Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Юрий Благов как живая память...

Умер Юрий Алексеевич Благов. Эту новость мне сообщили только что. А мы собирались встретиться с ним, чтобы он рассказал нашей газете о своем видении музея Качаловского театра.

Показывая нам с генеральным директором Национального музея РТ Гульчачак Назиповой помещение будущего музея, он еще не до конца верил, что музей все-таки состоится. В последние годы это был повод его видимых и невидимых споров с Александром Славутским, художественным руководителем и директором Казанского академического Большого драматического театра имени В.И. Качалова.

Отвечая на вопрос, есть ли у него концепция будущей музейной экспозиции, Юрий Алексеевич сказал, что она готова у него уже давно. Но не хотелось заниматься тем, во что не верил. И невозможно было переубедить его в обратном.

И только недавно он как бы обрел второе дыхание. В новом здании театра под музей отдали помещения на двух этажах с автономным входом, что позволит принимать посетителей вне зависимости от работы театра.

Юрий Алексеевич сокрушался, что вряд ли кто придет в музей в антракте – он находится далековато от прогулочных зон в промежутке между действиями. Я его уговаривала, вселяя надежду - мол, сначала придут казанские театралы, а за ними потянутся остальные. Можно будет, наконец, открыть богатейший музейный фонд, и молва об этом с помощью моих коллег быстро разнесется по городу.

Вот мы и решили вместе подумать, как это сделать, а заодно он обещал мне рассказать о концепции музея, которую намеревался представить руководству театра.

Но нашей встрече не суждено было состояться. Юрия Алексеевича сегодня, 23 октября, не стало. Похороны состоятся в субботу, 25 октября. В 9.30 – панихида в театре, потом отпевание в церкви священномученика Кирилла на Чистопольской улице.

Качаловцам еще предстоит убедиться, какая это большая потеря для театра. Особенно сегодня, когда в музее есть только стены, а музейный фонд, спрессованный в условиях долгой реконструкции на нескольких квадратных метрах, хорошо известен только ему.

Юрий Алексеевич Благов принадлежал к поколению подвижников. Скоро таких людей не будет. Они вымирают, как мамонты, поскольку рыночная стихия постсоветской России – не лучшее время для людей, не принимающих новые правила игры, когда духовные ценности измеряются в рублях.

Как водится, людей, с которыми чаще всего общаемся, мы знаем меньше всего. Помнится, биографию Юрия Алексеевича я узнала в 2007 году, когда в СМИ появились анонсы на очередное заседание клуба «Хранитель древностей» в Национальном музее РТ, посвященное 70-летию Юрия Благова.

В это время в Национальном музее работала выставка «Магия театра», в организации которой Юрий Алексеевич принимал самое активное участие. К заседанию музейщики оформили экспозицию, посвященную его многогранной деятельности.

На юбилейных мероприятиях – в музее и Качаловском театре – я узнала много подробностей о Ю. Благове. Сам он, много общаясь с журналистами, находил другие темы для разговоров, кроме собственной персоны, даже тогда, когда в силу обстоятельств оказывался в центре внимания, как например, на открытии той самой выставки «Магия театра».

Юрий Благов родился 10 февраля 1937 года. Историк и режиссер по образованию, он в течение всей жизни исполнял обе эти роли. Точка их соприкосновения появилась очень давно. Когда-то он преподавал историю в школе №94, организовал там любительский театр, где в 1956 году поставил свой первый спектакль – по пьесе К.Гольдони «Слуга двух господ».

Юрий Алексеевич и юные артисты школы №94

В 1959 году окончил историко-филологический факультет (отделение истории) Казанского государственного университета, а позже учился на режиссёрском факультете ГИТИСа (курс Ю.А. Завадского и И.С. Анисимовой-Вульф) и режиссерском факультете театрального училища им. Б.В.Щукина.

Помню, узнав об этом, я задала себе вопрос: зачем два вуза одного профиля одному человеку? Но спрашивать его об этом не стала. Как не стала спрашивать, зачем ему кандидатская диссертация, когда его исследования по истории Качаловского театра и так известны.

Возможно, имей он в эти годы нормальные условия для работы музея, он бы и не защитился. Его энергия была обращена на издательскую деятельность (он издал не менее 10 книг, последняя – красочный альбом «Казанский Большой драматический театр имени В. И. Качалова (Казанский русский драматический театр). Краткий исторический очерк (Казань: Издательство «Kazan-Казань», 2012); на просветительскую работу – в СМИ и в разной аудитории, чаще всего студенческой.

Спектакль ТЮЗа «Дядя Ваня». Фото 2007 года

Удивительно, но он рассказывал студентам не только о театре. Интернет хранит заметку о его выступлении в Казанском университете. Юрий Алексеевич открыл цикл лекций, посвященных городам и музеям мира. Он прочитал лекцию, посвященную Риму и музеям Ватикана, во время которой показал свой фильм о Вечном городе (он не раз бывал в Италии).

На кафедре истории России и стран ближнего зарубежья Института международных отношений Казанского федерального университета под руководством доктора исторических наук Игоря Ермолаева в конце 2013 года Юрий Благов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Казанский русский драматический театр в общественной и культурной жизни Казани ХХ в.». Прочитав автореферат, я еще раз поняла, чего ему не хватало в театре. А, может, и во всей нашей жизни.

Прочитайте фрагмент автореферата - и поймете, о чем я.

История театра исследователями-театроведами рассматривается прежде всего с точки зрения истории сценического искусства, искусства актёра, режиссёра, постановочной культуры.

Между тем крупнейшими деятелями русской культуры театр рассматривался всегда не только как явление искусства, но и как общественное явление, как важнейший институт в сфере духовного, нравственного воздействия на современное общество. Сегодня, когда вопрос духовного, нравственного воспитания нашего общества в контексте складывающейся культурной ситуации в стране приобретает особую остроту, постановка такой проблемы, как общественная и культурная миссия театра, становится чрезвычайно актуальной.

Актуальность проблемы заключается ещё и в том, что на современном этапе общественного развития роль театра в значительной степени изменилась по сравнению с предшествующим и периодами существования театра, причём это касается и периода расцвета советского театра, пришедшегося на 40-50-е гг. ХХ в., и периода 60-70-х гг., когда театр выступал не только как выразитель, интерпретатор идеологической и социально-экономической политики, проводившейся в стране, но и как выразитель общественного мнения, не всегда с этой политикой согласного. 

И всегда при этом театр выступал в роли путеводителя, он шёл впереди своего зрителя, выдвигая перед ним ориентиры, определявшие направление движения. С началом 90-х гг., когда государство перестало вмешиваться в театральные дела, театры были отпущены в «свободное плавание» и стали в большей степени зависеть от вкусов зрителя, утрачивая постепенно роль духовного наставника и учителя.

Рассмотреть процесс изменений общественной роли театра, происходивших на протяжении определённого отрезка времени, и разобраться в причинах этого явления представляется, в связи с вышесказанным, чрезвычайно важным.

Поскольку процесс этот был характерен практически для всех российских театров, представляется возможным рассмотреть его на примере одного, в данном случае Казанского русского драматического театра.

Объектом исследования, таким образом, является история Казанского русского драматического театра.

Предметом исследования является процесс эволюции взаимоотношений театра и общества как в лице государства и представляющих его властных структур, так и в лице зрителя, являющегося составной частью общества.

Хронологические рамки исследования – двадцатый век, включивший в себя конец дореволюционной истории, весь советский период и начало постсоветского времени.

Широта хронологических рамок позволяет выявить особенности каждого из этих этапов жизни Казанского русского драматического театра. Выбор хронологических рамок обусловлен не только общими вехами. Нижняя граница – 1901 год – совпадает с началом деятельности антрепренёра Н.И.Собольщикова-Самарина, оставившего значительный след в истории Казанского русского драматического театра.

Верхняя граница – 2000 год – позволяет подвести определённую черту под процессом развития театра за почти десятилетний постсоветский период, ибо к этому времени чётко определились изменения, произошедшие в положении театра и его деятельности.

Юрий Алексеевич Благов оставил нам не только историю Качаловского театра («Казанские истории» размещают с разрешения автора его очерки из книги «Качалов и качаловцы», которая вышла в 2008 году).Он написал и историю театра юного зрителя («Русский ТЮЗ в Казани: материалы для исследования»).

Помню, он придумал книжную серию «Жизнь замечательных людей в Казани», искал под нее спонсоров. Однажды, еще в 2002 году, обращался к ним со страниц нашей газеты. Жаль, его никто из богатых людей не услышал.

Теперь уже этой серии точно не будет. А если благовская идея и будет кем-то реализована, то будет ли она такой, как задумал он? Скорее всего нет. Не зря его звали «ходячей энциклопедией» и «живой памятью».

 Официальный некролог

Театральная общественность Татарстана понесла невосполнимую утрату. 23 октября 2014 года на 78 году жизни скончался заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, заведующий музеем Казанского академического русского Большого драматического театра им.В.И.Качалова Благов Юрий Алексеевич.

Вся жизнь Юрия Благова была посвящена театру. Еще будучи студентом Казанского университета он занимался в университетском театре под руководством заслуженного артиста ТАССР Я.Б.Мацкевича. С 1967 года вел трудовую деятельность в Казанском Большом драматическом театре им.В.И.Качалова. В 1971 году начал преподавать актёрское мастерство и режиссуру в Казанском государственном институте культуры. С 1975 года  работал в Казанском театре юного зрителя заведующим литературной частью и режиссёром.

С 1993 года Юрий Благов – заведующий музеем театра им.В.И.Качалова. За годы работы в музее им было организовано более 20 выставок, издано 8 книг по вопросам истории театра, опубликовано более 100 статей в журналах, научных сборниках, газетах, выпущено совместно с Казанской студией телевидения 5 телевизионных фильмов.

С 1994 года Ю.А.Благов являлся куратором отдела «Театр, кино» в Институте Татарской энциклопедии. За выдающиеся заслуги в области искусства Юрий Алексеевич Благов был удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств ТАССР».

Светлая память о талантливой личности, театральном деятеле и прекрасном человеке навсегда сохранится в наших сердцах.

Министр культуры Республики Татарстан     А.М.Сибагатуллин

Читайте в «Казанских историях»:

 КЭМСТ — театр революционной эпохи

Юрий Благов: «В этом доме я домовой»

В Казани жили замечательные люди…

Воспоминания о школьном театре Юрия Благова