Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1918 – Совет Казанского университета с 1 января 1919 отчислил 96 профессоров и преподавателей, ушедших в сентябре с Белой Армией и не возвратившихся из отпуска
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Династия казанских благотворителей Юнусовых
- Радик Салихов, доктор исторических наук
- 24 мая 2018 года
Юнусовская площадь, Юнусовская мечеть, дом Юнусовых – эти и другие многочисленные приметы прошлого, оставленные нам несколькими поколениями могучего торгового рода, ярко и безоговорочно запечатлелись в архитектурном облике, топонимии и многовековой летописи тысячелетнего города.
А начиналось все просто и обыденно. Во второй половине XVIII века крестьянин Мухаметрахим бин Исхак бин Юнус (1743 -?), происходивший из деревни Карелино (ныне Балтасинский район РТ) и сколотивший первоначальный капитал на мелочной торговле, постепенно сумел утвердиться в коммерческом мире губернского центра и одним из первых в истории татарских предпринимателей записаться в гильдейское купечество.
В начале XIX столетия он становится известным и как крупный промышленник, владевший юфтовым заводом, продукция которого сбывалась в Средней Азии и городах Российской империи. Мухаметрахим Юнусов отличался очень высоким ростом, за что получил от городских мусульман прозвище «Длинный» («Озын»), впоследствии закрепившееся за всеми его потомками.
Двое сыновей купца – Габделькарим (1767-1821) и Губайдулла (1776-1842) были не только надежными помощниками своего отца, но и успешными продолжателями семейного дела – торговали в Москве, Архангельске, Астрахани. Благодаря их усилиям фамильный капитал стал исчисляться семизначными цифрами. Это позволило Юнусовым направлять серьезные финансовые средства на нужды единоверцев и значительно усилить свое влияние не только в кварталах Старо-Татарской слободы, но и в масштабах всей Казани.
Семья Юнусовых
Больших успехов добился младший из братьев Губайдулла, дважды избиравшийся, сначала в конце 1820 годов, а затем в 1842 году, главой Татарской ратуши – органа местного самоуправления мусульман города. Важную роль в укреплении общественных позиций предпринимателя сыграл и его удачный брак с дочерью купца первой гильдии Юсупа Исмагиловича Апанаева – Бибифатимой, с которой он вырастил двух сыновей и четырех дочерей. Кроме того, после смерти старшего брата Губайдулла бин Мухаметрахим стал опекуном его наследников и фактически контролировал огромное имущество, состоявшее из мыловаренного завода, домов и целого комплекса лавок на Сенном и Хлебном рынках города.
В соответствии со своим статусом богатейшего татарского купца Казани Губайдулла Юнусов жил в роскошном особняке на пересечении Екатерининской и Второй Поперечной улиц (ныне ул. Тукая, 67/14), а большая и красивая площадь перед его усадьбой теперь уважительно именовалась среди горожан «Юнусовской».
Дом Юнусовых Апанаевых сегодня
Дом Юнусовых-Апанаевых до реставрации
Таким был дом, когда в нем жили Ибрагим и Бибифатима Юнусовы
Огромную любовь и признательность мусульман Губайдулла бай заслужил щедрой и систематической благотворительностью. При его поддержке значительно поправила свое материальное положение Первая соборная мечеть Казани (ныне мечеть «Марджани»), в махалле которой находился дом Юнусова. В 1830 году купец передал ее общине лавки на Сенной площади, доход с которых должен был идти на содержание местных имамов и муэдзинов. Это был один из первых публично объявленных в России вакуфов, исправно служивший Юнусовскому приходу до октября 1917 года.
Губайдулла Юнусов, владевший значительными земельными участками и недвижимостью на Сенном базаре, решил построить здесь большую, просторную мечеть. Будучи верующим мусульманином и обладая внушительными финансовыми возможностями, купец не мог оставаться равнодушным к тому, что сотни правоверных, не имея рядом молитвенного здания, не слыша азана, за трудной работой пропускали обязательные намазы и тем самым совершали большой грех. Недаром добропорядочные жители Старо-Татарской слободы называли в то время Сенную площадь «углом неверных», то есть местом, где торговали мусульмане, пренебрегавшие предписаниями Священного Корана. Только неожиданная смерть помешала благотворителю осуществить свои благородные намерения.
Завершили задуманное его сыновья Ибрагим (1806 – 4.04.1886) и Исхак (1810 – 24.03.1884), построившие в 1849 году по проекту архитектора А.К. Ломана на Сенном базаре «Юнусовскую» мечеть, известную ныне под названием «Нурулла».
Братья Юнусовы, как того требовали семейные традиции, вели дело дружно, в тесном союзе, имея до конца жизни нераздельный капитал. Они сбывали по всей России, а также в Бухаре продукцию своих мыловаренного, свечного, юфтового заводов, бумагопрядильной фабрики и многие другие товары. Юнусовы считались крупнейшими среди татарских предпринимателей владельцами недвижимости. Им принадлежало 5 каменных домов, 2 завода, 48 каменных и 12 деревянных лавок в Казани, более 2000 десятин земли в Казанской и Вятской губерниях.
Старшего из братьев – Ибрагима Губайдулловича Юнусова – по праву можно назвать выдающимся благотворителем и общественным деятелем, самым ярким и активным представителем династии.
Трижды: 28 мая 1844, 16 марта 1845 года, и 8 января 1854 года он избирался городским головой Татарской ратуши Казани. На протяжении 15 лет купец без перерыва являлся гласным городской Думы (1871-1886).
Вместе с братом в 1844 году И.Г. Юнусов основал в Казани мусульманский детский приют, первое в истории города татарское благотворительное заведение, благополучно просуществовавшее до 1917 года. На его нужды братья пожертвовали 14 каменных лавок на Сенной площади и отстроили для приюта двухэтажный каменный дом на Екатерининской улице (ныне ул. Тукая, 89). Это первоклассное богоугодное заведение, второе по времени возникновения в истории Казани, после Николаевского детского приюта, быстро превратилось в предмет гордости не только местных мусульман, но и всего городского населения. Здесь ежегодно призревалось до 30 мальчиков сирот магометанского вероисповедания от 7 до 16 лет, которые получали бесплатную одежду и питание, неплохое по тем временам образование, включавшее в себя обучение основам веры, шариата, арифметике, арабскому, персидскому и русскому языкам, а также квалифицированную медицинскую помощь.
Все это, конечно, требовало немалых денежных средств. Так, только на строительство приютских зданий, сначала большого деревянного, а после пожара 1871 года двухэтажного кирпичного домов Юнусовы истратили в общей сложности 10 тысяч рублей. Кроме того, они пожертвовали приюту 14 родовых лавок на Сенной площади стоимостью в 5 тысяч рублей, ежегодный доход с которых в размере 1400 рублей ассигнациями шел на содержание питомцев приюта.
«Глава Казанского татарского общества 1-й гильдии купец и потомственный почетный гражданин Ибрагим Юнусов вошел ко мне 8-го сего марта с письменным прошением, в котором изъяснил следующее: предполагая учредить в г.Казани татарский приют, он Юнусов нашел удобным избрать для сего место, где построив на собственный его счет, с участием брата его Исхака Губайдуллина Юнусова и жены его Биби Магру Мухаметзяновой пожертвованием каждого из своего капитала по 2 тыс. руб. сер. особый деревянный на каменном фундаменте, крытый железом с потребными службами по фасаду, который будет от меня ему выдан. Вокруг дома он предполагает развести большой сад с украшениями для татарского общества, которое в своей части в сем крайне нуждается...»
Это извлечение из сообщения вице-губернатора М.Завелейского казанскому военному губернатору С.Шипову о пожертвовании Юнусовыми средств на учреждение в Казани татарского приюта в 1844 году. Позже появляются и благотворительные мусульманские столовые: детская столовая работала на Тихвинской улице в доме Усманова, в ней питалось от 700 до 1000 детей в день, столовая для взрослых находилась в Плетенях в доме Сайдашева – в ней также находили пищу 1000 татар ежедневно.
В 1898 году в Казани открылось первое благотворительное «Общество пособия бедным мусульманам». Его целью было названо «доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных мусульман». Попечителями общества стали генерал-майор М.Ш. Шамиль, купцы первой гильдии А.Г. Хусаинов, С.С.Губайдуллин, И.И. Айтуганов. На средства общества содержались богадельня, детский приют для мальчиков и при нем школа, родовспомогательное заведение и амбулатория. За этот благотворительный акт Ибрагим Юнусов был награжден золотой медалью и орденом Святой Анны III степени, а его брат Исхак – золотой медалью и орденом Святого Станислава III степени и другими государственными наградами.
Эти поощрения сыграли важную роль в присвоении братьям Юнусовым звания коммерции советников, которое давалось «за оказанные Отечеству заслуги в распространении торговли, засвидетельствованные министром финансов» и соответствовало чину коллежского асессора. Кстати, братья Юнусовы так и остались первыми и единственными в истории татарами-торговцами, удостоившимися подобного высокого звания.
Не случайно то, что в 1863 году, когда посетивший Казань старший сын императора Александра II великий князь Николай Александрович (1843-1865) решил посмотреть богатый татарский дом, его пригласили именно к Ибрагиму Юнусову. Позднее племянник купца Абдулкарим Юнусов написал об этом событии следующее:
«Ибрагим абзы старательно подготовился, велел изготовить фонари для освещения площади... Украсили дом, повесили люстры. Днем пришел цесаревич...Богатые мусульмане нарядились, на головах женщин золотые диадемы, вышитые жемчугом калфаки... Женщины выстроились в гостиной в два ряда. Цесаревич проходил между рядами и расспрашивал. Однако никто из женщин не знал по-русски. Только жена Ибрагима Аппакова Махубкамал давала ответы за каждую. Сделав замечание, цесаревич сказал: «В России кончилось золото. Оно теперь в украшениях татарок». После этого вышли в зал. Цесаревич пил кофе, чай. Рядом было много адъютантов. Выйдя из нашего дома, он зашел в дом бедной вдовы в Новой слободе. Внутри дома было очень чисто, да и снаружи было прибрано. Наследник дал денег. Вышел довольный». Вообще, Ибрагим Юнусов пользовался большим уважением у казанского чиновничества и русского купечества, неоднократно входил в состав городских депутаций, отправлявшихся ко Двору по случаю различных торжественных событий и дат.
В истории татарского народа купец остался как колоритная личность с непростым, противоречивым характером. Известный среди мусульман Казани под прозвищем «Озын Ибрай» («Длинный Ибрай»), он, по утверждению современника, «был большой шутник, любил потешаться и подсмеиваться над шакирдами и вообще духовенством. В этом он находил особое удовольствие, за что и платил им весьма щедро».
Правда, с таким положением дел не желал мириться татарский ученый-историк, богослов, имам-хатиб 1-й соборной мечети Шигабутдин Марджани, приглашенный на эту должность самим Ибрагим баем. Их многолетнее противостояние, сопровождавшееся временными отстранениями Марджани от проповеднической деятельности, некрасивыми скандалами и общественной смутой, в конце концов завершилось победой непокорного имама. Он сумел ограничить вековое влияние Юнусовых в их махалле и организовать своеобразное общественное самоуправление, способное без капиталов могущественной семьи обеспечивать свои духовные и образовательные нужды. Хотя следует отметить, что к этому времени слава династии постепенно подходила к своему закату.
Из-за коммерческих неудач стареющий Ибрагим Юнусов, вопреки завещанию отца, заложил большое количество принадлежавшего им с братом имущества. У предпринимателя не было детей, поэтому наследниками фамильного состояния становились его племянники – Мухаметрахим, Габделькарим, Габдельвали Исхаковичи Юнусовы, чьи дела, к счастью, не зависели от успехов или неудач их легендарного дяди. Они, являясь состоятельными и в целом успешными предпринимателями, уже не стремились к лидерству в общественной жизни, полностью посвящая себя торговой и промышленной деятельности.
Некогда грозный и всесильный Ибрагим Юнусов перед смертью оглох и был разбит параличом. После его кончины, словно прекращая все земные споры и обиды, поминальную молитву прочитал Ш.Марджани, он же руководил погребением купца на кладбище Старотатарской слободы.
В настоящий момент могила Ибрагима Юнусова находится на Новотатарском кладбище.
Источник: https://nailtimler.com/people_page/people_27yu/yunusov_ibrahim_gubaydullovich.html
Печатается с разрешения автора