Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Крюков Лев Дмитриевич, художник
- 27 июля 2010 года
В 1806 году в Казань приехал никому пока не известный художник. В губернскую столицу его привела надежда получить место в недавно открытом университете, где наряду с научными предметами ввели преподавание «приятных искусств» (живопись, музыку и танцы). Художником этим был Лев Дмитриевич Крюков, родом из крепостных крестьян Симбирской губернии.
О художнике Крюкове на страницах газеты "Вечерняя Казань" в 1987 году году рассказала известный искусствовед Галина Могильникова.
Представленные им работы получили одобрение директора университета И. Яковкина и преподавателя К. Фукса, и Крюков был определен «для обучения студентов рисованию и живописи сухими водяными и масляными красками с оригиналов с натуры и в миниатюре». Одной из первоочередных забот Крюкова стало создание живописного класса – без него обучение студентов было невозможно. Благодаря его стараниям из Академии художеств прислали античные бюсты, из Общества поощрения художников – литографии и гравюры. Университетская библиотека приобрела много эстампов. То, что было собрано Крюковым, послужило основой сначала класса, затем кабинета, а впоследствии – музея искусств и древностей университета, первого казанского художественного музея, доступного we только студентам, но и всем интересующимся изобразительным искусством. Преподавание не ограничивалось только уроками рисования и живописи. Крюков развивал эстетические вкусы студентов, знакомя их с прекрасными образцами искусства прошлого. Оценку педагогическим способностям Крюкова находим в отчете И. Яковкина университету в 1844 году о своей поездке в Москву и Петербург. Он видел его «способным к прохождению должности Своей»: «Я считаю нужным заметить к чести бывшего учителя при Казанском университете Льва Дмитриевича Крюкова, что, несмотря на ограниченные средства, т.е. недостаток хороших масляных красок, занятия в живописи шли с успехом, едва ли не превышающим подобные занятия в других университетах». Крюков был не только преподавателем, но и живописцем университета, в обязанности которого входило обслуживание факультетских кафедр, участие в научных экспедициях, оформление праздников и торжеств, выполнение разовых работ. Так, в 1813 году он, например, в качестве рисовальщика сопровождал в научной поездке в Булгары профессоров Эрдмана и Френа, сделал для них зарисовки и планы древних развалин. В 1814 году участвовал в организации торжеств по случаю 10-летия университета как «толковый устроитель иллюминаций» и создатель картины «Торжество муз». В 1830-х годах участвовал в росписи церкви Воздвижения Животворящего Креста университета (ныне здесь музей истории КГУ). В биографии Крюкова есть один интересный факт – он участвовал в составлении проекта памятника поэту Г. Державину в Казани. История не сохранила нам портретное изображение художника. В воспоминаниях современников остались лишь словесные отзывы о нем. И.Яковкин отмечал «тихой его характер», добросовестное поведение и благородное обращение, которые заслуживали «достойную справедливость». К. Фукс характеризовал Крюкова как «хорошего живописца», «искусного артиста» и «человека известной честности». Знавшие его, отмечали высокие моральные качества, бескорыстие и высокоразвитое чувство долга, что было важно для педагога, который не только учил, но и воспитывал юношество. В биографии Крюкова еще много неясного. Известно, что он родился в 1783 году, но не установлено, где. Нет сведений о его ранних годах жизни. До последнего времени мы не знали, у кого он учился благодаря находке в Научной библиотеке КГУ удалось установить, что учился он в московской школе итальянца Клауде и в доме профессора Академии художеств Д. Левицкого. Когда был послан Крюков в столичные города, также пока неизвестно. Но сам факт посылки крепостницей-помещицей. А.Секиотовой талантливого самородка для обучения художеству, значит, имел место. Можно предположить теперь, что художественные взгляды Крюкова формировались в какой-то степени под воздействием выдающегося русского художника Левицкого и опирались на традиции русского искусства XVIII века. Крюков был, по выражению исследователей его творчества Б.Денике и П.Дульского, мастером, «удовлетворявшим потребности в художестве тогдашнего казанского общества и за короткое время составившим себе в городе славу лучшего портретиста». Он исполнял частные заказы на портреты миниатюрные и «в натуральную величину», обучал живописи в частных домах, писал иконы и целые иконостасы. Небезынтересно отметить, что не только педагогическая, но и частная художественная практика Крюкова в основном была связана с университетом: он – писал живописные и акварельные портреты профессоров университета, сослуживцев и коллег. Благодаря этому мы имеем возможность знать «в лицо» цвет университетской науки: И. Яковкина, Г. Солнцева, К. Фукса и его жены, Н. Лобачевского, архитектора П. Коринфского, художника И. Протопопова...
Александра Фукс, жена профессора университета Карла Фукса. Портрет кисти Льва Крюкова
Сейчас работы Крюкова можно видеть в музеях Казани, Кирова, Горького, Москвы. Фигура Льва Дмитриевича Крюкова представляет собой явление незаурядное в искусстве Казани I половины XIX века. Дарование его было разносторонним, фактически он являлся первым в городе художником широкого творческого диапазона (живописец, рисовальщик, акварелист, декоратор), первооткрывателем многих художественных жанров (портрета, пейзажа, бытового жанра), а также монументально-декоративного искусства, свободно владел различной художественной техникой: карандашом, акварелью, маслом. Будучи преподавателем университета в городе, где отсутствовали специальные художественные учебные заведения и было мало профессиональных художников, он по мере своих сил и возможностей способствовал их подготовке. Университету Лев Дмитриевич отдал 36 лет своей жизни. Умер в 1843 году.
Галина МОГИЛЬНИКОВА, искусствовед.
«Вечерняя Казань» 26 октября 1987 г.
Комментарий к одному портрету
В Государственном музее А.С.Пушкина в Москве экспонируется чудесная акварель художника Л.Д.Крюкова (1783-1843). На ней изображена грациозная молодая женщина. Более всего поражает внимательный и нежный взгляд голубых глаз красавицы, овальное лицо с характерными чертами, без следов косметики. Только завитые локоны – день тогдашней моде. Женщина в строгом темном платье сидит в ампирном кресле. Колорит портрета строго выдержан: белые перчатки, ворот платья, вуалетка шляпы и накидка, небрежно брошенная с левого плеча на кресло. И только голубые страусовые перья темной шляпки, голубая ее подкладка и бант под подбородком (под цвет глаз) несколько оживляют сдержанную гамму. Фон акварели – серовато-золотистый. Зная, что Пушкин, по словам его современников, «считал своим непременным долгом влюбляться во всех юных красавиц», экскурсанты интересуются, кто была изображенная на портрете женщина. На табличке указано только: «Александра Андреевна Фукс (1805-1853)». Портрет создан в 1828 году, ей было тогда 23 года. А.Фукс была женой знаменитого казанского врача и ученого-энциклопедиста Карла Федоровича Фукса. Надо сказать, что совсем нелегко быть женой человека, столь фанатично преданного науке, как Карл Фукс. Известен забавный случай, когда он во время свадебной прогулки увидел интересную бабочку и бросился за ней в лес, покинув растерянную невесту. Надо думать, это был не единственный такой случай за их долгую совместную жизнь. Александра Андреевна Фукс, в девичестве Апехтина, родилась в культурной дворянской семье и получила хорошее по тому времени образование: говорила на французском и немецком, знала и татарский язык. Живя в мире поэзии (ее дядя Г.П.Каменев слыл в Казани знаменитым поэтом, сам Пушкин называл его основоположником романтизма в русской поэзии), Саша Апехтина и сама с малых лет писала стихи, в которых воспевала родную природу, описывала юные грезы и переживания. Став женой ученого, она, естественно, разделила все его увлечения. Более четверти века была его ангелом-хранителем, самоотверженно помогая ему во всем. Во время своего приезда в Казань осенью 1833 года Пушкин посетил и супругов Фукс, причем провел у них целый вечер 7 сентября. Александра Андреевна оставила интересные воспоминания «Пушкин в Казани». Она писала, что, заметив ее смущение, поэт «своей приветливей любезностью заставил... с ним говорить, как с коротким знакомым». А.С.Пушкин потом переписывался с Александрой Андреевной (написал ей 4 письма), что говорит о его бесспорном интересе к ее личности и талантам.
Г. МУРЫГИН.
Газета «Вечерняя Казань», 29 сентября 1986 г.