Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1999 – В Казани, на улице Карбышева, открылась первая очередь Межрегионального клинико-диагностического центра (МКДЦ). 

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Рудольф Нуриев в Казани

В Казани Рудольф Нуриев был в 1992 году дважды – в марте и мае. Всего за несколько месяцев до его смерти.

Имя Рудольфа Нуриева стало своеобразным символом в истории балета. Он был одним из тех, кто продолжил традиции В. Нижинского и добился, чтобы танцовщика считали не просто партнером балерины, но полноправным участником происходящего действия, способным создать самостоятельный сценический образ. Он посвятил балетному искусству всю свою жизнь и ради того, чтобы реализовать все свои творческие планы, даже покинул родину.

Рудольф Хаметович Нуриев (по-татарски Рудольф Хәмит улы Нуриев) известен во всём мире как Нуреев (по паспорту). Так написана фамилия и на его могиле на русском кладбище в пригороде Парижа.

Талантливейший артист балета и балетмейстер родился 17 марта 1938 года в городе Иркутске и умер 6 января 1993 в столице Франции Париже. За свою творческую жизнь ему удалось исполнить практически все ведущие мужские партии классического балета. Он танцевал ради собственного удовольствия – таков был его девиз. Танцевать Рудольф Нуриев начал достаточно рано: сначала был участником детского фольклорного ансамбля в Уфе, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище. После его окончания в 1958 году Нуриев становится солистом балета театра имени С. Кирова (сегодня ему возвращено прежнее название – Мариинский театр).

В 1961 году вместе с труппой Кировского театра Нуриев был на гастролях в Париже. 16 июня этого же года он отказался вернуться в СССР. Причиной такого решения стали «профилактические беседы» по поводу его сексуальной ориентации. Вскоре Нуриев начал работать в Королевском балете в Лондоне и быстро стал мировой знаменитостью. Десятки тысяч поклонников не давали ему покоя. Для сдерживания натиска пришлось прибегать к помощи конной полиции.

Более 15 лет он танцевал с известной английской балериной Марго Фонтейн. Несмотря на большую разницу в возрасте (Фонтейн было 43, а Нуриеву – 24), их дуэт был одним из самых блистательных за последние десятилетия. Нуриев также работал в США, Австралии и в странах Европы. Он работал с такими известными на весь мир хореографами, как Р. Пети, Ж. Бежар.

Рудольф Нуриев полностью изменил пассивную роль танцора в классическом балете. Благодаря Рудольфу Нуриеву роль мужчины в балете сравнялась с ролью балерины. Вот что писала о нем Виолет Верди, французская балерина: «Руди был танцовщиком настолько прекрасным, что почти можно утверждать, что он не имел пола. Или, вернее, что как танцовщик он принадлежал к обеим категориям. Он выходит за рамки обычного – стертого – мужского танца. И дело не просто в наличии каких-то женственных черт. Скорее, он просто создает абсолютно новый пол. Он представляет собой какое-то танцующее существо. Вы не видите ни мужчины, ни женщины, перед вами – воплощение танца, великого искусства, что-то напоминающее фавна или птицу, что-то дикое и прекрасное. Он обладает всеми сексуальными качествами. Так что, когда он танцует, женщина рядом с ним воспринимается порой как излишество.

Сам по себе Рудольф совершенно самодостаточен». Нуриев был талантливым и разносторонним человеком, его талант проявлялся не только в балете. Он также снимался в кино и на телевидении. В 1972 году вышел танцевальный фильм с его участием «Я – танцовщик» («I am a Dancer»), в 1977 году он снялся в фильме «Валентино» в роли известного голливудского актера Валентино. Режиссером этой картины был К. Рассел. В 1983 году снялся в фильме «На виду» («Exposed»).

Нуриев, как оказалось, был не менее талантливым режиссером, поставив несколько классических балетов для разных компаний. В 1964 году он поставил сразу два балета – «Раймонду» и «Лебединое озеро», в 1966 году появились «Дон Кихот» и «Спящая красавица». В 1967 году Нуриевым был поставлен балет «Щелкунчик», а еще через десять лет – балеты «Ромео и Джульетта» и «Буря».

В 1982 году Рудольф Нуриев получил австрийское гражданство. С 1983 по 1989 год он являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера и поэтому проживал во Франции. В последние годы жизни выступал как дирижёр, в этом качестве в 1992 году приезжал в Казань.

Вот что написала об этом визите «Комсомольская правда»:

«В Казани Рудольф Нуриев был в 1992 году, дважды – в марте и мае. Всего за шесть месяцев до его смерти... – Пригласить его в Казань Рауфалю Мухаметзянову (директору театра) удалось, когда Рудольф выступал в Санкт-Петербурге, – вспоминает художественный руководитель балета Татарского академического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Владимир Яковлев. – Встречу организовала выдающаяся балерина Нинель Кургапкина. Она была единственной, кто, несмотря на строгий запрет, поддерживала тайно с Нуриевым дружеские отношения. Приглашение было принято, но в Казань Рудольф смог приехать только спустя два года.

– Я до сих пор помню, как мы поехали его встречать на вокзал, – вспоминает Владимир Алексеевич. – Я ужасно волновался. И вот двери вагона открываются, и я вижу перед собой человека еще больше напуганного, чем я. Великий танцор всюду ждал подвоха. И постоянно озирался по сторонам. Ведь официально ярлык «изменник Родины» с него тогда еще не сняли. Причиной чрезмерной недоверчивости маэстро стало и его плохое самочувствие.

– У него была очень высокая температура, и он с трудом передвигался, – рассказывает Владимир Яковлев. Гостя тут же повезли в гостиницу Молодежного центра. Но так получилось, что лучшие номера – на пятом этаже, а лифт сломан! – Когда мы еще заходили в фойе, он меня спросил: «Володя, а на каком этаже комната?», – вспоминает Владимир Алексеевич. – Я ответил, а он мне говорит: «Так лифты же не работают».

Я давай его разубеждать. Но стоило, Рудольфу нажать на кнопку вызова, как он удостоверился в собственной правоте...

– Ну, я же тебе говорил, Володенька, ну не может в России работать лифт! Я возвращаюсь в Париж, – возмутился танцор. И быстрым шагом пошел к выходу. – Мы побежали за ним и чуть ли за руки вели его по лестницам. На каждом лестничном проеме он разворачивался и говорил: «Я ухожу!». Так мы его «дотолкали» до пятого этажа, – вспоминают с улыбкой в театре.

Оказавшись в номере, Рудольф забрался на кровать, накрылся одеялом, даже не сняв кепки, и попросил привести массажиста. Уже через час у номера Нуриева стояла молоденькая массажистка. Когда она узнала, кому ей предстоит делать массаж, руки девушки затряслись. Правда, увидеть маэстро ей так и не удалось.

– «Woman?», – спросил меня Рудольф, – вспоминает Владимир Яковлев. – Я отрицательно покачал головой, а он: «No, оnly man».

И спрятался обратно под одеялом. Подходящего массажиста нашли спустя полчаса.

В свой первый визит Рудольф пробыл в Казани четыре дня – с удовольствием гостил в театре, побывал на репетициях, ему было интересно буквально все. А уже в мае вернулся в Казань опять... уже без опаски.

Правда, селить в его в коттедже, где он должен был остановиться, отказались поначалу. Как-никак – «изменник Родины». Но, к счастью все удалось уладить.

– А также его удивило, почему нет «папарации», которые обычно преследуют его повсюду, – рассказывают в театре. Рудольф в Казани дебютировал дважды – как дирижер симфонического оркестра и как дирижер оркестра оперного театра. Тогда же у Рудольфа Хаметович попросили разрешения присвоить его имя Казанскому балетному фестивалю. Он ответил согласием.

Был Рудольф Нуриев в гостях и у известной казанской семьи Антроповых, которые принимали у себя многих знаменитых гостей Казани.

– А у нас во дворе, как нарочно, шел ремонт. Двор был перекопан: в центре большая яма, снег вперемешку с грязью. Мы видели, как Нуриев застыл в изумлении от такой картины. Думали, а вдруг он повернется и уйдет? – вспоминает Натан Антропов. – Но музыканты подняли маэстро на руки и пронесли его через наш перекопанный двор до самых дверей дома.

– Вначале Нуриев вел себя настороженно. Он боялся, что каждую секунду могут прийти и его арестовать. Рудольф почти забыл русский язык. Такое впечатление, что нарочно забыл. Мы его убеждали, доказывая, сейчас времена совсем другие.

Видимо, атмосфера в доме была настолько доброжелательной, доверительной, что он расслабился и даже выпил водки – сам себе наливал в рюмку и запивал минералкой, – говорит Татьяна Геннадьевна. – Нам потом сказали, такого он себе не позволял нигде, боялся провокаций.

– В последний день Нуриеву устроили встречу с балетной труппой. Он подходил к каждому, брал за руку и смотрел в глаза, – рассказывает Александр Яковлев. – И когда он ушел из жизни, я понял, что он просто прощался с балетной братией».

На сайте www.muzcentrum.ru/ сообщаются подробности казанских гастролей Нуриева.

Когда Нуриев завершал свою легендарную сценическую карьеру, то его, еще полулегально, пригласили в Петербург в Мариинском театре станцевать в партии Джеймса в балете «Сильфида». В то же самое время в город на Неве отправился директор казанского театра, чтобы пригласить великого танцовщика на следующий балетный фестиваль в любом качестве. Нуриев к тому времени активно работал в качестве хореографа, начал дирижировать балетными спектаклями…

Маэстро танца счел это предложение более чем интересным, ведь в Казани родилась его мама. Нуриев решил продирижировать на фестивале балетом «Щелкунчик». Так все и случилось. Тогда-то Рудольф Хаметович и разрешил традиционному фестивалю балета носить его имя, пообещав вернуться в Казань, но не успел. Вот что говорил о Рудольфе Нуриеве его одноклассник, ныне балетмейстер и народный артист СССР, Олег Виноградов:

«Что его отличало? В общем-то, были вообще-то все еще почти дети, все жили какой-то определенной своей жизнью привычной для всех. Он же другой немножко жизнью… Значит, его чаще других можно было увидеть на выставках, он чаще других ходил с нотами, с клавирами, с альбомами по живописи; интересовался чем-то тем, чем в общем обычные дети не интересуются. Мы разошлись после выпускного спектакля, после того, как я уехал в Новосибирск. До Новосибирска доходили вот эти совершенно фантастические отзывы о его успехах, о том, как он танцевал и дома и за рубежом на гастролях, где-то на фестивалях. Но ясно, что это был премьер…»

Страшная болезнь была обнаружена у танцора в конце 1984 года. Это был СПИД. Все его творческие и жизненные планы были перечеркнуты. Некоторое время он лечился у молодого врача Мишеля Канези, но через 4 месяца отказался от лечения инъекциями. Некоторое время СПИД не давал о себе знать. В 1988 году он вновь обратился к врачам, но это Нуриеву не помогло.

Летом 1991 года болезнь начала прогрессировать. Весной 1992 года болезнь вступила в последнюю стадию. Но перед своей смертью Нуриев успел осуществить постановку «Ромео и Джульетты». После этого он уехал во Францию на отдых. 3 сентября он вернулся в Париж, где и провел свои последние дни жизни. 20 ноября Нуриев лег в больницу, а 6 января 1993 года Рудольфа Нуриева не стало. По словам лечащего врача, Нуриев умер тихо, без страданий… Великий танцор был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Рудольфа Нуриева в Казани помнят. Ежегодно здесь проходит фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева.

В фойе Татарского театра оперы и балета на развернутом фотостенде, который появляется во время Нуриевского фестиваля, есть домашняя фотография 4-летнего Рудика Нуриева. Малыш запечатлен в полный рост в третьей балетной позиции.

13 мая 1999 года накануне открытия XXII международного Нуриевского фестиваля в Казани была представлена книга «Рудольф Нуреев в Казани», которая рассказывает о днях, которые великий танцовщик провел в Казани.

Восстановить события тех весенних дней оказалось непросто. Составители книги Рустем Ишмуратов, Марат Магдеев и Зульфира Туганова буквально по крупицам собирали информацию, встречались с людьми, которым посчастливилось пообщаться с Нуриевым.

Материал подготовил Кирилл ИВАНОВ

Практика 2010 года

Источники информации:

  • Рудольф Нуриев /Peoples.ru;
  • Сергей Синенко. Рудольф Нуреев. Истоки творчества, превратности судьбы;
  • Диана Солуэй. Рудольф Нуреев на сцене и в жизни;
  • Газета «Казанские ведомости»;
  • www.muzcentrum.ru;
  • Стюарт Отис. Рудольф Нуреев: Вечное движение.

 

Геннадий Прытков.

Комментарий в сети Facebook

12 мая 2013 года возле Казань

В Казани вот-вот откроется знаменитый нуриевский фестиваль, фестиваль, приуроченный к юбилею знаменитого и великого Танцовщика. Стоит, соответствующий мероприятию, шум и крик. А я вспоминаю совсем не юбилейное. 1992 год. Спрашиваю у небезызвестной дамы в Казани, которая нынче прочит себя в биографы Нуриева, не пойдет ли она на концерт симфонического оркестра с дирижером Рудольфом Нуриевым и получаю ответ, достойный биографа: Я что – сумасшедшая? Еще мне оркестр слушать с дирижером-педерастом!!» И не пошла. А мы с женой пошли. Давали «Ромео и Джульетту» П.И. Чайковского. Помнится ощущение зала, который был полон. Царила какая-то предскандальная атмосфера: все перешептывались, многозначительно переглядывались. И за этим перешептыванием-переглядыванием почти незаметно прошел выход дирижера к оркестру. Дирижер взмахнул руками, зазвучала музыка. И напрочь стихли все шепотливые обсуждения смертельной бледности Нуриева... Чайковский и Дирижер утихомирили земные склоки и подчинили слушателей Музыке... Бурные аплодисменты, букеты цветов.. Вот кто-то несет Нуриеву огромный букет роз... Нуриев принимает букет и пытается передать его какому-то музыканту из оркестра, так как видит, что следом плывет еще один букет.. Оркестрант не берет букет в руки, Нуриев передает его другому... Другой взял. Прошло время. И как-то встретил я этого «отказавшегося» на улице и поинтересовался, почему он не взял букет? И получил ответ, достойный музыканта: «Что я – сумасшедший? У него СПИД, а розы, как известно, с колючками.»

https://www.facebook.com/profile.php?id=100001836575693