Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Виктор Пасхалов: «милость господня с тобой»
- Любовь Агеева
- 14 апреля 2017 года
Виктор Никандрович Пасхалов прожил недолгую, но яркую жизнь, печально закончившуюся в Казани 28 февраля 1885 года. Ему было всего 45 лет. Он похоронен на Арском кладбище, на Центральной аллее.
Виктор Пасхалов приехал в Казань в 1872 году и остался в нашем городе до конца своей жизни. «Кружок любителей музыки», существовавший в то время в Казани, организовал бесплатную музыкальную школу, где Пасхалов бескорыстно и с величайшей охотой вел преподавание музыки. Правда, через полтора года оставил школу, а вскоре перестал давать и уроки. Композитор покончил свою жизнь самоубийством в припадке мании преследования – его нашли повесившимся в своей комнате.
Удивительно, но похоронили его на главной аллее Арского кладбища, тогда как могилы самоубийц, как известно, всегда располагаются за пределами погоста. Это о многом говорит…
Казанские газеты писали об этом скорбном событии так:
«Пасхалова хоронила вся Казань. На гроб было возложено множество венков, в том числе от казанского кружка любителей музыки, от общества любителей сценического искусства, от артистов казанской оперы (возложенный артистом Ю.Ф. Закржевским), от антрепренера театра П.М. Медведева, от коллегии присяжных поверенных, от студентов и т.д.»
«За крышкой гроба, украшенной пальмовым ветвями и огромным лавровым венком с золотою лирой двинулся колоссальный траурный щит с изображением сломанной лиры и подписями названий наиболее известных музыкальных произведений покойного. Внизу щита была написана строчка нот с текстом – начало известного романса В.Н. Пасхалова: «Дитятко, милость господня с тобой».
Произведения Виктора Пасхалова сегодня практически не звучат. Последний раз романсы Пасхалова (далеко не все) публиковались в 1948 году. Фортепианные сочинения, а также фрагменты из его опер остались неопубликованными, они хранятся в архиве Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
В силу профессионального интереса довольно много знаю о развитии музыкальной культуры в нашем крае, в целом и пофамильно, но не было случая, чтобы хотя бы однажды я услышала об этом композиторе. И однажды совершенно случайно прочитала ее на заброшенном остове надгробья на красной линии Центральной аллеи (с левой стороны).
Через какое-то время увидела, как преобразилось захоронение. Сначала чьи-то заботливые руки привели в порядок то, что осталось от надгробья, потом появились старинный ажурный крест и информационный пюпитр. Так что сегодня не обратить внимания на последнее пристанище Виктора Пасхалова в Казани нельзя. Прежде всего, потому, что каждый может прочитать на пюпитре, кто похоронен под этим крестом. И если раньше эта фамилия была мало известна даже студентам Казанской консерватории, то сегодня, благодаря педагогам и воспитанникам детской школы искусств имени М.А. Балакирева (Малая Академия Искусств), он словно к нам вернулся.
Хорошо бы установить такие информационные пюпитры и у других исторических захоронений казанских некрополей.
Шефство над могилой школа взяла еще в 2006 году. Дважды в год, на День музыки и 14 апреля, в день рождения композитора, учащиеся и педагоги приходят сюда, чтобы почтить память композитора, при необходимости облагораживают захоронение. В музее учебного заведения, рассказывающем об истории бесплатного музыкального образования в Казани, создана экспозиция, которая посвящёна жизни и творчеству В.Н. Пасхалова.
Кстати, в Малой Академии Искусств разработана целая система работы с учащимися, которая позволяет им знакомиться с музыкальной жизнью Казани в разные времена. Она включает музейные занятия и экскурсии, семинары и дружеские встречи, круглые столы и конференции. В этот процесс вовлечены учащиеся всех отделений школы. Но более всего в нем заняты ребята, которые учатся на отделении «История культуры и краеведение», созданного в 2006 году.
Это фишка казанской школы искусств. Преподаватели нового отделения разработали образовательные программы, отличные от типовых и по содержанию, и по средствам реализации: «Музееведение в ДШИ», «Школа юного искусствоведа-экскурсовода»… Их освоение ведется как в рамках основной специализации, так и факультативно, по желанию обучающихся. Работа детских учебно-творческих объединений организована по принципу проектно-исследовательских групп во главе с руководителем-педагогом.
В школе работает учебно-творческое объединение юных журналистов-музыковедов «Пресса-piccolo». Здесь регулярно готовятся тематические выставочные экспозиции, в числе которых «Музыкальная жизнь Казани XIX века», «Династия Пасхаловых», «История создания первой бесплатной музыкальной школы», «Из истории музыкальной Казани». Школа проводит разные конкурсы исследовательских работ: краеведов – «Казань: вчера, сегодня, завтра», экскурсоводов – «Казань, город сердца моего». Проводится смотр-конкурс школьных музеев «Школьный музей в меняющемся мире».
Образовательно-творческий проект «Времен связующая нить» Малой академии искусств, которую возглавляет Лариса Гурьянова, заслуженный учитель школы РТ, кавалер ордена Милия Балакирева «За беззаветное служение художественному образованию России», отмечен золотой медалью лауреата I степени Открытого конкурса инновационных проектов, исследований и технологий в художественном образовании «Балакиревский проект» (Москва, 2009).
В рамках этого проекта ведется изучение истории развития художественного образования Казани по темам: «Казань – «Поволжские Афины» ХIХ века»; «В.Н. Пасхалов – основатель первой общедоступной музыкальной школы г. Казани»; «Творческие династии казанцев»; «Моя творческая родословная: учитель и ученик». Участники проекта – ребята из общеобразовательных школ Вахитовского района Казани, обучающиеся в Малой академии. К работе привлечены профильные кафедры казанских вузов: кафедра музыкально-прикладных технологий Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова; факультет социально-культурной деятельности Казанского государственного института культуры, а также Союз композиторов РТ; Национальный архив, Национальная библиотека РТ; Научная библиотека имени Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета. В школе проходят тематические концерты из произведений М. Балакирева, В. Пасхалова и других русских композиторов; тематические вечера, посвященные многонациональной культуре народов Поволжья, с представлением материалов, собранных учащимися фольклорного отделения МАкИ в ходе этнографических экспедиций.
Традиционной стала открытая городская конференция «Пасхаловские чтения», инициатором и организатором которой стала Малая академия искусств. С 2016 года конференция приобрела статус городского мероприятия.
Органичной частью этой большой образовательно-воспитательной работы стало шефство над местом захоронения сподвижника Миля Балакирева – композитора Виктора Пасхалова. Школа заключила официальный договор с Управлением по организации ритуальных услуг г. Казани. Совместными усилиями захоронение Виктора Пасхалова преобразилось.
Читайте в «Казанских историях»:
Грустный сочинитель романсов Виктор Пасхалов; Пасхалов Виктор Никандрович (1840-1886), композитор.