Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Его именем названа театральная премия
- 21 декабря 2016 года
Именем лауреата премии имени М.Джалиля Дамира Сиразиева, артиста, режиссера, народного депутата Верховного Совета Татарской АССР – Республики Татарстан, бизнесмена, названа республиканская театральная премия, которая присуждается ежегодно с 1999 года Министерством культуры РТ и Фондом сохранения и развития татарского языка и культуры «Җыен».
Он вошел в историю татарского сценического искусства как постановщик интересных спектаклей, оставил заметный след в политической истории республики как депутат последнего созыва Верховного Совета Татарской АССР. Был среди активных сторонников нового статуса республики, в 1990 году голосовал за Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан. Стенограммы сессий сохранили его горячие выступления в защиту татарского языка, национальной культуры.
Дамир Сиразиев в центре. Фото Наиля Курамшина
В 2016 году Дамиру Сиразиеву исполнилось бы 62 года. Он умер 17 декабря 1998 года. Удивительно, но биографии актера, в честь которого учреждена республиканская театральная премия, нет даже в Википедии, хотя он работал в театре имени Тинчурина и даже недолго возглавлял его в качестве главного режиссера, ставил спектакли в других театрах.
В зале сессий Верховного Совета у него было место, куда фоторепортеры почти не направляли свои объективы. Зато оно было рядом с микрофоном, и Дамир Сиразиев довольно часто пользовался возможностью встать у него, чтобы выступить или задать вопрос.
Мы нашли в Интернете две публикации о Дамире Сиразиеве. Предлагаем их вашему вниманию.
Он торопил судьбу
20 декабря 2016 года
На днях в Татарском академическом театре имени Г.Камала прошел вечер памяти режиссера Дамира Сиразиева, которому в эти дни исполнилось бы 50 лет.
На вечере были показаны отрывки из его спектаклей, а также состоялось вручение ежегодных премий имени Дамира Сиразиева, учрежденных фондом «Джиен» за достижения в области театрального искусства.
Среди нынешних лауреатов – ректор Казанского университета культуры и искусства Рифкат Юсупов, народный художник Татарстана Сергей Скоморохов, молодой режиссер Рамиль Фазлиев и другие. На вечере с воспоминаниями о Дамире Сиразиеве выступили его друзья, коллеги, однокашники. К их числу принадлежала и актриса Фирдаус Хайруллина, к сожалению, не дожившая до выхода своей книги «Ностальгия», где она посвятила Дамиру Сиразиеву, режиссеру и человеку, отдельную главу.
Сегодня мы предлагаем небольшой отрывок из этой книги.
Дамир был как стихия. Его можно сравнить с бушующей морской волной. Она и пугает тебя, и одновременно притягивает, увлекая за собой все выше и выше… Его мятежная душа не знала покоя, толкая на самые дерзкие, неожиданные поступки. Мощная энергетика Дамира передавалась каждому, кто общался, соприкасался с ним даже мимолетно. Пройти мимо него и не заметить было невозможно.
Талантливым людям свойственна особая привлекательность, какая-то тайна, которую хочется разгадать. А Дамир был талантлив во всем. В том, как он работал на сцене, читал стихи, играл на гитаре, любил…
Дамир всему отдавался страстно, со всей свойственной его натуре одержимостью. Он торопился жить.
У каждого поколения камаловских актеров свои режиссеры. Для одних это Марсель Салимжанов, для других – Фарид Бикчантаев…
Нашим режиссером был Дамир Сиразиев. Мы благодарны ему за эти незабываемые, счастливые мгновения совместного творчества, за долгие репетиции в поте лица, за бессонные ночи, проведенные в спорах, раздумьях о театре, творчестве. После его неожиданного ухода из театра мы почувствовали себя одинокими, потерянными. Хотелось удержать его, вернуть… И до последнего мы ждали, надеялись – он вернется, и все станет по-прежнему, мы снова будем работать, творить.
Мы, артисты и друзья Дамира, принимали его таким, какой он есть, – дерзкий, импульсивный. Его стихией была любовь. Дамир умел любить. И его любили…
Если бы он поставил только один спектакль «Плаха» по роману Чингиза Айтматова, то все равно оставил бы след в истории татарского театра. Однако за свою короткую жизнь Дамир успел сделать очень многое – и на Камаловской сцене, и в других театрах. Надолго останутся в памяти и созданные им совместно с композитором Масгудой Шамсутдиновой музыкальные представления – «Магди», посвященное 1000-летию принятия ислама, и «Легенда о Сююмбике» – в память о защитниках Казани.
Он взбудоражил театральную жизнь изнутри – своими идеями, неуемной фантазией… И все же ему было тесно только в рамках своей профессии. Ему хотелось быть причастным ко всему, что происходит вокруг.
Превыше всего Дамир ценил творческую свободу. Он мечтал открыть свой театр, чтобы заниматься любимым делом и ни от кого не зависеть. Это и послужило причиной его ухода в бизнес. Новое время диктовало свои правила игры.
Судьба испытывала Дамира на каждом шагу, била, хлестала. И противостоять этим ударам было все труднее и труднее. Иногда человек сам торопит свою судьбу.
Источник: http://rt-online.ru/p-rubr-kult-34395/ © Газета Республика Татарстан
Необузданный романтик
Он хотел сделать татарский театр весомым
17 сентября 2004 года
Режиссера Дамира Сиразиева будут сегодня вспоминать в Камаловском театре его коллеги по работе. Он навсегда остался в XX веке. Нелепая смерть вырвала талантливого человека неожиданно для всех. Но в памяти многих казанцев до сих пор ярко сохраняются впечатления о спектакле «Плаха», поставленном в 1988 году по роману Чингиза Айтматова.
Вместе с Дамиром над этим спектаклем работал главный художник Камаловского театра Сергей СКОМОРОХОВ. Мы попросили его поделиться воспоминаниями о Дамире Сиразееве.
– Дамир был первым из режиссеров татарского театра, кто пришел ко мне познакомиться, когда я приехал работать в Казань. Оказалось, что мы соседи. Он ко мне забирался прямо по лестнице через балкон или я к нему. Так мы и общались.
Он предложил мне поработать вместе и заразил татарским театром. Первой нашей работой был спектакль «Лейсан и Райхасан».
Сиразиев остался в Тинчуринском театре, когда Камаловский переехал в новое здание. У него были планы сделать театр музыкальным. Дамир понимал, что два одинаковых татарских театра не могут существовать. Фантазия била ключом. Причем он мог заразить своей энергетикой каждого.
Когда он предложил «Плаху», мы с ним уже дружили довольно тесно. Дамир познакомил меня с Мансуром Гилязовым, тогда совсем молодым парнем. И мы сели кроить сценарий у Дамира дома. Вот это единомыслие и есть самое ценное в театре. Оно дало хороший заряд спектаклю, который выпускали на одном дыхании. Хотя, конечно и ругались до того, что и дверями хлопали, и макеты разбирали. Но это были творческие споры.
Дамир умел привлечь людей, которые могут активно работать. Пригласил даже сварщика из Качаловского театра, потому что он его устраивал.
До последних дней его жизни, когда он уже стал заниматься бизнесом, мы встречались. Я звал его в театр. Но он отвечал, что, несмотря на его желание, поезд уже ушел. Перестроечное время его настолько захватило, что вернуться не было сил. Видимо, какие-то нити, связывающие с театром, он порвал. Приходил в театр и был печальным.
Вообще это была очень яркая, необузданная личность.
Марселя Салимжанова было слышно, как только он приходил в театр. И Дамир, когда появлялся в театре, буквально выплескивал энергию.
Дамир тяготел к фарсу -яркому, сочному. У него была масса планов, проектов, воздушных замков. Он мечтал поставить в Качаловском театре «Трехгрошовую оперу» Брехта. Хотел начать спектакль прямо на улице, тогда возле театра были трущобные дворы. И хотел, чтобы играли актеры разных национальностей: русские, татары, негры... Это в его духе – устроить такую фантасмагорию. Дамир был необузданным театральным романтиком, очень любящим татарский театр. Все время хотел сделать его весомым в современной театральной действительности.
Наталья ТИТОВА
«Восточный экспресс» №42/37 (196).
http://tatarica.narod.ru/archive/2004/08/114_04.09.19-4.htm
Книгу «Дамир Сиразиев» из серии «Шәхесләребез» (автор-составитель – Юныс Сафиуллин) можно заказать в Интернете. Издана в издательство «Жиен» в 2009 году на татарском языке.