Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Два профессора – отец и сын Васильевы
- Гульназ Заляева
- 21 марта 2004 года
Имя профессора Василия Павловича Васильева, известного востоковеда, ученица 11-го класса Тат.Бурнашевской средней школы Гульназ Заляева услышала на уроке истории Татарстана.
Ее заинтересовала связь профессора с селом Каинки, которое находится в 18 км от села, где она живет, и юная исследовательница решила побольше узнать о его жизни и научном творчестве. Одновременно узнала много интересного о математике Николае Васильеве, сыне известного востоковеда, о родстве бывших помещиков из деревни Каинки с председателем Временного правительства А.Керенским.
Свою работу Гульназ посвятила 200-летию Казанского государственного университета.
Это просто несправедливо, что село, в котором жил такой замечательный человек, вымирает, а вместе с ним и память о нем. Память – это то, что остается после известного человека: его мысли, его научные труды, места, связанные с ним. Без нее мы вырастим слабыми незнайками, не способными достойно встретить будущее...
Мне захотелось более подробно узнать, как село Каинки и профессор В.П.Васильев были связаны между собой. Было интересно собрать сведения об этом селе, так как до меня никто не занимался целенаправленным сбором материалов подобного рода. Работала я по трем направлениям: опрашивала старожилов окрестных деревень; изучала документы в архивах; читала печатные издания.
Васильев Василий Павлович родился 22 февраля (6 марта) 1818 г., умер 27 апреля (10 мая) 1900 г. Китаевед, действующий член Петербургской академии наук (с 1886). В 1837 г. окончил отделение восточных языков историко-филологического факультета Казанского университета. В 1851-1855 гг. – профессор Казанского, в 1855-1890 гг. – Петербургского университетов.
Васильев Александр Васильевич (1835-1929) – математик и историк математики, член-корреспондент Международной академии истории науки (1929). С 1874 г. преподавал в Казанском, с 1907 г. – в Петербургском, с 1923 г. – в Московском университетах.
Из статьи Ольги Юхновской («Вечерняя Казань», 1997) узнала, что Василий Павлович родился в семье мелкого чиновника в Нижнем Новгороде. Отец его, получивший в 1812 году чин титулярного советника, был сыном священника села Чернуха. Мать также из духовного сословия.
К 1818 году у Васильевых было пятеро детей, Василий – самый младший. С детства он отличался блестящими способностями: в 5 лет выучился грамоте, в 9 был принят в уездное училище. В 1827 году окончил его с похвальным листом, после гимназии в 1834-м поступил на медицинский факультет Казанского университета. Но там надо было платить за учебу и жилье, а в ту пору семья его потеряла кормильца, и будущий студент зарабатывал на жизнь частными уроками. Поэтому он подал прошение о переводе на отделение словесности. По этому поводу биограф Васильева сохранил его высказывание: «Как я обивал пороги у ректора Лобачевского, прося, чтобы приняли меня на казенный счет!». Так Васильев начал заниматься монгольским и китайским языками.
Кстати, попечителем Казанского учебного округа был тогда М.Мусин-Пушкин, которому ученый весьма обязан своей карьерой. В 19 лет молодой человек защитил кандидатскую диссертацию, в 21 год – магистерскую. В 1839 году Васильев выехал для стажировки в Пекин в составе Русской духовной миссии. Молодому ученому выделили 2200 рублей на приобретение книг и рукописей. Васильев прислал в Казань 827 книг и рукописей – китайских, тибетских, монгольских, маньчжурских, а также пузыри с китайскими лаками, свертки шелковых материй, коллекцию семян из 182 названий, набор исторических карт Китая, коллекцию часов, образцы почтовой и писчей бумаги. Много предметов из этой коллекции сейчас можно видеть в музее истории Казанского университета.
Предполагалось, что после окончания командировки Васильев займет кафедру тибетского языка, поэтому основное внимание должен был уделить изучению истории, литературы, религии, языка Тибета. Трудно переоценить значение его самоотверженного труда. С 1851 по 1855 год Васильев в должности профессора китайской и маньчжурской словесности преподает в Казанском университете китайский язык, читает лекции по литературе и истории Китая, разбирает тексты «Сы-Шу» – литературно-историческое учение Конфуция и его учеников. Одновременно пишет учебные пособия по изучению тибетского языка и составляет тибетскую грамматику. В 1855 году, после организации восточного факультета в Петербургском университете, Васильева назначают профессором китайского языка и литературы, а затем и деканом этого факультета. Так он стал первым профессором китаеведения в России.
Всего Васильевым написано около двухсот научных трудов. Неоценимым вкладом в российскую синологию считается разработанная Васильевым система китайских иероглифов, которая активно используется и в современных китайско-русских словарях. Много сил отдавал он воспитанию нового поколения русских специалистов, добивался для них стипендий, заграничных командировок. Студенты очень любили профессора: в дни 50-летия его научной деятельности (1888) они собрали значительную сумму денег и учредили стипендию его имени.
Как же Василий Павлович был связан с селом Каинки? Ответ я нашла в той же газете. Оказывается, 20 июня 1852 года в его личной жизни произошло важное событие: он сочетался браком с 20-летней дочерью ректора Казанского университета И.Симонова – Софьей Ивановной. Женитьба несколько укрепила материальное положение 34-летнего профессора, так как в качестве приданого Софья получила от отца небольшое имение в селе Каинки Свияжского уезда Казанской губернии. С 1852 - 1855 год Васильевы жили в этом селе.
Можно предположить, что Софья Ивановна – безвыездно, а Василий Павлович – только во время отпуска. 24 июля 1853 года у Васильевых родился сын Александр, а 5 июля 1854-го – дочь Аглаида. Вместе они прожили совсем недолго, всего лишь 16 лет. В 1868-м Софья Ивановна умерла. Она похоронена в селе Каинки. Предположительно могила находилась возле деревянной церкви в честь Воздвижения Креста Господня.
В газете «Волжская новь» за 1989 год я нашла заметку А.Титова, старожила села Каинки. Он пишет, что у Васильевых было семеро детей, ссылаясь на личную беседу с внуком – Николаем Александровичем Васильевым, который вошел в историю науки как автор неаристотелевой логики. К сожалению, когда произошла эта встреча, в статье не упоминается.
Что же представляло собой село Каинки? В «Писцовой книге по Свияжскому уезду» написано следующее: «К 1565 году 11 дворов было в деревне Каинки, возникшей на земле, выделенной в поместье стрелецкому голове Ивану Парфентьевичу Хохлову». А старожилы мне говорили, что село возникло в период Казанского ханства и имеет татарское название.
Из печатных источников узнала, что Васильевы много сделали для села, их стараниями в 1868-1870 годах была открыта церковно-приходская школа. В 1887-м она помещалась в доме, специально построенном профессором математики Александром Васильевым, сыном В.П.Васильева. По его инициативе и при его пожертвовании открылось и Каинковское двухклассное училище.
Ныне в Каинках всего 58 дворов и 94 жителя. В местной школе всего два ученика и единственный учитель. Несмотря на это, школу закрывать пока никто не собирается. До 1957 года работала неполная средняя школа, которая размещалась в зданиях церковно-приходской школы и реального училища. Учились в ней дети из близлежащих деревень, которые жили в интернате. По опросам старожилов удалось выяснить, что барский дом находился около церкви, к сожалению, он не сохранился. Дом либо продали, либо разобрали на личные нужды крестьяне.
Почти ежегодно, даже из Петербурга, приезжал Василий Павлович в свое имение. По моему предположению, его привлекала красивая природа: много родников, обширные леса; село располагалось на берегу реки Свияги, где водилось много рыбы.
Скончался знаменитый ученый в 1900 году в городе на Неве. Когда гроб с телом покойного 6 мая в 2 часа ночи прибыл по железной дороге из Петербурга на станцию Свияжск, его встречали ректор университета Д.Дубяго, профессора Н.Загоскин и Д.Корчаков, чтобы отдать ему последние почести.
Похоронили Васильева на возвышенном месте близ ручья, рядом с могилой супруги, возле Крестовоздвиженской церкви. Позже сын – Александр Васильевич соорудил на этом месте памятник, на котором была надпись:
«Василий Павловичъ Васильевъ. Академикъ, / заслуженный профессоръ, тайный советникь. / Родился 22 февраля 1818 года – / Скончался 27 апреля 1900 года. / Софья Ивановна Васильева, / урождённая Симонова. / Родилась 25 июля 1832 года – / скончалась 12 июля 1868 года».
А.Титов в статье «России славные сыны» («Волжская новь», 1989) пишет:
«Недавно при постройке дороги в нашем селе Каинки на пути стояла старая полуразрушенная конюшня (скотный сарай) из бутового камня. Во время его сноса, при раскопке, подняли памятник барину нашего села Каинки».
До недавнего времени этот камень лежал на земле вблизи рабочей столовой. Но, к сожалению, сегодня, в 2004 году, судьба его неизвестна. В 2002 году корреспондент газеты «Волжская новь» Римма Троицкая обнаружила в бурьяне недалеко от сельского погоста надгробие из серого мрамора. Из беседы со старожилами удалось выяснить, что год назад, летом, памятник из села увезли, и никто не знает, куда.
Мне также была интересна судьба детей Васильевых. Его сын, Александр Васильевич, в 1874 году окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, в том же году защитил диссертацию в Казанском университете. После заграничных командировок в Берлин и Париж стал доцентом кафедры чистой математики. Александр Васильевич, как и его отец, много времени отдавал просвещению «трудящихся массъ и идее самоуправляющагося безсословного земства», был земским гласным (1880-1890), мировым судьей свияжских уездных училищных советов, депутатом первой Государственной думы России от Казанской губернии. В Казани он проживал в собственном доме на улице Ново-Комиссариатской (ныне ул.Муштари). Входил во множество городских общественных комиссий. И, судя по всему, пользовался огромным авторитетом.
К сожалению, ни в одной из статей, с которыми я познакомилась, не упоминается, что стало с дочерью Васильева – Аглаидой. Евгений Липаков, автор статьи «А у нас еще Керенский венчался...» (книга «Верхний Услон: край родной, навек любимый...»), допускает ошибку, уверяя читателей в том, что Керенский, знаменитый председатель Временного правительства, венчался с дочерью местного помещика Васильева. Если бы Керенский женился на Аглаиде, то ей в то время было 63 года – это полнейший абсурд.
Я изучила биографию Керенского. Из журнала «Отечественная история» (1992, № 5) узнала: Александр Федорович Керенский писал в своих воспоминаниях, что осенью 1900 года познакомился с семьей Барановских:
«Госпожа Барановская, разведенная жена Л.С.Барановского, полковника Генерального штаба, была дочерью видного китаеведа В.П.Васильева, члена Российской академии наук и многих зарубежных академий. У нее было две дочери, Ольга и Елена, и сын Владимир, который служил в гвардейских артиллерийских частях. Очаровательная семнадцатилетняя Ольга посещала Бестужевско-рюминские высшие женские курсы, пользовавшиеся в те годы огромной популярностью... Мы были заядлыми театралами и в тот весенний сезон неделями ходили, зачарованные блистательными постановками Станиславского и Немировича - Данченко в Московском Художественном театре...».
А вот имя Ольги Барановской впервые упоминается Александром в письме родителям, датированном 27 августа 1903 года. По-видимому, отвечая на вопрос матери, он сообщает: «Кстати, мама, О.Л.Барановской вовсе не 22 года, как когда-то тебе сказали, а всего 19». Родителей беспокоило увлечение сына. Они считали, что ему необходимо сначала окончить университет, определиться в жизни, создать себе положение, а уж потом обзаводиться семьей. Свадьба состоялась только после окончания университета, летом 1904 года.
Из статьи «Квартирант Керенского» (рукопись О.Д. Добровольской) я узнала, что у них было двое детей – мальчиков. Жена Керенского проводила много времени среди вернувшихся из ссылки, устраивала в их честь спектакли, концерты, сборы пожертвований и собирала большое количество денег. В марте 1917 года Керенский оформил членство в самой большой и влиятельной в то время политической партии – социалистов-революционеров. Известно, что после Октябрьской революции он эмигрировал за границу.
К сожалению, мне ничего не известно о дальнейшей судьбе Керенского и его детей – правнуков В.П.Васильева. Поиск продолжается…
В истории Казанского университета выделяется большая плеяда выдающихся ученых. Васильевы – среди них. Память о них будет жить в их научных открытиях, которые принадлежат мировой науке. Они не должны быть забыты благодарным человечеством. А еще у Васильевых нам нужно перенять глубокий патриотизм, идею широкого просвещения народа, благотворительность.
Без памяти о прошлом нет будущего. Аксиома эта – бесспорна. В настоящее время в Казани нет улицы, которая бы носила имя отца и сына Васильевых, нет мемориальной доски и теперь нет даже памятника, который был установлен над могилой великого ученого в селе Каинки. В 1950-1960 годы Министерство культуры делало запрос о захоронении Васильевых, но ничего не сдвинулось с мертвой точки.
С тех пор прошло полвека…