Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Полярная звезда на небе места не меняет
- Лилия Гарданова
- 06 декабря 2010 года
Поэзия определенной эпохи, как одна из форм отражения реальности, её наиболее ярких моментов, увековечивает опыт человечества, может стать для будущих поколений советчиком и опорой. Именно такой стала поэзия татарского поэта Хасана Туфана.
В жизни людей, народов, стран каждое утро, каждый день оставляет по-своему свой след. Эти следы в дальнейшем становятся своеобразными маяками, помогающими увидеть точное направление в историческом пути развития народа. Порой некоторые события, лица, факты, бывшие когда-то чрезвычайно важными, исчезают из памяти истории, так же, как следы, покрываются многовековой пылью дорог, исчезают так, будто из никогда и не было. И если мы хотим называть себя культурным и цивилизованным народом, мы должны заботиться о том, чтобы в нашей истории ничего не оставалось упущенным, стертым или сокрытым, чтобы исторические следы не обрывались в будущих поколениях.
Всегда были те люди, которые в суете своих дней стремились сделать свой вклад для будущего, обобщая и отражая общественный опыт, дополнять общее сокровище человечества – его историю.
Поэзия определенной эпохи, как одна из форм отражения реальности, её наиболее ярких моментов, увековечивает опыт человечества, может стать для будущих поколений советчиком и опорой. Именно такой стала поэзия Хасана Туфана, поэта, который, не переставая писать всю свою жизнь, сумел обогатить сокровищницу татарской литературы своими творческими «следами».
Он жил в непростое время – пережил две революции, сталинские репрессии, Великую Отечественную войну. И всегда чувствовал всю ответственность, возложенную на него, как на поэта этого времени, не хотел «оставаться в стороне от тех грандиозных событий, происходящих в истории всего мира». Его произведения – правдивое отражение реальности эпохи довоенных лет. Они реалистичны, но в то же время полны трепета, настоящих безудержных чувств и переживаний. На каждом этапе своего творчества он находил что-то новое и способствовал развитию татарской литературы, тем самым добился сильного продвижения её вперед.
Творчество летописца не давалась ему легко. Его поэзия – это выстраданная поэзия преодоленного пути многочисленных суровых испытаний и потерь. Всех своих успехов в жизни он добивается не только благодаря своему необычайному мастерству и трудолюбию, но и обладанию способностью противостоять несправедливости, бороться с тем, с чем он несогласен, действовать согласно своим убеждениям, не предавая себя и свой народ.
Кроме того, у поэта был свой, особый взгляд на мир. Он умел ценить красоту природы, человеческих отношений; любил людей – был убежденным гуманистом. Многие из его лирических героев имеют своими прототипами реальных людей – его друзей, близких, коллег, знакомых. С самого детства он привык считать, что человек должен жить в гармонии и любви с природой, быть единым целым с ней. Многие его стихи проникнуты этими теплыми светлыми чувствами. Туфан называет себя говорящей материей, а вся материя в его стихах очеловечена. Он наделяет цветы, деревья, ветер, звезды живыми душами, разговаривает с ними, вместе с ними переживает сильнейшие чувства – и это придает его поэзии особое очарование.
Хисбулла Фахриевич Гульзизин-Хазратов-Кусинов (Хасан Туфан) родился десятым ребенком в семье 9 декабря (27 ноября по старому стилю)1900 года в селе Ст. Кереметь Аксубаевского района (тогда это была Аксубаевская волость Казанской губернии) в семье деревенского печника. Жители этого села составляли своеобразную обособленную группу татар – «отпавших», которые во время насильственного крещения в 40-х годах XVIII столетия были причислены к христианам, но все же оставшихся мусульманами. Родные края поэта принадлежали древнему поселению в Булгарском ханстве, здесь он находил древние курганы, развалины старой крепости на поле, называемом «казённой поляной», старинные могилы, камни вдоль большой дороги, ему казалось, что это место пережило какую-то историческую трагедию.
Его мать была женщиной с утонченной поэтической душой. Именно она научила Туфана той всеобъемлющей любви к природе, животным, жизни и веру в то, что все на Земле наделено душой. Она водила его в лес, в огород, учила общаться с деревьями, ветром, учила узнавать и находить на небе звезды. Она старалась уберечь его от невзгод и жестокости реальности, направляя его взор на красоту и светлую сторону жизни.
Когда отец отправлялся по работе в другие селы, он часто брал младшего сына с собой знакомить его с внешними окрестностями. Из таких поездок маленький Туфан всегда возвращался с богатым «багажом» – запоминал песни, загадки, пословицы, новые для него слова. С раннего детства он учился грамоте на основе народного творчества и религии. Так же, как и все мальчишки в деревне, он верил в разные мифические существа – шурале, домовых, чертей и т.д. Школа в их селе открывается только в 1905 году. К этому времени Туфан необходимости там учиться не испытывает, сам берется за изучение географии, истории, арабского языка. В качестве литературы он читает книги на татарском языке современных и древних авторов.
Весомый вклад в начальное образование будущего поэта внес работавший в их селе мулла Х. Ахмеров, который часто приглашал его к себе домой, где учил Туфана и свою дочь того же возраста читать книги и газеты, учил их мыслить и спорить. В то время в газетах спорили о возможном столкновении кометы Галлея с Землей. Мулла знакомил детей со строением Вселенной, Солнечной системой, рассказывал о звездах. Как позже вспоминает сам поэт, так комета Галлея помогла ему перейти с «орбиты» религиозных представлений о мире, на «орбиту» науки.
Если мать Туфана способствовала формированию его как творческой лиричной личности, то отец воспитал в нем силу, трудолюбие, упорство и храбрость – те качества, которые и помогли ему выжить в его бурной взрослой жизни. Отец научил его всему, что должен уметь сельский мальчик – косить сено, собирать урожай, делать лапти, чинить окна и прочее. Хасан даже хотел стать сапожником, но отец вовремя предостерег его, сказав, что «из-за этой работы придется всю жизнь дома у юбки жены сидеть». А когда сын пошел учиться кузнечному мастерству, похвалил его выбор, мол, «железо – дереву царь». Но юный Хасан смотрел на эту работу скорее глазами матери, ему нравилось, как черное жесткое железо, попадая в огонь, становится красивого оранжево-розового цвета, будто превращается в кусок солнца; как кузнец, своими ударами рассыпая из-под молота звезды, обращает этот кусок в ту форму, которую он задумал. Обладать способностью так подчинять себе даже железо казалось мальчику не просто работой, а каким-то прекрасным, волшебным занятием. Вскоре он сам станет великим кузнецом слова.
Хасан Туфан вспоминает один случай из детства, который, по его мнению, стал первым проявлением его поэтического дара. Однажды мальчишки в их селе не поделили мяч во время игры и начали драться, а потом разделились на две группы по разные стороны дороги и стали ругаться разными обидными словами. На шум, конечно же, вышли и взрослые – так что ругаться матом было недопустимо. Тогда у маленького Х. Туфана как-то само собой получилось придумать обидную песенку для своих «врагов». Песенка показалась смешной даже взрослым (ведь ругательных слов-то там не было), а мальчишки с другой стороны так и не смогли ничего придумать в ответ и разошлись по домам. Этот забавный случай помог будущему поэту понять, какой большой силой может обладать слово, насколько сильной может быть поэзия.
У Х. Туфана было четыре брата и одна сестра, остальные дети в их семье умерли еще в детстве. Но когда он жил в селе, с братьями они почти не виделись, они только иногда приезжали с Урала, где работали на заводах и шахтах. А в 14 лет ему и самому приходится уехать туда на работу. Туфан тогда еще не знал, что уезжает из родного дома навсегда.
Он работает старателем на медных копях Бельгийско-итальянской концессии, шахтёром на угольных разработках. Но вскоре братья решают, что они должны помочь ему дать образование и, желая ему лучшей судьбы, отправляют младшего брата учиться в одно из передовых татарских учебных заведений того времени – Уфимский медресе «Галия». С этого начинается новый этап в жизни Туфана, он попадает в самый центр кипящей жизни активной, интеллектуальной молодежи. Здесь он знакомится с известным татаро-башкирским поэтом Шаехзаде Бабичем и начинает посещать его тайный кружок. А будущий народный поэт Башкортостана Сайфи Кудаш становится одним из его друзей. На смышлёного подростка обращает внимание один из преподавателей медресе – крупнейший татарский прозаик, учёный и общественный деятель Галимджан Ибрагимов, он и Ш. Бабич становятся для Х. Туфана наставниками в эти годы. Он пробует свои силы в литературном творчестве. Но, свято соблюдая завет Г.Ибрагимова, печататься пока не спешит.
К сожалению, деньги заканчиваются, и для того, чтобы заработать на дальнейшее свое обучение, Хасан опять едет на Урал работать на Лысьвенском металлургическом заводе, здесь-то и пригодились его навыки работы с железом. Этот опыт работы и общения с простыми рабочими позже найдут свое отражение в его стихах, написанных им уже в Казани.
Февральская революция застает Туфана на заводе. Со своими сослуживцами выпускает 3-4 номера рукописной газеты «Молот», посвященные поддержке большевиков.
Великую Октябрьскую Революцию поэт тоже встречает за токарным станком. Позже он берется за преподавательскую деятельность, уезжает в Омск, оттуда в Забайкалье, пробыв некоторое время в Чите, Туфан устраивается учителем в Верхнеудинске, где обосновались тогда представители татарской интеллигенции, спасаясь от репрессий и разграблений. Там он становится руководителем музыкально-драматического кружка и молодежного сектора местного «Милли идарә» (Национальное правление).
Этот период его жизни оказался очень насыщенным и сильно повлиял на становление личности молодого поэта. Желание заниматься творчеством у него продолжало расти. Внезапно он начинает увлекаться творчеством Маяковского и Такташа, неизгладимое впечатление производят на Туфана новаторство и смелость их творчества.
14 ноября 1922 года Дальневосточная республика была ликвидирована и татарским беженцам снова пришлось спасаться от репрессий. 1923 год Х.Туфан живет у родителей в Лысове, а вскоре приезжает в Казань (1924 г.) и до 1928 года преподает в школе им. Нариманова.
В Казани Х. Туфан вдохновлено начинает свои творческие поиски, пытается найти новое направление в поэзии и идет по стопам Такташа, применяя в своих стихах ту же разговорную интонацию. В это время он по-настоящему понимает, какое же это большое счастье – творить!
В 1924 году в журнале «Дитя Октября» и газете «Красный Татарстан» впервые публикуются его стихи. А уже через какие-то три года Туфан становится известным, признанным поэтом. Критик Галимджан Нигмати в 1929 году называет его имя в числе пяти самых ярких звёзд на небосклоне татарской поэзии. 1925-1927 года занимают в творчестве поэта особое место. Кроме многочисленных стихотворений, в эти три года он пишет такие свои крупные поэтические произведения, как «Синий волк», «Уральские эскизы», «Между двух эпох», «Начало начал», «Бибиевы».
В них тема рабочих отражается совершенно по-новому, несвойственно предыдущим произведениям татарской литературы. Туфан изобразил рабочих с необычайной четкостью, правдивостью, жизненностью, живостью, людьми из плоти и крови, придал им неповторимый характер, чем безмерно поразил читателей. Можно сказать, на начальном этапе своего творчества, Туфан формируется как реалист. Он абсолютно игнорирует популярную в то время у многих поэтов и писателей абстрактную символику, религиозно-мифические и условно-романтические образы. Его стихи наполнены живыми сравнениями, дивными метафорами. Он обогащает типологию рифмы в советской татарской поэзии: отказывается от используемых всеми клише и привычных рифм, использует рифмы, основанные на схожести звучания гласных звуков в словах. Конечно, они не всегда себя оправдывали, но рифма в его произведениях не является главным, порой читатель совсем не замечает ее, увлеченный вольной интонацией и глубоким смыслом слов.
Но даже после такого успеха душа поэта не может успокоиться, и, продолжая свои поиски, в 1928 году он отправляется на два года в путешествие на Кавказ и Среднюю Азию – на землю своих предков (родственники его бабушки, спасаясь от насильственного крещения, уезжают на юг от Средней Волги). Путешествовал он пешком, останавливаясь в понравившихся ему местах, изучая фольклор тюркских народов, а когда нужны были деньги, брался за любую, даже самую тяжелую работу: устраивался на работу куда-нибудь на строительство железной дороги или канала в качестве грузчика, землекопа или чернорабочего. Заработав немного денег, отправлялся дальше.
Пусть Туфан ничего и не написал за это время скитаний о своих дорожных впечатлениях, это было для него необычайно полезным и продуктивным путешествием. Он начал тоньше чувствовать реальность своим сердцем, пропускать все через душу. И в последующих его стихотворениях мы можем увидеть эти изменения – объективное отражение действительности заменяется волнующими лирическими монологами. Написанные в 1933-1934 гг. «Белая береза», «Набат», «Крылья» – именно из таких примеров, в них чувствуется переход от разговорной интонации к четко организованной музыкальной фразе; как в живописи, от кричащих густых красок – к очень точной и мастерски исполненной акварельной картине.
Литературовед Хатиб Усманов верно заметил, что если прежде Туфан щедро использовал просторечные интонации, народные речевые обороты, пословицы и поговорки, то в дальнейшем его творчество сближается с татарской лирической песней, с её лаконизмом, отточенностью ритмики и устоявшейся веками образной системой. Его стих становится проще, доступнее, но это простота зрелого мастера, достигнутая ювелирной работой над словом.
Во второй половине 20-х годов культ Сталина принимает устрашающие масштабы. Меняется отношение к литературе, сейчас в ней то и дело ищут антисоветские интонации, на писателей и поэтов душно давят требования вульгарного социалогизма, который делает творчество примитивным и застойным. Начинается борьба с теми, кто желает писать о правдивой реальности, не соглашаясь с недостатками этой эпохи. Туфан же по природе своей открытый, честный, справедливый, не может лицемерить, не может писать о том, что он не принимает. Однако, делает попытки писать по «их» требованиям. Но понимает, что это пагубно сказывается не только на результате его творчества, но и на развитии всей литературы в целом.
В 1931 году в журнале «Яналиф» публикуются его критические статьи «Литературные консультации», в которых он выступает против «абстрактных тем», «сухих терминов», «шаблонных стихов, построенных на искусственных образах» в литературе, начинает борьбу с «объяснением поэтическим языком слов политграмоты», «созданием абстрактности и шаблонности ради прикрытия невежества, поверхностности». На примере конкретных произведений (к сожалению, и собственных тоже) Туфан выявляет недостатки поэзии того времени, призывает к борьбу за новую поэзию.
До 1937 года Х. Туфан работает ответственным секретарем журнала «Советская литература». Однако начиная уже с 30-х годов, его жизнь беспрерывно отравляли подозрения и преследования. Так, в середине 1934 года во время выборов правления Федерации советских писателей республики, писатель Ф.Сайфи, давая отвод кандидатуре Х.Туфана, заявил что он «не советский писатель, эмигрант, националист, вернувшийся из Харбина». В 1935 году в журнале «Совет эдэбияты» («Советская литература») вышла поэма Хасана Туфана «Клятва». И почти сразу же началось шумное ее обсуждение. Поэта обвиняли в «серьёзных идеологических ошибках», «протаскивании мелкобуржуазных взглядов», более того – в «клевете на великого вождя и учителя» И. В. Сталина. По тем временам такие обвинения звучали смертным приговором.
В 1937 году его исключают из Союза писателей, выгоняют с работы в журнале. Арестовывают многих его друзей и товарищей по поэтическому цеху: Фатыха Карима, Кави Наджми, Мансура Крымова, Галимджана Мухаметшина и других. А 18 ноября 1940 году арестовывают и самого Туфана. Почти полтора года он проводит в страшных муках в одиночной камере, постоянно терзаемый пытками и допросами. Ему предъявляют стандартное обвинение в контрреволюционном заговоре с целью свержения советской власти, идеологической диверсии, а заодно и в шпионаже в пользу фашистской Германии и империалистической Японии. И это человеку, посвятившему почти всю свою жизнь и свое творчество воспеванию любви к Родине и большевизму!
Абсурдность, нелепость и жестокость ситуации, казалось, разбивали на куски нормальную реальность поэта, терялась всякая надежда на справедливость, великодушие…Сохранить трезвый рассудок, спасти живую душу ему помогали только его стихи – он слагал и держал их в памяти, не имея возможности записать.
С началом войны Туфан писал несколько заявлений с просьбой отправить его на фронт. Предлагал кровью смыть несуществующую вину. Если ему не доверяют, пусть используют в качестве смертника – дадут такое задание, с которого живым не возвращаются. Он мысленно обдумывал всевозможные варианты: взрыв вражеского склада с боеприпасами, поражение немецкого корабля «человеком-торпедой»... Ни на одно из писем ответа не получил.
7 марта 1942 года суд вынес Туфану смертный приговор, и около двух месяцев он ожидает своей смерти, но потом казнь заменили десятилетним заключением в колонии строгого режима. Так он попадает в лагерь недалеко от Казани, в котором долгие мучительные годы он переживает голод, смертельную усталость, страдания…
После возвращения домой 9 апреля 1956 года творчество его раскрылось новыми гранями. Именно в эти годы к нему приходит подлинная поэтическая зрелость. Он выступает в своих стихах как поэт-гражданин, умеющий мыслить глубоко и масштабно, формируется как поэт могучего духа и большого сердца. Он живёт делами и думами своего народа, постоянно чувствует себя вместе с ним.
В 40-е и 50-е годы его поэзия отличается философской наполненностью, в ней он вселяет веру в великодушие, чистые и светлые человеческие чувства, воспевает величие человека, затрагивает до глубины души читателя, обращается прямо к его сердцу.
В 60-70-е годы Х. Туфан очень активно занимается творческой деятельностью, поднимаясь в глазах критиков и общественного мнения до уровня живого классика, рождает в своей поэзии свое течение, свою школу. Среди тех, кто продолжил заложенные им традиции, можно назвать Ш. Галиева, И. Юзеева, Н. Измайлову и других. За сборник стихов «Избранные произведения» (1964) Х.Туфану в 1966 году присуждается Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.
Лирический герой поэзии Туфана накапливает богатый опыт, его безудержные чувства и переживания немного успокаиваются, но несмотря на это, он сохраняет свой по-детски простой, непосредственный взгляд на мир.
В последние годы своей жизни поэт поднимает в своем творчестве темы нового человека, сильной семьи, любви. Рассматривал борьбу за коммунистические идеалы как неотделимую часть борьбы за душевную гармонию советского народа.
Хасан Туфан умер 10 июня 1981 года в Казани.
Мать когда-то учила его ориентироваться по Полярной звезде. Жизнь заносила его в разные места, так что ему доводилось увидеть ее с разных мест. Тогда он понял, что звезды, они всегда остаются на своих местах. Так же, как и люди, где бы и как далеко бы они не находились от своей Полярной звезды, ничто не может сместить их со своей орбиты.
Эту убежденность поэт пронес через всю жизнь. И какие бы трудности ему не приходилось преодолевать на своем творческом пути, Туфан – поэт, который с самого начала и до конца сохранил свою индивидуальность, никогда не предавал принципов реализма, не поклонялся ложным идеалам, всегда оставался верен себе и своему народу, своему творчеству.
Производственная практика в редакции 2010 года
Читайте в "Казанских историях":
Прости мне, Родина, Что я не соловей
Источники информации:
- Х. Туфан, Лирика бурных лет. Стихи и поэмы на татарском языке – Казань: Татарское книжное издательство, 1970.
- Поэтическая Россия. Х. Туфан. Избранное. Стихи и поэмы. Перевод с татарского. – Москва: Советская Россия, 1987.
- Академия наук СССР Казанский филиал Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова. История татарской литературы. Пятый том, издание на татарском языке – Казань: Татарское книжное издательство,1989.
- М.В.Гайнутдинов. В бурю. Страницы жизни и творчества Х. Туфана: Литературно-художественное издание на татарском языке/ М.В.Гайнутдинов. – Казань: Татарское книжное издательство, 1989.
- М. Гайнетдинов, кандидат филологических наук, Г. Замалдынова, зав. отделом НА РТ. Хасан Туфан: «Я до сего дня уверен, что меня еще настоящие большевики не судили» [Электронный ресурс]: статья в научно-документальном журнале «Эхо веков»/ глав. ред. Д.Р. Шарафутдинов, доктор исторических наук. http://ioann.tol.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2000_1_2/04/04_2/.
- Туфан, приверженный правде [Электронный ресурс]: статья в №5 (2004) просветительской газеты «Татарский мир»/ глав. ред. Р.С. Мухамадиев. –http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=510§ion=0&heading=0,