Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Летающая лаборатория» Доминика Севрука

Первая встреча Валентина Глушко и Доминика Севрука произошла в сороковые годы, в период работы Глушко в ОКБ-16 4-го Спецотдела НКВД СССР в Казани, когда он возглавил конструкторское бюро по разработке ЖРД для установки на боевые самолеты. После этапирования с Колымских рудников Доминик Доминикович был направлен для продолжения исправительных работ в группу инженеров, возглавляемую Глушко, тоже заключенным.

Доминик Доминикович Севрук родился 2 июля 1908 г. в Одессе в семье революционера-подпольщика. В 1932 г. окончил Московский электромашиностроительный институт и стал сотрудником электрофизической лаборатории Института авиационного моторостроения (сегодняшний ЦИАМ), где занимался исследованиями рабочих процессов в авиамоторах. В 1938 г. его научная работа была прервана органами НКВД – 15 июля он был арестован.

Что же послужило причиной ареста? Для этого в те времена могло быть много поводов, и один из них – характер Севрука. Независимый, резкий в обращении, острый на язык, он всю жизнь испытывал трудности в общении с людьми не компетентными, но обладающими властью. А в 1938 г. одного этого было достаточно для устранения неудобного сослуживца.

Путь осужденного за контрреволюционную деятельность вел прямо в ГУЛАГ. В колымском лагере из заключенных инженеров была организована во главе с Севруком конструкторская группа. В конце 1940 г. он был переведен из системы «ГУЛАГ» в систему 4-го Спецотдела НКВД и в феврале 1941 г. прибыл в спецтюрьму в Казани, где был направлен в группу по разработке ЖРД. Глушко доброжелательно принял своего земляка и поручил ему разработку электросхемы управления работой двигателя и системы зажигания.

Когда в начале 1942 г. на базе группы Глушко в ОКБ-16 было организовано КБ-2 по разработке авиационных ЖРД, Глушко был назначен Главным конструктором, а Севрук – его заместителем по экспериментальным работам.

В конце ноября 1942 г. стендовая отработка двигателя близилась к завершению, а самолет для установки РД-1 не был определен. В то же время было очевидно, что без летных испытаний двигатель не может быть передан в эксплуатацию. Севрук предложил создать «летающую лабораторию» на базе пикирующего бомбардировщика Пе-2, который изготовлялся на соседнем заводе №22. Предложение было поддержано директорами заводов №16 и №22 М.М.Лукиным и В.А.Окуловым. Разработка конструкции установки двигателя РД-1 на самолет была поручена вновь созданной в составе КБ-2 группе №5, руководимой С.П.Королёвым.

В середине 1943 г. начались испытания двигателя РД-1 на самолете Пе-2 на земле. В октябре двигатель впервые запустили в воздухе. Инженером-экспериментатором от ОКБ-16 приказом по 4-му Спецотделу НКВД был назначен Севрук.

Лётная отработка двигателя РД-1 показала необходимость совершенствования системы зажигания. Начальник химической лаборатории, заключенный А.А.Мееров, предложил жидкость для химического зажигания. Доработанный двигатель, получивший обозначение РД-1ХЗ, полностью удовлетворил всем требованиям ТЗ.

В конце июля 1944 г. по предложению наркома внутренних дел Л.П.Берия и с согласия И.В.Сталина Президиум Верховного Совета СССР принял решение о досрочном освобождении 35 заключенных ОКБ-16, в том числе – руководящего состава КБ-2. Все освобожденные вошли в состав вновь организованного в системе НКАП ОКБ-РД. Глушко был назначен главным конструктором, Жирицкий, Севрук и, с некоторой задержкой в оформлении, Королёв – его заместителями. В 1945 г. Д.Д.Севрук и В.П.Глушко были награждены орденами Трудового Красного Знамени, а С.П.Королев, Г.С.Жирицкий, Г.Н.Лист, Н.Н.Артамонов, Н.С.Шнякин – орденами «Знак Почета».

Глушко неоднократно обращался в государственные инстанции с предложением выделить для работ по созданию мощных ЖРД один из малозагруженных авиационных заводов, желательно в московском промышленном районе. Эту идею активно поддерживал Севрук. После выхода постановления Правительства СССР от 13 мая 1946 г. о развитии реактивной техники в стране реализация этого предложения стала реальной. И когда готовилось решение о переводе ОКБ-РД из Казани, Севрук принял активное участие в выборе подмосковного завода для перебазирования. В июне 1946 г. он летал в Химки для инспектирования завода №456. 3 июля был подписан приказ №424 о переводе ОКБ-РД из Казани в Химки.

Севрук был утвержден в должности первого заместителя Главного конструктора и возглавил научно-исследовательские работы. В подчинении у него находились отдел по отработке агрегатов автоматики и газовых турбин, отдел гидравлических испытаний узлов и агрегатов, отдел проектирования стендов и лаборатория огневых испытаний. Костяк этих подразделений составляли специалисты, прибывшие из Казани.

Стендовая отработка двигателей не исчерпывала круг обязанностей Севрука. Как полномочный представитель ОКБ-456, он участвовал в работе государственных комиссий по пускам ракет Р-1 и Р-2.

В 1952 г. в жизни Севрука произошел крутой поворот. Он был назначен Главным конструктором ОКБ-3 в составе НИИ-88. В январе 1959 г. была проведена реорганизация, в результате которой ОКБ-3 было присоединено к ОКБ-2, и места в объединенном ОКБ для Севрука не было. В этой щекотливой для него обстановке руку помощи ему протянул Глушко.

Глушко всегда стремился работать на опережение грядущих событий. В мае 1959 г., он предложил Севруку вернуться в ОКБ-456 и в ранге заместителя Главного конструктора возглавить разработку ракетных электрических, ионных и плазменных двигателей. Новый альянс Севрука и Глушко был оформлен приказом по ГКОТ, а в план ОКБ-456 на второе полугодие 1959 г. дополнительно была внесена тема: «Выбор оптимальных схем ионных и плазменных ракетных двигателей с солнечными и ядерными источниками питания».

Принципиально новое направление в ракетном двигателестроении привлекло в ОКБ-456 многих работников различных московских предприятий. Среди них были выпускники МАИ, МВТУ, МФТИ, МИФИ и др. институтов. 10 декабря 1959 г. вышло постановление правительства «О развитии исследований по космическому пространству». ОКБ-456 определялось как головное предприятие по разработке электрических, ионных и плазменных двигателей с солнечными и ядерными источниками питания.

Очень быстро численность подразделения, руководимого Севруком, увеличилась до 150 человек, которые были распределены по шести научно-исследовательским и конструкторским отделам.

В 1962 г. вышло постановление «Об улучшении организации работ по ядерным электрореактивным двигателям», в развитие которого 6 июня 1962 г. на базе академического Института двигателей и отделов, переводимых из ОКБ-456, было создано Особое конструкторское бюро, головное по разработке опытных образцов электроплазменных и ионных двигателей во главе с главным конструктором академиком Б.С.Стечкиным. Его заместителем назначался Д.Д. Севрук. Его коллектив в количестве 100 человек был переведен в ОКБ Госкомитета по использованию атомной энергии, образованное при реорганизации Института двигателей АН СССР и получившее название ОКБ «Заря». Здесь под его руководством как главного конструктора и начальника ОКБ была разработана космическая ядерная энергетическая установка Э-30.

В 1965 г. Доминик Доминикович вновь вернулся в НИИ-88, где занимался вопросами надежности ракетно-космических систем. С 1972 по 1988 г. возглавлял кафедру энергетических и энергофизических установок космических аппаратов в Московском авиационном институте. Его не стало в 1994 г.

Материал опубликован в ноябре 2008 года в газете «Семерочка»

Института социальных технологий КГТУ-КАИ имени Туполева