Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Утропина Татьяна, оперная певица
- Любовь АГЕЕВА
- 09 марта 2012 года
Оперной певице Татьяне Утропиной 9 марта 2012 года исполнилось бы 100 лет. Очень мало людей доживает до такого юбилея. И как хорошо, когда есть кому помянуть юбиляра в такой день. Даже если это только дети и внуки.
Хотелось бы верить, что, прочитав мой очерк, эту артистку в Казани вспомнят многие. Во всяком случае ее вряд ли забыли любители оперы, которые ходили в театр, как говорится, на Утропину.
Бесспорно лучшей классической исполнительницей была в те годы Татьяна Николаевна Утропина. Красивый, гибкий голос, выразительная подкупающе-задушевная манера пения, тонкий вкус, благородная сценическая внешность (небольшого роста, очень изящная женщина) сделали ее одной из самых любимых артисток оперы.
Высокий профессионализм певицы определил и огромную ее работоспособность, в афишах 1940-1950-х годов (она была в театре до 1957 года) ее имя встречается чаще всех других.
Она имела громадный репертуар (все лирико-колоратурные партии: Марфа, Снегурочка, Антонида, Джильда, Маргарита, Розина и др.), всегда была «в форме». Отточенная вокальная техника в сочетании с теплым, нежным звуком сделали ее лучшей Виолеттой на сцене театра (эту партию она спела более 100 раз).
Выпускница Московской консерватории, она появилась в Казани в начале Великой Отечественной войны, а с 1942 года стала петь в возрождавшемся театре, где вскоре заняла ведущее место в труппе.
Георгий КАНТОР
Книга «Казань – Музыка – ХХ век»
Татьяна Николаевна Утропина родилась в 1912 году в семье подполковника Российской армии, служившего в польском городе Лодзь. Польша в то время входила в Российскую империю. В 1915 году семья переехала в город Воронеж.
Уже в пятилетнем возрасте Таня удивляла своих родных необычными музыкальными способностями. Она могла двумя ручками подобрать на пианино мелодии популярных в те дни песен, хотя никаких уроков музыки девочка не получала. В 1916 году отец, вернувшись на фронт после госпиталя, пропал без вести, и мать осталась одна с тремя дочерьми. Татьяна была младшей.
Имея только гимназическое образование, мать давала уроки французского языка. Закончив специальные курсы, стала работать бухгалтером. Две старшие сестры Татьяны, не имея рабоче-крестьянского происхождения, могли учиться только в сельскохозяйственном техникуме. У Татьяны выбор был шире – она поступила учиться в музыкальное училище.
Будучи студенткой, она участвовала в региональном конкурсе певцов и стала лауреатом. Это дало ей возможность продолжить музыкальное образование в консерватории, и она выбрала Московскую. До этого Татьяна никогда не была в Москве. Отправилась туда с большим желанием учиться и небольшой надеждой поступить. Приехав в Москву с парой ситцевых платьев и увидев московских абитуриенток в нарядных платьях, подумала, что у нее вообще нет никаких шансов. Но вступительные экзамены сдала успешно, прошла все три тура конкурса по вокалу. Она была зачислена в класс профессора Дорлиак.
Услышав фамилию, студентка попросила направить ее в класс педагога-женщины. Ей объяснили, что имя Дорлиак – Ксения Николаевна. Среди учеников профессора Дорлиак в энциклопедиях называется и имя Т. Утропиной. Позднее ее приняли в доме Ксении Николаевны Дорлиак как близкого человека. Она подружилась с дочерью Ксении Николаевны – Ниной Львовной, которая была ее педагогом по камерному пению. Это была жена известного пианиста Святослава Рихтера. Своих детей у них не было, и Нина Львовна дарила свою любовь ученицам.
В домашнем архиве Татьяны Николаевны, бережно сохраняемом ее дочерью – Светланой Павловной, есть фотография профессора Нины Львовны Дорлиак, сделанная в декабре 1955 года, с дарственной надписью «Любимой моей Танюше, обаятельной певице».
Нина Львовна Дорлиак
Светлана Павловна сохраняет отзыв Нины Львовны о своей ученице и подруге по случаю ее представления на должность доцента по вокалу Казанской государственной консерватории. «Татьяну Утропину я знаю со студенческих лет. Уже тогда в Московской консерватории Т. Утропина отличалась редкой музыкальностью, артистичностью. При окончании консерватории показала прекрасное владение голосом, культуру исполнения, владение стилем исполняемых произведений, яркую выразительность. Будучи всегда требовательной к себе, совершенствовала свое мастерство на сцене Казанского оперного театра (пела все ведущие партии лирико-колоратурного сопрано)…», – писала Нина Львовна.
В 1940 году Татьяна закончила Московскую консерваторию и 23 апреля 1941 года стала аспиранткой вокального факультета. Училась в одной группе с Эмилем Гилельсом. Но в зачетной книжке аспирантки Татьяны Пустоветовой-Утропиной – всего одна запись: «хорошо» за первый экзамен. Она сдавала его 19 июня. Великая Отечественная война отменила многие планы…
Еще будучи студенткой, она подружилась с казанцами, которые учились в Татарской оперной студии при Московской консерватории. В 1938 году, завершив учебу, студийцы вернулись в Казань, где должен был открыться оперный театр. Получив диплом о высшем образовании, Татьяна по приглашению друзей приехала в Казань.
Какое-то время работала в Татарской государственной филармонии, а с июля 1941 года стала солисткой оперного театра и 23 апреля впервые пела партию Джильды в «Риголетто».
Казалось, когда шли жестокие бои, людям было не до театра, однако и военнослужащие, дожидавшиеся отправки на фронт или лечившиеся в казанских госпиталях, и жители Казани, сильно увеличившиеся в числе за счет эвакуированных, каждый вечер заполняли зал театра, в котором через день работали драматическая и оперная труппы (сегодня в этом здании театр имени Карима Тинчурина).
В архиве семьи Утропиных сохранилась записная книжка Татьяны Николаевны, в которой она записывала все свои спектакли. Так, в мае 1942 года певица выходила на сцену 6 раз, в сентябре – 11. Она пела Марфу, Джильду, Микаэлу. Благодаря этому блокнотику мы видим, что 11 мая 1945 года на сцене театра шел спектакль «Травиата», в котором она исполняла партию Виолетты.
Блокнот хранит записи о гастролях – Чебоксары, Йошкар-Ола, Астрахань, Ижевск, Саранск, Ульяновск, Тула, Рязань, Пенза… Порой это были спектакли, но чаще концерты. Татьяна Николаевна выступала с концертными программами часто. В записной книжке находим записи о концертах в домах культуры, в Доме ученых, в КАИ, в Казанском университете, в сельскохозяйственном институте, на заводе имени Горбунова… Тогда так было принято – вечером зрители приходили в театр, а днем артисты приезжали к ним прямо на работу. Иногда у Утропиной бывало по два концерта в день.
Артисты в школе №39. Татьяна Утропина - крайняя справа в первом ряду
На снимке, сделанном 27 февраля 1956 года, – Татьяна Утропина вместе с Ниязом Даутовым, актерами Качаловского театра Николаем Провоторовым и Ириной Чернавиной среди юных артистов школы №39. Драмкружок в этой школе вела в то время Тамара Владимировна Смирнова. Судя по записи на обороте фотографии, она пригласила гостей на вечер западной драматургии.
Светлана Павловна бережно хранит записки, которые ее мама получала на концертах. Это были слова признательности или просьбы исполнить кто-то конкретное. В газетных вырезках – следы гастролей в других городах. «Из всех просмотренных мною оперных спектаклей особенно хорошее впечатление оставила опера «Травиата» Дж. Верди. Солистка оперы Т.Н. Утропина, прекрасно исполнившая партию Виолетты, создала незабываемый образ… Своим проникновенным голосом в сочетании с хорошей игрой она захватывает зрителя и вызывает глубокие душевные переживания» – это цитаты из газеты «Красная Чувашия» (1948 год).
«Следует отметить также незаурядные драматические способности и прекрасные голосовые данные заслуженной артистки Татарской АССР Т.Н. Утропиной. Очень свежо и своеобразно спела она арию Розины из оперы «Севильский цирюльник» России и трогательную «Польку в детской» Иоганна Штрауса» – это рецензия к окончанию гастролей Татарского театра оперы и балета в Ижевске (2 августа 1950 года).
Работая над этим очерком, покопалась в Интернете, нашла несколько записей Т. Утропиной. Не так много, как у ее коллег Марьям Рахманкуловой, Муниры Булатовой или Галии Кайбицкой. Но все-таки есть (например, песня Сары Садыковой «Жду тебя» на слова А.Ерикея в записи 1942 года) Певица вела подсчет своих спектаклей, и мы видим, что партию Джильды она исполнила 98 раз, Микаэлы – 105 раз, Виолетты – 111 раз. Сотый спектакль «Травиаты» состоялся 30 мая 1954 года. Через два года, 24 июня, она пела в «Травиате» вместе со Здравковым Бадуровым, а на другой день они выступали в «Травиате».
Хозе в казанском спекаткле "Кармен" - певец из Болгарии Здравков Бадуров
Оперный певец из Болгарии был первым иностранным гастролером в Казани. Он участвовал в спектаклях казанской оперной труппы в мае-июне 1956 года.
Татьяна Утропина - Маргарита в опере "Фауст"
В блокнотике нет записей еще об одном виде творческой деятельности Татьяны Николаевны. На снимках сохранилась память о грамзаписи ее выступлений в Москве. В первые послевоенные годы Государственный Дом радиовещания и звукозаписи являлся единственной базой профессиональной отечественной звукозаписи. В его студиях была сосредоточена вся основная работа по созданию «золотого фонда» фонограмм как для центрального радиовещания, так и для производства грампластинок. Всесоюзная студия грамзаписи появилась только в 1955 году.
Татьяну Николаевну приглашали на запись арий и дуэтов из популярных опер. Ее партнерами выступали знаменитые московские оперные исполнители. На снимках 1955 года она с народным артистом СССР Алексеем Ивановым и заслуженным артистом Михаилом Киселевым.
Мюзетта ("Богема") - Татьяна Утропина
Татьяна Утропина и Алексей Иванов. Фото 1955 года
Татьяна Утропина и Михаил Киселев
«За выдающиеся заслуги в развитии татарского оперного искусства тов. Утропиной» в 1945 году указом Президиума Верховного Совета ТАССР было присвоено звание заслуженной артистки Татарской АССР, а в 1957 году она была награждена медалью «За доблестный труд». Артистов со званиями в то время было не так много. Татьяна Утропина была любимицей публики. Верхом популярности артиста в те годы считались фотооткрытки, которые продавались в киосках «Союзпечати». Была такая открытка и у Татьяны Утропиной. Вверху – большое фото, внизу – артистка в трех спектаклях.
Открытка Татьяны Утропиной
Однажды она сама решила купить такую открытку, но киоскер, не поднимая глаз, сказала: «Утропина кончилась». Увидев, кто спрашивает, радостно заулыбалась. Но Татьяна Николаевна все-таки осталась без открытки. Видать, в ту пору еще не было практики продажи «из-под полы». Открытка была куплена в другом киоске.
Светлана Павловна рассказала несколько интересных историй о театральном «закулисье». В то время любимых артистов не звали «звездами», а постоянных театралов называли более уважительно, чем сейчас – поклонники. Поклонников, которые не пропускали ни одного спектакля с ее участием, у Татьяны Николаевны было много. Их знали в лицо театральные билетеры, им оставляли билеты, если на спектакле был аншлаг. Но интерес представляет не число поклонников и поклонниц, хотя и этот факт – важный. Самые верные из них были вхожи в дом Утропиных. Они приходили в театр сами, приводили своих детей, соседей.
Светлана Павловна вспомнила Людмилу Петровну Баскакову, которую, как она считает, можно назвать членом их семьи. Людмила Петровна не раз угощала любимую артистку своими прекрасными пирогами, дарила ей красивые кружева собственного изготовления, которые сохранены до сих пор.
Людмила Петровна привела в театр свою соседку, которая стала ходить на спектакли с восьмилетним сыном. Видимо, с тех пор горячий интерес к музыке у моего коллеги по «Вечерней Казани» – Евгения Макарова. Он, кстати, и сообщил мне о юбилейной дате Татьяны Утропиной.
Сцена из оперы "Травиатта". Виолетта - Татьяна Утропина, Альфред - Фахри Насретдинов
Татьяна Утропина - Снегурочка
В личном архиве Утропиной есть два тетрадных листочка в линейку, на которых записано стихотворение «Ромашки» за подписью Веры Бажановой. Дата – 25 июля 1947 года, дом отдыха «Шеланга». Перед стихотворением – посвящение: «Дорогой Татьяне Николаевне на память о той, которая осталась без ладош, аплодируя ей».
Татьяна Николаевна умела дружить. Она была человеком открытым, искренним. В конфликтах, довольно распространенных в творческих коллективах, не участвовала. Со всеми была в хороших отношениях. Интересная подробность: друзья дочери Светланы становились и ее друзьями. И потому они пришли на столетний юбилей Татьяны Николаевны. Точнее не пришли, а приехали, поскольку некоторые живут в других городах.
Среди близких подруг Татьяны Николаевны была солистка оперной труппы Серафима Алексеевна, жена Назиба Гаязовича Жиганова. Они познакомились еще в Москве, когда учились в консерватории. Дружили, что называется, семьями, но после развода Жигановых в 1948 году Татьяна Николаевна больше общалась с подругой и ее дочерью Светланой, тоже грезящей о карьере певицы.
Серафима Жиганова и Татьяна Утропина (справа)
Позднее со Светланой Назибовной Жигановой они будут работать вместе в Казанской консерватории. Светлана Павловна вспоминает, как росла за кулисами театра. Так растут все дети артистов. В одном из спектаклей она даже выходила на сцену. Собственно, дома они были, как в театре.
Семья жила в театральном общежитии, которое располагалось тогда в правой части гостиницы «Казань», с той стороны, где на первом этаже была аптека. Кстати, было бы уместно после восстановления этого здания, в каком бы обличии оно не открылось, установить здесь мемориальную доску. Только вряд ли на ней уместятся фамилии всех казанских артистов, некогда живших здесь. Большинство – гордость казанской сцены.
Татьяна Утропина проработала в театре 16 лет, до апреля 1957 года. Пела ведущие партии классического репертуара: Джильду в «Риголетто», Виолетту в «Травиате», Снегурочку в одноименной опере, Марфу в «Царской невесте», Розину в «Севильском цирюльнике», Маргариту в «Фаусте», Микаэлу в опере «Кармен», Недду в опере «Паяцы», Антониду в опере «Иван Сусанин».
Всего в ее репертуаре было более 15-ти партий лирико-колоратурного сопрано. Вот что написано в ее характеристике, подписанной главным дирижером театра К. Тихоновым, секретарем парторганизации Х. Тухватуллиным и председателем профкома И. Жуковым:
«Вдумчивое отношение к творчеству, постоянная работа над повышением своего вокального мастерства позволило Т.Н. Утропиной исполняемые ею партии согреть большой теплотой и музыкальностью. Т.Н. Утропина … много сделала для популяризации произведений советских и татарских композиторов. Музыкально-театральная общественность и многочисленный слушатель с большой теплотой и признательностью относится к творчеству Т.Н. Утропиной; ее выступления пользуются неизменным успехом у слушателей».
В 1959 году Татьяна Николаевна по приглашению Назиба Жиганова пришла работать в Казанскую консерваторию, стала преподавать сольное пение. В течение пяти лет, помимо класса сольного пения, она возглавляла кафедру оперной подготовки. В консерватории преподавала до 1974 года. Работая в театре, Татьяна Николаевна не прерывала концертной деятельности. Выступала с сольными концертами и в первые годы работы в консерватории.
Татьяна Утропина. Снимок января 1956 года. Одна из последних театральных фотографий
Она ушла из жизни 27 января 1995 года в возрасте 82-х лет. Похоронена на Арском кладбище. (В некоторых материалах даты ее рождения и смерти приведены неверные).
Ее дочь не пошла по стопам матери. Татьяна Николаевна этого не хотела. Она посоветовала дочери учиться иностранным языкам, и Светлана Павловна стала школьным учителем, работала в известной казанской школе №18. У нее двое детей, и они тоже о театре не мечтали. Все успешные люди.
Татьяну Николаевну помнят, чтут ее память. У Татьяны Николаевны 5 правнуков, которые не видели прабабушку, но знают о ней и гордятся ею. Светлана Павловна с гордостью рассказывала мне о матери. Принесла фотографии, старые афиши. Думаю, что не может ее не тревожить тот факт, что о столетнем юбилее популярнейшей оперной примадонны никто, кроме членов ее семьи, не вспомнил. Ни в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, ни в Казанской консерватории.
Правда, после ее напоминания на 14 марта назначен вечер памяти, который пройдет в малом зале консерватории. И то хорошо!
А я рада, что довелось соприкоснуться с замечательной творческой судьбой. До 1995 года мы жили с Татьяной Николаевной в одном городе. С 1979 года, когда я начала работать в редакции газеты «Вечерняя Казань», я тесно соприкасалась с театром оперы и балета имени Мусы Джалиля – но фамилию УТРОПИНА впервые прочитала в книге Георгия Кантора.
Наверное, есть в этом общая закономерность – редко в каком коллективе удается сохранить целостность цепи поколений, когда вновь приходящие помнят тех, кто был до них. Чаще, уходя на пенсию, человек выпадает из этой цепи. И рвется общая история…
А потому зовут нас иванами, не помнящими родства. Давайте общими усилиями восстановим в истории театра имени Джалиля очень заметное в общей истории всей казанской Мельпомены звено.
Я передам в театр файлы фотографий и документов, которые дала мне Светлана Павловна. Возможно, кто-то из старых театралов напишет свои воспоминания о Татьяне Утропиной, а мы их опубликуем.
Тогда, возможно, по случаю следующего юбилея Татьяны Утропиной вечер ее памяти пройдет уже как событие, как минимум, казанского масштаба.