Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Галимджан Ибрагимов в Казахстане

Доцент Ахмет ТОКТАБАЙ, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии Академии наук Казахстана утверждает, что татарский писатель Галимджан Ибрагимов побывал в Казахстане.

Когда я был принят в школу-интернат города Зайсан в 1963 году, мне в руки попала книга Галимжана Ибрагимова под названием «Казахская девушка» (Қазақ қызы).

Роман был интересным. Самое главное в нем то, что автор в своем произведении реально отражал жизнь казахов конца Х1Х – начала XX века, с особой любовью писал о них.

Рядом со мной было много других детей, и я стал рекомендовать эту книгу им. Таким образом, она переходила из рук в руки, и однажды наш воспитатель Жусупхан ата, увидев ее, взял в руки и с особым уважением отозвался о книге так: «А, это книга Галимжана Ибрагимова. Я ее раньше читал на арабской графике.

Кстати, Галимжан бывал в Зайсане. Здание детсада на улице III Интернационала раньше было домом купца Ибраима Манапова, он приходился родственником Галимжану. И вот в этом доме Ибрагимов жил одно лето до революции». До сих пор хорошо помню, как мы по предложению Жусупхана ата, читали эту книгу на уроках по воспитанию и бурно обсуждали ее.

Учитель между делом отметил, что представители татарской интеллигенции внесли неизмеримую лепту в дело просвещения казахского народа. Жусупхану ата в то время было далеко за шестьдесят. Он был родом из Омска. Высокий, белокурый. Имел усы а-ля Ильяс Джансугуров, одевался хоть и небогато, но со вкусом. От него исходил дух благовоспитанности и эрудиции, так свойственные прежней казахской интеллигенции. Не любил Советскую власть. Когда водил детей на сельхозработы, рассказывал тем из них, которых считал продвинутыми и надежными, о бесчинствах советских чиновников, о том, как был уничтожен цвет казахской нации.

Жусупхан ата был нашим воспитателем два года – в 5 и 6 классах и собрался переехать обратно в Омск. Перед отъездом он говорил мне: «Ахмет, я уроженец Омска, но уезжаю из Зайсана не из-за этого, а по причине высокого давления. Как доеду, пришлю тебе свой новый адрес. Пиши мне о новостях Зайсана».

С тех пор я потерял связь со своим учителем, забыл и о Галимжане. Когда в 1978 году работал в институте «Казпроектреставрация» при Министерстве культуры республики, по моему предложению делали паспорта свыше 30-ти домов города Зайсана, построенных из красного кирпича в конце Х1Х – начале XX века. К этой работе были привлечены архитекторы.

Оказалось, что жилые дома и другие здания, которые представляли собой историческую и архитектурную ценность, в большинстве своем принадлежали купцам и другим зажиточным людям татарской национальности. В ходе этой работы я провел очень много бесед со старожилами города Зайсана.

На меня произвел сильное впечатление рассказ 80-летней Фатимы Мазаковой. Был удивлен ее феноменальной памятью. Она рассказывала о событиях, произошедших в Зайсане как до Октябрьской революции, так и после нее, да так, будто только вчера была их очевидцем.

«В мае 1916 года, когда я училась в медресе татарских девушек города Зайсана, – вспоминала Фатима апай, – нам преподавала математику дочь Ибраима Манапова. Однажды наша учительница привела к нам высокого, широкоплечего, с густыми усами и объемными волосами мужчину примерно 30-летнего возраста и представила его нам как писателя по имени Галимжан Ибрагимов. Учительница рассказывала ему, представляя нас, о том, что в одном классе учатся 14 девушек, о том, какая у нас успеваемость и семейное положение… Галымжан Ибрагимов поинтересовался, есть ли в классе казахские девушки. По знаку нашей учительницы четыре казашки встали с места. Галимжан ага на чистом казахском языке интересовался нашими делами.

Несколько раз звучала мысль о том, что мы, казахские девушки, должны стремиться к знаниям, и об этом нам нужно рассказывать и другим своим знакомым подружкам. Тогда наша учительница поведала нам, что Галимжан ага намерен написать роман о казахской девушке, и собирает материалы для этой своей работы. Галимжан ага при этих словах заулыбался и рассказал, что уже несколько лет как начал писать о казахской девушке и что скоро завершит свой труд».

В 1983 году уроженец Зайсана, секретарь Союза писателей, участник Великой Отечественной войны, главный редактор издательства «Жазушы», полковник в отставке Есет Аукебаев, услышав о том, что я собираю материалы по архитектурным памятникам города, сказал следующее:

«До революции в Зайсан приезжал Галимжан Ибрагимов для сбора материалов для своего романа «Казахская девушка». В то время в Зайсане много было татарских богатых купцов. И в этот богатый своей торговлей город с красивой природой приезжали отдыхать в те времена немало и татарской интеллигенции».

Я рассказал Есету ага все, что знал о Галимжане. Он обрадовался и посоветовал мне расспросить о нем зайсанских старожилов – татар и казахов.

Дом, в котором останавливался Г.Ибрагимов, хорошо сохранился. Он был построен знаменитым народным архитектором Баязитом Сатпаевым по заказу купца 1-й гильдии Ибраима Манапова, который в 1900 годы вел торговые дела между Китаем и Россией. Здание прямоугольное в плане, на небольшом фундаменте, выложено из красного жженого кирпича. Выразительными архитектурными деталями являются расположенные по главному фасаду два симметричных выступа в виде порталов. В порталах расположены оконные проемы, имеющие стрельчатое завершение. Конструкция порталов подчеркнута фигурной кладкой. Один из входов расположен в торце здания. В этом крыле – две симметричные комнаты. Еще один вход, ведущий в основную часть здания, находится во внутреннем фасаде. Кровля здания железная, отопление печное, полы деревянные, имеется развитая система водосточных труб. Конструктивные элементы декорированы фигурной кладкой. В интерьере имеется также декор. Размеры в плане – 22,7x11,9 м, высота – 2,8 м.

Сын Ибраима – Смагул Манапов – получил образование в городе Казани, был истинным революционером, преданным большевистской идее. В апреле и мае 1917 года он вместе с А.Шегировым и И.Ошкиным в подвале своего дома печатал на русском и казахском языках большевистские листовки «Искра» и «Ушкын» и распространял их среди народа. На специальном печатном станке было напечатано 17 номеров «Ушкына» (Искра), распространенных среди людей. С.Манапов был убит белогвардейцами в 1918 году в тюрьме Усть-Каменогорска.

На меня произвели сильное впечатление восточный архитектурный стиль и тип построения этого дома, а также то, что он был связан с именем Г.Ибрагимова. Согласовывая свои действия с районным партийным комитетом Зайсана, я в 1985 году я заказал и установил на доме две мемориальных памятных доски: «Дом революционера Смагула Манапова. В этом доме в апреле и мае месяце 1917 года издавались газеты «Ушкын» «Искра»; «В этом доме в мае и июне месяце 1916 года жил классик татарской литературы Галимжан Ибрагимов, работая над романом «Казахская девушка».

Надписи на мемориальных досках, которые залили из дюралюминия на Алмаатинском заводе тяжелого машиностроения, были написаны на казахском и русском языках. В 1987 году эти доски при содействии Зайсанского райкома партии были доставлены в Зайсан и установлены на улице III Интернационала, которая, начиная с 1991 года, стала называться улицей С.Манапова.

Мемориальные доски висели с 1987 по 1991 год. А летом 1991 года пропали. Позже я услышал версию о том, что эти доски были сворованы нечистыми на руку людьми, которые сдали их в металлолом.

В данное время по моему предложению ведутся работы по восстановлению мемориальных досок, уже из мрамора. В 2009 году, в сентябре, в связи со 140-летием города Зайсана, я написал письмо в городской акимат с предложением превратить этот дом в музей литературы, искусства и науки имени Галимжана Ибрагимова, которое подписали более 30-ти разных людей, среди которых были поэты, писатели, люди науки и искусства, военные и т.д. Предложение было положительно принято городским акиматом Зайсана. Нам дали обещание о том, что в будущем, когда будут вестись работы по открытию музея, нас будут приглашать, дабы мы приняли в этой работе деятельное участие.

По моему мнению, если музей все-таки откроется, то одну комнату этого здания надо посвятить жизни и творчеству Г.Ибрагимова. А в остальных помещениях можно будет разместить экспонаты о жизни и творчестве знаменитых людей Зайсана – писателей, ученых и деятелей искусств, общая численность которых насчитывают более сорока личностей. Я хотел бы, чтобы Правительство Татарстана написало письмо в администрацию Президента Республики Казахстан, где были бы озвучены предложения по оказанию содействия в этом благородном деле.

 

Постскриптум:

Этот материал был прислан к нам по электронной почте как отклик на наши публикации. Мы направили его в Министерство культуры РТ. Если будут новости, обязательно  известим своих читателей.