Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Архангельский Александр Александрович, авиаконструктор
- 17 сентября 2008 года
Авиаконструктор Александр Александрович Архангельский – человек большой и удивительной судьбы. Его биография – история русской и советской авиации.
«Мне не кажется трудным до неба коснуться рукой…»
Сафо, древнегреческая поэтесса
Александр Александрович Архангельский – один из любимых учеников отца русской авиации Николая Егоровича Жуковского, один из организаторов Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), ближайший соратник и друг Андрея Николаевича Туполева. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук.
Александр Архангельский родился в Казани в 1892 году. Его отец Александр Семенович был профессором литературы, или как раньше говорили «словесности» и преподавал в Императорском Казанском университете. Мать Анастасия Евграфовна занималась воспитанием детей. Мать дети любили не меньше отца, хотя она была очень строга.
У Александра было два брата: старший – Борис и младший – Володя. Борис стал членом-корреспондентом Академии медицинских наук СССР. Володя, как и Александр, окончил Московское техническое училище, а затем Московскую консерваторию по классу рояля.
Отец нежно любил своих сыновей, но, пожалуй, больше всего – Александра. К сожалению, супруги Архангельские разошлись, и Анастасия Евграфовна переехала жить с детьми в Москву.
У Александра остались теплые воспоминания о детстве, проведенном с отцом. Вечера, когда отец читал братьям сказки, запомнились ему на всю жизнь. Многие замечали на рабочем столе у Генерального конструктора книжку сказок.
В Москве Александр Архангельский поступил в гимназию. Математика и физика давались ему без труда, а вот с литературой была беда. Учитель литературы увлекался литературоведением, изучал и труды отца Александра. Он считал, что если гениален отец, то и сын должен быть талантлив. Однако за сочинения ставил Архангельскому тройки. Говорил, что Александр не бережет фамильную честь.
В связи с этим с Александром однажды случилась такая история. Он обратился к отцу с просьбой помочь ему и написать за него сочинение. Однако и за это, и за последующее сочинения, написанные отцом, Архангельский снова получил тройки. После очередных замечаний Александр признался учителю, что сочинения писал отец. С тех пор троек Архангельскому учитель больше не ставил. А вдруг и это сочинение написано не сыном, а отцом?!
Нельзя сказать, что Архангельский совсем не любил литературу. Он зачитывался книгами Льва Толстого! А когда Лев Николаевич умер, поехал на похороны в Ясную Поляну и пропустил три дня занятий в гимназии.
Гимназию Архангельский закончил не только с золотой медалью. Друзья-гимназисты вручили ему золотой жетон с надписью: «Дорогому Сане от благодарных товарищей, выпуск 1911 г.».
Архангельский подал заявление на физико-математический факультет Императорского Московского университета. Это было время, когда сыновья университетских профессоров учились бесплатно. Но занятия в университете разочаровали его. Спустя год Архангельский ушел из университета в Московское высшее техническое училище (МВТУ), профессором которого был Николай Егорович Жуковский.
Вокруг Жуковского организовался кружок, ставший источником новых идей русской авиационной науки и техники. Архангельский, переступив однажды порог аэродинамической лаборатории, остался в авиации навсегда. Здесь он познакомился с Андреем Николаевичем Туполевым, а впоследствии стал его другом и соратником.
После окончания МВТУ под руководством Жуковского он принимал участие в организации ЦАГИ. С 1922 г. Архангельский стал ближайшим помощником Андрея Николаевича Туполева, а позже и его заместителем. Вместе с ним он проектировал и испытывал глиссеры, участвовал в создании первого советского цельнометаллического самолета АНТ-2, бомбардировщиков АНТ-4 (ТБ-1) и АНТ-6 (ТБ-3). Был ведущим конструктором пассажирского самолета «Крылья Советов» (1929 г.), большой вклад внес в проектирование самолета «Максим Горький». Вместе с Б.С.Стечкиным спроектировал несколько аэросаней «АРБЕС».
В начале 30-х годов в ОКБ А.Н.Туполева Архангельский возглавлял бригаду, на которую возлагалось проектирование скоростного бомбардировщика АНТ-40. В 1936 г. Александр Архангельский перевелся на завод №22 в Филях. Под его руководством в течение нескольких лет проектировалось и внедрялось в серию несколько модификаций скоростных бомбардировщиков, ставших во второй половине 30-х годов основой фронтовой бомбардировочной авиации.
В 1937 г. Архангельский был арестован по ложному обвинению. Он работал в специальном конструкторском бюро, был освобожден в 1941 г. и вместе со своим ОКБ эвакуировался в Омск, на завод №166, где был назначен заместителем Главного конструктора А.Н.Туполева. Он принимал активнейшее участие в создании серии самолета Ту-2. По возвращению в 1943 г. в Москву работал в составе ОКБ на заводе №156 по модернизации Ту-2. После окончания войны он был правой рукой Андрея Николаевича Туполева в ходе выполнения программы В-29 - Ту-4. Во второй половине 40-х годов возглавлял работы по развитию семейства самолетов Ту-14.
Есть в жизни Александра Александровича малоизвестные факты. Мало кто знает, что он имел непосредственное отношение к установке рубиновых звезд на башнях Московского кремля.
Архангельский – выдающийся конструктор, патриот своей страны, всю свою жизнь он посвятил развитию отечественной авиации. Он был достойным учеником и продолжателем дела «отца русской авиации».
Нескончаемая энергия, безграничная любовь к своему делу, талант гениального конструктора помогли ему добиться высот, к которым он никогда и не стремился. Александр Александрович просто делал свое любимое дело. Архангельского любили за то, что он смог сделать свою жизнь образцом служения своему народу, за его умение всецело отдаться любимому делу, за его стремление успеть сделать все.
Автор книги об известных советских авиаконструкторах – Лазарь Львович Лазарев, спросил Александра Александровича о том, как бы он хотел назвать книгу. Тогда Архангельский вспомнил строки древнегреческой поэтессы Сафо: «Мне не кажется трудным до неба коснуться рукой…». И добавил: «Знаете, я всю свою жизнь мечтал об этом…».
И его мечта сбылась.
Алена ОЮШИНА, Татьяна ПЕТУХОВА, Екатерина СКОТАРЬ
Производственная практика в редакции 2008 года
Фото предоставлены музеем истории Казанского государственного технического университета
имени А.Н. Туполева (КАИ)