Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1918Совет Казанского университета с 1 января 1919 отчислил 96 профессоров и преподавателей, ушедших в сентябре с Белой Армией и не возвратившихся из отпуска

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Александр Литвинов, дирижер, педагог, скрипач

Александр Литвинов, один из крупных российских музыкантов, друг Чайковского, современник и соратник Рахманинова, Скрябина, Лядова, скрипач, дирижер, организатор, педагог, родился в Москве, в еврейской купеческой семье.

Настоящее имя его Самуил. В своем «Жизнеописании», хранящемся в Государственном Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки в Москве (ГЦММК), Литвинов упоминает о крещении в молодые годы, когда он получил имя Александр.

Как считал известный казанский музыковед Георгий Кантор, можно предположить, что это было необходимо ему (скорее, его родителям) для поступления в Московскую консерваторию или для занятия впоследствии должности концертмейстера оркестра Большого театра.

Исключительно одаренный мальчик начал частным образом заниматься по скрипке у знаменитого московского профессора Фердинанда Лауба, а в возрасте 12 лет стал учеником младших классов Московской консерватории (тогда там были младшее отделение - с 1 по 5 класс и старшее – с 6 по 9 класс). Сначала Литвинов занимался у Лауба, а после его смерти продолжил у не менее знаменитого профессора И.В. Гржимали, у которого и закончил консерваторию в 1879 году с серебряной медалью.

Его имя связано с выдающимися музыкантами того времени. Его диплом подписан директором Московской консерватории Николаем Рубинштейном. Теоретические предметы в консерватории преподавал тогда П.И. Чайковский, входивший в свой расцвет как знаменитый композитор. В «Воспоминаниях о Чайковском» Литвинов написал так:

«Однажды после ученического концерта в консерватории, в котором участвовал и я, Пётр Ильич, сидевший в первом ряду рядом с Н.Г. Рубинштейном, подозвал меня к себе и в теплых выражениях осыпал похвалами мою игру. Это так вдохновило меня, что я почувствовал двойной прилив энергии к своим занятиям на скрипке <…> Чайковский не пропускал случая, чтобы не похвалить меня, так было после нескольких выступлений моих в ученических концертах».

Литвинов вспоминал, что когда оказался в затруднительном положении, перестав получать стипендию, не имея возможности вносить плату за обучение, то Чайковский назначил ему собственную стипендию (тогда была практика «именных» частных стипендий).

Окончив Московскую консерваторию, Александр Литвинов в течение трех лет совершенствовался в Петербургской консерватории у Леопольда Ауэра, патриарха русской скрипичной школы, а также посещал занятия по композиции у Римского-Корсакова.

В 1882 году он вернулся в Москву, где, выдержав серьезный конкурс, был принят в оркестр Большого театра, а через некоторое время стал выступать в качестве «солиста балета» (должность, давно упраздненная, состояла в том, что во время исполнения балетного Adagio концертмейстер оркестра вставал на специальный пульт так, что его хорошо видно было из зала , и играл соло – Ред). Когда увлекся дирижированием, для расширения профессиональных возможностей брал уроки у известного дирижера Артура Никиша, и это в дальнейшем позволило ему стать известным дирижером.

 С 1886 года Литвинов руководил студенческим оркестром Московского университета, а также различными любительскими оркестрами. В 1889 году он организовал содружество оркестровых музыкантов-любителей под названием «Товарищ». В 1891 году, будучи в Клину гостем Чайковского, Литвинов поделился с ним идеей о создании Общества любителей оркестровой, камерной и вокальной музыки, которую Петр Ильич одобрил. Оно было учреждено в 1895 году в Москве. В 1895-1917 годах он был руководителем общества и дирижером его оркестра, с которым выступал до 1917 года. Со временем под руководством Литвинова общество выросло в большой коллектив, насчитывающий около двухсот музыкантов.

Фото 1986 года

Литвинов вспоминал, что после одного из концертов у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, где он играл 1-ю скрипку в квартете, получил на память сочинение Толстого «Детство, отрочество, юность» с собственноручными надписями писателя и его жены С.А.Толстой. В доме Литвинова устраивались камерные вечера, на которых бывали Федор Шаляпин и Лев Толстой.

Выйдя в отставку, Литвинов посвятил себя исключительно концертно-исполнительской деятельности. Он дирижировал во многих городах России: Петербурге, Киеве, Ростове-на-Дону, Харькове, Кисловодске, Нижнем Новгороде и Казани. Как дирижер Литвинов был высоко оценен. Гастролировал Литвинов практически во всех городах России, где были симфонические оркестры. Самый авторитетный тогда музыкальный орган «Русская музыкальная газета» писала о нем как об одном из лучших русских дирижеров. 

В 1918 году Литвинов принял предложенный ему пост заведующего Нижегородским музыкальным округом и директора Нижегородской консерватории. Но дирижерскую деятельность не оставлял, проведя в этом городе цикл Бетховенских концертов и цикл концертов из произведений Чайковского.

 

Фото без даты

В 1921 году уже немолодой музыкант получил приглашение из Казани, инициированное Рувимом Львовичем Поляковым, видным деятелем казанской музыкальной жизни, возглавлявшим в ту пору музыкальный техникум. Казанская музыкальная жизнь, весьма насыщенная и богатая в предоктябрьский период, была тогда в разрухе. Старый театр сгорел в 1919 году, труппа разбрелась, оркестранты были без работы. Казанская газета «Известия» писала тогда:

«Застывшая в продолжении последних лет музыкальная жизнь (в период гражданской войны – Ред.) начинает оживать. В ближайшее время в Казань прибывает один из крупных современных русских симфонических дирижеров А. А. Литвинов, под управлением которого начнется ряд больших симфонических концертов». 

Литвинов был назначен заведующим городской музыкальной секцией по художественному образованию Татарского Наркомпроса и заведующим двухступенной государственной музыкальной школой. Литвинову дали хорошую квартиру в доме на пересечении нынешних улиц Лобачевского и Карла Маркса (там когда-то помещалось Казанское музыкальное училище). После частичного слияния этой школы с Восточной консерваторией в апреле 1922 года было образовано новое музыкальное учебное заведение – Восточный музыкальный техникум, с которым и была связана его деятельность до конца жизни. С 1922 по 1929 год он был его директором.

В 20-е годы в техникуме шла напряженная работа: пересматривались методические установки, обновлялись учебные программы и планы. Восточный музыкальный техникум сосредоточил в себе основные педагогические силы Казани и занял ведущее положение в области музыкального образования на Востоке России. Состав преподавателей техникума, окончивших в основном Петербургскую и Московскую консерватории, позволил обеспечить высокий профессиональный уровень преподавания.

При Литвинове в 1923 году музыкальное училище получило новое здание – бывшее помещение Казанской земской управы на улице Жуковского, которое занимает до сих пор. Это знакомое всем казанцам здание в мавританском стиле с обилием архитектурных украшений было построено в 1886 году специально для Казанской земской управы (когда-то там писцом служил мальчик Федор Шаляпин), после Октябрьской революции его занимали различные советские учреждения.

Литвинов был инициатором создания первого симфонического оркестра в Казани. На этот счет существуют разночтения. Как сообщает Георгий Кантор, первый оркестр состоял из учащихся и преподавателей музыкального техникума. Эльза Литвинова писала, что это был профессиональный оркестр из 55 музыкантов оркестра закрытого театра, в который они могли входить. Первый концерт оркестра под управлением Литвинова состоялся 17 июля 1922 года в саду «Эрмитаж». Одновременно Литвинов создал симфонический оркестр в техникуме.

Первый профессиональный симфонический оркестр, по сведениям Эльзы Литвиновой, просуществовал недолго. В 1926 году при «Посредрабисе» (посреднические бюро по найму и распределению (трудоустройству) актеров и других театральных работников, существовавшие в СССР в 1920-1930-х гг. – Ред.) состоялось совещание представителей разных музыкальных организаций Казани. Правление в составе А. Литвинова, Р. Полякова, Л. Слуцкого постановило: срочно приступить к созданию симфонического оркестра. 22 ноября 1926 года симфонический оркестр в составе 54 музыкантов дал первый концерт. В программе были произведения Гайдна, Моцарта, Литольфа, Глинки. В рецензии отмечалось, что «в значительной мере первым успехом своим оркестр обязан опытности темпераментно и тонко дирижировавшего концертом А.А.Литвинова».

Огромный опыт, выдающееся дирижерское мастерство, непререкаемый авторитет Литвинова сделали возможным исполнение симфоний Бетховена (1-я и 3-я); главных симфонических творений Глинки («Камаринская», Вальс-фантазия); увертюр Вагнера, популярных пьес Римского-Корсакова, Грига. Обладая огромными связями в музыкальном мире России, он привлекает в симфонические программы петербургских и московских солистов – пианистов И. Ревзина, С. Барера, скрипача Файнгота. Они приезжали по одной его телеграмме – это было гарантией своевременной оплаты и профессионального успеха. В концертах в качестве солиста принимала участие дочь Литвинова – пианистка Вера Литвинова.

С колоссальной энергией музыкант взялся за восстановление оперных спектаклей. Он понимал, что Казань, старый оперный город, не может без этого обойтись. Так как помещения не было, концертное исполнение опер проходило в Красноармейском дворце (бывшее Дворянское собрание, ныне Ратуша), а также в Татарском театре по улице Горького (ныне здание театра имени Тинчурина). Георгий Кантор писал:

 «Можно только удивляться, поражаться огромному организаторскому таланту, энергии и напору Литвинова, который, не имея ни репетиционного помещения, ни театрального зала, ни постоянных артистов и музыкантов смог с 1922 по 1930 годы поставить три оперы Верди («Аида», «Травиата», «Риголетто»); четыре оперы Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Черевички»), а также «Фауста» Гуно, «Жидовку» Галеви», «Демона» Рубинштейна, «Русалку» Даргомыжского».

В 1923 году Литвинов вместе с Поляковым организовали Музыкальное общество Татарской республики. Александр Александрович был избран председателем ее дирекции. В короткий срок удалось вернуть Казани прежний высокий музыкальный уровень.

Под музыкальным руководством Литвинова увидели свет рампы две первые татарские оперы: «Сания» (1925) и «Эшче» (1930). Они были созданы композиторами Василием Виноградовым и Султаном Габаши. Основной мелодический материал для оперы «Сания» (имя девушки) составили народные татарские и башкирские песни, напетые Газизом Альмухамедовым, известным исполнителем народных песен. Постановка, получившая широкий общественный резонанс, была осуществлена силами артистов Татарского драматического театра (тогда он назывался Татарский государственный театр имени Красного Октября), некоторых бывших артистов Казанской оперы с участием симфонического оркестра и хора Восточного музыкального техникума. Попавшая в руки музыкального руководителя Литвинова «сырая» партитура требовала необходимой доводки. Он практически переинструментовал весь материал, придав ему вид законченной современной партитуры. В этом смысле дирижер-постановщик вполне может считаться одним из авторов спектакля.

Много сил Литвинов отдавал педагогической деятельности. Большой труд вложил в дело воспитания молодых татарских музыкантов: Салиха Сайдашева, Хасби Фазлуллина, Загида Хабибуллина. Подготовил плеяду выдающихся музыкантов, среди которых –Георгий Виноградов (Москва), солисты Мариинского театра: народная артистка РСФСР О.Кашеварова и Н.Тихонов, артисты оркестра В.Парашин (скрипка), М.Федотов (фагот), М.Островский (флейта), М.Курбатов (контрабас) и другие.

Будущий дирижер Татарского театра оперы и балета Х. Фазлуллин вспоминал:

«Александр Александрович проявлял огромное терпение, раскрывая нам содержание музыкальных произведений, прививая хороший вкус, воспитывая трудолюбие… Он всегда подчеркивал важность ежедневных многочасовых занятий, часто заходил на уроки, проверяя наши успехи».

Видный казанский профессор и ученый-географ и историк Е.П. Бусыгин, бывший в молодые годы скрипачом, сидевший в оркестре у Литвинова, говорил о нем как об исключительной личности, дирижере-диктаторе, музыканте огромного творческого диапазона. Композитор З. Хабибуллин вспоминал: благодаря Литвинову из стен музыкального училища вышли блестящие музыканты, он вывел их на широкую профессиональную музыкальную дорогу.

В 1926 году Литвинову, первому в Татарии, было присвоено звание «Заслуженный артист Татарской АССР» – за большие заслуги в области артистической, педагогической и организационной деятельности.

У Александра Александровича было три дочери, все они стали музыкантами. Валентина была певицей и долгие годы пела в Азербайджанском театре оперы и балета (Баку); Любовь Александровна Покровская окончила Петербургскую консерваторию и работала арфисткой в оркестре Мариинского театра; Вера Александровна Литвинова – выпускница Казанского музыкального училища. Она долгие годы преподавала в музыкальных школах Казани. Ее дочь, Эльза Борисовна Литвинова, заслуженный деятель искусств РТ, стала известной казанской пианисткой. Профессор Литвинова опубликовала в свое время в «Ученых записках» Казанского педагогического института свои воспоминания о деде. В 1981 году, к 120-летнему юбилею музыканта, она рассказывала о нем и в газете «Вечерняя Казань».

Умер Александр Александрович Литвинов с партитурой Пятой симфонии Глазунова в руках, которой должен был дирижировать через несколько дней. Его похоронили на Арском кладбище Казани, между первой и второй аллеями. Сегодня эту тропу называют Хохряковской.

Сегодня это семейное захоронение (по левой стороне тропы). На памятной плите – несколько фамилий: Любовь Александровна Покровская (1890-1947), Александр Александрович Литвинов  (1890-1933), Елизавета Митрофановна Литвинова (1864-1925),  Вера Александровна Литвинова (1899-1967) и Игорь Александрович Литвинов (1903-1972). Возможно, Игорь - это  младший сын Александра Александровича.

Удалось выяснить в сети следующую информацию о нем. Родился в Москве, был студентом Института коммунального строительства в Казани. Его арестовали 14 февраля 1933 года,  ОГПУ ТАССР обвинило его 15 сентября того же года по статье 58-11 («участник к/р группировки»). Однако дело было прекращено за недостаточностью улик.

 Отдельные надгробия - у Глеба Борисовича Покровского (1925-2005) и Эльзы Борисовны Литвиновой (1929-2014). Скорее всего, это внуки Александра Александровича Литвинова.