Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Шаляпин Федор Иванович, великий оперный певец (1873-1938)
- 14 февраля 2010 года
Искусство великого артиста Федора Ивановича Шаляпина потрясало современников. Оно волнует нас и сегодня. В своем творчестве Шаляпин использовал лучшие достижения вокально-исполнительского искусства своего времени, расширил его возможности благодаря своему уникальному дарованию и поистине фантастической творческой энергии и работоспособности.
Шаляпин – это нечто огромное, изумительное и – русское
А.М. Горький
Голос его был художественным феноменом – basso belkanto с мягким бархатистым оттенком. Он звучал то удивительно проникновенно, то мощно, полнозвучно. Но главное – его голос умел передавать богатство интонаций, полутонов, оттенков, быть то юным, то старческим, передавать сложную гамму человеческих переживаний.
Его называли «поющим актером». Шаляпин сумел, как никто другой, соединить в своем творчестве искусство певца, драматического актера и гениальную пластику мима. Перевоплощение его было не только внешним (костюм, грим тщательно подбирались артистом), но и глубоко внутренним. Шаляпинские образы исполнены шекспировской мощи, современники сравнивали их с титанами Микеланджело. Созданные им сценические образы стали эталоном высокого оперного искусства. Предельная самоотдача артиста позволила создать такие шедевры, как Мефистофель, Дон Базилио, Дон Кихот, Мельник, Сусанин.
Шаляпину принадлежала историческая роль впервые воплотить на сцене образы Ивана Грозного, Бориса Годунова, Досифея, Варяжского гостя, Сальери в операх Мусоргского, Римского-Корсакова. И здесь он достиг непревзойденного мастерства.
Ф.И. Шаляпин родился 1(13) февраля 1873 года в Казани во флигеле дома купца Лисицына по улице Рыбнорядской (ныне ул. Пушкина, 14), где незадолго до рождения сына поселилась семья Шаляпиных. Флигель не сохранился.
Родители по происхождению были крестьянами Вятской губернии. Отец Иван Яковлевич в 18 лет пешком пришел в большой город, нанимался дворником, водовозом, работал на свечном заводе, а после того как добрый человек – пономарь Иеракса обучил его грамоте, служил помощником писаря в волостном правлении Казанского уезда.
«Отец мой был странный человек. Высокого роста, со впалой грудью и подстриженной бородой, он был не похож на крестьянина... Трезвый он был молчалив, говорил только самое необходимое и всегда очень тихо, почти шепотом. Со мной он был ласков...».
Мать, Евдокия Михайловна, была неграмотной, занималась поденной работой: мыла полы, стирала белье.
«Внешне мать была женщиной, каких тысячи на Руси, – вспоминал Шаляпин, – небольшого роста, с мягким лицом, сероглазая, малозаметная».
Мать была добрая, кроткая, отзывчивая.
«Это был единственный для меня человек, которому я во всем верил и мог рассказать все, чем в ту пору жила душа моя».
Мать была «милой песельницей».Голос был простой, деревенский, но приятный. С детства ему запомнились и полюбились песни, которые пела мать и женщины-соседки, собиравшиеся по вечерам вместе прясть пряжу. Пели протяжные, заунывные народные песни о белых снегах, о девичьей тоске, о лучинушке.
Мальчик и сам старался тихо подпевать в лад им, и ему это очень нравилось.
«Пелось мне... само собою, и все, что пело, меня привлекало и радовало», – вспоминал Шаляпин.
От природы он получил бесценный дар – голос и редчайшую музыкальность. Семья Шаляпиных часто переезжала из одного района Казани в другой: с Рыбнорядской переехали в Ометьево, жили в Собачьем переулке (дом Клычовой, ул. Некрасова, 27), в Татарской слободе, в Суконной слободе. Жизнь семьи была нищей, голодной, беспросветной. Ютилась или в одной маленькой комнатке, или в двух небольших комнатах подвального этажа, поселившись в бедном квартале с узкими кривыми грязными улочками, ветхими, потемневшими от времени деревянными домишками, трактирами, кабаками. Здесь жил простой мастеровой люд.
С надеждой и страхом вся семья (в ней, кроме Федора, было ещё двое детей, вскоре умерших от скарлатины) ожидала дня получки отца – 20-го числа. Чаще всего отец приходил во хмелю. Но, несмотря на бедность, нужду, пьянство отца, несмотря на то, что Шаляпину рано пришлось начать трудиться, терпеть обиды, побои от хозяев, детские впечатления его были скорее радостными, чем грустными.
Запомнились праздники, праздничные хороводы; девушки в алых лентах, сарафанах пели чудные песни; «поступь, наряды, праздничные лица людей – все рисовало какую-то иную жизнь, красивую и важную, без драк, ссор, пьянства». Жилось ему привольно, было много товарищей, «ловко ходили колесом, лазили по крышам и деревьям, делали самострелы, пускали воздушных змей», смотрели кулачные бои, купались в озере Кабан, а зимой катались здесь на коньках.
Когда Шаляпины жили в Татарской слободе, в жизни будущего певца произошло одно примечательное событие: однажды вечером, гуляя возле церкви св. Варлаамия, он зашел в нее и услышал стройное хоровое пение. Оно ему очень понравилось. В Суконной слободе семья поселилась в доме В.Н. Пикулиной на улице Большой по соседству с регентом церковного хора И.О. Щербининым, который взял его в певчие и помог постичь нотную премудрость. Федор пел в Духосошественской церкви (ныне театр кукол), и через три месяца ему положили жалованье – полтора рубля в месяц.
Для него началась новая жизнь: он принимал участие в церковных службах, пел на свадьбах, похоронах, молебнах, пел с наслаждением, полностью отдаваясь музыке. Духовные песнопения так же, как и народные песни, звали к чему-то высокому и прекрасному.
«Священная песня... живет неразрывно с той простой равнинной песней, которая, подобно колоколу, так же сотрясает сумрак жизни... Много горького и светлого в жизни человека, но искреннее вознесение – песня, истинное воскресение – песнопение», – писал Ф.И. Шаляпин в книге «Маска и душа».
Но отец считал пение в хоре безделицей. Сын, чтобы встать на ноги, должен был обучиться какому-нибудь ремеслу. Учился мальчик и скорняжному, и токарному делу, и сапожному мастерству у сапожника Н.А. Тонкова, когда они жили в Собачьем переулке, у сапожника Андреева в Татарской слободе, у которого он «сразу попал в тиски»: его заставляли мыть пол, ставить и чистить самовар, таскать с базара тяжелую корзину с провизией и били беспощадно.
Помогал отцу переписывать бумаги. Часть заработанных денег Федя тратил на Яшку. Яшка, Яков Мамонтов, был в то время знаменит по всей Волге как «паяц» и «масленичный дед». Он устраивал балаганные представления на Николаевской площади в рождественские, пасхальные и иные всенародные празднества. Яшка казался мальчику магом-волшебником; «его крепкие шутки, смелые насмешки над публикой, его громовой, сорванный и хриплый голос» притягивали зрителей.
«Очарованный артистом улицы, я стоял перед балаганом до той поры, что у меня коченели ноги и рябило в глазах от пестроты одежды балаганщиков. Вот это счастье – быть таким человеком, как Яшка!» – мечтал мальчик. «Может быть, именно этому человеку, отдавшему себя на забаву толпы, я обязан рано проснувшимся во мне интересом к театру, к «представлению», так непохожему на действительность», – напишет Ф.И. Шаляпин в книге «Страницы из моей жизни».
В Суконной слободе, на улице Георгиевской, находилось шестое городское приходское мужское училище, в котором Федор Шаляпин обучался с 1882 по 1885 год. Училище считалось одним из лучших в городе. Любимым учителем был Николай Васильевич Башмаков.
Федор Шаляпин с учителем Башмаковым
«Учитель Башмаков, – вспоминал Ф. Шаляпин в своей автобиографической повести, – оказался большим любителем пения, и у него была скрипка, этот инструмент давно нравился мне».
Федор стал одним из самых активных участников хора, руководимого Башмаковым, пел и в церкви. По рассказам этого учителя, Федор был живым, любознательным, учился хорошо, закончил училище с похвальной грамотой. После училища отец определил его писцом в ссудную кассу.
«Ну, теперь грамотный, – сказал сыну отец. – Надо работать. Ты вот все по театрам шляешься, книжки читаешь да песни поешь! Это надо бросить...»
С июня 1886 года Федор был принят на службу в канцелярию земской управы, и только в ноябре ему определили жалованье в 10 рублей. На протяжении нескольких лет с июня 1890 года он переписывал казенные бумаги, «какие-то огромные доклады с кучей цифр, часто оставаясь работать до поздней ночи». «Служба была глубоко противна мне. Но я гордился тем, что зарабатываю и помогаю матери жить. Работал я все-таки аккуратно и был на хорошем счету», – вспоминал Ф.И. Шаляпин.
Он пришел в гости в земскую управу, где когда-то работал
В 11 лет он впервые попадает в городской театр, впечатления от которого затмили Яшкин балаган. Казанский городской театр (находился он в центре города на Театральной площади) был одним из лучших провинциальных театров России. Благодаря заботам талантливого антрепренера и режиссера П.М. Медведева, здесь шли лучшие пьесы русских классиков: Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, ставились лучшие оперные спектакли. Здесь выступали знаменитые провинциальные актеры: Киселевский, Андреев-Бурлак, часто гастролировали ведущие актеры петербургских и московских театров.
Первым в жизни Ф. Шаляпина спектаклем было представление пьесы П.П. Сухонина «Русская свадьба в исходе XVI века (драматическое представление из частной жизни наших предков)». Мальчик был изумлен «сказочностью» театра, публикой, всей обстановкой, до глубины души был потрясен зрелищем.
«Я с изумлением смотрел в огромный колодец, на темное дно его, уставленное рядами стульев, среди которых растекались люди. Горел газ, и запах его остался для меня на всю жизнь приятнейшим запахом».
С тех пор его неудержимо тянуло в театр.
«В театр я ходил запоем. И драму, и оперу, и оперетку, все смотрел с одинаковым восторгом».
На сцене Казанского городского театра Шаляпин выступал статистом. Безгранично счастливый, в необъятном, не по росту балахоне взобрался он однажды вместе с мальчишками на стенку кремля с криком «ура» в последнем действии спектакля «Жизнь за царя».
С этого вечера он каждый день бегал на сцену. Когда голос у него окреп, он исполнил небольшую партию Зарецкого в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», поставленной любителями на сцене городского театра (29 марта 1890 года). Это было его первое сольное выступление в оперном спектакле...
Прошло 7 лет, и Федор Шаляпин снова очутился в своем родном городе. В марте 1897 года артист приезжает на гастроли в Казань уже известным солистом Московской частной оперы. Он дает два концерта на сцене городского театра. Зрительный зал был переполнен.
Публика принимала его восторженно. Певцу приходилось все время бисировать. Газета «Волжский вестник» писала, что певец «доставил публике такое эстетическое наслаждение, какого она давно уже не испытывала. Федор Шаляпин имел, можно сказать, колоссальный успех».
В мае 1899 года он снова приезжает в Казань. Если 2 года назад о нем писали как об «известном певце-художнике», то теперь он предстал перед земляками как признанный «великий оперный артист».
Прославленный певец исполнил на сцене Казанского городского театра несколько оперных партий (среди них Сусанин, Мельник, Мефистофель). Поклонники преподнесли певцу лавровый венок с надписью на ленте: «Высокоталантливому Федору Ивановичу Шаляпину».
Событием, всколыхнувшим европейскую культуру, становится участие Шаляпина в русских концертах в Париже (1907), а затем в «Русских сезонах», организованных С.П. Дягилевым (1908-1914). На афишах концерта в Париже – Шаляпин в образе Ивана Грозного. Певец, искусство которого было глубоко национальным, воспринимается как символ великого русского искусства.
Последнее выступление Шаляпина перед земляками – это концерты на сцене Дворянского собрания в сентябре 1909 года. Зал был переполнен – более двух тысяч человек. Зрители сидели даже на сцене. Много было жителей Суконной слободы, помнивших певца ещё мальчишкой. Шаляпина принимали с неописуемым восторгом. Концертная программа была небольшой, но концерт закончился далеко за полночь. Шаляпин исполнил сверх намеченного ещё более 20 произведений. Здесь были «Семинарист» Мусоргского, «Соловей» Чайковского, «Старый капрал» Даргомыжского, «На мельнице» Шуберта, «Во сне я долго плакал» Шумана и др.
«Шаляпин в концерте не менее интересен, чем в опере, – писал репортер «Казанского телеграфа». – Его исполнение безукоризненно, он поражает своей изумительной проникновенностью... Его умение воодушевлять, вдохновлять слушателя – гениально».
В казанской газете «Вечерняя почта» известный журналист и общественный деятель Николай Фирсович Юшков сравнивал артистический гений Шаляпина с художественным гением Л. Толстого. Выступление в родном городе состоялось накануне 20-летнего юбилея артистической деятельности Шаляпина.
В 1912 году Федор Иванович приехал в Казань, чтобы собрать материал к задуманной им автобиографии. Вместе с фотографом он посетил знакомые с детства улицы и дома, встретился с людьми, память о которых хранил в своем сердце. Он посетил своего любимого учителя Н.В. Башмакова и родное училище, где встретился с учителями и учениками.
Газета «Камско-Волжский край» сообщала, что Ф.И. Шаляпин побывал в уездном земстве, где он 20 лет назад служил писцом. В Ометьево он встретился с регентом Константиновым, с которым пел мальчиком в церквах на окраинах Казани. В гостях у Шаляпина побывал и Михаил Гаврилович Панкратьев, когда-то предложивший мальчику Феде свой билет в театр.
Воспоминания Шаляпина и фотодокументы легли в основу автобиографической книги «Страницы из моей жизни», впервые опубликованной в 1916 году в журнале «Летопись». Большую помощь в написании книги оказал Шаляпину А.М. Горький.
Максим Горький и Федор Шаляпин. Фото 1901 года
Дружба Горького и Шаляпина – долголетняя, искренняя, требовательная, началась, когда оба были уже знамениты, а за плечами остались тяжелейшие годы жизненных «университетов». Сами того не зная, они много раз встречались до своего знакомства, судьбы их были во многом схожи. Ещё в 1880-е годы с Федей произошел курьезный случай у антрепренера Казанского оперного театра. Шаляпин и Горький, не зная тогда ещё друг друга, пришли наниматься в хористы. Горького приняли, а Шаляпина – нет, по весьма «основательной» причине: антрепренер не нашел у него голоса.
Горький поддержал намерение Шаляпина писать автобиографию:
«Ты затеваешь дело серьезное, дело важное и общезначимое, т.е. интересное не только для нас, русских, но и вообще для всего культурного – особенно артистического – мира».
Портрет Шаляпина работы художника Кустодиева
Около полутора месяцев Горький вместе с Шаляпиным работал над автобиографией артиста, который помог писателю постичь оперное искусство.
Федор Иванович Шаляпин – наше достояние, национальное богатство русского народа. Он стал социальным и художественным символом своей эпохи, эпохи нового времени, раскрепощения человеческих сил. Биография Шаляпина – история восхождения певца из глубин русской жизни, из толщи народной к высотам мировой культуры. И начиналось это восхождение, приобщение к искусству и миру театра в нашем городе.
Казань – родина Шаляпина. Здесь он родился, здесь прошли его детские и юношеские годы, здесь впервые он выступил на театральной сцене, сюда он не раз возвращался уже известным, прославленным певцом и был с восторгом встречен казанской публикой.
Полина БЕЛОВА