Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Она верила в идеалы, которые проповедовала

Среди казанских музейщиков прошлых десятилетий нельзя не вспомнить Марию Николаевну Елизарову, первого директора Музея А.М.Горького.

В моей библиотеке есть две ее книги – «Юность Буревестника» и «Незабываемые встречи». В первую включена одноименная пьеса о казанском периоде жизни будущего великого писателя, повесть «Марьям» – о событиях 1918 года в Бугульме и ряд очерков-воспоминаний о встречах с интересными людьми, которых в ее жизни было немало, во второй – очерки «Горький в Казани (1884-1888 гг.) и «Горький в Казани в 1928 году». С особым интересом воспринимаются некоторые подробности ее работы в музее. Но тем и удивительны такие люди, как Мария Николаевна, – о себе в последнюю очередь.

В пору моей работы в «Вечерней Казани» мы поддерживали тесные контакты, поскольку Мария Николаевна считала святым долгом музейщика – не только хранить историю, но рассказывать о ней людям.

В последние десятилетия, в пылу утверждения новых жизненных ценностей, жизнь старшего поколения подверглась сильной ревизии, а если сказать точнее – была просто перечеркнута. Таких людей, как Мария Николаевна Елизарова, представляли то в роли блаженных, решивших построить рай на земле, то в роли завоевателей, лишивших других права на лучшую жизнь. Слава богу, сегодняшняя молодежь начинает продираться через PR-овскую шелуху младореформатов, которые, подобно большевикам в 1917 году, разорвали связь времен.

Мария Николаевна родилась 20 июня 1908 года в селе Каран Башкирской АССР. Рано лишилась отца – он погиб от рук белогвардейцев, воспитывалась в детдоме Бугульмы. В будущий музей она пришла в 1941 году, имея за плечами опыт работы в Татарском обкоме партии и просвещении, учебу в аспирантуре Казанского научно-исследовательского института марксизма-ленинизма. Писать начала в конце 30-х годов. Она автор пьес о Зое Космодемьянской («Дочь Родины»), об отважной летчице-татарке («Звездочка»). Пьеса «Юность Буревестника» была поставлена на сцене Большого драматического театра имени Качалова. Но прежде всего Мария Николаевна – горьковед.

Здесь уместно напомнить, как появился в Казани этот музей. Еще в двадцатых-тридцатых годах XX столетия краеведом Н.Ф.Калининым были установлены адреса ряда домов, связанных с жизнью Алеши Пешкова в Казани. Одновременно собирались зарисовки горьковских мест восьмидесятых годов XIX века, чертежи домов, сведения о лицах, связанных с Алексеем Пешковым. В 1938 году в Москве, в системе Академии наук СССР, был открыт Литературный музей имени А.М.Горького. Встал вопрос об увековечении памяти пролетарского писателя и в Казани. Инициатива эта принадлежала Центральному музею ТАССР. Постановлением СНК республики от 21 декабря 1938 года предусматривалась организация музея в доме, где размещалась пекарня А.С.Деренкова, у которого подручным пекаря работал Алексей Пешков.

Под музей отводилось двухэтажное каменное здание по улице Большой Лядской (ныне улица М.Горького, 10), в подвале которого и находилась пекарня.

Горсовет освободил здание от жильцов, провел реставрацию дома. Центральному музею поручили создание экспозиции. Автором ее научной основы стал Калинин, он же по материалам своих исследований восстановил интерьер пекарни. Экспозиция была посвящена казанскому периоду жизни будущего писателя. Очень много сил в создание музея вложил его первый директор А.А.Мусифуллин. Хотя в первой экспозиции было мало вещественных памятников, она отличалась высоким научным уровнем. Открытие музея состоялось 12 марта 1940 года.

Исследования продолжила Мария Николаевна Елизарова, которая пришла в музей в 1941 году. В годы войны все его хозяйство было размещено в помещении Центрального музея, а в доме на Горького квартировал республиканский Наркомпрос. В 1942, 1943 и 1944 годах музей организовал научные конференции, посвященные дню рождения Горького, в работе которых участвовали известные ученые-горьковеды Москвы, Ленинграда и Казани. Работа по комплектованию фондов практически не останавливалась. Удалось собрать фронтовую печать, партизанские газеты с материалами о Горьком.

В 1943 году музей, вернувшись в собственное помещение, полностью восстановил экспозицию и начал ее расширять. Важным событием был приезд в Казань в 1946 году А.С.Деренкова – он уточнил места, связанные с пребыванием Горького в Казани, подробно, в деталях, обрисовавшего пекарню.

Мария Николаевна считала своим долгом сделать музей живым, интересным людям. Она ставила главной задачей приобщение к истории родного края молодежи. После войны в музее была открыта экспозиция, игравшая большую роль в пропаганде творчества Горького в рамках школьной программы. Формировалась она в основном на научно-вспомогательном материале, что было подвергнуто критике.

Много сил Елизарова отдала восстановлению подробностей жизни молодого Алеши Пешкова в Казани, тех, с кем он общался – Андрея Степановича и Марии Степановны Деренковых, Ивана Александровича Картиковского, нашла казанских прототипов героев его произведений. Как известно, «казанцы» есть во многих произведениях: «Мои университеты», «Хозяин», «Двадцать шесть и одна», «Коновалов» и другие. Как пишет в своей книге «Страницы прошлого листая» Люция Валеева, Мария Николаевна внесла большой вклад в становление и развитие музея. Ее знал практически весь город, она по праву считалась «хозяйкой» музея. Именно благодаря неуемной энергии, пробивной силе беспокойного характера Елизаровой музей был любим и популярен среди многих поколений казанцев и гостей города. Вход в него, по настоянию директора, всегда был бесплатным, что, конечно, очень привлекало посетителей.

4 ноября 1988 года. Открытие обновленного Музея А.М.Горького. Право перерезать красную ленточку предоставлено М.Елизаровой.

По ее инициативе была создана экспозиция «Горький и татарская литература». Посетитель узнавал в музее много интересного о культурной жизни города, например, о казанском периоде жизни Федора Шаляпина, о приезде Александра Пушкина. Мария Николаевна привлекла к работе над экспозицией музея немецкого скульптора-антифашиста Вилли Ламмерта, которого судьба в годы войны забросила в Казань – он сделал три скульптуры.

Мария Николаевна возглавляла Литературно-мемориальный музей Горького до 1979 года, но горьковедом оставалась до конца своей жизни. Она скончалась в 1994 году. Похоронена на Арском кладбище, на немецком участке, у западной стены.

Мы не виделись с ней в последние годы. Наверняка она читала «разоблачительные» статьи о Горьком, о других деятелях советского искусства. Без сомнения, это было сложное для нее время. Нелегко было пережить крушение КПСС. Уверена – она осталась верна своим убеждениям. Потому что шла в партию в 1931 году не по карьерным соображениям.

Мария Николаевна Елизарова была убежденным человеком, она верила в те идеалы, которые проповедовала.

Любовь АГЕЕВА

«Казанские истории», №9, 2006 год