Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Октябрь 2025 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 2000 – На Арском кладбище, на воинском участке, открыт надгробный памятник знаменитому борцу Н. Жеребцову, известному под псевдонимом Николай Верден. Николай Георгиевич изображён на мраморной стеле во весь рост

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Крюков Лев Дмитриевич, художник

В 1806 году в Казань приехал никому пока не известный художник. В губернскую столицу его привела надежда получить место в недавно открытом университете, где наряду с научными предметами ввели преподавание «приятных искусств» (живопись, музыку и танцы). Художником этим был Лев Дмитриевич Крюков, родом из крепостных крестьян Симбирской губернии.

О художнике Крюкове на страницах газеты "Вечерняя Казань" в 1987 году году рассказала известный искусствовед Галина Могильникова.

Представленные им работы получили одобрение директора университета И. Яковкина и преподавателя К. Фукса, и Крюков был определен «для обучения студентов рисованию и живописи сухими водяными и масляными красками с оригиналов с натуры и в миниатюре». Одной из первоочередных забот Крюкова стало создание живописного класса – без него обучение студентов было невозможно. Благодаря его стараниям из Академии художеств прислали античные бюсты, из Общества поощрения художников – литографии и гравюры. Университетская библиотека приобрела много эстампов. То, что было собрано Крюковым, послужило основой сначала класса, затем кабинета, а впоследствии – музея искусств и древностей университета, первого казанского художественного музея, доступного we только студентам, но и всем интересующимся изобразительным искусством. Преподавание не ограничивалось только уроками рисования и живописи. Крюков развивал эстетические вкусы студентов, знакомя их с прекрасными образцами искусства прошлого. Оценку педагогическим способностям Крюкова находим в отчете И. Яковкина университету в 1844 году о своей поездке в Москву и Петербург. Он видел его «способным к прохождению должности Своей»: «Я считаю нужным заметить к чести бывшего учителя при Казанском университете Льва Дмитриевича Крюкова, что, несмотря на ограниченные средства, т.е. недостаток хороших масляных красок, занятия в живописи шли с успехом, едва ли не превышающим подобные занятия в других университетах». Крюков был не только преподавателем, но и живописцем университета, в обязанности которого входило обслуживание факультетских кафедр, участие в научных экспедициях, оформление праздников и торжеств, выполнение разовых работ. Так, в 1813 году он, например, в качестве рисовальщика сопровождал в научной поездке в Булгары профессоров Эрдмана и Френа, сделал для них зарисовки и планы древних развалин. В 1814 году участвовал в организации торжеств по случаю 10-летия университета как «толковый устроитель иллюминаций» и создатель картины «Торжество муз». В 1830-х годах участвовал в росписи церкви Воздвижения Животворящего Креста университета (ныне здесь музей истории КГУ). В биографии Крюкова есть один интересный факт – он участвовал в составлении проекта памятника поэту Г. Державину в Казани. История не сохранила нам портретное изображение художника. В воспоминаниях современников остались лишь словесные отзывы о нем. И.Яковкин отмечал «тихой его характер», добросовестное поведение и благородное обращение, которые заслуживали «достойную справедливость». К. Фукс характеризовал Крюкова как «хорошего живописца», «искусного артиста» и «человека известной честности». Знавшие его, отмечали высокие моральные качества, бескорыстие и высокоразвитое чувство долга, что было важно для педагога, который не только учил, но и воспитывал юношество. В биографии Крюкова еще много неясного. Известно, что он родился в 1783 году, но не установлено, где. Нет сведений о его ранних годах жизни. До последнего времени мы не знали, у кого он учился благодаря находке в Научной библиотеке КГУ удалось установить, что учился он в московской школе итальянца Клауде и в доме профессора Академии художеств Д. Левицкого. Когда был послан Крюков в столичные города, также пока неизвестно. Но сам факт посылки крепостницей-помещицей. А.Секиотовой талантливого самородка для обучения художеству, значит, имел место. Можно предположить теперь, что художественные взгляды Крюкова формировались в какой-то степени под воздействием выдающегося русского художника Левицкого и опирались на традиции русского искусства XVIII века. Крюков был, по выражению исследователей его творчества Б.Денике и П.Дульского, мастером, «удовлетворявшим потребности в художестве тогдашнего казанского общества и за короткое время составившим себе в городе славу лучшего портретиста». Он исполнял частные заказы на портреты миниатюрные и «в натуральную величину», обучал живописи в частных домах, писал иконы и целые иконостасы. Небезынтересно отметить, что не только педагогическая, но и частная художественная практика Крюкова в основном была связана с университетом: он – писал живописные и акварельные портреты профессоров университета, сослуживцев и коллег. Благодаря этому мы имеем возможность знать «в лицо» цвет университетской науки: И. Яковкина, Г. Солнцева, К. Фукса и его жены, Н. Лобачевского, архитектора П. Коринфского, художника И. Протопопова...

Александра Фукс, жена профессора университета Карла Фукса. Портрет кисти Льва Крюкова

Сейчас работы Крюкова можно видеть в музеях Казани, Кирова, Горького, Москвы. Фигура Льва Дмитриевича Крюкова представляет собой явление незаурядное в искусстве Казани I половины XIX века. Дарование его было разносторонним, фактически он являлся первым в городе художником широкого творческого диапазона (живописец, рисовальщик, акварелист, декоратор), первооткрывателем многих художественных жанров (портрета, пейзажа, бытового жанра), а также монументально-декоративного искусства, свободно владел различной художественной техникой: карандашом, акварелью, маслом. Будучи преподавателем университета в городе, где отсутствовали специальные художественные учебные заведения и было мало профессиональных художников, он по мере своих сил и возможностей способствовал их подготовке. Университету Лев Дмитриевич отдал 36 лет своей жизни. Умер в 1843 году.

Галина МОГИЛЬНИКОВА, искусствовед.

«Вечерняя Казань» 26 октября 1987 г.

Комментарий к одному портрету

В Государственном му­зее А.С.Пушкина в Москве экспонируется чудесная акварель ху­дожника Л.Д.Крюкова (1783-1843). На ней изо­бражена грациозная мо­лодая женщина. Более всего поражает внима­тельный и нежный взгляд голубых глаз красавицы, овальное лицо с харак­терными чертами, без следов косметики. Толь­ко завитые локоны – день тогдашней  моде. Женщина в строгом темном платье  сидит в ампирном кресле. Ко­лорит портрета строго выдержан: белые пер­чатки, ворот платья, вуа­летка шляпы и накидка, небрежно брошенная с левого плеча на кресло. И только голубые стра­усовые перья темной шляпки, голубая ее под­кладка и бант под под­бородком (под цвет глаз) несколько оживляют сдержанную гам­му. Фон акварели – се­ровато-золотистый. Зная, что Пушкин, по словам его современни­ков, «считал своим не­пременным  долгом влюбляться во всех юных красавиц», экскурсанты интересуются, кто была изображенная на порт­рете женщина. На таб­личке указано только: «Александра Андреевна Фукс (1805-1853)». Порт­рет создан в 1828 году, ей  было  тогда  23  года. А.Фукс была же­ной знаменитого казан­ского врача и ученого-энциклопедиста Карла Федоровича Фукса. На­до сказать, что совсем нелегко быть женой че­ловека, столь фанатично преданного науке, как Карл Фукс. Известен забав­ный случай, когда он во время свадебной про­гулки увидел интересную бабочку и бросился за ней  в  лес,  покинув  растерянную невесту. Надо думать, это был не един­ственный такой случай за их долгую совмест­ную   жизнь. Александра Андреевна Фукс, в девичестве Апехтина, родилась в куль­турной дворянской се­мье и получила хоро­шее по тому времени образование: говорила на французском и не­мецком, знала и татар­ский язык. Живя в мире поэзии (ее дядя Г.П.Каменев слыл в Казани знаменитым поэтом, сам Пушкин называл его ос­новоположником роман­тизма в русской поэзии), Саша Апехтина и сама с малых лет писала сти­хи, в которых воспева­ла родную природу, опи­сывала юные грезы и переживания. Став женой ученого, она, естественно, раз­делила все его увлече­ния. Более четверти ве­ка была его ангелом-хранителем, самоотвер­женно помогая ему во всем.  Во время своего приезда в Казань осенью 1833 года Пушкин посе­тил и супругов Фукс, причем провел у них целый вечер 7 сентября. Александра Андреев­на оставила интересные воспоминания «Пушкин в Казани». Она писала, что, заметив ее смуще­ние, поэт «своей при­ветливей любезностью заставил... с ним гово­рить, как с коротким знакомым». А.С.Пуш­кин потом переписывал­ся с Александрой Анд­реевной (написал ей 4 письма), что говорит о его бесспорном инте­ресе к ее личности и та­лантам.

Г. МУРЫГИН.

Газета «Вечерняя Казань», 29 сентября 1986 г.