Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Спасла и вылечила тысячи детей

Главный врач-легенда Мэрвэр Уразаева создала больницу, в которую в советские времена водили иностранцев.

Ветераны казанской детской больницы №1 обратились в Минздрав РТ с просьбой ходатайствовать об увековечении памяти ее первого главного врача, заслуженного врача РСФСР  Мэрвэр Шакуровны Уразаевой. В декабре этому легендарному педиатру и основателю детской  клиники Московского района исполнилось бы 100 лет.

С инициаторами обращения и единственной внучкой Мэрвэр Шакуровны финансистом Алиной, тоже Уразаевой,  мы изучили архивное личное дело бывшего главврача, которое предоставила начальник отдела кадров управления здравоохранения Казани Лиана Тазиева.  В нем более 50 пожелтевших от времени страниц. Документы, написанные рукой Мэрвэ Шакуровны и отпечатанные на старинных советских пишущих машинках с полуслепым шрифтом. Личный листок по учету кадров, несколько характеристик, приказы об ее назначении, удостоверения об избрании депутатом райсоветов и награждениях (их число о просто поражает!), список научных работ…

В толстой красной папке – уникальные свидетельства неординарной судьбы удивительной татарской женщины, которую в 80-90-е годы прошлого века знала вся Казань. Вопреки расхожему мнению, что у врачей ужасный почерк, автобиография Мэрвэр Шакуровны, написанная ее рукой, поражает почти   каллиграфическим написанием букв. Ответ находим сразу.

Будущий детский врач родилась в 1922 году в деревне Биклян Набережно-Челнинского района Татарской АССР в семье крестьян-середняков. В 1940 году  окончила в Казани среднюю школу.  И уже осенью стала работать корректором и художником в Таткнигоиздате и в издательстве Академии медицинских наук СССР – девушка прекрасно рисовала. В самые тяжелые военные годы, в 1943 году, Мэрвэр поступила в Казанский медицинский институт на педиатрический факультет, но работу в издательствах не бросала. Иначе было не выжить. Ухитрялась учиться и работать, на всю жизнь приучив себя спать не больше пяти часов в сутки.     

 Сейчас бы сказали, карьера молодого доктора развивалась стремительно. После окончания  мединститута в 1948 году через два года в 28 лет (!) рядовой участковый педиатр Уразаева стала главным врачом крупной детской поликлиники №13 Ленинского района Казани, которая заявила о себе на всю республику успешной борьбой с дифтерией, бушевавшей среди детей в пятидесятые годы. Детская смертность от опасной инфекции тогда просто ужасала. Остановить эпидемию могла только вакцинация. Ей в первую очередь и занялась вновь назначенный молодой руководитель поликлиники.

В списке научных работ Мэрвэр Шакуровны - «Опыт организации борьбы с дифтерией в детской поликлинике №13», «Опыт организационных форм работы по ликвидации дифтерии в условиях детской поликлиники», «Методическое письмо по дифтерии» и другие.

 С 1956 года поликлиника стала базой передового опыта для медработников.  А сама Уразаева ездила в районы ТАССР для оказания коллегам практической помощи и с лекциями в соседние города и области Поволжья, где щедро делилась знаниями и опытом в борьбе с дифтерией.

В конце пятидесятого года доктор и сама тяжело переболела дифтерией. А вылечившись, продолжила борьбу с инфекцией.

В одной из характеристик Уразаевой говорится о том, что в 1950 году она была инициатором строительства нового здания поликлиники. В итоге число участков выросло с 3 до 15, число врачей – с 3 до 40. А цифра обслуживаемых детей увеличилось с 3 до 15 тысяч. За 25 лет работы Уразаевой  главврачом  поликлиники  кардинально изменилось не только это медучреждение, но и, что самое главное – показатели работы  медиков. Благодаря прививкам дифтерия была ликвидирована.

Удалось снизить смертность детей от 0 до 14 лет в 9,2раза, детей до года - в 14 раз, а общую детскую заболеваемость - в 2, 5 раза.

Из характеристики главврача  Уразаевой:

 «С 1965 года это медучреждение постоянно демонстрирует иностранным туристам и делегациям достижения советского здравоохранения. Среди них – научная организация труда, высокое эстетическое оформление, методы рационального обслуживания детей». 

Ветераны вспомнили, что у них был посол Турции супругой. А они лечили детей студентов с Кубы и преподавателей турецкого лицея.   

А Мэрвэр Шакуровна мечтала  о новой детской больнице. Стационаре, где было бы отделение для новорожденных, в котором так остро нуждался город.  Ветераны-медики рассказали, что когда в 1973 году в Казани образовался Московский район, возникла острая необходимость в детских стационарных койках. Уразаева обратилась в Минздрав республики и советские партийные органы с инициативой совместными усилиями промышленных предприятий Московского и Ленинского районов построить в районе детскую больницу, где было бы отделение для новорожденных.  Инициативу услышали и поддержали. В строительстве больницы участвовали 18 промышленных предприятий города. Генеральным подрядчиком стал «Теплоэнергострой-2». Активно поддерживала строительство председатель Московского райисполкома Ольга Михайловна Ермакова.

А всю работу координировала Мэрвэр Шакуровна. Благодаря ее активности и настойчивости объект сдали в 1982 году. Официальное же открытие новой детской больницы №1 по улице Декабристов, д. 125 «А» состоялось 27 ноября 1983 года.

Мало этого. На следующий год неутомимому руководителю удалось начать еще и реконструкцию поликлиники, у которой надстроили третий этаж. Свой талант художницы главврач применила, воплотив его в эстетическом оформлении поликлиники и больницы. Они заблестели свежими красками и оригинальными рисунками. Главврач занималась не только строительством будущей больницы, необычным оформлением палат и коридоров, но и, что не менее важно, –  умелым подбором кадров. В итоге к моменту открытия в больнице был создан высокопрофессиональный коллектив врачей и медсестер.

В стационаре открылись городское отделение патологии новорожденных, отделения кардиоревматологии, пульмонологии, гастроэнтерологии. Новая детская больница развивалась как медучреждение города с современной диагностической и лечебной базой. Позже организовали гематологический центр, включающий в себя онкогематологические койки и городской гематологический кабинет. А на базе отделения новорожденных и недоношенных детей открылось  отделение реанимации и интенсивной терапии. 

Главврач Уразаева, которая сама всю жизнь училась, постоянно повышая свою квалификацию,  хотела,  чтобы детская больница стала клинической базой  кафедр педиатрии КГМА и КГМУ. В итоге первая детская сразу заслужила признание и уважение как среди пациентов и их родителей, так и всей городской педиатрической службы.  

Перечислить все награды нашей героини сложно. Мэрвэр Шакуровна  – «Отличник здравоохранения», имеет орден Трудового Красного Знамени, звание «Заслуженный врач РСФСР», медаль «Ветеран труда». А почетных грамот от руководства республики и города за большой вклад в народное здравоохранение и самоотверженность в исполнении врачебного долга не счесть.  

Неоднократно награждался и коллектив больницы. Например, по итогам работы 1984 года клинику признали лучшим детским стационаром в РСФСР и вручили солидную по тем временами премию в 3 тысячи рублей, которую медики передали в Фонд мира.

Еще один важный момент ее биографии. Казанцы старшего поколения помнят Мэрвэр Шакуровну как одного из первых в городе медицинских пропагандистов и сподвижников здорового образа жизни. В 1974 году она возглавила клуб здоровья «Бодрость» при ДК химиков, на занятия которого ранним утром собиралось полгорода. Когда доктор заболела тяжелой формой астмы и вылечила ее с помощью дыхательной гимнастики (по системе Стрельниковой, Бутейко и со специальными упражнениями с палкой), то захотела поделиться  своим личным опытом с другими больными.

В итоге по утрам в парк с палочками в руках спешили на занятия десятки последователей системы Уразаевой.  А доктор публиковала свои статьи на медицинские и физкультурные темы в газетах «Советская Татария» и «Вечерняя Казань».

56 лет трудового стажа в медицине, из них 40 лет в должности главврача, – эти цифры дорогого стоят. Главным же смыслом работы главвврача было  развитие детского здравоохранения.  В 2023 году исполнится 70 лет поликлинике и 40 лет детской больнице, которые служат казанским детям по сей день.

Кстати, в переводе с татарского «мэвэр» – камень, коралл.

Она была коллегой и уже потом главврачом

Лилия Луценко, участковый врач, в профессии 54 года:

–  Мэрвэр Шакуровна чувствовала людей. Она была очень справедливая, уважительно относилась к сотрудникам. Интересовалась трудностями в работе и тем, как и чем кому помочь. Была неравнодушным руководителем.

Раиса Попкова, завотделением онкогематологии работала в больнице с 1980 по 2009 год:

– С Мэрвэр Шакуровной я трудилась на строительстве стационара. Ее отличала человечность и желание всем помочь. Требовательная к себе, она того же дотошно требовала и от подчиненных. Была абсолютно доступна для каждого. Поэтому и собрала в больнице лучшие детские медицинские кадры. То, что в 1984 году клиника завоевала первое место в СССР,  было абсолютной заслугой главврача.  Я с большим уважением относилась к ней.

Она активно занималась с людьми 55+. Организовала для них утренние физические занятия. Известный певец Ринат Ибрагимов обращался к Мэрвэр Шакуровне за помощью восстановить голос  и получил ценные советы по дыхательной гимнастике. 

Валентина Локотунина, завотделением патологии новорожденных, работала в клинике с 1978 по 2014 год:

– Я начинала трудиться при строительстве больницы, сменив белый докторский халат на синий, хозяйственный. А по вечерам обслуживала вызова в поликлинике. Мы чертили планы помещений, размещения оборудования и медицинской мебели. Мэрвэр Шакуровна сама подбирала краски для стен. И готовила кадры к открытию стационара.  Она была целеустремленным человеком, первопроходцем, всего добивающимся своим трудом.

Инна Русакова трудилась с 1983 по 2012 годы, была начмедом:

– Мэрвэр Шакуровна запомнилась как блестящий организатор – истинный профессионал своего дела. Эстетически художественно воплотила в жизнь свою мечту в оформлении помещений почти всего стационара. Это самостоятельный, независимый администратор.

Ирина Ситдикова, завотделением пульмонологии работала в больнице с1982 по 2015 год:

– Мэрвэр Шакуровна была профессионалом в подборе и расстановке кадров. Она воспитала сплоченный и честный коллектив. Чувствовала людей, была справедливой. Построила единственную в городе детскую больницу с большим количеством коек различного профиля. Эта мудрая женщина понимала матерей и любила пациентов. С ней было интересно работать. Для нас Мэрвэр Шакуровна останется незаурядной личностью!

Фарида Галева,  заведующая приемным отделением, работала с 1979 по 2014 год:

– Мэрвэр Шакуровна была коллегой и уж потом главврачом. Открытый человек, деятельный, активный, сильный организатор. Как руководитель она чутко относилась к людям, выполняя все свои обещания. Старалась многое сделать для сотрудников.

Легендарный главврач работала в детской клинике до последнего дня своей жизни. В ее личном деле есть уникальный документ – заявление заведующему горздравом, в котором она просит в связи  с назначением персональной пенсии РСФСР перевести на должность врача лечебной физкультуры родной больницы. «Дальнейшую трудовую жизнь представляю только в составе коллектива, которому посвятила всю свою жизнь», – призналась доктор.

Ветераны больницы считают, что клиника достойна носить имя  своего первого главврача М.Ш. Уразаевой и появлении на фасаде ее здания мемориальной таблички.

Предложение ветеранов рассматривалось на комиссии Минздрава РТ по вопросам увековечивания памяти выдающихся деятелей республики, внесших значительный вклад в развитие отрасли здравоохранения Татарстана. Заместитель министра, начальник Управления здравоохранения по Казани Владимир Жаворонков ответил, что в связи с перспективой строительства новой детской больницы  №1 делать это не представляется возможным. Но учитывая значительные заслуги М.Ш. Уразаевой, «руководство клиники приняло решение об установлении мемориальной доски на фасаде здания поликлиники».   

МАМОЧКА

На фото Мэрвэр Шакуровна – всегда с мастерски уложенной прической и в стильной  элегантной одежде. Портрет одержимой любимой работой татарской женщины, переполненной идеями и амбициями, был бы неполным, если не упомянуть о том, что ничто женское ей было не чуждо. Ее называли светской женщиной с великолепным вкусом.

– Помню, спешу на работу к 8 утра, а навстречу с палочкой бежит из парка после своих физкультурных занятий наш главврач, – рассказывала Ирина Ситдикова. – Как всегда, румяная, стройная и в прекрасном расположении духа. Мы удивлялись, когда она только успевала сделать укладку и макияж! Выглядела наша главврач всегда безупречно. Одной из первых надела брюки и брючные костюмы. Ходила только на каблуках. В отпуске активно путешествовала по стране и за границей, откуда непременно привозила коллегам подарки.

У Мэрвэр Шакуровны была прекрасная семья: муж, тоже врач, акушер-гинеколог, профессор ГИДУВа (ныне медакадемия) и два сына. Старший пошел по стопам родителей. Стал педиатром, защитил кандидатскую диссертацию. Младший окончил  Институт культуры. Единственная внучка нашей героини Алина рассказывает, что в семье все называли дэвани «мамочкой». Очень ее любили, уважали, прислушивались к советам и чтили все семейные традиции. Непременно собирались у дэвани перед Новым годом и на дни рождения. 

Она прекрасно готовила. Особенно манты, –  вспоминает девушка. – Помню, как мы сидели и вместе лепили их. Помню ее старинную железную мантоварку. А еще дэвани пекла удивительно вкусные перемячи, губадью и треугольники. Очень любила париться в бане. Старалась приобщить к ней и меня, убеждая в пользе пара. Баня была настоящая, деревенская. Жаркая, с душистыми вениками.  

Наша «мамочка» всегда очень рано вставала, не позже 5 утра. Приучила к этому и меня, мой будильник поставлен на 4.15.

– Тяжело быть внучкой известного человека?

– В школе, да, приходилось трудно. Нужно было соответствовать известности дэвани и не подвести ее. Сейчас очень горжусь тем, что до сих пор (а дэвани не стало в 2004-м, она ушла на 83-ем году жизни), когда люди узнают, что это моя бабушка, говорят ей «спасибо». Она всем всегда помогала и никому не отказывала. В детстве часто брала меня с собой в круизы по Волге на теплоходе. И каждый раз наша каюта превращалась в медицинский кабинет, где дэвани принимала и консультировала пациентов по вопросам, как правильно дышать и делать дыхательные упражнения. Как промывать нос и закаливаться. Делилась с пациентами-туристами своим опытом оздоровительной гимнастики и дыхательными упражнениями

Обычно меня привозили к дэвани по пятницам. Помню, в ее квартире постоянно звонил красный телефон. Она кому-то что-то советовала, наставляла и убеждала. Сейчас бы сказали, что она всегда была в потоке, ресурсе и никогда не унывала.  От нее всегда исходил неиссякаемый поток энергии и доброты. Она всегда и всем была нужна.

По субботам мы шли с ней на работу. Из стационара стремительно перебегали по длинному коридору в поликлинику. На всю жизнь у меня осталась перед глазами  несущаяся фигура моей дэвани с развевающимися полами белого халата и туго накрахмаленным колпаком на голове. Я за ней едва поспевала.

Внучка очень благодарна своей дэвани за то, что она в детстве привела ее в музыку. Нашла педагога, который приходил домой и готовил к поступлению в музыкальную школу. 

– Место музыки в моей жизни – от дэвэни, – продолжает Алина. – В доме всегда стояло и стоит фортепиано. В свободное время я разучиваю новые музыкальные произведения. Сочиняю и сама. Всесторонне развитый человек, дэвани знала два языка, прекрасно рисовала, старалась и меня вырастить такой же. Хотя я училась в английской школе, нашла репетитора по языку, которая, паралелльно школьной нагрузке занималась со мной два раза в неделю три года. Давани считала, что я должна знать английский в совершенстве.   

Натура творческая, она талантливо рисовала. В своем ежедневнике могла за несколько минут набросать карандашный портрет. Или изобразить анатомическое строение фигуры человека с нужными ей биологическими точками. Дэвани отлично владела приемами классического массажа. Ее сильные руки творили чудеса! Мама считала ее уникальной свекровью. Очень уважала и всегда прислушивалась к ее советам.

В трудовой книжке Мэрвэр Шакуровны последняя пронзительная запись: «Уволена в связи со смертью»… Похоронена главврач-легенда на Ново-Татарском кладбище. Бывая на нем, медики никогда не проходят мимо ее памятника. Здесь всегда живые цветы.

Фото из семейного архива Уразаевых и архива первой детской больницы