Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Май 2024 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 2005 – В здании бывшего юнкерского училища в Казанском Кремле открыт Музей-мемориал Великой Отечественной войны (филиал Национального музея РТ). Экспозиция рассказывает о патриотизме и подвигах воинов из Татарстана, боевом пути воинских соединений, сформированных в республике

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Открывая тайны родной земли

4 марта 2002 года  генеральный директор Национального музея Республики Татарстан, заслуженный работник культуры РТ, кандидат филологических наук Геннадий Степанович Муханов отметил свой пятидесятипятилетний юбилей.

Кисть художника или перо литератора?

В детстве Геннадий Муханов мечтал быть художником. Он любил рисовать с натуры, особенно родную природу. И частенько представлял себя в будущем если не великим итальянцем Микеланджело, то хотя бы Шишкиным из соседней Елабуги. Маленький Гена любил свой дом, расположенный на краю самой длинной в Чистополе улицы Фрунзе.

Муханову, как он сам признается, повезло со школой - учился в самой уважаемой и престижной, самой старинной школе Чистополя – в школе №1. Она построена еще до революции на средства купца Челышева как мужская гимназия. Сколько поколений перевидали эти стены.

Юный ученик Гена Муханов воображал, что вот сейчас завернет за угол школьного коридора и столкнется... с гимназистами из далекого прошлого, может быть, даже со своим прадедом…

Пытливый, серьезный подросток привлек внимание учительницы русского языка и литературы Н. Харитоновой, ведущей кружок краеведения. Они стали большими друзьями на всю жизнь. Именно Нина Степановна с ее неутомимой энергией, жаждой поиска и влюбленностью в родной край предопределила судьбу Геннадия, увлекла его необычайно трудной, но и столь же интересной краеведческой работой.

Уже в школьные годы Геннадий стал печататься в местной газете. Первая его заметка называлась "Спасибо тебе, городок на Каме" и была посвящена истории Чистополя. Сейчас в архиве Муханова насчитывается более 200 публикаций в различных изданиях. Благодаря Нине Степановне  у него еще в школьные годы появилась мечта (вернее, это была их общая мечта) - написать книгу о писателях и деятелях искусства, живших в Чистополе в годы эвакуации.  Но он чувствовал, что сил и знаний для этого пока маловато. И поэтому поехал в Казань поступать в университет, на журфак. Но поступил в пединститут, на филфак...  

"А мне хотелось писать о живых писателях..."

В Казани Геннадий  остановился у Рема Николаевича Пормана, преподавателя пединститута, бывшего учителя русского языка и литературы первой чистопольской школы,  с которым до этого переписывался. Это и определило его выбор. Но через два года Порман был вынужден переехать в Уфу. И  Муханов лишился своего научного руководителя.

А надо сказать, что в институте он занимался по индивидуальному обучению, все свободное время торчал в "Лобачевке", считался очень перспективным студентом. Его пытались соблазнить чисто филологическими исследованиями, но Геннадию хотелось писать о живых писателях. В итоге в аспирантуру Муханов поступает на кафедру журналистики и его руководителем становится доктор филологических наук, профессор Мансур Хасанов.

Научная работа Муханова называлась несколько тенденциозно, особенно по нынешним меркам, - "Социологические и эстетические аспекты интернационализма в современной многонациональной литературе".  Эта тема, как сейчас признается Геннадий Степанович, ему поначалу не очень нравилась, казалась слишком политизированной, а от политики Муханов всегда старался держаться подальше. Но постепенно он увлекся своей диссертацией, трудился над ней с воодушевлением.

- Я работал вдохновенно, порой азартно даже, - вспоминает Г. Муханов, - изучал и филологические труды, и философские, и социологические. Работа получилась многоплановая, содержательная. Защита планировалась в Ленинграде, в знаменитом Пушкинском доме на площади Искусств, но по некоторым объективным причинам состоялась в Казани.

Вскоре после защиты молодой перспективный ученый Геннадий Муханов получил приглашение на работу в отдел пропаганды Татарского обкома партии.  

И сбылась мечта о книге

Однажды зимой, в начале 80-х годов, Г.Муханов приехал в Чистополь. Как всегда, прошелся по улицам родного города. Укоризненно молчали накрытые большими снежными шапками старые приземистые дома,   весело высились на их фоне современные многоэтажки. Геннадий Степановичу стало грустно - уходит старина, уходят люди...

И вдруг он поймал себя на мысли, что пора браться за перо, пока еще живы свидетели, и писать книгу про Чистополь времен Великой Отечественной войны. С этой идеей он пришел к бывшему в ту пору первым секретарем Чистопольского райкома КПСС Валерию  Полющенко. Тут же получил его одобрение и поддержку.

Потом Геннадий Степанович отправился к учительнице Харитоновой, которая с удовольствием откликнулась на призыв своего бывшего ученика принять участие в работе над книгой. Она была написана в удивительно короткий срок, практически за год. Если, конечно, не считать, что книга задумывалась еще в конце 50-х годов,  и все это время исподволь "готовилась почва", по крупицам копились материалы. Их оставалось систематизировать, дополнить современными штрихами...

Материал был собран богатейший.  Но книгу "Чистопольские страницы" (она увидела свет в 1987 году) при выпуске сократили почти вдвое. Г.Муханову приходилось воевать чуть ли не за каждую строчку. В ту пору цензоры были настроены против Пастернака, Цветаевой, Ахматовой: мол, давайте обойдемся в книге без присутствия этих скандальных личностей. Но Муханов доказывал, что историю не переделаешь и не отстираешь заново, как испачкавшуюся рубашку: что было - то было. А вышеназванные гениальные литераторы (время утвердило обоснованность данного эпитета), проживали в Чистополе во время эвакуации, хотелось этого  кому-то или не хотелось,  и оставили яркий незабываемый след.

Какого труда стоило Муханову отстоять эту бесспорную истину. Увы, не все удалось. Ни слова, например, нет в книге о друге Бориса Пастернака – еврейском поэте Маркише Перце, расстрелянном в 1952 году по делу о космополитах. А ведь именно Маркиш  уступил в Чистополе Борису Леонидовичу комнату, ставшую затем музеем.

Сын Маркиша – Давид (автор "Гуляй поле" и "Махно"), тоже поэт, живет в настоящее время в Израиле.

Тем не менее, книга получилась, была восторженно встречена как критиками и учеными-литературоведами, так и простым народом. "Чистопольские страницы" – удивительное творение. С одной стороны, это глубоко литературоведческий труд,  с другой -  интереснейшее художественно-публицистическое произведение, сильное своей фактурой, жизненной правдой, душевностью. Здесь собраны не только старые письма, писательские дневники времен Великой Отечественной войны, но и послевоенные воспоминания  известных людей, их детей.

"Чистопольские страницы", говорю без какого-либо лицемерия, читаются на одном дыхании, заставляя то смеяться, то плакать... Вышедшая тиражом в 45 тысяч экземпляров книга Геннадия Муханова разошлась, как говорят, в мгновение ока. Сейчас она - библиографическая редкость.  

Низкий поклон Борису Пастернаку

Перед кем всегда благоговел Геннадий Муханов, так это перед великим Пастернаком: и в те времена, когда имя поэта было под запретом, и сейчас, когда Пастернак причислен к гениям русской литературы. Создать в Чистополе музей имени Бориса Пастернака стало еще одной мечтой и долгом Г.Муханова перед земляками, особенно после того, как он возглавил Госмузей РТ.

Взяться решительно за дело заставило грустное сообщение Н.Харитоновой о том, что хозяева дома, где проживал Пастернак в Чистополе, уезжают, и всю обстановку, подлинные вещи, которыми пользовался поэт, собираются распродать. Положение надо было спасать немедленно.

Понадобилось обойти немало порогов, прежде, чем получить заветное разрешение на открытие музея. Но общими усилиями (и местных краеведов, и генерального директора Госмузея РТ) удалось открыть в начале 1991 года в Чистополе музей Бориса Пастернака.  

Главное - сердцем не стареть

Если вы не знакомы с Геннадием Степановичем Мухановым, хочется предупредить: этот человек удивит вас при первой же встрече. Во-первых, своей необыкновенной моложавостью. Выглядит, как тридцатипятилетний молодой человек.

- Мне даже пришлось отпустить бороду, - смеется Геннадий Степанович, - чтобы выглядеть солиднее.

Во-вторых, вас непременно сразит необыкновенное обаяние Геннадия Степановича и неожиданная легкость общения. Про таких людей говорят: будто век с ними знаком. А когда вы узнаете о его фантастической трудоспособности, о тонком и умелом сочетании творческой работы с административной (в подчинении у Муханова 300 человек только в Казани, в Национальном музее, а еще на территории РТ 80 государственных музеев и около 300 ведомственных и школьных, которые постоянно находятся в поле зрения профессиональных музейщиков), то и вовсе растеряетесь.

Только стать таким непросто. Хотите рецепт? Вот уже много лет Геннадий Степанович питается исключительно вегетарианской пищей. Отсюда, как он утверждает, моложавый внешний вид, легкость, в том числе, и в общении с людьми.

Еще один фактор - спортивный,  регулярно, два раза в неделю, Муханов отправляется в спортзал играть  в волейбол. Наконец, такое качество, как доброжелательность к людям и тонкое понимание  психологического мира человека дал Муханову Закон Веры, который ориентирует только на хорошее и доброе, на каждодневное проявление бескорыстия и альтруизма.

Когда человек видит и чувствует, что его уважают, с ним считаются, его понимают, он для вас горы свернет. А от униженных и оскорбленных (большими начальниками) подчиненных отдачи ждать не приходится. Как жаль, что эту важную науку познали в полной мере лишь  немногие наши руководители. Зато те, кто познал, как Геннадий Муханов, пользуются поистине народной любовью.

"Казанские истории", №17-18, 2002 год