Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1938 – Расстрелян как «японский шпион» писатель, драматург, режиссер, руководитель театральной татарской труппы в 1918-1920 Карим Тинчурин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Эльза Литвинова – музыкант и педагог
- 21 декабря 2019 года
11 декабря 2019 года исполнилось 90 лет замечательному музыканту и педагогу, заслуженному деятелю искусств РТ, профессору Эльзе Борисовне Литвиновой (1929-2014).
В течение многих десятилетий она плодотворно трудилась в старейших учебных заведениях Татарстана – Казанском музыкальном училище (колледже) и Казанском педагогическом институте (университете).
Э.Б. Литвинова оставила яркий след в истории музыкальной культуры и образования Татарстана. Именем выдающегося педагога в Казани назван Всероссийский конкурс-фестиваль юных пианистов «Forte-PIANO».
Эльза Борисовна Литвинова – представительница известной в республике музыкальной династии, сохранила и продолжила традиции высокого служения искусству, заложенные усилиями и трудами ее деда – выдающегося деятеля российской музыкальной культуры А.А. Литвинова (1861-1933).
Отмечая сегодня заслуги Эльзы Борисовны, нельзя обойти молчанием деятельность Александра Александровича Литвинова, творческая судьба которого восхищает всякого, кто знакомится с его биографией. Учился в двух столичных российских консерваториях: сначала в Московской, где его наставниками были профессора по классу скрипки Ф. Лауб и И.В. Гржимали, а затем в Петербурге под руководством известного скрипача и педагога Л. Ауэра. По теоретическим дисциплинам его учителями были композиторы П.И. Чайковский (в Москве) и Н.А. Римский-Корсаков (в Петербурге). В итоге одаренный скрипач завершил консерваторский курс с высоким званием «свободного художника».
В годы учения в Московской консерватории А.А. Литвинов являлся стипендиатом Н.Г. Рубинштейна, позже – П.И. Чайковского, участие которых в судьбе молодого исполнителя во многом определило его профессиональное становление. Дальнейшая биография А.А. Литвинова также заслуживает внимания: деятельность в качестве солиста в оркестре Большого театра, сольные программы в концертах Московского филармонического общества, участие в концертах одного из московских квартетов, в том числе выступления в Ясной Поляне, в имении Л.Н. Толстого. Расширяя свои профессиональные возможности, А.А. Литвинов брал уроки у известного дирижера Артура Никиша, что в дальнейшем позволяло ему осуществлять дирижерскую деятельность: руководить студенческим оркестром Московского университета, симфоническим оркестром «Товарищ». Позже А.А. Литвинов возглавил Нижегородскую консерваторию.
В начале 20-х годов XX века А.А. Литвинову поступило предложение переехать в Казань и включиться в подготовку национальных музыкальных кадров для Татарской республики. К этому времени он обладал основательным профессиональным и жизненным опытом, что позволило ему в дальнейшем осуществлять руководство Казанским Восточным музыкальным техникумом в сложных политических и экономических условиях, объединив вокруг себя лучшие музыкально-педагогические силы Казани. А.А. Литвинов был инициатором создания симфонического оркестра в республике. В Казани в исполнении оркестра под его управлением прозвучали сочинения Бетховена, Бородина, Вагнера, Глазунова, Глинки, Грига, Листа, Калинникова, Моцарта, Римского-Корсакова, Чайковского. Благодаря присущим А. А. Литвинову организаторским и профессиональным качествам ему удалось осуществить концертные постановки оперных спектаклей («Фауст» Гуно, «Аида» Верди, «Русалка» Даргомыжского и др.), под его руководством увидела свет рампы первая татарская опера «Сания» (1925, авторы В. Виноградов, С. Габаши, Г. Альмухамедов).
К заслугам А.А. Литвинова необходимо отнести воспитание первых национальных композиторов, исполнителей и педагогов, среди них М. Музафаров, Н. Жиганов, А. Ключарев, Ю. Виноградов, Е. Соколова, М. Рахманкулова и др. Профессиональные советы А.А. Литвинова способствовали формированию С. Сайдашева – дирижера.
Музыкально-педагогические традиции А.А. Литвинова были продолжены в деятельности его дочери, пианистки и педагога Веры Александровны Литвиновой, занимавшейся в Москве у Н.К. Игумнова, а в Казани – у О.О. Родзевича, а также внучки – Эльзы Борисовна Литвиновой. Делясь своими воспоминаниями о старших представителях семьи Литвиновых, Эльза Борисовна всегда с восхищением говорила о Вере Александровне.
Вспоминала, что в концертах руководимого А.А. Литвиновым симфонического оркестра принимала участие в качестве солистки его дочь – Вера Литвинова. С особенным пиететом Эльза Борисовна относилась к педагогическому дару Веры Александровны, отмечая, что на начальном этапе обучения в музыкальной школе пианистический аппарат («руки») ей поставила мама – Вера Александровна. С искренней благодарностью Эльза Борисовна вспоминала своих знаменитых казанских педагогов: «незабываемого Рувима Львовича Полякова», директора ДМШ №1, «прекраснейшей души человека» Антонину Васильевну Чернышеву, преподавателя этой же школы, и «строгую, требовательную Анну Николаевну Раниец, отличную пианистку», работавшую долгие годы в Казанском музыкальном училище и воспитавшую многих казанских музыкантов.
В 1948 году, после окончания музыкального училища, Э. Литвинова уезжает в Москву, где в течение двух лет занимается в музыкальном училище при консерватории с известными педагогами: А.Г. Руббахом, М. Готлибом, В.В. Хвостенко и в 1950 году поступает в Московскую консерваторию, в класс народной артистки РСФСР, лауреата международных конкурсов, профессора Н.П. Емельяновой.
О своем консерваторском педагоге Эльза Борисовна вспоминала как о «прекрасной пианистке и изумительно красивой женщине», занятия с которой «проходили ровно, замечания высказывались очень деликатно и всегда был великолепный показ» на инструменте. Консерваторские годы Эльза Борисовна вспоминала как очень яркие, насыщенные интересными музыкальными и театральными событиями. Ее однокурсниками были будущие лауреаты: Сергей Доренский, Гарри Гродберг, Алексей Скавронский.
После возвращения в 1955 году в Казань после окончания консерватории, Э.Б. Литвинова была принята в преподавательский корпус Казанского музыкального училища. Уже в первые годы творческой деятельности в Казани она обратила на себя внимание как яркий исполнитель – в ее репертуаре были русская и западноевропейская классика, произведения татарских композиторов, первым исполнителем которых нередко становилась молодая пианистка. Сольные выступления с оркестром Н. Рахлина, оркестром Казанского музыкального училища, творческие контакты с татарскими музыкальными классиками – Р. Яхиным, Н. Жигановым, А. Ключаревым, позже Р. Беляловым – сразу же выдвинули ее в первые ряды музыкальной элиты Казани.
В течение многих лет Э.Б. Литвинова выступала также в концертах в ансамбле с пианистами Л.С. Шигабутдиновой, Л.Г. Варфоломеевой, Г.И. Батыршиной, Н.В. Логиновой.
Профессор Н.П. Емельянова – консерваторский педагог Эльзы Борисовны, отзывалась о ней как о «талантливой пианистке, с яркими исполнительскими и виртуозными данными…».
Однако наиболее полно и плодотворно Э.Б. Литвинова проявила себя как педагог, работая преподавателем Казанского педагогического института, музыкальному факультету которого отдала 48 лет своего профессионального творчества. Педагогический талант Эльзы Борисовны проявлялся в индивидуальном подходе к каждому студенту, в правильном выборе учебного репертуара, в умении выявлять причины ученических неудач и находить наиболее эффективные методы их устранения, мотивировать ученика на преодоление возникших трудностей, ставить стратегические цели и решать тактические задачи в развитии молодого музыканта. И еще нужно сказать о том, что Эльза Борисовна обладала великолепной педагогической интуицией, которая, безусловно, помогала ей в профессиональной деятельности. Выпустив учеников в самостоятельную профессиональную жизнь, она, как истинный педагог, всегда проявляла внимание к их дальнейшей судьбе, радовалась успехам, поддерживала в трудные периоды жизни, была с ними «на связи», а ученики отвечали ей взаимностью – любовью и заботой.
В настоящее время выпускники класса Э.Б. Литвиновой работают успешно в специальных средних и высших учебных заведениях, музыкальных и общеобразовательных школах Татарстана, других регионов России и за рубежом. Воспитанники Эльзы Борисовны регулярно пополняли педагогический коллектив Казанского педагогического университета, многие из них отмечены государственными наградами и почетными званиями.
Исключительно требовательный педагог, Эльза Борисовна владела уникальным методическим аппаратом, позволявшим ей раскрывать таланты молодых исполнителей и готовить их к участию в музыкальных конкурсах. Память хранит яркие выступления ее воспитанниц Н. Еникеевой и О. Андреевой (Харитоновой), лауреатов Всероссийского конкурса пианистов, студентов педагогических вузов (г. Куйбышев, ныне г. Самара).
Свой педагогический талант Эльза Борисовна обнаруживала и во взаимоотношениях с молодыми коллегами: многие обращались к ней за помощью, советом, для коллег ее профессиональные оценки – критика или похвала всегда были важны, ее чуткое ухо выполняло роль профессионального камертона, а ее экспертное мнение помогало кафедре оставаться на достойном профессиональном уровне.
Еще одна ипостась таланта Эльзы Борисовны – исследование музыкального прошлого Казани. Ею опубликованы статьи, посвященные истории развития фортепианного образования в Казани, а также деятельности ее деда – А.А. Литвинова. Немало сделано Эльзой Борисовной и в области создания учебно-методических работ для студентов университета. Здесь и пособия по освоению национального репертуара, и методические инструктивные нотные сборники, и рекомендации по школьной программе для учителей музыки.
Признавая уникальное творческое подвижничество Эльзы Борисовны, направленное на развитие музыкальной культуры и образования в Татарстане, Рустем Яхин написал когда-то: «Можно с уверенностью сказать, что своим педагогическим и исполнительским творчеством Э.Б.Литвинова вносит полезный вклад в дело воспитания молодых преподавателей, ответственных за развитие массовой музыкальной культуры…».
Сегодня, когда мы отдаем дань уважения музыканту и педагогу Эльзе Борисовне Литвиновой, важно отметить, что музыкально-педагогические традиции знаменитой династии не стали музейной реликвией, они живут и развиваются в творчестве ее учеников и коллег, организовавших Всероссийский конкурс-фестиваль юных пианистов имени Э.Б. Литвиновой «Forte-PIANO». Очередной, третий конкурс-фестиваль состоялся 15 декабря 2019 г. на базе Детской школы искусств Приволжского района г. Казани при участии Института психологии и образования Казанского федерального университета. Конкурс в третий раз собрал более 200 участников из музыкальных учебных заведений Татарстана и других регионов страны.
В организации конкурса-фестиваля приняли активное участие директор ДШИ Приволжского района г. Казани Р.И. Сулейманова и педагоги музыкальных школ Казани – в прошлом ученики Э.Б. Литвиновой: заместитель директора ДШИ Приволжского района г. Казани В.З. Мустафина; заслуженный работник культуры РТ, педагог ДМШ №1 им. П.И. Чайковского Казани Л.А. Кулеева, педагог ДМШ №11 Ново-Савиновского района Н.А.Еникеева. Жюри конкурса было представлено следующими именами: лауреат международных конкурсов, доцент кафедры специального фортепиано КГК имени Н.Г. Жиганова Т.В. Халтурина (председатель жюри); педагог фортепиано высшей квалификационной категории ДМШ №5 г. Казани Л.Г. Варфоломеева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой татаристики и культуроведения Института филологии и межкультурной коммуникации Г.И. Батыршина.
В заключение конкурсной программы состоялась встреча коллег и учеников Э.Б. Литвиновой, где в формате круглого стола участники делились воспоминаниями о выдающемся педагоге, обсуждали творческие планы на будущее. Выпускники класса Э.Б. Литвиновой организовали в интернет-пространстве группу «Литвиновцы», приглашая к творческому и профессиональному общению коллег-единомышленников.
Прошедший конкурс показал, что память учеников и коллег о замечательном профессионале – музыканте и педагоге служит общему делу – музыкальной педагогике, которой Эльза Борисовна Литвинова посвятила всю свою жизнь.
доктор педагогических наук, доцент
кафедры татаристики и культуроведения
Казанского федерального университета
Литература:
1. Кантор, Г. М. Казань. Музыка. ХХ век: исследовательские очерки / Г. М. Кантор. – Казань: Изд. дом «Титул– Казань», 2007. –424 с.
2. Литвинова, Э.Б. Выдающийся деятель русской музыкальной культуры А. А. Литвинов // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. – Казань: КГПИ, 1975. – С. 31-49.
3. НА РТ Фонд Р-2812 – Казанский Восточный музыкальный техникум.
4. Эльза Борисовна Литвинова: Статьи. Воспоминания. Материалы/ Литвинова Э.Б. // Ред.-сост. Г.И. Батыршина. – Казань: ИФИ КФУ, 2012. – 412 с., с ил.
5. Файзрахманова, Л.Т. Э.Б. Литвинова – наследница музыкальных семейных традиций / Л.Т. Файзрахманова // Музейный вестник КГПУ. – Вып. 2. – Казань, 2005. –С. 59-62.
Иллюстрации предоставлены автором