Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Василий Трифонов: он предпочитал модерн
- 17 октября 2006 года
В редакцию «Казанских историй» обратился Герман Евгеньевич Трифонов, художник-график, выпускник Казанского художественного училища и Ленинградской Академии художеств. Большую часть жизни он проработал главным художником Таткнигоиздата, был заведующим отделом иллюстраций и картографии Института Татарской энциклопедии Академии наук РТ. Впрочем, повод для этого никак не связан с его родом деятельности. Он предложил рассказать на страницах газеты о своем деде – казанском архитекторе Василий Андреевич Трифонове.
Судьбой деда Герман Евгеньевич заинтересовался в школьные годы, некоторые подробности узнал от матери – Нины Сафиулловны Измайловой.
Когда научные сотрудники ИЯЛИ Рамиль Хайрутдинов и Радик Салихов начали изучать историю возведения Казанского государственного банка, они обратились к нему за дополнительной информацией и, в свою очередь, поделились с семьей архитекторами результатами своих поисков.
Вот тут и выяснилось, что архитекторы Трифонов и Трофимов (обе фамилии встречаются в Своде памятников истории и культуры РТ за 1993 год) – это один и тот же человек.
Василий Андреевич Трифонов (1860 – ?) родился в Казани. После окончания Новочеркасского реального училища продолжил образование в Санкт-Петербургском технологическом институте. Инженер-механик Трифонов был одним из наиболее интересных и удачливых архитекторов Казани начала XX века.
Трифонов выступал не только в качестве создателя архитектурного замысла, разработчика проекта, но и брал на себя обязанности производителя работ. Не довольствуясь строительной практикой, Трифонов преподавал в Казанской художественной школе – вел уроки математики и строительной механики. От большинства местных архитекторов Трифонова отличало прекрасное знание конъюнктуры строительного рынка Казани.
Он был разносторонним специалистом, способным контролировать каждый этап строительства – от заливки фундаментов до меблировки помещений. В Казани им были возведены как по своим проектам, так и по проектам коллег немало интересных зданий. В 1908-1910 годах по проекту архитектора К.Олешкевича Трифонов построил здание Шамовской больницы стоимостью в 250 тысяч рублей (ныне ул. Калинина, д.5).
В 1908-м под его руководством перестраивается Варваринская церковь с колокольней (ныне ул. К.Маркса, 67).
Варваринская церковь
В 1911 году по проекту архитектора Д.Розова им было выстроено здание коммерческого училища стоимостью в 470 тысяч рублей (ныне ул. Маркса, 65, Казанская сельскохозяйственная академия).
В этом здании сейчас находится сельскохозяйственная академия
Трифонов имел непосредственное отношение к строительству здания Национального банка на улице Баумана. Решение об этом было принято в столице. Руководство Государственного банка поставило в известность управляющего Казанским отделением о предполагаемом строительстве нового здания по проектам и сметам, изготовленным в Москве. Их после рассмотрения Советом ГБ в конце ноября должны были переслать в Казань для «ознакомления и заключения».
Госбанк предложил Андрею Фелициановичу Квецинскому (управляющий Казанским отделением Государственного банка в 1910-1914 гг.) пригласить для наблюдения за ходом строительных работ и тщательным исполнением проекта опытного и добросовестного архитектора. Квецинский выбрал Трифонова, который работал в то время архитектором Казанского порохового завода.
Государственный банк Республики Татарстан на улице Баумана сегодня
При его представлении в качестве производителя работ управляющий дал ему самую доброжелательную характеристику, высоко оценил профессиональные качества. «Все постройки, – отмечал управляющий КОГБ, – в особенности общественные, отличаются своею солидностью и изящным видом.
По своей широкой строительной практике, г-н Трифонов считается весьма опытным архитектором. Помимо знаний привлечение его к постройке зданий Отделения было бы весьма желательным в виду безукоризненной его добросовестности, о которой единогласно отзываются как представители учреждений так и частные лица, поручавшие г.Трифонову постройки» (НА РТ ф.123, оп.1, д.749, л.36). Квецинский счел своим долгом добавить, что архитектор согласился принять на себя наблюдение за производством работ по готовому проекту и смете за вознаграждение в размере 2,5 процента общей суммы строительных работ и 0,5 процента той же суммы за составление технического отчета по окончании всех работ.
Однако Трифонову пришлось быть на новой стройке не только «наблюдателем». Дело в том, что проект нового здания дорабатывался в течение нескольких лет, и Василий Андреевич был причастен к этой работе. В книге «Республика Татарстан: памятники истории и культуры» его называют в числе создателей проекта.
Дело было так. Для создания эскиза здания банка на Большой Проломной Квецинский привлек казанского архитектора Ф.Усвечева. На заседании Совета ГБ рассматривался его четвертый вариант. Одновременно свой эскиз представил московский архитектор Р.Голенищев. Квецинского в полной мере не удовлетворил ни один из предложенных проектов.
Не справился с заданием и архитектор Казанского отделения Госбанка Н.Фролов. Андрей Фелицианович вежливо раскритиковал присланный из Москвы проект Голенищева, поскольку он отличался целым рядом существенных недостатков. Не понравился ему и проект казанского архитектора.
Андрею Фелициановичу банк виделся еще солиднее, еще монументальнее. Управляющий предрекал скорый стремительный рост вверенного ему отделения. Эти идеи он втолковывал казанским и приезжим архитекторам, дорабатывающим изначальный проект архитектора Усвечева.
Окончательный вариант возник в результате сотрудничества Фролова и Трифонова. На основе их проекта московский архитектор Н.Сапунов сделал окончательный вариант, который и был воплощен в жизнь. Трифонову поручили разработать условия сноса старых строений на месте будущего здания банка.
Тогда он и получил приглашение управляющего банком взять на себя руководство строительными работами. Одновременно Трифонов с возведением здания банка Трифонов осуществлял постройку по собственному проекту здания Казанских высших женских курсов (ныне дом 74 по ул. К.Маркса).
Здание Казанских высших женских курсов
Годом ранее Совет курсов учредил строительную комиссию, в состав которой вошел и Трифонов, и объявил конкурс. В начале 1912 года комиссия подвела итоги конкурса.
Первое место и денежную премию в 250 рублей получил проект под девизом «Казань» гражданских инженеров Н.Мухина и Н.Васильева. Второе место и премию в 150 рублей занял проект тех же авторов под девизом «На запад».
Проекту Трифонова, обозначенному девизом «Acre» досталось лишь третье место. Но, как часто случалось, комиссия предпочла проект, наилучшим образом использовавшим участок, более экономичный и удачный с технологической точки зрения.
27 мая 1912 года состоялась торжественная закладка здания. К концу сентября того же года оно было вчерне закончено, а через год уже приняло в свои аудитории первых слушательниц (журнал «Зодчий», №1, 1912; Отчет о состоянии и деятельности Казанских высших женских курсов за 1911-1912 учебный год. Казань, 1912).
В 1907 году по собственному проекту Трифонов выстроил в стиле модерн дом общества попечения о бедных и больных детях стоимостью 107 тысяч рублей (ныне ул. Пушкина (Куйбышева, 13). Здесь впоследствии размещались «Новые номера» В.Колесникова.
В состав здания входил полуподвал пекарни В.Семенова, где в 1885-1886 годах работал крендельщиком и подручным пекаря Алеша Пешков, будущий писатель. Это здание находится на площади Тукая и в настоящий момент реконструируется.
В 1910-1911 годах Василий Андреевич построил трехэтажное здание Торгового дома М.Ф.Сапожникова (ныне ул.Кремлевская, 8). В настоящее время это Главпочтамт.
Ему же приписывается авторство проекта здания Торгового дома наследников Е.С.Смоленцева и Н.П.Шмелева, построенного в 1909-1910 годах (ул.Университетская, 7, ныне гостиница «Шаляпин-Палас»). Кроме того, он является архитектором и строителем фабрики Локке, завода Козлова, фабрики товарищества Мелекесской льнопрядильной ткацкой мануфактуры, целого рада частных домов.
Среди них выделим доходный дом Ф.И.Сурина (1912? – ул. Горького, 26), построенный в стиле модерн, дом Селивановой на улице Пушкина, построенный в 1912 году (сгорел), а также дома Е.Г.Воронкова – А.В.Калягина (ул.Баумана, 52/7, старожилы зовут его ТУМ, ныне на первом этаже – магазин товаров из Франции), Мукминова (ул.Баумана, 72), К.Я.Калинина – Е.В.Жадиной (ул.Баумана, 74) и ряда других построек.
Нетрудно заметить, что из всех архитектурных стилей Трифонов предпочитал стиль модерн.
Данных о жизни и творческой деятельности Василия Андреевича не так много. Известно, что в 1914 году ему пришлось ликвидировать последствия пожара порохового завода, не допуская при этом остановки основных производств. Он погиб на одном из таких пожаров.
Точная дата не известна. По мнению Германа Евгеньевича Трифонова, это было в 1922 году.
Каких-либо документальных свидетельств на этот счет у семьи нет. Завод всегда был режимный и сведений о нем сохранилось мало. Тем более о пожарах.
«Казанские истории», №10, 2006 год