Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Купец-миллионер – благотворитель и спонсор кулачных боев
- 23 августа 2007 года
В какое время и отчего начали массово открываться богадельни и приюты Казани? На чьи средства была построена первая в Казани мечеть, разрешение на строительство которой дала сама Екатерина II? Почему был сердит на купца Юнусова Шигабутдин Марджани?
Ответы на эти вопросы нашла студентка Лилия ЗАРИПОВА, проходя практику в редакции «Казанских историй» в 2007 году.
Первые благотворительные акции казанских купцов относят к XVII – XVIII векам. Расцвет общественной активности предпринимателей Казани, взлет их филантропической деятельности пришелся на время, когда город играл роль крупного центра транзитной торговли. Товары, пришедшие с Поволжья, Прикамья, Закавказья, Урала, Сибири, Средней Азии, здесь сосредотачивались, хранились и перераспределялись по городам и ярмаркам России, а также направлялись к портам для отправки за границу. Экономически сильное купечество, сконцентрировав в своих руках практически все выборные общественные должности, являлось, по существу, хозяином города. Именно тогда начала массово создаваться сеть детских приютов, богаделен, общедоступных школ, училищ, больниц, бесплатных столовых, чайных, ночлежных домов и домов трудолюбия, содержавшихся на купеческие капиталы. Когда кто-либо начинает вспоминать историю благотворительности (особенно это актуально в 2007 году), прежде всего вспоминают фамилии купцов: Юнусовы, Александровы, Апанаевы, Крупенников и т.д.
Мне хотелось бы остановиться на влиятельном и очень богатом роде Юнусовых.
Мухаммед Рахим Юнусов был основателем купеческой династии. Ему принадлежал кожевенный завод. В 1793 году его выбрали головой Татарской городской ратуши. По всем делам – мирским, религиозным и семейным – шли к нему. Его именем названа мечеть, на строительство которой он пожертвовал крупную сумму денег (ныне мечеть Марджани). В ней, кстати, преподавал сам Шигабутдин Марджани, великий татарский просветитель. Именно с Марджани начинается история Казани как духовной столицы татар. До него все городские медресе находились под патронажем конкретного бая, который порой вмешивался в их внутреннюю жизнь. В данном случае в качестве конкретного бая подразумевается купец-миллионер Ибрагим Юусов. Шигабутдин Марджани создал на базе медресе попечительский совет и получил санкцию на его существование в Духовном собрании, то есть вывел медресе из-под подчинения спонсора. Наибольших успехов добилось третье поколение – братья Ибрагим и Исхак.
Они были совладельцами мыловаренного, свечного, юфтевого и козлового заводов, бумаго-прядильной фабрики. Братья избирались ратманами (членами Татарской ратуши), гласными городской Думы, основали и содержали мусульманский детский приют. Юнусовская площадь была названа в честь купцов Юнусовых. Ибрагим Юнусов выражаясь современным языком, был спонсором кулачных боев стенка-на-стенку на льду озера Кабан и сам был не прочь поразмять косточки. Купцам Юнусовым в Казани принадлежало несколько домов.
Вот как описывает внутреннее убранство дома, в котором они жили по улице Тукая (67/14) прусский государственный деятель Август Гакстгаузен (в доме у Исхака Юнусова он был в 1857 г.): «Как видим, гостевые комнаты мало чем отличаются от европейских». Здорово когда в городе есть благодетели, есть богатые люди, готовые отдать миллионы нуждающимся. Но еще лучше, когда нет нуждающихся вообще.
Последнее зависит, мне кажется, от совести каждого.