Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Айтугановы

На рубеже веков XVIII и XIX  среди именитых фами­лий Казани была и эта. Благозвучная и поэтичная, она так подходила членам многочисленной семьи Айтугановых, не просто зажиточных горожан, но богатых  прежде всего душой, красивых, до­брых и трудолюбивых.

Самый старший из Айтугановых, о ком нашлись сведения в архивах, – Идрис Айтуганович Айтуганов. Это был купец I гильдии. Он благополучно прожил свой век с женой Биби Камал, урожденной Халитовой. Их сын, тоже купец 1 гильдии, Исхак Айтуганов – прадед ав­тора этих воспоминаний.

Эльмира Султановна Шакирова – выпускница физико-математического факультета Казанского государственного педагогического института и одного из факультетов Казанского авиационного института. 30 лет она работала в медицинском институте – преподавала физику.

Исхак Идрисович Айтуганов занимался торговлей мануфактурой и большой общественной деятельностью, являлся гласным городской Думы, был членом учетного комитета Казанского городского общественного банка. Потомственный почетный гражданин.

У Исхака Идрисовича было 2 сына и 4 дочери. Выдав дочерей замуж, Айтугановы породнились с известными людьми своего круга. Родители дали детям хорошее образование, не только религиозно-мусуль­манское, но и светское, приглашая преподавателей на дом. Все они были по тем временам грамотными, интересными людьми.

По воспоминаниям моей мамы, их внучки, Фатымы Измаиловны, ее отец Исмагил был человеком ши­рокой эрудиции, получил музыкальное и художественное образование, вла­дел французским языком, знал наизусть, а также в переводе на татарский Ко­ран. Был знаком и дружил с Фатихом Амирханом, Габдуллой Тукаем, Галиасгаром Камалом (родственником по материнской линии) и другими передо­выми людьми Казани.

Большую работу вел Исмагил Исхакович Айтуганов, будучи председателем правления Общества пособия бедным мусульманам. В неурожайные годы открывались бесплатные столовые, была организована выдача продуктов на руки, медицинская помощь нуждающимся. И все это на пожертвования богатых членов общества: Аитовых, Байбековых, Азимовых, Айтугановых и других.

По словам моей мамы, за хорошую общественную работу на благо го­рода Исмагил Исхакович Айтуганов был удостоен звания "Почетный гражда­нин России". К сожалению, суровый конец моего деда не дал возможности сохранить эти документы, после ссылки многие из них исчезли.

Но дан­ный факт биографии дал возможность ему осуществить свою давнюю мечту: отдать дочь Фатыму учиться в русскую гимназию. Мама часто вспо­минала, как ее отец вернулся домой ликующим, показал документы и золо­тую медаль Почетного гражданина России и сказал маме, что теперь он имеет право отдать ее учиться в гимназию.

Не секрет, что в русские гимназии детей национальных меньшинств брали очень редко. В классе, где училась мама, она была единственной девушкой-мусульманкой.

Итак, мама стала гимназисткой 3-й гимназии (в настоящее время это тоже гимназия под номером 3 в Казани). Это было в 1913 или 1914 году. До этого мама училась в татарской гимназии Фатихи Аитовой. За отличную учебу была награждена подарком, который хранится в моей семье.

Сохранилось фото гимназисток с преподава­телями маминого класса. К сожалению, не очень качественное: на заднем плане на стене класса – портреты Николая II и других высоких лиц стерты.

Ко­гда арестовали моего деда и с семьей отправили в ссылку, мама уже училась в землеустроительном техникуме (туда она поступила потому, что никуда больше ее не брали) и жила в общежитии. Это и спасло ее от ареста и ссылки.

 Биби-Газиза Айтуганова

Времена были такие, что мама сама, наверное, стерла с фотокарточки лица царя и его близких. Но она сумела сохранить некоторые семейные фо­токарточки.

Возвращаясь к Исхаку Идрисовичу Айтуганову, хочу рассказать, в ка­кие семьи были отданы замуж его дочери, то есть мамины тети. Надо сказать, что все они были красивыми и по тем временам очень образованными де­вушками.

Старшая Биби Гайша вышла замуж за купца Мухаматшакира Абдрахимова. Их сын Мухаметгали стал писателем: это Гали Рахим. В годы репрессий был арестован, позднее реабилитирован. Умер в 1943 году.

Уммугульсум была выдана замуж за известного купца I гильдии Салиха Губайдуллина. Один из их сыновей – известный писатель, критик, профес­сор, заведующий кафедрой истории Ближнего Востока в Азербайджанском университете – Газиз Салихович Губайдуллин (псевдоним Г. Газиз). Был аре­стован дважды: в 1921 году и в том же году освобожден, в 1937-м вновь аре­стован и вскоре расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1956 году.

Исмагил уже после смерти родителей выдал сестру Фахрижихан замуж за своего друга Абдукадыра Азимова.

Она выделялась своей красо­той. Когда чета появлялась в ложе театра, зрители всегда обращали внимание на "красавицу Азимову", как называли ее в их кругу. У Азимовых, к сожале­нию, не было своих детей, и они воспитали племянницу Фахрижихан – Суфию, дочь младшего из сыновей Исхака – Ибрагима, когда скончалась его жена Марьям.

Младшую сестренку Зайнапбану Исмагил выдал замуж за Солтана Усманова из очень известной купеческой семьи, но этот брак не был счастли­вым.

 Зайнапбану с мужем 

Зайнапбану умерла молодой, оставив малолетнего сына, которого в честь брата назвала Исмагилом. Исмагил Усманов стал известным журналистом, он был близким другом Салиха Сайдашева

В дальнейшем судьба сложилась так, что мама по окончании техникума трудилась в различных районах Татарии по своей профессии, и связь со мно­гими родственниками была утеряна. Дамоклов меч дочери сосланного купца постоянно висел над ней. Но мои родители прожили достойную жизнь, в се­мье сумели сохранить теплое, уважительное отношение к нашим предкам и родственникам, хотя и репрессированным, и в то же время всегда объективно оценивали обстановку в стране, воспитали своих детей добрыми хорошими гражданами.

Своего деда Исмагила Исхаковича Айтуганова я не видела. Он умер в ссылке в Магнитогорской области еще до моего рождения, то есть до 1932 года. По информации из Книги памяти жертв репрессий Айтуганов Исмаил фигурирует как лесничий. Действительно, с женой и двумя сыновьями в 1926 или 1927 году он уехал в деревню Верхние Метески Тюлячинского района (материально обеспечить жизнь семьи в Казани он в то время уже не мог) и устроился работать лесничим.

Его арестовали в апреле 1931 го­да, и хотя в мае дело прекратили за недостаточностью улик, его сослали в Магнитогорскую область вместе с женой и двумя сыновьями, где они и умерли. Лишь бабушка вернулась в 1944 году в Татарию. Она прожила долгую жизнь в семье дочери Фатымы в окружении близких заботливых родных.

Один из братьев мамы – Исхак тоже миновал ссылки, так как жил в Казани. Его сын и внуки, живущие здесь, сохранили фамилию Айтугановых.

Очень часто болью в сердце отзывается воспоминание о безвинно по­страдавшем деде, о родственниках, сгинувших в ссылке. Мы даже могилы их не знаем. Большое спасибо Правительству Российской Федерации – за реабилитацию жертв тех лет, а также Правительству Республики Татарстан – за издание Книги Памяти. Из­дателями проделана огромная и очень важная работа.

«Казанские истории», №19-20, 2002 год.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить