Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Старые татарские названия в топонимике юга Заречья

Таких старых татарских названий в топонимике юга Заречья пять и современно они звучат так: Бишбалта, Аракчино, Зилант, Ягодная и Кузьметьево.

Бишбалта авылы (деревня Бишбалта)

Этот микрорайон относится к числу старейших в городе. Археологические изыскания, проведенные в этих местах знаменитым историком и археологом Альфредом Халиковым показала, что селение Бишбалто («Пять топоров») существовало не менее тысячи лет назад – еще в те времена, когда на кремлевском холме только появилось белокаменная крепость.

В этом селе издавна жили татарские мастера по дереву – «болта остасы», то есть плотники, лесорубы, столяры. В те времена, когда вокруг стояли дремучие леса и Казань почти сплошь была деревянной, работы для плотников и столяров хватало. Поспешно башбалтинские плотники стали специализироваться на строительстве речных судов разного типа.

Селение Башбалта быстро росло и развивалось. Оно стало большим селом лесорубов, плотников и корабельных дел мастеров. Здесь были прекрасные дубовые и сосновые леса, и предки казанских татар строили из них свой торговый и военный флот. Этому во многом способствовало и географическое расположение: рядом протекала могучая Волга, по которой сплавляли строительный и корабельный лес, и куда спускали построенные суда. К тому же возле селения находилась достаточно просторная и удобная бухта, где могли останавливаться крупнотоннажные речные и военные корабли.

Многочисленные источники свидетельствуют о том, что Бишбалта еще с булгарских времен стала центром судостроения. Русские источники называли построенные здесь суда насадами, учанами и ладьями. Если надо было возить зерно, соль и другие сыпучие и объемистые грузы, использовали большие корабли – насады. Когда надо было перевозить дорогие товары – текстиль, меховые изделия и т.д. пользовались судами средних размеров – учанами. Эти же суда в случае необходимости – перевозили и воинов. Ладьи же – более мелкие суда – ходили по малым рекам. На них перегружали товары, когда надо было плыть вглубь страны.

Память о судах, сделанных в Казани, еще долго сохранилась в явно татарских названиях типов судов, ходивших по Волге: пабусы, кербаши, мишани, бафьши, каюки, карбасы. Последние – это тяжелые суда, которые мощным корпусом ломали тонкий лед.

Очень жаль, что в припадке революционного максимализма улица Бишбалтинская в 30-х годах прошлого века в Адмиралтейской слободе исчезла из топонимики города, и об этом названии знают только старики. Ныне эта улица Большая. И в то же время появились в этом районе города улицы Энгельса, Клары Цеткин, Либкнехта, Урицкого. Людей, которые ни разу не были в нашем городе и не имеют к нему никакого отношения.

Жилекле Алан авылы (село Ягодная Поляна)

Старинные татарские легенды повествуют о том, что сразу за Казанью вдоль волжских берегов тянулись дикие, почти не тронутые леса. Один из них назывался Дисилякле Урман – Ягодный лес, так как в нем было много лесной ягоды: малины, земляники, черники, клубники…

В этих же местах на сухом и возвышенном месте в окружении заливных лугов и болотистых низменностей на расстоянии 3 км от города, на реке Казанке, располагалось старинное татарское село Жилекле Алан авылы. В период Казанского ханства село было немалым по количеству дворов.

Татарское предание, описывая бегство казанцев из поврежденного города в 1552 году, упоминает «Ягодный берег». Само селение со всеми угодьями Иван Грозный передал во владение казанскому воеводе Петру Булгакову, который был из ростовских князей. С этого времени началось заселение этих мест русскими переселенцами, а само село получило название Ягодная Поляна.

С 1584 года эти места перешли во владение Казанской епархии, а селение Ягодная Поляна стала личным угодьем Казанского и Свияжского архиепископа Тихона II. В середине XIX века город «поглотил» село. С 1825 года оно официально вошло в городскую черту. Сегодня в топонимике этого района сохранилось только название улицы Ягодинская (Ягодинская Урамы), располагающейся около остановки «Улица Гладилова» троллейбусного маршрута № 4.

Хужэхмат авылы (деревня Кеземетьево)

После событий 1552 года проживавшие здесь татары покинули село, на это указывают найденные там эпиграфические (надгробные) памятники. Это село долгое время, до периода составления писцовых книг, было пустошью. В писцовых книгах 1565-1568 годов оно упоминается как «пустошь Кеземетева на озере на Кеземетеве на оборочной» пашни пер. 10 четв., зарослей и дубрав пашенных 12 десятин в поле, а в дву потому ж» сена 50 колен, леса «пашенного» 6 десятин… и пустошь Кеземетева отделена была в поместье окольничему Михаилу же Лыкову…».

В 1603 году в деревне имелось 10 дворов, 2 из которых были пустые. В 1646 году крестьянских дворов стало 13, бобыльских 3, жили в деревне Кеземетеве 75 человек.

Сегодня это современный городской поселок, в настоящее время называемый Куземетьево, куда можно доехать автобусом №23. В этом поселке располагаются улицы: Куземетьевская, Куземетьевская – 1-я, Куземетьевская – 2-я, Куземетьевская – 3-я, Куземетьевская – 4-я и Куземетьевская – 6-я.

Уракчы (Аракчино, Уракчино)

Это старинное татарское селение. Название деревни происходит от татарского слова уракчы – жнец. После 1552 года татары из села были изгнаны. Впервые деревня упоминается в писцовых книгах 1602-1603 годов как Аракчин починок с 10 дворами.

Сегодня Аракчино – современный поселок в черте города Казани, где сохранились названия: улицы Аракчинская 2-я, Проход на Аракчинскую, Аракчинское шоссе и станция Аракчино.

Джилан тау (Зилантова гора)

У татар существует красивая легенда, что на этом месте водилось много змей и как один из колдунов уничтожил этих змей…

Не будем пересказывать содержание легенды. Только с тех пор эта гора называлась Джилан тау, в русском произношении Зилантова гора. До 1956 года об этой горе писали:

«она составляет высокий левый берег Казанки, с запада лежит небольшая Джилан Куле (Змеиное озеро). Высота холма до 30 метров над уровнем Казанки. Плоская вершина ее имеет размеры около 400 метров длины. Расстояние до Казани – 4 км».

По другой татарской легенде, здесь располагалась княжеская резиденция, на горе существовало Булгарское поселение XIII-XIV веков, что последними археологическими раскопками не подтвердилось.

Археолог и историк Н.Ф. Калинин считал, что здесь был транзитный пункт, пристани, склад для перегрузки товаров с больших судов на суда, могущие двигаться вверх по Казанке или сухопутьем.

Современники считают, что здесь мог находиться сторожевой отряд казанцев, наблюдательный пункт, поскольку эта местность для наблюдения над передвижением противника была весьма удобная.

В 1559 году Успенский монастырь с места его основания в 1552 году на месте памятника русским воинам, павшим при взятии Казани, был перенесен на Зилантову гору. И как не противились священнослужители, монастырь стал называться Успенский Зилантов. Нынче он успешно возрожден.

Не менее интересен рассказ о других старых татарских районах Казани: Дербышки, Аметьево, Атары, Кульсеитово, Кульмаметово, Девликеево, Киндери, Аки, Салмачи, Караваево, Самосырово, Кадышево, Арское поле, Сююмбекин сад-бусшан (Архиерейская дача) и др.

Ринат БИКБУЛАТОВ, краевед