Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Полярная звезда на небе места не меняет

Поэзия определенной эпохи, как одна из форм отражения реальности, её наиболее ярких моментов, увековечивает опыт человечества, может стать для будущих поколений советчиком и опорой. Именно такой стала поэзия татарского поэта Хасана Туфана.

В жизни людей, народов, стран каждое утро, каждый день оставляет по-своему свой след. Эти следы в дальнейшем становятся своеобразными маяками, помогающими увидеть точное направление в историческом пути развития народа. Порой некоторые события, лица, факты, бывшие когда-то чрезвычайно важными, исчезают из памяти истории, так же, как следы, покрываются многовековой пылью дорог, исчезают так, будто из никогда и не было. И если мы хотим называть себя культурным и цивилизованным народом, мы должны заботиться о том, чтобы в нашей истории ничего не оставалось упущенным, стертым или сокрытым, чтобы исторические следы не обрывались в будущих поколениях.

Всегда были те люди, которые в суете своих дней стремились сделать свой вклад для будущего, обобщая и отражая общественный опыт, дополнять общее сокровище человечества – его историю.

Поэзия определенной эпохи, как одна из форм отражения реальности, её наиболее ярких моментов, увековечивает опыт человечества, может стать для будущих поколений советчиком и опорой. Именно такой стала поэзия Хасана Туфана, поэта, который, не переставая писать всю свою жизнь, сумел обогатить сокровищницу татарской литературы своими творческими «следами».

Он жил в непростое время – пережил две революции, сталинские репрессии, Великую Отечественную войну. И всегда чувствовал всю ответственность, возложенную на него, как на поэта этого времени, не хотел «оставаться в стороне от тех грандиозных событий, происходящих в истории всего мира». Его произведения – правдивое отражение реальности эпохи довоенных лет. Они реалистичны, но в то же время полны трепета, настоящих безудержных чувств и переживаний. На каждом этапе своего творчества он находил что-то новое и способствовал развитию татарской литературы, тем самым добился сильного продвижения её вперед.

Творчество летописца не давалась ему легко. Его поэзия – это выстраданная поэзия преодоленного пути многочисленных суровых испытаний и потерь. Всех своих успехов в жизни он добивается не только благодаря своему необычайному мастерству и трудолюбию, но и обладанию способностью противостоять несправедливости, бороться с тем, с чем он несогласен, действовать согласно своим убеждениям, не предавая себя и свой народ.

Кроме того, у поэта был свой, особый взгляд на мир. Он умел ценить красоту природы, человеческих отношений; любил людей – был убежденным гуманистом. Многие из его лирических героев имеют своими прототипами реальных людей – его друзей, близких, коллег, знакомых. С самого детства он привык считать, что человек должен жить в гармонии и любви с природой, быть единым целым с ней. Многие его стихи проникнуты этими теплыми светлыми чувствами. Туфан называет себя говорящей материей, а вся материя в его стихах очеловечена. Он наделяет цветы, деревья, ветер, звезды живыми душами, разговаривает с ними, вместе с ними переживает сильнейшие чувства – и это придает его поэзии особое очарование.

 

Хисбулла Фахриевич Гульзизин-Хазратов-Кусинов (Хасан Туфан) родился десятым ребенком в семье 9 декабря (27 ноября по старому стилю)1900 года в селе Ст. Кереметь Аксубаевского района (тогда это была Аксубаевская волость Казанской губернии) в семье деревенского печника. Жители этого села составляли своеобразную обособленную группу татар – «отпавших», которые во время насильственного крещения в 40-х годах XVIII столетия были причислены к христианам, но все же оставшихся мусульманами. Родные края поэта принадлежали древнему поселению в Булгарском ханстве, здесь он находил древние курганы, развалины старой крепости на поле, называемом «казённой поляной», старинные могилы, камни вдоль большой дороги, ему казалось, что это место пережило какую-то историческую трагедию.

Его мать была женщиной с утонченной поэтической душой. Именно она научила Туфана той всеобъемлющей любви к природе, животным, жизни и веру в то, что все на Земле наделено душой. Она водила его в лес, в огород, учила общаться с деревьями, ветром, учила узнавать и находить на небе звезды. Она старалась уберечь его от невзгод и жестокости реальности, направляя его взор на красоту и светлую сторону жизни.

Когда отец отправлялся по работе в другие селы, он часто брал младшего сына с собой знакомить его с внешними окрестностями. Из таких поездок маленький Туфан всегда возвращался с богатым «багажом» – запоминал песни, загадки, пословицы, новые для него слова. С раннего детства он учился грамоте на основе народного творчества и религии. Так же, как и все мальчишки в деревне, он верил в разные мифические существа – шурале, домовых, чертей и т.д. Школа в их селе открывается только в 1905 году. К этому времени Туфан необходимости там учиться не испытывает, сам берется за изучение географии, истории, арабского языка. В качестве литературы он читает книги на татарском языке современных и древних авторов.

Весомый вклад в начальное образование будущего поэта внес работавший в их селе мулла Х. Ахмеров, который часто приглашал его к себе домой, где учил Туфана и свою дочь того же возраста читать книги и газеты, учил их мыслить и спорить. В то время в газетах спорили о возможном столкновении кометы Галлея с Землей. Мулла знакомил детей со строением Вселенной, Солнечной системой, рассказывал о звездах. Как позже вспоминает сам поэт, так комета Галлея помогла ему перейти с «орбиты» религиозных представлений о мире, на «орбиту» науки.

Если мать Туфана способствовала формированию его как творческой лиричной личности, то отец воспитал в нем силу, трудолюбие, упорство и храбрость – те качества, которые и помогли ему выжить в его бурной взрослой жизни. Отец научил его всему, что должен уметь сельский мальчик – косить сено, собирать урожай, делать лапти, чинить окна и прочее. Хасан даже хотел стать сапожником, но отец вовремя предостерег его, сказав, что «из-за этой работы придется всю жизнь дома у юбки жены сидеть». А когда сын пошел учиться кузнечному мастерству, похвалил его выбор, мол, «железо – дереву царь». Но юный Хасан смотрел на эту работу скорее глазами матери, ему нравилось, как черное жесткое железо, попадая в огонь, становится красивого оранжево-розового цвета, будто превращается в кусок солнца; как кузнец, своими ударами рассыпая из-под молота звезды, обращает этот кусок в ту форму, которую он задумал. Обладать способностью так подчинять себе даже железо казалось мальчику не просто работой, а каким-то прекрасным, волшебным занятием. Вскоре он сам станет великим кузнецом слова.

Хасан Туфан вспоминает один случай из детства, который, по его мнению, стал первым проявлением его поэтического дара. Однажды мальчишки в их селе не поделили мяч во время игры и начали драться, а потом разделились на две группы по разные стороны дороги и стали ругаться разными обидными словами. На шум, конечно же, вышли и взрослые – так что ругаться матом было недопустимо. Тогда у маленького Х. Туфана как-то само собой получилось придумать обидную песенку для своих «врагов». Песенка показалась смешной даже взрослым (ведь ругательных слов-то там не было), а мальчишки с другой стороны так и не смогли ничего придумать в ответ и разошлись по домам. Этот забавный случай помог будущему поэту понять, какой большой силой может обладать слово, насколько сильной может быть поэзия.

У Х. Туфана было четыре брата и одна сестра, остальные дети в их семье умерли еще в детстве. Но когда он жил в селе, с братьями они почти не виделись, они только иногда приезжали с Урала, где работали на заводах и шахтах. А в 14 лет ему и самому приходится уехать туда на работу. Туфан тогда еще не знал, что уезжает из родного дома навсегда.

Он работает старателем на медных копях Бельгийско-итальянской концессии, шахтёром на угольных разработках. Но вскоре братья решают, что они должны помочь ему дать образование и, желая ему лучшей судьбы, отправляют младшего брата учиться в одно из передовых татарских учебных заведений того времени – Уфимский медресе «Галия». С этого начинается новый этап в жизни Туфана, он попадает в самый центр кипящей жизни активной, интеллектуальной молодежи. Здесь он знакомится с известным татаро-башкирским поэтом Шаехзаде Бабичем и начинает посещать его тайный кружок. А будущий народный поэт Башкортостана Сайфи Кудаш становится одним из его друзей. На смышлёного подростка обращает внимание один из преподавателей медресе – крупнейший татарский прозаик, учёный и общественный деятель Галимджан Ибрагимов, он и Ш. Бабич становятся для Х. Туфана наставниками в эти годы. Он пробует свои силы в литературном творчестве. Но, свято соблюдая завет Г.Ибрагимова, печататься пока не спешит.

К сожалению, деньги заканчиваются, и для того, чтобы заработать на дальнейшее свое обучение, Хасан опять едет на Урал работать на Лысьвенском металлургическом заводе, здесь-то и пригодились его навыки работы с железом. Этот опыт работы и общения с простыми рабочими позже найдут свое отражение в его стихах, написанных им уже в Казани.

Февральская революция застает Туфана на заводе. Со своими сослуживцами выпускает 3-4 номера рукописной газеты «Молот», посвященные поддержке большевиков.

Великую Октябрьскую Революцию поэт тоже встречает за токарным станком. Позже он берется за преподавательскую деятельность, уезжает в Омск, оттуда в Забайкалье, пробыв некоторое время в Чите, Туфан устраивается учителем в Верхнеудинске, где обосновались тогда представители татарской интеллигенции, спасаясь от репрессий и разграблений. Там он становится руководителем музыкально-драматического кружка и молодежного сектора местного «Милли идарә» (Национальное правление).

Этот период его жизни оказался очень насыщенным и сильно повлиял на становление личности молодого поэта. Желание заниматься творчеством у него продолжало расти. Внезапно он начинает увлекаться творчеством Маяковского и Такташа, неизгладимое впечатление производят на Туфана новаторство и смелость их творчества.

14 ноября 1922 года Дальневосточная республика была ликвидирована и татарским беженцам снова пришлось спасаться от репрессий. 1923 год Х.Туфан живет у родителей в Лысове, а вскоре приезжает в Казань (1924 г.) и до 1928 года преподает в школе им. Нариманова.

В Казани Х. Туфан вдохновлено начинает свои творческие поиски, пытается найти новое направление в поэзии и идет по стопам Такташа, применяя в своих стихах ту же разговорную интонацию. В это время он по-настоящему понимает, какое же это большое счастье – творить!

В 1924 году в журнале «Дитя Октября» и газете «Красный Татарстан» впервые публикуются его стихи. А уже через какие-то три года Туфан становится известным, признанным поэтом. Критик Галимджан Нигмати в 1929 году называет его имя в числе пяти самых ярких звёзд на небосклоне татарской поэзии. 1925-1927 года занимают в творчестве поэта особое место. Кроме многочисленных стихотворений, в эти три года он пишет такие свои крупные поэтические произведения, как «Синий волк», «Уральские эскизы», «Между двух эпох», «Начало начал», «Бибиевы».

В них тема рабочих отражается совершенно по-новому, несвойственно предыдущим произведениям татарской литературы. Туфан изобразил рабочих с необычайной четкостью, правдивостью, жизненностью, живостью, людьми из плоти и крови, придал им неповторимый характер, чем безмерно поразил читателей. Можно сказать, на начальном этапе своего творчества, Туфан формируется как реалист. Он абсолютно игнорирует популярную в то время у многих поэтов и писателей абстрактную символику, религиозно-мифические и условно-романтические образы. Его стихи наполнены живыми сравнениями, дивными метафорами. Он обогащает типологию рифмы в советской татарской поэзии: отказывается от используемых всеми клише и привычных рифм, использует рифмы, основанные на схожести звучания гласных звуков в словах. Конечно, они не всегда себя оправдывали, но рифма в его произведениях не является главным, порой читатель совсем не замечает ее, увлеченный вольной интонацией и глубоким смыслом слов.

Но даже после такого успеха душа поэта не может успокоиться, и, продолжая свои поиски, в 1928 году он отправляется на два года в путешествие на Кавказ и Среднюю Азию – на землю своих предков (родственники его бабушки, спасаясь от насильственного крещения, уезжают на юг от Средней Волги). Путешествовал он пешком, останавливаясь в понравившихся ему местах, изучая фольклор тюркских народов, а когда нужны были деньги, брался за любую, даже самую тяжелую работу: устраивался на работу куда-нибудь на строительство железной дороги или канала в качестве грузчика, землекопа или чернорабочего. Заработав немного денег, отправлялся дальше.

Пусть Туфан ничего и не написал за это время скитаний о своих дорожных впечатлениях, это было для него необычайно полезным и продуктивным путешествием. Он начал тоньше чувствовать реальность своим сердцем, пропускать все через душу. И в последующих его стихотворениях мы можем увидеть эти изменения – объективное отражение действительности заменяется волнующими лирическими монологами. Написанные в 1933-1934 гг. «Белая береза», «Набат», «Крылья» – именно из таких примеров, в них чувствуется переход от разговорной интонации к четко организованной музыкальной фразе; как в живописи, от кричащих густых красок – к очень точной и мастерски исполненной акварельной картине.

Литературовед Хатиб Усманов верно заметил, что если прежде Туфан щедро использовал просторечные интонации, народные речевые обороты, пословицы и поговорки, то в дальнейшем его творчество сближается с татарской лирической песней, с её лаконизмом, отточенностью ритмики и устоявшейся веками образной системой. Его стих становится проще, доступнее, но это простота зрелого мастера, достигнутая ювелирной работой над словом.

Во второй половине 20-х годов культ Сталина принимает устрашающие масштабы. Меняется отношение к литературе, сейчас в ней то и дело ищут антисоветские интонации, на писателей и поэтов душно давят требования вульгарного социалогизма, который делает творчество примитивным и застойным. Начинается борьба с теми, кто желает писать о правдивой реальности, не соглашаясь с недостатками этой эпохи. Туфан же по природе своей открытый, честный, справедливый, не может лицемерить, не может писать о том, что он не принимает. Однако, делает попытки писать по «их» требованиям. Но понимает, что это пагубно сказывается не только на результате его творчества, но и на развитии всей литературы в целом.

В 1931 году в журнале «Яналиф» публикуются его критические статьи «Литературные консультации», в которых он выступает против «абстрактных тем», «сухих терминов», «шаблонных стихов, построенных на искусственных образах» в литературе, начинает борьбу с «объяснением поэтическим языком слов политграмоты», «созданием абстрактности и шаблонности ради прикрытия невежества, поверхностности». На примере конкретных произведений (к сожалению, и собственных тоже) Туфан выявляет недостатки поэзии того времени, призывает к борьбу за новую поэзию.

До 1937 года Х. Туфан работает ответственным секретарем журнала «Советская литература». Однако начиная уже с 30-х годов, его жизнь беспрерывно отравляли подозрения и преследования. Так, в середине 1934 года во время выборов правления Федерации советских писателей республики, писатель Ф.Сайфи, давая отвод кандидатуре Х.Туфана, заявил что он «не советский писатель, эмигрант, националист, вернувшийся из Харбина». В 1935 году в журнале «Совет эдэбияты» («Советская литература») вышла поэма Хасана Туфана «Клятва». И почти сразу же началось шумное ее обсуждение. Поэта обвиняли в «серьёзных идеологических ошибках», «протаскивании мелкобуржуазных взглядов», более того – в «клевете на великого вождя и учителя» И. В. Сталина. По тем временам такие обвинения звучали смертным приговором.

В 1937 году его исключают из Союза писателей, выгоняют с работы в журнале. Арестовывают многих его друзей и товарищей по поэтическому цеху: Фатыха Карима, Кави Наджми, Мансура Крымова, Галимджана Мухаметшина и других. А 18 ноября 1940 году арестовывают и самого Туфана. Почти полтора года он проводит в страшных муках в одиночной камере, постоянно терзаемый пытками и допросами. Ему предъявляют стандартное обвинение в контрреволюционном заговоре с целью свержения советской власти, идеологической диверсии, а заодно и в шпионаже в пользу фашистской Германии и империалистической Японии. И это человеку, посвятившему почти всю свою жизнь и свое творчество воспеванию любви к Родине и большевизму!

Абсурдность, нелепость и жестокость ситуации, казалось, разбивали на куски нормальную реальность поэта, терялась всякая надежда на справедливость, великодушие…Сохранить трезвый рассудок, спасти живую душу ему помогали только его стихи – он слагал и держал их в памяти, не имея возможности записать.

С началом войны Туфан писал несколько заявлений с просьбой отправить его на фронт. Предлагал кровью смыть несуществующую вину. Если ему не доверяют, пусть используют в качестве смертника – дадут такое задание, с которого живым не возвращаются. Он мысленно обдумывал всевозможные варианты: взрыв вражеского склада с боеприпасами, поражение немецкого корабля «человеком-торпедой»... Ни на одно из писем ответа не получил.

7 марта 1942 года суд вынес Туфану смертный приговор, и около двух месяцев он ожидает своей смерти, но потом казнь заменили десятилетним заключением в колонии строгого режима. Так он попадает в лагерь недалеко от Казани, в котором долгие мучительные годы он переживает голод, смертельную усталость, страдания…

После возвращения домой 9 апреля 1956 года творчество его раскрылось новыми гранями. Именно в эти годы к нему приходит подлинная поэтическая зрелость. Он выступает в своих стихах как поэт-гражданин, умеющий мыслить глубоко и масштабно, формируется как поэт могучего духа и большого сердца. Он живёт делами и думами своего народа, постоянно чувствует себя вместе с ним.

В 40-е и 50-е годы его поэзия отличается философской наполненностью, в ней он вселяет веру в великодушие, чистые и светлые человеческие чувства, воспевает величие человека, затрагивает до глубины души читателя, обращается прямо к его сердцу.

В 60-70-е годы Х. Туфан очень активно занимается творческой деятельностью, поднимаясь в глазах критиков и общественного мнения до уровня живого классика, рождает в своей поэзии свое течение, свою школу. Среди тех, кто продолжил заложенные им традиции, можно назвать Ш. Галиева, И. Юзеева, Н. Измайлову и других. За сборник стихов «Избранные произведения» (1964) Х.Туфану в 1966 году присуждается Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.

Лирический герой поэзии Туфана накапливает богатый опыт, его безудержные чувства и переживания немного успокаиваются, но несмотря на это, он сохраняет свой по-детски простой, непосредственный взгляд на мир.

В последние годы своей жизни поэт поднимает в своем творчестве темы нового человека, сильной семьи, любви. Рассматривал борьбу за коммунистические идеалы как неотделимую часть борьбы за душевную гармонию советского народа.

Хасан Туфан умер 10 июня 1981 года в Казани.

Мать когда-то учила его ориентироваться по Полярной звезде. Жизнь заносила его в разные места, так что ему доводилось увидеть ее с разных мест. Тогда он понял, что звезды, они всегда остаются на своих местах. Так же, как и люди, где бы и как далеко бы они не находились от своей Полярной звезды, ничто не может сместить их со своей орбиты.

Эту убежденность поэт пронес через всю жизнь. И какие бы трудности ему не приходилось преодолевать на своем творческом пути, Туфан – поэт, который с самого начала и до конца сохранил свою индивидуальность, никогда не предавал принципов реализма, не поклонялся ложным идеалам, всегда оставался верен себе и своему народу, своему творчеству.

 Производственная практика в редакции 2010 года

Читайте в "Казанских историях":

Прости мне, Родина, Что я не соловей

 

Источники информации:

  1. Х. Туфан, Лирика бурных лет. Стихи и поэмы на татарском языке – Казань: Татарское книжное издательство, 1970.
  2. Поэтическая Россия. Х. Туфан. Избранное. Стихи и поэмы. Перевод с татарского. – Москва: Советская Россия, 1987.
  3. Академия наук СССР Казанский филиал Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова. История татарской литературы. Пятый том, издание на татарском языке – Казань: Татарское книжное издательство,1989.
  4. М.В.Гайнутдинов. В бурю. Страницы жизни и творчества Х. Туфана: Литературно-художественное издание на татарском языке/ М.В.Гайнутдинов. – Казань: Татарское книжное издательство, 1989.
  5. М. Гайнетдинов, кандидат филологических наук, Г. Замалдынова, зав. отделом НА РТ. Хасан Туфан: «Я до сего дня уверен, что меня еще настоящие большевики не судили» [Электронный ресурс]: статья в научно-документальном журнале «Эхо веков»/ глав. ред. Д.Р. Шарафутдинов, доктор исторических наук. http://ioann.tol.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2000_1_2/04/04_2/.
  6. Туфан, приверженный правде [Электронный ресурс]: статья в №5 (2004) просветительской газеты «Татарский мир»/ глав. ред. Р.С. Мухамадиев. –http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=510&section=0&heading=0,