Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Начальник штаба Герман Клячкин

27 декабря 2016 года Герману Львовичу Клячкину исполнилось бы  87 лет. Полковник милиции был в Казани человеком известным, хотя, работая в МВД Татарстана, не был на передовой борьбы с теми, кто нарушал закон.

Он был человеком открытым, общался с журналистами, учеными, деятелями культуры. Был веселым и жизнерадостным. Умел ценить юмор и сам юморил талантливо. Хорошо играл на пианино, удивляя профессионалов,  способен был импровизировать. Любил сидеть за инструментом с женой. Он и его жена Инна Борисовна были прекрасной парой.

О Германе Львовиче Клячкине рассказывает казанский краевед Борис Милицын.

В годы учительства Германа Львовича Клячкина в школе любили, дети особенно. Преподавал он историю так, что ребята чувствовали себя на уроке участниками исторических событий.

За пять лет журналистской работы в ведомственной газете МВД Клячкин хорошо изучил милицейскую практику, и, когда министр Салих Зелялетдинович Япеев в 1961 году предложил ему должность в секретариате, он согласился. Здравый подход к решению текущих вопросов, аналитические, организаторские способности, умение видеть перспективу быстро снискали ему признание. Через год он возглавил секретариат.

В 1963 году Герман Клячкин стал начальником только что образовавшегося организационно-методического отдела, предварившего появление штаба. Таким образом, в истории МВД РТ была открыта новая страница. Неординарное решение этим отделом многих проблем привлекло внимание министерства страны, которое долго использовало министерство республики в качестве базового для изучения и распространения передового опыта.

Вклад Германа Львовича в организацию, укрепление и совершенствование системы охраны правопорядка официально признан и не раз был отмечен государственными наградами. Все офицерские звания от старшего лейтенанта до полковника милиции присвоены Клячкину досрочно… Небольшого роста, не богатырского телосложения, он был выше многих на голову, это признавали все – от рядового до министра.

Личная жизнь у Германа Львовича тоже сложилась удачно. Его жена, Инна Борисовна Лещинская, в прошлом – профессор Казанского государственного университета, микробиолог, ученый с мировым именем, академик Академии наук Республики Татарстан. Бывало, она говорила друзьям: «Мне повезло выйти замуж именно за него... Случалось всякое, только никогда не было скучно!».

Герман Львович Клячкин с внучкой Сашей. Читайте ее пост о деде в Интернете -

 http://sushile.livejournal.com/317131.html

Они до седых волос любили друг друга и уважали то дело, которому себя посвятили. «В моих мечтах, – говорила Инна Борисовна, – будущий муж всегда представлялся высоким, голубоглазым блондином с утонченной натурой и обязательно пианистом! Сбылось только последнее…».

Джаз был его коньком. Играл он божественно. В шутку друзья называли его вторым Цфасманом... Авторитет Инны Борисовны был непререкаем на ее кафедре. Дома она была сама почтительность и внимание к мужу. Так что надежный тыл и уют Клячкину были обеспечены.

По словам Инны Борисовны, она думала, что семья лежит на ней, и понимала, какой воз милицейских проблем везет Герман, но когда его не стало, оказалось, что он для семьи незаменим… Он был непривередлив. А когда жена из-за скудости бюджета предложила однажды повременить с покупкой электробритвы, долго недоумевал: не мог понять, как это не хватает денег, если зарплату до рубля он отдает жене. То есть узко житейская сфера была за границей его интересов: «что почём», это было не для него.

Герман Львович был из тех, чей мозг испытывал потребность работать постоянно, а сердце – биться учащенно. Он постоянно учился. Ни высота служебного положения, ни общепризнанный талант руководителя, ни жизненный опыт, ни даже ежеминутная занятость – ничто не препятствовало ему в учебе. Он получал большое удовлетворение от углубления в недра уголовного розыска, следствия, борьбы с хищением социалистической собственности, любил доискиваться до «практики стариков», прикидывать, как бы они поступили сегодня.

Когда сорок лет назад в милиции формировали следственный аппарат, ситуация складывалась критическая. Не было времени, чтобы собраться с мыслями, силами, не было специалистов. С чего начать? Клячкин предложил поставить вопрос о переводе части сотрудников следствия Прокуратуры в МВД. И, когда «дали добро», вся эта гигантская работа легла на плечи штаба.

Клячкин почти не сидел в кабинете. То его видели в «дежурке», то – со следственной группой на месте совершения преступления. Ему говорили: «Что ты лезешь? Тебя же подстрелят где-нибудь!». А он «лез». И когда на окраине Казани, в бараке перепивший мужик засел с ружьем, прикрывшись женой и детьми, и когда ловили серийного убийцу, и во многих других случаях. Он старался вникнуть во все подробности жизни милиции, чтобы видеть и знать ее реальную картину.

Клячкин оставался журналистом. Не переставал сотрудничать со СМИ. Публиковался сам, организовал тележурнал «В борьбе за человека»… Воображение его фонтанировало идеями, применение которым находилось в самых неожиданных областях. На кафедре микробиологии КГУ, где работала его жена, помнят, как при подготовке научного материала на конкурс Совета Министров СССР львиную долю его редакции вынес на себе Клячкин. И кафедру наградили. Инна Борисовна в трудные времена говорила: «Посоветуюсь с Германом».

За праздничным столом – в гостях или дома – Герман Львович традиционно был тамадой. Музицировал, танцевал, острил и неизменно становился душой компании.

Сегодня, после смерти полковника милиции Клячкина, вклад его в общее государственное дело МВД не уменьшился, но возрастает, и образ полковника для тех, кто знал его, не померк.

Сам факт, что Герман Львович Клячкин возглавлял Штаб МВД ТАССР более тридцати лет, – уникален. Он работал при трех министрах: Салихе Япееве, Николае Демидове и Сергее Кирилове. И для каждого из них он был главным помощником. Демидов говорил: «Без Клячкина не было бы и штаба». Клячкин органически не терпел тупости и облегченного подхода к решению вопросов. При нем штабом разработаны планы действия по операциям «Сирена», «Перехват», «Гром» и основные положения операции «Кама» по обеспечению правопорядка в условиях быстро растущего региона. Они актуальны.

Вместе с начальником Академии МВД СССР Сергеем Крыловым Герман Львович стоял у истоков разработки положения о создании штабных подразделений в системе органов внутренних дел.

За свой труд он был награжден орденом «Знак почета», медалями «За безупречную службу» всех степеней, знаком «Отличник милиции», медалью «Ветеран труда».

Неординарность Клячкина иногда становилась почвой для прозвищ. К нему обращались и «товарищ генерал», и «товарищ министр информации», звали и «милицейским дипломатом», и в силу его вездесущности, напоминавшей поведение героя известной французской комедии, – «комиссар Жюв»… Злобы, издевки в них не было. После официальных проводов на пенсию в 1993 году Клячкину определили вольнонаемную должность консультанта.

Умер он внезапно 3 ноября 1997 года. Вернулся с прогулки, сел отдохнуть на свой любимый диван и больше не встал… Отказало сердце. Это случилось 3 ноября 1997 года. Похоронен на Арском кладбище.

Инна Борисовна очень тяжело переживала кончину мужа. Друзья постоянно были рядом…