Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Февраль 2024 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      
  • 1913 – Под Казанью началось строительство железнодорожного моста через Волгу. Мост возводился по проекту инженеров Н.А. Белелюбского и А.П. Пшеницкого

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Иван Степанович Силаев: свидетель эпохи

Мало кто из студентов КНИТУ-КАИ знает, что Иван Степанович Силаев, Председатель Правительства России был студентом нашего института.

«При всем уважении к Ивану Степановичу Силаеву я понимал, что такой человек дальше находится на этом посту не может. Настала пора привести экономиста со своей концепцией... Настала пора самых решительных действий в экономике».

Так Борис Николаевич Ельцин в своих мемуарах объяснил уход Силаева с поста главы российского правительства. Была ли эта добровольная отставка слишком ранней? Мог ли повлиять Иван Степанович на процесс распада СССР? Ответить на эти вопросы трудно.

В 1948-1949 годах Иван Силаев, уроженец Горьковской области, учился в Казанском химико-технологическом институте. После первого курса перевелся в Казанский авиационный институт (ныне Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева), который окончил в 1954 году.

Иван Степанович пронес любовь к авиации через многие годы своей жизни. Как все нормальные подростки Советского Союза, будущий Председатель Совета Министров России мечтал стать летчиком, но судьба распорядилась по-другому. Из-за проблем со здоровьем мечта оказалась невыполнимой.

После окончания КАИ он был направлен по распределению на авиационный завод имени С. Орджоникидзе (сейчас Нижегородский авиастроительный завод «Сокол») в г. Горьком, где в течение 20 лет прошёл путь от мастера до директора завода (1971). Он руководил запуском в серийное производство истребителя-перехватчика МиГ-25. В производство этого самолета были внедрены уникальные сборочно-сварочные стапеля для сборки агрегатов самолета из стали и титана.  

В 1974 году Силаев был переведен в Москву и назначен заместителем министра авиационной промышленности СССР. В Минавиапроме он непосредственно руководил работами по созданию, испытаниям и запуску в серийное производство самолётов МиГ-29, Су-27, МиГ-31, Ту-160, Ан-124 (Руслан), Ил-86, вертолётов Ка-26, Ми-24, крылатой ракеты X-55, воздушно-космического корабля «Буран».

«На авиастроение работала вся страна. Во всех промышленных центрах были авиазаводы, а где их не было, обязательно были какие-нибудь вспомогательные производства — приборостроение, алюминиевая промышленность, моторные заводы и так далее. У меня был свой служебный самолет, и я большую часть времени проводил в поездках», — так позже писал Силаев о своей работе в министерстве.

 В 1980-1981 годах его назначили министром станкостроительной и инструментальной промышленности СССР.

На XXVI съезде КПСС (1981) Силаев был избран членом ЦК КПСС. С 1 ноября 1985 года он работал в правительстве Н.И. Рыжкова заместителем Председателя Совета Министров СССР по машиностроению, возглавлял бюро Совмина СССР по машиностроению.

В 1986 году Иван Степанович возглавил правительственную комиссию по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, долгое время находился в зоне катастрофы. В начале 1989 года руководил работами по ликвидации Спитакского землетрясения в Армении.

По роду службы в Минавиапроме Силаев посещал заводы в Свердловске и Свердловской области, где неоднократно встречался с первым секретарём обкома КПСС Б.Н. Ельциным. Позднее он охарактеризовал его как человека, производящего впечатление современного, думающего руководителя. Летом 1990 года, став Председателем Верховного Совета РСФСР, Ельцин вспомнит о старом знакомом и предложит его кандидатуру в правительство СССР.

Заняв пост Председателя Верховного Совета РСФСР, Борис Николаевич предложил Силаева кандидатом на должность председателя Совета министров РСФСР. 15 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР утвердил Силаева главой Совмина республики. Спустя 3 дня Съезд народных депутатов РСФСР утвердил это решение.

Кстати, одним из первых шагов правительства Силаева была инициатива передачи 500 церквей и храмов Русской Православной церкви, которая была поддержана его святейшеством Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. 

C 24 августа Силаев также руководил Комитетом по оперативному управлению народным хозяйством СССР. С 20 сентября возглавлял Межреспубликанский экономический комитет СССР. Эти структуры осенью 1991 года выполняли функции общесоюзного правительства.

Его отношения с Ельциным неожиданно для новой власти России осложнились  он выступил за сохранение Советского Союза, против политики Ельцина, направленной на провозглашение полного суверенитета РСФСР. Силаев направил ему письмо с просьбой приостановить действие своих указов, касающихся передачи союзной собственности в собственность России, что могло привести, и привело в конечном итоге к распаду страны.  

26 сентября он был освобожден с поста председателя правительства РСФСР «в связи с переходом на другую работу». Он возглавлял республиканский Совмин в течение 468 дней. Отставка произошла под давлением сторонников независимости России от СССР.

С 14 ноября по 26 декабря, когда были ликвидированы последние союзные структуры управления, Силаев являлся председателем Межгосударственного экономического комитета  премьер-министром Экономического сообщества.

Дальнейшие события в стране развивались стремительно. Августовский путч заставил многих выбрать сторону Ельцина. О событиях тех дней Иван Степанович написал так: «Путчисты своей целью ставили  не допустить переход на новую экономическую формацию. Уже поэтому явление ГКЧП было негативным».

Беловежские соглашения для Силаева, как и для многих, были абсолютным потрясением и неожиданностью. О них он вспоминал с плохо скрываемой ненавистью:

«Их посадить надо было за такое. Ну как это — собрались трое пьяных и распустили Союз. Это был переворот. Если бы не они, Союз бы существовал до сих пор. Я к тому времени уже разработал проект создания ЕвразЭС — евразийского экономического союза, и сейчас мне приятно, что эти наработки используют уже новые президенты наших стран. Когда я узнал о том, что они там в Беловежье решили, я не поверил своим ушам, я был очень возмущен».

Иван Степанович Силаев был опытным хозяйственником, профессионалом в области машиностроителя. Он был авторитетным человеком в стране. Но когда СССР оказался на грани распада, он не смог вписаться в сценарий новой жизни.

С 26 сентября 2002 года Иван Степанович занял должность председателя Российского союза машиностроителей. Он являлся председателем Наблюдательного совета, почётным президентом Национальной технологической палаты. С 18 декабря 1991 по 7 февраля 1994 года был постоянным представителем России при Европейских сообществах в Брюсселе в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла.

В конце 1994 года он создал и возглавил Международный союз машиностроителей, в который вошли более ста гражданских и оборонных предприятий и объединений, в основном российских. С сентября 2002 по 2007 год был председателем Российского союза машиностроителей.

В 2007 году он баллотировался в Государственную Думу Российской Федерации 5-го созыва по списку партии Аграрной партии России, занимал первую позицию в списке региональной группы по  Тверской области, однако депутатом не стал, поскольку эта партия не преодолела семипроцентный барьер, набрав лишь 2,3 процента голосов избирателей. В октябре 2008 года вступил в партию «Единая Россия».

Иван Степанович Силаев — Герой Социалистического труда, награжден двумя орденами Ленина (1971, 1975), орденом Октябрьской революции (1981), многими медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (1966), двумя Почетными грамотами Правительства РФ (2000, 2002). Он был лауреатом Ленинской премии (1972), Национальной премии Петра Великого (2002).  

Была у него и иностранная награда  орден Дружбы (Чехословакия, 1984).

Производственная практика 2015 года