Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Николай Кашкин, друг композитора Петра Чайковского
- Любовь Агеева
- 15 марта 2020 года
Профессора Московской государственной консерватории Николая Дмитриевича Кашкина в современной Казани мало кто знает.
Он жил в Казани не так долго и был похоронен на Арском кладбище сто лет назад, 15 марта 1920 года. Его могила находится между Центральной и I пешеходной аллеями Арского кладбища, за офисом МУП «Ритуал».
Николай Кашкин (1839-1920) родился в семье книготорговца Д.А. Кашкина, владельца книжного магазина с библиотекой для бесплатного чтения, который служил своего рода клубом для местной интеллигенции. Отец был большим любителем музыки, играл на гуслях, настраивал фортепиано, писал стихи и рисовал. Он стал первым учителем музыки своих сыновей, один из которых – Дмитрий – впоследствии продолжил профессиональное образование в Московской консерватории у Н.Г. Рубинштейна.
С 13 лет Николай выступал как пианист и давал частные уроки игры на фортепиано настолько успешно, что к концу 1850-х годов приобрел в Воронеже репутацию виртуоза и авторитетного педагога.
Обладая большими способностями к математике (однажды применил к арифметическим задачам алгебраический метод, не зная об этом предмете), Кашкин собирался поступить в Технологический институт. Но в 1860 году по дороге в Петербург под влиянием рассказов попутчика о московской музыкальной жизни, предпочел остаться в Москве. Здесь он познакомился со многими московскими музыкантами, стал одним из ближайших друзей композитора П.И. Чайковского. По словам Г.А. Лароша, «дом Кашкиных начиная с 1865 года долгое время был одним из центров общества профессоров Московской консерватории». Известно, что Кашкин и Чайковский совместно работали над составлением первоначального сценария «Евгения Онегина». Композитор посвятил Н. Д. Кашкину романс «Ни слова, о друг мой».
Николай Дмитриевич был хорошим пианистом, но посвятил себя педагогике и музыкальной критике. Когда в 1862 году он выразил желание завершить профессиональное музыкальное образование в только что открывшейся Петербургской консерватории, Н.Г. Рубинштейн, «высоко ценя его дарование, убедил его не покидать Москвы. Мечтая об открытии консерватории в Москве и, по-видимому, уже тогда предполагая привлечь Кашкина к педагогической работе в ней, Рубинштейн взял на себя обязательство заниматься с ним игрой на фортепиано. Он значительно содействовал росту Кашкина-музыканта и тем обеспечил возможность его работы в открывшейся в 1866 году консерватории в качестве профессора».
В 1875 году, будучи профессором консерватории, Кашкин решил держать экзамен на получение диплома свободного художника, однако Совет профессоров консерватории без экзамена единогласно удостоил его этого звания.
В Московской консерватории он проработал до 1896 года (плюс 1905/1906 учебный год). В течение почти 40 лет (до 1893) был профессором элементарной теории, обучая один из самых больших классов в консерватории (в конце 1870-х годов число учеников доходило до 100). Вел также обязательное фортепиано (женский класс, 1866-1869), младший класс специального фортепиано (с 1869), историю музыки (с 1876), сокращенный курс гармонии для певцов (с 1881), третий курс сольфеджио (с 1884), гармонию, энциклопедию для певцов (с 1885), историю фортепианной игры (1892-1993), историю оперы (1894-1995). В 1905-1906 годах читал лекции по истории музыки. В 1883-1884 годах – член Директории (Временного комитета по управлению консерватории до избрания Н.А. Губерта), исполнял должность инспектора.
С.Н. Нюберг-Кашкина вспоминала:
«...отец всегда категорически отказывался от всякой административной деятельности и представительства, хотя его, кажется, многие хотели иметь директором, но на моей памяти все директора консерватории всегда в важных случаях совещались с ним».
С 1875 года – профессор. В течение многих лет (1878-1883, 1884-1896, 1905-1906) был секретарем художественного совета консерватории. С октября 1863 года преподавал в классах, открытых Императорским Русским музыкальным обществом. В 1908 году Дирекция Московского отделения общества исходатайствовала об утверждении Кашкина в звании заслуженного профессора.
По инициативе Н.Г. Рубинштейна, с 1861/1962 учебного когда он сотрудничал в «Московских ведомостях», первым начал вести в газете постоянную музыкальную хронику. Выступал со статьями, пропагандирующими концерты РМО, с 1869 года он – неутомимый популяризатор музыки Чайковского. Сотрудничал в «Русских ведомостях», журналах «Артист», «Русская музыкальная газета», «Музыка», «Музыкальный современник». Автор учебников по теории музыки, работ по истории Московской консерватории. В 1899 году создал фундаментальную работу «Основы понимания музыки», которая осталась не опубликованной.
Талантливый мемуарист, он опубликовал воспоминания о многих деятелях русского музыкального искусства, в том числе о П.И. Чайковском.
Его педагогическая и музыкально-общественная деятельность в Москве не ограничивалась только консерваторией. В 1876-1891 годах он был инспектором музыкальных классов в Мариинском училище, свыше 10 лет – член-сотрудник наблюдательного совета Синодального училища церковного пения. Содействовал организации Народной консерватории (1906), был в числе ее педагогов. Один из учредителей и член Музыкально-исторического кружка, Кружка любителей русской музыки А.М. и М.С. Керзиных, общества «Музыкально-теоретическая библиотека», член Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, член-сотрудник Императорского общества любителей естествознания, астрономии и этнографии.
Автор и переводчик трудов в области истории и теории музыки, а также музыкального образования. В числе наиболее известных: «Учебник элементарной теории музыки», «Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах», «Очерк истории русской музыки».
Совместно с Танеевым перевел на русский язык «Учебник форм инструментальной музыки» (1883), «Свободный стиль. Учебник контрапункта и фуги в свободном стиле» Л. Бусслера, «Катехизис истории музыки» и «Акустика с точки зрения музыкальной науки» Г. Римана и др. Содействовал русскому изданию «Музыкального словаря» Римана под редакцией Ю.Д. Энгеля (Москва – Лейпциг, 1901).
Его заслуги перед музыкальной культурой дореволюционной России были отмечены высоко: он был награжден орденами Святого Станислава III ступени, Святой Анны III ступени.
В 1918 году Николай Дмитриевич переехал с семьей из голодной Москвы в Казань, где принимал деятельное участие в организации музыкальной жизни. Известный казанский знаток музыкальной жизни Казани Георгий Кантор в своей книге «Казань. Музыка. XX век» писал о том, что Кашкин в докладной записке, поданной во «Временный комитет по устройству в Казани музыкального училища предлагал создать на базе Казанского училища Русского музыкального общества двухступенчатое учебное заведение. По его мнению, в нем должно быть специальное музыкально-образовательное отделение для подготовки «просвещенных слушателей». Эта идея даже Георгию Кантору, много сделавшему для воспитания такого слушателя на своих лекциях-концертах и публикациях на страницах газеты «Вечерняя Казань», показалась фантастичной.
Такое заведение – государственная двухступенчатая музыкальная школа – появилась в нашем городе в сентябре 1919 года. Ею руководил Рувим Львович Поляков. Профессор Кашкин недолго в ней преподавал (Рувим Поляков – знаковая фигура в истории музыкальной культуры Казани).
Николай Дмитриевич обращал особое внимание на изучение музыкального творчества народностей Казанского края, предлагал учредить при Казанском музыкальном училище кафедру (или доцентуру) по его изучению. Он был инструктором музыкальной секции при политотделе Революционного совета Запасной армии республики. Читал лекции по курсу «Методология истории музыки» на факультете изящных искусств Казанского университета, на музыкально-педагогических курсах при городском отделе народного образования, выступал с докладами по вопросам музыкального воспитания.
Статус объекта культурного наследия федерального значения могила Н.Д. Кашкина приобрела 1974 году в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР.
Могила московского профессора давно находится в запущенном состоянии. При поиске исторических захоронений она была найдена только с помощью работников администрации Арского кладбища – настолько кусты оккупировали ее территорию. Надпись на памятной стеле едва читается.
Не приходилось слышать, чтобы о профессоре Кашкине вспоминали, чтобы в Казани проводились какие-то мероприятия его памяти. Правда, музыканты и музыковеды старшего поколения помнят, что был такой московский профессор в Казани, преподавал теорию музыки. О том, что это был знаменитый музыковед, друг Чайковского, я узнала, когда собирала биографические сведения об одной из могил Арского кладбища, включенных в список исторических захоронений.
Увы, даже статус объекта культурного наследия не обеспечивает надлежащего ухода за этой могилой.