно в эти годы к нему приходит подлинная поэтическая зрелость.
Прости мне, Родина,
Что я не соловей,
Что я твой барабанщик скромный!
Прости, что пахнут порохом и домной
Цветы души моей.
Так писал он в поэме «Клятва» (перевод Р. Морана).
За сборник стихов «Избранные произведения» Хасану Туфану в 1966 году была присуждена Государственная премия Татарстана имени Г.Тукая.
Известный факт, что Туфан – не настоящая фамилия поэта. Сначала он носил фамилию матери – Гульзизин. Туфан в переводе с татарского означает «буря», «тайфун», «ураган». Такой была и его поэзия: яркая, неожиданная, смело разрушающая общепринятые каноны. Туфан был одним из первых, кто привнес в татарскую поэзию неповторимые, необычайно живые образы людей труда, правдивые характеры простых рабочих.
Очень часто обращается он к теме природы. Его любовь к цветам, птицам, деревьям, одухотворение всего живого на земле выливается в удивительно чувственные и проникновенные стихи. Причем в них нет банальности, нет посредственности, напротив, в них заложена глубокая идея, мысль. Таким является и знаменитое стихотворение «Лебедь».
Лебедь осеннею ночью кричит,
Словно в отчаянье кличет кого-то.
В небе лишь трепетный плеск перелёта –
Отзыва нет. На земле всё молчит.
Лебедь осеннею ночью кричит.
Брошены в поле два белых крыла...
Им уже в синее небо не взвиться!
Кровь на усах облизала лисица,
К ветру принюхиваться начала...
Брошены в поле два белых крыла.
Лебедь, кого же всю ночь ты звала?
Платьем, что содрано с жертвы гонимой,
С девушки, брошенной в печь Освенцима,
Кажутся в поле два белых крыла...
Лебедь, кого же всю ночь ты звала?
(Перевод Р.Морана)
Произведения Туфана с первого их прочтения врезаются в память и наводят на размышления. Так и этот стих обладает необычайной силой. Он держит читателя в напряжении, рисует в его воображении картину, заставляет задуматься и ощутить настоящие эмоции.
Меня поэтом мать не родила,
Мой стих – итог пережитого:
Всех предков горести, надежды и дела
В душе моей живут и просят слова.
(Перевод Р. Морана)
Портрет работы Баки Урманче
Ещё в 1929-м известный критик Галимджан Нигмати назвал Туфана одной из самых ярких звёзд на небосклоне татарской поэзии. И по сей день его считают жемчужиной, наивысшим достижением родной литературы.
К сожалению, значительная часть произведений Хасана Туфана не переведена на русский язык, поэтому русскому читателю будет непросто составить представление о своеобразии его творчества. Тем не менее, даже прочитав несколько его произведений, можно ощутить, что творения этого автора очень колоритные, сочные, реалистичные и в то же время простые, доступные.
За годы жизни многое пришлось ему пережить заключение, разлуку. Но ничто не сломило поэта, он не бросил свое дело, он продолжать писать и делал это искренне, от всего сердца.
Писатели республики. Фото Владимира Зотова
В родном селе поэта есть музей. К его 100-летию там появилась экспозиция, рассказывает о судьбе Туфана и богатой истории деревни Старая Киреметь. В экспозиции представлены предметы татарского быта, копии документов, свидетельствующих о насильственном крещении татар в 1557 году. Подробно представлена жизнь деревни с 20-х годов ХХ века.
Главная тема экспозиции – жизнь и творчество Хасана Туфана. Она знакомит с казанским периодом жизни поэта, ссылкой и пребыванием в родном селе. Воссоздан интерьер казанской квартиры, экспонируется копия личного дела Хасана Туфана.
Из личных вещей в музее хранится рубашка, сшитая в ссылке самим поэтом, в которой он вернулся домой, книги 20-30-х годов ХХ века, написанные на татарском языке латинским шрифтом, и документы жены поэта Луизы Салиаскаровой, собранные за 16 лет ссылки мужа.
Публикация проиллюстрирована портретами поэта, написанными известными татарскими художниками. Пожалуй, нет больше человека, которого бы так много не рисовали. Видимо, его лицо излучало особую энергию и само просилось на холст.
Подробнее читайте: http://kitap.net.ru/tufan7.php; http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=510
Мария АФАНАСЬЕВА, студентка КНИТУ-КАИ
Производственная практика в редакции 2015 года