Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Икона, которая спасла Казань от моровой язвы
- 25 июля 2012 года
Начало истории возникновения Семиозерского монастыря принято относить к 1615 году, когда выходец из Великого Устюга инок Евфимий обосновался в окрестностях поселка Семиозёрка, на речке Солонке в районе Семи озер.
Он оказался в Казани случайно – его родной брат приехал сюда на новое жительство «устраивать свои домашние дела». Говорят, что когда Евфимий оказался здесь, то в одну из ночей он увидел столп света от земли и до неба, который указал ему на место будущей обители. Шли годы. Слава о подвижнической жизни отшельника достигла Казани, и к нему стали приходить монахи, искавшие уединения и духовного наставничества. С умножением братии рос и укреплялся монастырь, возникший после двенадцатилетнего пребывания Евфимия в пустыни.
Самому же Евфимию не суждено было довести до конца устроение обители, так как по благословению Митрополита Матфея он был взят в Казань в храм Благовещения Пресвятой Богородицы. И в Казани Евфимий не переставал заботиться о своем любимом детище. Он пожертвовал в обитель горячо любимый им образ Смоленской Богоматери, полученный им в отеческом доме как благословение родителей на иноческий путь. Монастырь был официально открыт в 1627 году, сначала он носил название «Вознесенский».
Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так, в 1646 году здесь жило 27 человек братии, которые кормились огородничеством. Обитель стала известной благодаря чудотворной иконе, которую преподобный Евфимий принес с собой. Она стала главной святыней не только Семиозерского монастыря, но и всего края, когда однажды спасла Казань от чумы.
Это случилось в 1654 году, когда моровая язва охватила всю Казань и унесла жизни до трети населения города. Во время нашествия чумы одной из монахинь во сне явилась Борогодица и повелела перенести икону из монастыря в Казань. Там икону торжественно встретили крестовым походом. И вскоре эпидемия прекратилась.
С этого времени по указанию митрополита Казанского Лаврентия ежегодно 26 июня из монастыря совершался крестный ход с чудотворной иконой, причем Седмиозерный образ торжественно встречали на одном и том же месте.
Позже там был построен Кизический монастырь (ныне это Московский район, недалеко от Дворца химиков). В течение месяца икона переносилась из одного казанского храма в другой. Еще один крестный ход в Казань с иконой ежегодно проходил с 9 сентября по 1 октября.
Чудотворения прославила монастырь, куда ежегодно приходили тысячи паломников. В настоящее время Седмиозерная икона Божьей Матери находится в Петропавловском соборе Казани. В монастыре есть чудотворный список, который почитают не меньше. Благодаря святой иконе в монастырь всегда поступали щедрые пожертвования. Хозяйство Семиозерной пустыни постепенно расширялось.
Уже в 1640-1946 годах был построен каменный Вознесенский храм – редкий пример каменного строительства. В 1668 году был возведен соборный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Его кувшинообразный купол, в стиле украинского барокко, удачно сочетался с малым куполом стоявшей южнее Вознесенской церкви – она была примерно вдвое ниже.
И собор, и церковь внешне почти не менялись с XVII века. В отличие от других обителей епархии Седмиозерная пустынь за 300 лет от основания и до революции почти не знала периодов серьезного упадка. Долгое время это был самый большой по числу братьев мужской монастырь епархии.
К рубежу XIX-XX веков архитектурный ансамбль Седмиозерной пустыни по великолепию не уступал Раифскому. Еще более высокая колокольня вознеслась здесь над вратами: ее нижние ярусы по форме и размерам практически совпадали с раифскими, но на один ярус у колокольни было больше.
И Седмиозерная колокольня была чуть постарше – она была построена в 80-х годах XIX века. К началу XX века Седмиозерная пустынь была большим и красивым монастырем. Здесь находились Вознесенский собор и церковь Смоленской Божьей Матери – оба храма второй половины XVII века, монастырь окружали стены того же времени. Внутри располагались пять каменных корпусов построенных в основном в XIX веке. Еще одна славная страница в истории монастыря связана с пребыванием в нем преподобного старца Гавриила (Зырянова).
Преподобный Гавриил (1844-1915) происходил из крестьян Пермской губернии. В течение 10-ти лет он был послушником в знаменитой Оптиной пустыне, духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского. В Москве Гавриил принял постриг с именем Тихон, затем по указанию оптинских старцев покинул Москву и направился в Раифу, а затем – в Седмиозерную пустынь, в которой жил в 1883 по 1908 год. В 1894 году принял схиму, в 1900 году по настоянию правящего архиерея был назначен наместником пустыни. Усердием старца Гавриила был отстроен в 1898-1899 годах новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского.
В конце XIX – начале XX века преподобный Гавриил был одним из авторитетнейших русских старцев. В 1908-1915 годах он проживал на покое в Спасо-Елеазаровом монастыре под Псковом, в 1915 году вернулся в Казань, но до Седмиозерной пустыни не доехал, скончавшись на квартире своего духовного сына в Казанской духовной академии. Старец был погребен в Седмиозерной пустыни, в отстроенном им храме Препоподобного Евфимия Великого. В 1997 году отец Гавриил был канонизирован.
Рака с мощами преподобного Гавриила
После революции Седмиозерная пустынь разделила участь 26-и монастырей Казанской епархии. В 1926 году пустынь закрыли, а ее постройки были переданы под колонию для преступников. Затем монастырский комплекс передали совхозу, который разместил в нем ангары МТС и склады химических удобрений.
В 1997 году монастырь вернули в ведение Русской православной церкви. На тот момент сохранились только двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского (архитектор Ф. Малиновский) и братский корпус, построенный в 1893 году, а также часть стен со странноприимным домом.
Этот храм сохранился
В настоящее время в монастыре продолжаются восстановительные работы. Отреставрированы церковь и братский корпус. Идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.
На территории монастыря еще есть развалины
Туристов здесь бывает мало. Монастырь находится довольно далеко от Казани, в Высокогорском районе. Однако желающие, не нарушая покоя монахов, могут познакомиться с монастырем, испить воды в чудотворном ключе. Недалеко от монастыря бьют два святых источника.
На одном из сайтов я прочитала интересную историю.Как оказалось, часовня на дальнем источнике построена по обету. В Казани живет татарская семья, которая традиционно исповедовала ислам. Все было хорошо в этой семье, но одна беда – не было детей. Кто-то из знакомых православных, знавших об их скорби, посоветовал им съездить и искупаться в источнике матушки Анисии. И вот глава семьи дал обет: если родится ребенок – окрестит его в православии; а если это будет еще и мальчик, то назовет его Серафимом и построит на источнике часовню.
Через год после купания в семье родился мальчик…
С историей Семиозерского монастыря знакомилась
Айгуль ЗАКИРОВА
Производственная практика в редакции летом 2012 года
Снимки в основном взяты с сайта Казань тысячелетняя / Казань в достопримечательностях /