Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
-
2000 – На Арском кладбище, на воинском участке, открыт надгробный памятник знаменитому борцу Н. Жеребцову, известному под псевдонимом Николай Верден. Николай Георгиевич изображён на мраморной стеле во весь рост
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Он не стал «засрабом». Он остался просто Абдуллой Дубиным
- Лев Жаржевский
- 20 декабря 2006 года
«Далекое и близкое» – так называются встречи с известным казанским краеведом-филокартистом Абдуллой Дубиным, которые регулярно проводятся в Национальном музее РТ. Он охотно делится своими знаниями с другими.
Его серия открыток с видами старинной Казани (изданы уже 8 комплектов), книга «Казань историческая» – это ведь тоже форма диалога с теми, кто любит родной город и хочет узнать о нем больше.
Предлагаем очерк о нем, написанный другим казанским краеведом – Львом ЖАРЖЕВСКИМ.
Биографии казанцев порой настолько интересны и причудливы, что просто грех не изложить их на бумаге или в сети. Я хочу рассказать о человеке, который был известен буквально всем казанцам моего поколения. Я имею в виду Абдуллу Дубина, диктора Татарского телевидения. Один из четырнадцати детей астраханского хлебопека, Абдулла воспитывался в уважении к родителям, знанию и религии. Его отец, выйдя на пенсию, до самой кончины исполнял обязанности муэдзина при соборной мечети. Черная тарелка репродуктора – непременная деталь воспоминаний о детстве Абдуллы Ибрагимовича.
Абдулла Дубин - диктор Казанской студии телевидения
В конце 50-х Дубин становится актером Астраханского драмтеатра, затем поступает в Казанское театральное училище на вновь открытое театральное отделение. Немного спустя его берут на работу диктором республиканского телевидения, и с тех пор, как отметил один журналист, «четверть века Татария встречала вечера, слушая голос Дубина».
Интересен такой факт. На семинаре дикторов Юрий Левитан, встретившись с Дубиным, спросил: «В Татарии вас, наверное, на руках носят?» – «С чего бы это?» – «У вас образцовая русская речь, классическое мусульманское имя и типично славянская фамилия...»
Выяснить, откуда появились татары Дубины, Абдулла так и не смог. Знает только со слов Ираклия Луарсабовича Андроникова, что его прадед служил в Тарханах у лермонтовской бабушки.
На своей работе Абдулла Ибрагимович не снискал признания официальных властей. Кому-то давали звание заслуженного работника культуры («засраба», как говорит Дубин), кому-то еще что-то. Его же почти всегда обходили. Сначала это вызывало недоумение – вроде бы работает никак не хуже других, обласканных властью.
Недоумение разрешилось тогда, когда ему было сказано без обиняков – «мишарам мы выдвигаться не дадим». Так он впервые познакомился с делением татар на полноценных и не очень.
Одновременно с работой диктор высшей категории А.Дубин окончил ГИТИС. А с конца 1960-х все свободное время стал отдавать краеведению. Краеведение – это род наркотика, знаю по себе. Абдулла Ибрагимович выбрал не самую легкую часть краеведения – изобразительную. Он стал собирать открытки с видами Казани. Такого рода собирательство редким не назовешь – им заняты сотни, если не тысячи людей.
Спасо-Преображенский монастырь в Кремле (до наших дней не сохранился)
Но собрать настоящую коллекцию – удел немногих. Достаточно сказать, что фонд открыток Национального музея не идет ни в какое сравнение с собранием Дубина. Да что там наш музей – даже в фантастически богатых фондах Отдела эстампов Российской национальной библиотеки собрание гораздо меньше. Абдулла Ибрагимович, любящий всей душой Казань, не забывает и о родной Астрахани – астраханская часть его коллекции содержит практически все открытки, на которых изображен этот город. Достойно представлена у него и Волга – главная улица России.
Всего у Дубина собрано более 10 тысяч открыток.
Державинская аптека (ныне здесь одно из отделений банка
Вы замечали, наверное, как много сейчас на прилавках книг об истории Казани – почти все они являются перепевами материалов корифея казанского краеведения Николая Яковлевича Агафонова с добавлением собственных глупостей. Весь этот краеведческий китч непременно связывали с 1000-летием Казани.
Изданные Дубиным серии высококачественных репродукций старых открыток становятся объектом собирательства тех, кому уже никогда не собрать подлинники.
Во время фотосъемки здесь был оперный театр. Ныне - театр имени К. Тинчурина
Одно из самых красивых зданий Казани. Ныне здесь - Духовное управление мусульман
Особой частью собрания Абдуллы Дубина являются открытки с видами мечетей России и мира. Человек глубоко верующий (после совершения хаджа он получил право на приставку к своему имени слова «хаджи»), он не просто собирает эти виды – он старается как можно больше узнать об изображенных на открытках мечетях.
Как-то мне понадобилась консультация о такой частности, как количество минаретов в мекканских и мединских мечетях в разное время. Никто в Казани не мог ответить на эти вопросы. Я просидел в Интернете часа три, терзая многочисленные сайты, посвященные исламской архитектуре – тоже впустую. Уж не помню сейчас, кто именно подсказал мне спросить об этом у Дубина. Я спросил. Ответ был ясным, четким, исчерпывающим.
Не хотелось бы, чтобы собрание Абдуллы Дубина (будем говорить прямо – человек не вечен) постигла судьба другой известной краеведам коллекции – ленинградского геолога Усманова. Когда тот скончался, его коллекция разошлась по рукам.
Составить и издать грамотный научный каталог собрания, а еще лучше издать репродукции всех открыток коллекции Абдуллы Дубина – вот задача, достойная города, не устающего гордиться своим культурным потенциалом.
Лев ЖАРЖЕВСКИЙ
ОТ РЕДАКЦИИ:
«Казанские истории» не раз публиковали открытки из коллекции Хаджи Абдуллы Дубина. Он подарил редакции несколько комплектов, изданных за последние годы. Последний комплект, который мы получили, – «Елабуга историческая», подарок городу на Каме к его 1000-летию. Сопроводительный текст дан на трех языках – русском, татарском и английском, что делает комплекты открыток хорошим подарком гостям из других городов и иностранцам. Тем более что качество печати сейчас превосходное.
«Казанские» комплекты Абдуллы Ибрагимовича, изданные перед самым юбилеем города, назывались «Казань на рубеже веков и тысячелетия». Они интересны тем, что на каждой открытке город представлен в двух временных измерениях: в конце XIX и начале XXI века. Чаще всего это один и тот же вид, одно и то же здание, как, например, Александровский пассаж или Спасская башня Кремля. Такие исторические параллели Дубина впервые появились на страницах газеты «Вечерняя Казань».
Сейчас он публикуется в основном в газете «Республика Татарстан». Примечательно, что современные снимки сделаны им самим. Абдулла Дубин издал и комплект открыток об Астрахани.
А не так давно вышел из печати фотоальбом, посвященный этому городу. Он похож по замыслу и оформлению на книгу «Казань историческая», но автор-составитель считает, что альбом получился лучше.
Публикуемые открытки - из собрания Абдуллы Дубина
«Казанские истории», №9, 2006 год