Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Григорий Распутин - святой, который грешил
- Ренат БИКБУЛАТОВ, краевед
- 24 ноября 2004 года
Фигура Григория Распутина будет интересна во все времена. Это о нем до сих пор снимаются телефильмы, телепередачи, пишутся книги и статьи. Сейчас в магазинах продаются три художественные книги о нем.
Как оказалось, Казань занимает особое место в биографии Распутина. О некоторых фактах, связанных с этим, рассказывает известный казанский краевед Ренат Бикбулатов.
Все мы живем в каких-то границах. Знаем, что можно делать, а чего нельзя. А Распутин был абсолютно свободным, воплотив удивительную способность человека жить внутренне праведно, но в непрестанном грехе. Это сочетание в одном человеке святости и дьяволизма не укладывается в голове.
Григорий Ефимович Новых родился в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии, по одним данным в 1866, по другим – в 1872 году.
«В 15 лет, – вспоминал он много лет спустя, – в моем селе, в летнюю пору, когда солнышко тепло грело, а птицы пели райские песни, я ходил по дорожке и не смел идти по середине ее… Я мечтал о боге… Так прошла моя юность… И потом, когда жизнь коснулась, дотронулась до меня, на многое ответа не находил… И стал попивать…»
Пьянство, как известно, до добра не доводит, и из благочестивого отрока вышел, в конце концов, не верный помощник своему отцу в хозяйстве, а блудодей, вор и хулиган. Именно в это время у него появилась новая фамилия – Распутин, которая произошла от слова «распутство». И вот к 30-ти годам на многогрешного Григория нисходит благодать, изменяющая всю его жизнь, когда он услышал слова: «Григорий! Иди, странствуй, очищай людей от грехов и снимай с них страсти».
И Григорий послушался голоса приснившейся ему иконы и пошел странствовать.
Где он только не был на богомолье? И в Верхотурье, и в Саровской пустыне, и в Одессе, и в Киеве, и в Москве…
О годах, проведенных в странствиях, Распутин говорил как о надежде «отыскать путь к спасению». Именно эта надежда заставила его покинуть Покровское, где он по собственным словам «любил мир и все в нем». Во время своих странствий Распутин спал в ночлежках, монастырях, крестьянских избах, а иногда шел без сна и остановок по три дня подряд, бывало, он останавливался на ночь в открытом поле. Возвратившись из своего долгого странствования, он стал еще богомольней.
Слава сего праведника стала вскоре распространяться далеко за пределами села Покровского. Девушки и женщины, как наиболее отзывчивые, стали следовать за Григорием как за «старцем», властным спасти человеческие души. Своих поклонниц он любовно называл «сестрами». Круто молился с ними старец в лесной тишине и, ублаженным молитвою сердцем, горячо целовал их, обнимал и ласкал.
Правда, жаловались односельчане на Григория начальству, будто губит он деревню порчей девок и что много уже изб, куда бедные подбрасывают новорожденных младенцев. Слава старца, однако, от этого не только не тускнела, а еще ярче разгоралась.
И стали к нему вскоре приезжать в Покровское со всех сторон России, а кто приехать не мог, засыпали его письмами и телеграммами, прося благословения, заступничества перед Богом или совета. И были среди них послания и от важных генералов, и от великосветских дам, и даже архиереев.
В 1903 году вступил отец Григорий в высший свет. Случилось это после знакомства старца с богатой казанской купчихой Башмаковой (фамилия Башмаковых в дворянской родословной книге Казанской губернии ведет свое начало с 1830 года), с которой он встретился на одном богомолье, куда она прибыла, похоронив мужа. Святой старец утешил ее, и привязалась она сердцем к нему, не жалея на добрые дела своего миллионного состояния. Привезла его купчиха знакомить с близкими ей людьми в Казань.
Башмакова представила Распутина богатым купцам и благодаря ей он «прорвался» в высшее общество. Женщины, подобные ей, нервные, с разбитым сердцем, переполненным горем, от которого нельзя избавиться, окружили Распутина. Церковь не могла дать им желаемого утешения, а старец Распутин «почти всегда пробуждал в этих отчаявшихся душах интерес к жизни и вселял в них утешение, надежду и даже радость».
Распутин произвел сильное впечатление на высшее духовенство Казани. Отец Михаил, преподававший в духовной академии (ставший впоследствии епископом), представил его епископу Казанскому Андрею и викарию Казанской епархии Хрисанфу. Распутин перестал быть просто паломником. Духовные лица находили его естественным и искренним.
В глазах дворян он выглядел этаким безответным созданием, нуждавшимся в покровительстве и излучавшим нимб добродетели. Распутин, всегда одевавшийся по-крестьянски, идеально подходил для этой роли.
«В его природной грубости они видели лишь простодушие человека, принадлежащего к низким классам, – писал воспитатель императорских детей Жильяр – Их приводила в восторг наивность простой души».
Распутин рассказывал священникам о своих видениях, о силах, заставлявших его стремиться к спасению, он казался экзотическим животным. Распутин с блеском испытывал на них харизму хлыстовских кормчих.
«Мне неизвестны случаи участия светских дам в оргиях, но я знаю одну уважаемую даму, жену и мать семейства, которая сама того не ожидая, уступила просьбе Распутина и разделила с ним ложе. Правда, они были не одни, и дело не зашло далеко, но факт остается фактом: она легла с ним в постель», – писал один уважаемый и насмерть перепуганный казанский дворянин.
Одна респектабельная казанская дама, мать двух дочерей, 20 и 16 лет, писала в письме, опубликованном в журнале «Свобода» уже после убийства Распутина:
«Я шла по улице, когда увидела, как Григорий Распутин выходит из бани вместе с моими дочерьми. Только мать может понять охватившие меня ужас и негодование. Я остановилась и не могла произнести ни слова. Да, я просто стояла и молчала».
В провинциальной Казани Распутин отличился скандалом, который в деталях описали местные журналисты и зарубежные ученые, исследовавшие жизнь знаменитого старца.
В районе баскет-холла некогда была улица Дегтярная, которая была своеобразной площадью Пигаль. Здесь располагалось большинство из официально разрешенных публичных домов. Они выделялись красными фонарями особой шестиугольной формы и красными занавесками на окнах. Гриша (так ласково называли его здесь) посещая один из публичных домов, применил оригинальный способ усмирения «женской гордыни». Встретив упорное непонимание одной из проституток, решил просветить ее душу. Сорвав свой пояс, Распутин, бичуя им голую девицу, прогнал бедную проститутку вдоль всей улицы Дегтярной на глазах изумленной публики.
Дальнейшее пояснение дает автор жизнеописания Распутина Эдвард Радзинский:
«У Распутина была целая теория – как остаться праведным в оболочке греха. Он верил, что в душе его битва с дьяволом и он этого дьявола побеждает. Как? Он придумал некую гимнастику души: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – Бог не простит, не простит Бог – не будешь к нему ближе, не увидит тогда он твою израненную душу… Он придумал чудовищное – соединил секс с молитвой. Верил, как веровали и его женщины, что он забирает в себя их грех. И женщины действительно чувствовали себя с ним очищенными, становились безгрешными. Потому все и рассказывали, что «для него греха нет…»
Так Распутин нарушил монотонную жизнь города Казани. Однако такие вопиющие безобразия нисколько не возмущали священников. Викарий Казанской епархии Хрисанф даже написал архимандриту Феофану, инспектору Санкт-Петербургской духовной академии, рекомендательное письмо.
Ранней осенью Распутин вернулся из Казани в Покровское. В декабре был готов воспользоваться рекомендацией и познакомиться со столицей. Санкт-Петербург в то время являлся символом успеха и богатства. Распутин поехал по Транссибирской железной дороге в товарном вагоне без сидений – их называли «конюшни на колесах».
Распутин прибыл в Санкт-Петербург словно пришелец из далекого средневековья, пропахший дегтем и грязный. Он остановился при монастыре и представил рекомендательное письмо Феофану, которого привел в полный восторг. Без труда и лишней суеты освоился в беспокойном и пресыщенном городе, который с готовностью его принял. Феофан представил Распутина Иоанну Кронштадтскому, известной личности того времени. Они понравились друг другу.
С осени 1904 года Распутин поселился в столице и на следующий год был введен Феофаном, последствии ставший ректором духовной академии, благодаря распутинской протекции, в дом великого князя Николая Николаевича. Там от него пришли в восторг.
С ним знакомятся представители знати и высшего света. И вот в 1907 году Распутин достигает небывалого успеха: великий князь Николай Николаевич вводит его в царскую семью. Там он обосновался весьма прочно – почти на десять лет, до самой смерти. Обосновался не как слуга и приживальщик, а как хозяин и наставник.
Редко кто в истории завоевывал такой авторитет, как Распутин у последних Романовых. Царь и царица верили, что молитва Распутина творит чудеса. Они полагали, что жизнь Распутина каким-то сверхъестественным образом связана с существованием их династии. Николай II считал Распутина спасителем трона, святым человеком, в которого вселился Христос, пожелавший таким образом прийти в Россию в трудное для нее время. Это мистическое безумие привело к тому, что императорский двор превратился в подобие хлыстовской секты, где старец Распутин играл роль Христа. Царь и царица становились перед ним на колени, молились на него, целовали ему руки и ноги.
Закончилось это тем, что Распутин был убит в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года. Его труп был сброшен в Неву.
«Казанские истории», №21, 2004 год
Читайте в "Казанских историях" - Григорий Распутин: казанский период – Анатолий Елдашев (2014)