Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Сентябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 |
-
1978 – У парадного входа в Ленинский сад открыт памятник Александру Михайловичу Бутлерову, великому химику-органику, создавшему известную всему миру научную школу
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Он не стал «засрабом». Он остался просто Абдуллой Дубиным
- Лев Жаржевский
- 20 декабря 2006 года
«Далекое и близкое» – так называются встречи с известным казанским краеведом-филокартистом Абдуллой Дубиным, которые регулярно проводятся в Национальном музее РТ. Он охотно делится своими знаниями с другими.
Его серия открыток с видами старинной Казани (изданы уже 8 комплектов), книга «Казань историческая» – это ведь тоже форма диалога с теми, кто любит родной город и хочет узнать о нем больше.
Предлагаем очерк о нем, написанный другим казанским краеведом – Львом ЖАРЖЕВСКИМ.
Биографии казанцев порой настолько интересны и причудливы, что просто грех не изложить их на бумаге или в сети. Я хочу рассказать о человеке, который был известен буквально всем казанцам моего поколения. Я имею в виду Абдуллу Дубина, диктора Татарского телевидения. Один из четырнадцати детей астраханского хлебопека, Абдулла воспитывался в уважении к родителям, знанию и религии. Его отец, выйдя на пенсию, до самой кончины исполнял обязанности муэдзина при соборной мечети. Черная тарелка репродуктора – непременная деталь воспоминаний о детстве Абдуллы Ибрагимовича.
Абдулла Дубин - диктор Казанской студии телевидения
В конце 50-х Дубин становится актером Астраханского драмтеатра, затем поступает в Казанское театральное училище на вновь открытое театральное отделение. Немного спустя его берут на работу диктором республиканского телевидения, и с тех пор, как отметил один журналист, «четверть века Татария встречала вечера, слушая голос Дубина».
Интересен такой факт. На семинаре дикторов Юрий Левитан, встретившись с Дубиным, спросил: «В Татарии вас, наверное, на руках носят?» – «С чего бы это?» – «У вас образцовая русская речь, классическое мусульманское имя и типично славянская фамилия...»
Выяснить, откуда появились татары Дубины, Абдулла так и не смог. Знает только со слов Ираклия Луарсабовича Андроникова, что его прадед служил в Тарханах у лермонтовской бабушки.
На своей работе Абдулла Ибрагимович не снискал признания официальных властей. Кому-то давали звание заслуженного работника культуры («засраба», как говорит Дубин), кому-то еще что-то. Его же почти всегда обходили. Сначала это вызывало недоумение – вроде бы работает никак не хуже других, обласканных властью.
Недоумение разрешилось тогда, когда ему было сказано без обиняков – «мишарам мы выдвигаться не дадим». Так он впервые познакомился с делением татар на полноценных и не очень.
Одновременно с работой диктор высшей категории А.Дубин окончил ГИТИС. А с конца 1960-х все свободное время стал отдавать краеведению. Краеведение – это род наркотика, знаю по себе. Абдулла Ибрагимович выбрал не самую легкую часть краеведения – изобразительную. Он стал собирать открытки с видами Казани. Такого рода собирательство редким не назовешь – им заняты сотни, если не тысячи людей.
Спасо-Преображенский монастырь в Кремле (до наших дней не сохранился)
Но собрать настоящую коллекцию – удел немногих. Достаточно сказать, что фонд открыток Национального музея не идет ни в какое сравнение с собранием Дубина. Да что там наш музей – даже в фантастически богатых фондах Отдела эстампов Российской национальной библиотеки собрание гораздо меньше. Абдулла Ибрагимович, любящий всей душой Казань, не забывает и о родной Астрахани – астраханская часть его коллекции содержит практически все открытки, на которых изображен этот город. Достойно представлена у него и Волга – главная улица России.
Всего у Дубина собрано более 10 тысяч открыток.
Державинская аптека (ныне здесь одно из отделений банка
Вы замечали, наверное, как много сейчас на прилавках книг об истории Казани – почти все они являются перепевами материалов корифея казанского краеведения Николая Яковлевича Агафонова с добавлением собственных глупостей. Весь этот краеведческий китч непременно связывали с 1000-летием Казани.
Изданные Дубиным серии высококачественных репродукций старых открыток становятся объектом собирательства тех, кому уже никогда не собрать подлинники.
Во время фотосъемки здесь был оперный театр. Ныне - театр имени К. Тинчурина
Одно из самых красивых зданий Казани. Ныне здесь - Духовное управление мусульман
Особой частью собрания Абдуллы Дубина являются открытки с видами мечетей России и мира. Человек глубоко верующий (после совершения хаджа он получил право на приставку к своему имени слова «хаджи»), он не просто собирает эти виды – он старается как можно больше узнать об изображенных на открытках мечетях.
Как-то мне понадобилась консультация о такой частности, как количество минаретов в мекканских и мединских мечетях в разное время. Никто в Казани не мог ответить на эти вопросы. Я просидел в Интернете часа три, терзая многочисленные сайты, посвященные исламской архитектуре – тоже впустую. Уж не помню сейчас, кто именно подсказал мне спросить об этом у Дубина. Я спросил. Ответ был ясным, четким, исчерпывающим.
Не хотелось бы, чтобы собрание Абдуллы Дубина (будем говорить прямо – человек не вечен) постигла судьба другой известной краеведам коллекции – ленинградского геолога Усманова. Когда тот скончался, его коллекция разошлась по рукам.
Составить и издать грамотный научный каталог собрания, а еще лучше издать репродукции всех открыток коллекции Абдуллы Дубина – вот задача, достойная города, не устающего гордиться своим культурным потенциалом.
Лев ЖАРЖЕВСКИЙ
ОТ РЕДАКЦИИ:
«Казанские истории» не раз публиковали открытки из коллекции Хаджи Абдуллы Дубина. Он подарил редакции несколько комплектов, изданных за последние годы. Последний комплект, который мы получили, – «Елабуга историческая», подарок городу на Каме к его 1000-летию. Сопроводительный текст дан на трех языках – русском, татарском и английском, что делает комплекты открыток хорошим подарком гостям из других городов и иностранцам. Тем более что качество печати сейчас превосходное.
«Казанские» комплекты Абдуллы Ибрагимовича, изданные перед самым юбилеем города, назывались «Казань на рубеже веков и тысячелетия». Они интересны тем, что на каждой открытке город представлен в двух временных измерениях: в конце XIX и начале XXI века. Чаще всего это один и тот же вид, одно и то же здание, как, например, Александровский пассаж или Спасская башня Кремля. Такие исторические параллели Дубина впервые появились на страницах газеты «Вечерняя Казань».
Сейчас он публикуется в основном в газете «Республика Татарстан». Примечательно, что современные снимки сделаны им самим. Абдулла Дубин издал и комплект открыток об Астрахани.
А не так давно вышел из печати фотоальбом, посвященный этому городу. Он похож по замыслу и оформлению на книгу «Казань историческая», но автор-составитель считает, что альбом получился лучше.
Публикуемые открытки - из собрания Абдуллы Дубина
«Казанские истории», №9, 2006 год