Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Краткая биография долгой жизни
- Зумарра ТУМАШЕВА-ХАЛИТОВА
- 22 апреля 2003 года
Редакция обратилась к заслуженному деятелю искусств, режиссеру Равилю Тумашеву с просьбой написать немного о себе для ознакомления наших читателей с его творческой жизнью в связи с такой замечательной для него, да и для каждого человека датой, как 80-летие со дня рождения. И он принес нам «Краткую биографию».
Поскольку я его сестра и знакома с ним с первого дня моей жизни, то позволю себе несколько дополнить текст.
Родился будущий режиссер Равиль Рахимович в г.Семипалатинске 21 апреля 1923 года. Родители были, что называется, театральной семьей: отец Равиля – режиссер местной татарской труппы, мать – ведущая актриса. Мы рано остались без отца (его скосил туберкулез. Детство прошло, главным образом, в Казани и частично, пока мать заканчивала институт, в московском «Пионер-доме» (так назывался наш детский дом).
В день 22 июня 1941 г для выпускников сорок первого смешались радость и трагедия: утро после школьного выпускного вечера оказалось утром начала войны. Среди них был и Равиль Тумашев. Призванный вскоре в Красную Армию, он вначале был направлен в Чкаловское зенитное училище. С наступлением холодов в числе других «палаточников» возвратили в Казань, в распоряжение своего райвоенкомата. В декабре Р. Тумашев поступает работать учеником-наладчиком токарных станков на эвакуированный в Казань Ленинградский завод № 4 им. Калинина.
С наступлением нового года юношу направляют в действующую армию: с января он курсант, а с августа 1942 года, уже в звании младшего лейтенанта – офицер шифровальной спецсвязи штаба 307 СД. С января следующего года Р.Тумашев – помощник начальника 8 отдела штаба 13 Армии на Брянском, Центральном и Первом Украинском фронтах. А дальше – слово самому Равилю Рахимовичу:
«В ночь с 4 на 5 июля 1943 года мне как дежурному офицеру-шифровальщику штаба 13 Армии довелось срочно расшифровывать принятый от командования 307 Стрелковой Дивизии документ. Это было зашифрованное Донесение о том, что в планах немецкого командования начать с утра 5 июля мощную артиллерийскую подготовку в районе расположения войск 307 СД на Курской дуге, в направлении станции Поныри»...
Обратим внимание: это был поворотный момент в истории Великой Отечественной войны, ведь речь шла о ставшей в будущем знаменитой Курской дуге!
«Докладывать шифровку командующему 13 Армией Николаю Павловичу.Пухову, – продолжает Р.Р. Тумашев, – мне пришлось в присутствии находящегося в нашем штабе генерала армии Рокоссовского Константина Константиновича, осуществлявшего в это время общее руководство войсками разных фронтов этого направления. Согласно уставного положения я должен был обратиться к старшему по званию, чтобы доложить шифровку командующему армией, которому она была адресована. Так я и сделал, и это был самый короткий и памятный диалог в моей жизни».
В последующем Р. Тумашеву пришлось выполнять служебные обязанности офицера-шифровальщика в самых различных ситуациях, участвуя в обеспечении связи между частями и командованием в операциях по освобождению Украины, Польши и Чехословакии. В конце войны, уже дойдя до немецкой реки Эльба и города Торгау, где наши войска встретились с американскими, он был командирован в Войско Польское.
На разных должностях прослужил до 1946 года, после чего возвратился на Родину и был демобилизован в звании капитана. А было ему тогда всего-то двадцать три от роду! Много воды утекло с тех лет. Выросло и уже успело возмужать не одно юное поколение. Им, не знавшим того военного лихолетья, может быть, трудно понять, почему 9 мая, в День Победы, ветераны Великой Отечественной с удовольствием украшают лацканы пиджаков орденами и медалями. Вот и Равиль Тумашев, капитан в отставке, от начала до конца войны прошедший по ее пыльным дорогам, каждый год в День празднования Победы с волнением достает свои боевые награды, и мы видим их у него на груди: орден Красной Звезды за участие в боевых операциях на Курской дуге и по освобождению Украины и Польши, медаль «За боевые заслуги» и две награды Польской народной республики – «Серебряные кресты заслуги».
Итак, осень 1946 года. Равиль на Родине, в Москве, он поступает в институт, где училась и мать, на тот же режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. Луначарского. Студент Тумашев – любимый ученик Алексея Попова и Марии Кнебель, как незаурядный студент он получает Молотовскую стипендию.
Наконец, в 1951 году, после постановки в Казани дипломного спектакля «Галиябану» М.Файзи, выпускника ГИТИСа приглашают режиссером Татарского государственного академического театра им. Г.Камала.
Из двадцати постановок, осуществленных им в этом театре, Равиль Рахимович особо выделил спектакли «Отелло» по трагедии В.Шекспира, «Анджело» В.Гюго, «Нследники Рабурдена» Э.Золя, «Легенда о любви» Н Хикмета, «Казанское полотенце» К.Тинчурина, «Профессор Полежаев» Рахманова.
Но особенно широко развернулся творческий потенциал постановщика Р.Тумашева, когда он стал художественным руководителем и главным режиссером Татарского государственного театра драмы и комедии (c января 1963 по июль 1985 года). В этом театре в результате плодотворного сотрудничества с современными татарскими драматургами Туфаном Миннулиным, Ильдаром Юзеевым и Аязом Гилязовым им создан ряд спектаклей, отразивших высокую гражданственность, поэтичность и психологическую глубину, свойственную их литературной основе.
За постановку пьес этих авторов – «Судьбы, избранные нами», «К нам прилетели соловьи» и «Подсолнухи» режиссеру Тумашеву Равилю Рахимовичу в 1976 году была присуждена Государственная премия ТАССР имени Габдуллы Тукая. Наряду с современными национальными и переводными произведениями, режиссер Тумашев ставил и пьесы классиков: «Хаджи эфенди женится» Ш.Камала, «Мещане» М.Горького, «Без вины виноватые» А.Н.Островского, «Много шума из ничего» В.Шекспира, «Забавный случай» К.Гольдони, «Молодые сердца» Ф.Бурнаша, «Шамсикамар» М.Аблеева, «Черноликие» М.Гафури, «Ходжа Насретдин» Н.Исанбета и другие.
Наступил 1983 год. Как водится, в 60 лет мужчина оформляет пенсию. Но и оформив пенсию, мастер театрального искусства Тумашев «остается в седле»: как и прежде, мы видим его на передовой театрального фронта. На протяжении многих лет Равиль Тумашев преподавал режиссуру и актерское мастерство – в Казанском театральном училище и Казанском институте культуры и искусства, являлся художественным руководителем нескольких выпусков режиссеров самодеятельных коллективов.
Многие годы принимал активное участие в организации и проведении шефской работы театров Республики, являясь председателем Совета по селу при Татарском отделении Всероссийского театрального общества. Не обошел Равиль Рахимович стороной и Казанский государственный педагогический университет. Здесь он руководил литературно-драматическим творчеством студентов-филологов и подготовил с ними спектакль по повести Пушкина «Барышня-крестьянка».
Вот и в эти дни в Театре имени Карима Тинчурина с успехом идет восстановленный режиссером Тумашевым замечательный спектакль по пьесе Ильдара Юзеева «К нам прилетели соловьи» – задушевный, актуальный, он как будто специально создан по заказу нынешних гуманистов.
Любопытно, что свою «краткую биографию» Равиль Рахимович Тумашев закончил фразой: «Член КПСС с 1948 года». И замечу: он всегда был коммунистом в самом положительном смысле этого слова, таким и остается.
«Казанские истории», №7-8, 2003 год