Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

По улице Воскресенской…

Борис Рафаилович МИЛИЦЫН – наш постоянный автор. Он успевает печататься в нескольких газетах, участвует и побеждает во многих краеведческих конкурсах. Поскольку очень хорошо знает историю родного города. И по памяти, и по краеведческой литературе, которую изучает.

Сегодня он приглашает вас в путешествие по улице Воскресенской, которая в советского время стала называться улицей Ленина.

В биографии Бориса Милицына выделяются два довольно далеких друг от друга направления. Он явный технарь – выпускник Казанского электротехникума связи (1951), долго работал по специальности, в том числе на коротковолновом объекте радиоцентра, на знаменитой радиостанции РВ-84, с 1963 года занимался обслуживанием аппаратуры физико-химических методов исследований в Институте органической и физической химии им.А.Е.Арбузова, стал известным в городе специалистом-спектроскопистом. Его и сегодня приглашают для консультаций.

Борис Милицын в молодости 

Но не меньшую известность Борис Рафаилович получил как прекрасный лектор-международник общества «Знание», как краевед и автор многочисленных публикаций в газетах. Он рассказывает о том, что знает. А знает он много. Сегодняшняя публикация, например, – о его любимой казанской улице. Однажды в программе «Город» рассказывал о своей коллекции значков В.И.Ленина. На нашем сайте – его репортаж из музея связи.

В 80-е годы Борис Рафаилович был руководителем социально-педагогического комплекса Советского района – была такая форма организации общественности для самоуправления по месту жительства. Как видим, всегда занят и всегда востребован.

Он и сегодня в свои с 70 с лишним лет ведет активную жизнь. У него – дети, внуки, деревенское хозяйство в 13 соток – и все это требует внимания.

У Бориса Рафаиловича Милицына большие творческие планы. Читатели «Казанских историй» еще не раз встретят на страницах газеты его материалы.

 Сегодняшнее путешествие мы совершим по улице Кремлевской. В разные годы она носила разные названия. Первое – Спасская, от Спасской башни Кремля. С 1890 года – Воскресенская, от Воскресенского собора, который стоял на месте сегодняшнего здания химфака КГУ, с 1918 – Чернышевского.

С 1960 года улица носила имя Ленина, бывшего студента Казанского университета, вождя мирового пролетариата, выдающегося государственного деятеля.

В годы перестройки от имени Ленина стали повсеместно отказываться, однако в Казани ее переименовали лишь в 1997 году – назвали Кремлевской. Потому что улица ведет в Кремль.

На самой высокой точке Воскресенской улицы до революции возвышался Воскресенский собор – на углу с улицей Баратаевской (князь Баратаев – губернатор Казанской губернии в 1789-1797). Собор возведен в 1890 году по проекту архитектора Розена.

Ранее тут были тоже церкви: Во имя происхождения честных древ Креста Господня (1671) и Воскресенская (1734), уничтоженные пожаром.

Воскресенский собор возводился 5 лет. Освящен 13 октября. В 1927 году все постройки храма взорвали. В 20-30 годах в Казани было уничтожено более 50 церквей, мечетей, костелов, других культовых заведений. После войны, в 1954 году, на фундаменте развалин собора начали строить корпус химического факультета Казанского государственного университета им.Ульянова-Ленина.

Работа над ошибками:

Встречающиеся в некоторых источниках сведения о начале строительства химфака КГУ еще в 30-е годы несколько преувеличены. В лучшем случае был проведен разбор завалов остатков храма, дальнейшему строительству помешала война.

В 1893 году улицы Баратаевская и Почтамтская объединились в одну. Новая улица была названа именем Н.И.Лобачевского – в честь 100-летия великого математика, бывшего ректора Казанского университета.

Моим ровесникам было по 12 лет, когда новый учебный год военной осени 1943-го мы начали по правительственному указу о раздельном обучении в школах мальчиков и девочек. Нас, мальчишек, разместили в доме 25/22 по улице Чернышевского. Старинный особняк в два этажа, не приспособленный для учебного процесса, – его только что освободили под школу. Два года перед этим здесь располагался небольшой госпиталь.

Дом, построенный в первой половине XIX века и перестроенный в 1848-1856 годах по проекту архитектора М.П.Коринфского, принадлежал купцу и меценату Н.И.Мергасову. Его именем и назывался переулок – Мергасовский.

Другой владелец дома – купец И.Челышев держал профессиональный русский театр. Затем здесь открылись шахматный клуб, парикмахерская Иванова и знаменитая фотография Локке. В просторном дворе, спускавшемся почти до Черноозерского сада, был разбит большой сиреневый сад, остатки которого мы, мальчишки, еще застали, играя во дворе школы.

В пятидесятые годы в доме №25/22 была партийная школа – ВУМЛ, теперь здесь – Казанский институт Российского торгово-экономического университета.

Работа над ошибками:

У М.Лисевича в книге «История Казани глазами эрудитов», в статье «Персидская сирень в центре города» (стр.83), рассказывается о доме №25, а на снимке – дом №27. У этих домов разные истории.

Соседний дом – №27, примыкавший когда-то к строениям Воскресенского собора, тоже интересен. Его владелец В.В.Мартинсон держал на втором этаже гостиницу – "Волжско-Камские номера". Дом 1871 года постройки, трехэтажный, с периметровой застройкой, разномастными наличниками, эркерными балконами. Даже ветхий, запущенный, он и сегодня смотрится оригинально. На первом этаже этого длинного дома был большой книжный магазин М.А.Голубева. Магазины тут и сегодня.

В доме №27, в коммунальной комнате на втором этаже, жил наш товарищ Вадим Сергеев, в будущем профессиональный музыкант, концертмейстер Татарской филармонии. В 1943-1945 годах почти ежедневно мы бывали у него после школьных занятий и могли наблюдать коммунальный улей из 10-ти комнат с длинным гостиничным коридором.

Мы, ребятня, играли в примыкающих к дому «катакомбах» бывшего собора, представляя себя партизанами, разведчиками, героями книг Дюма. Тут, на каменных ступенях, под остатками церковных сводов, мы коллективно писали детские рассказы, мечтали издавать их, чертили фантастические проекты каких-то изделий… Чего только мы не изобретали!

Из окна комнаты Сергеевых в доме №27 мы восхищенно наблюдали через улицу Чернышевского за неспешной жизнью первой пожарной части с каланчей. Она размещалась в историческом здании – бывшей первой городской полицейской части. В мощных красных автомобилях нам виделась надежная защита от страшного врага – огня.

Но оказалось, что и сами пожарные горят. В 70-х годах (насколько я помню, в 1971-м) при проведении ремонтно-покрасочных работ на втором, административном, этаже из-за несоблюдения правил противопожарной опасности ночью старинное здание сгорело полностью. Просто в машинах пожарной части не оказалось воды!

Остатки здания были снесены, и сейчас на этом месте находится высотка физического факультета КГУ.

Продолжу воспоминания давних лет, связанные с улицей Чернышевского. Мы взрослели…

Где-то в году 1947-м стали ходить группой друзей в краеведческий музей ТАССР на занятия исторического кружка. Занятия и экскурсии проводили профессор В.Дьяконов и аспирант А.Халиков. Как же было все увлекательно!

Парадная лестница в музее почему-то напоминала мне лестницу Зимнего дворца в Ленинграде. На всю жизнь запомнились анфилады залов и, конечно, экспонаты: карета Екатерины II, комната Гавриила Державина, огромное чучело рыбы-белуги и многое другое. И конечно же, таинственность музейной обстановки и необычное убранство залов.

Альфред Халиков (впоследствии известный археолог, профессор КГУ) водил нас в запасники музея, в Казанский Кремль, где мы залезали на башню Сююмбике, заходили внутрь Тайницкой башни (тогда это было возможно).

Побывали мы и в подземелье часовни памятника павшим воинам на Казанке. Вместе с руководителем помогали археологам в районе Старой Казани (Иске-Казан). Такое остается в сердце на всю жизнь.

Шли годы, я вернулся с дальнего северо-востока страны, где на Чукотке отрабатывал положенные три года после окончания Казанского электротехникума связи. (Это огромный пласт моей биографии).

И опять судьба – в 1954-1956 годы я работал на улице Чернышевского, в Управлении связи ТАССР (теперь Министерство связи РТ) старшим инженером линейного отдела. На первом этаже этого здания – казанский почтамт. Именно с этой точки ведется отсчет километров до Москвы и других мест России.

Мне очень нравится это здание, красивое снаружи, но еще более грандиозное внутри.

Справка:

Здание торгового дома М.Ф.Сапожников с главным красивым фасадом построено в 1910 году по проекту архитектора В.А.Трифонова при участии Ф.П.Гаврилова. Декор здания с элементами модернизма. Дом большой и другой стороной выходит на ул. Рахматуллина (ранее Телеграфный переулок – Петропавловский переулок). До революции здесь располагались редакция общественно-политической и литературной газеты «Камско-Волжская речь» (закрыта в декабре 1917 г. за критику новой власти), ружейный магазин и библиотека «Восточная лира». С 1887 г. здесь было открыто офицерское собрание с клубом.

К зданию главпочтамта справа примыкает двухэтажный корпус дома №10, также принадлежащий Минсвязи (на первом этаже посылочный отдел). В нем на втором этаже – большой зал. В 40-60 годы XX века здесь был клуб связи, хорошо известный казанцам старшего поколения. Два десятилетия его возглавлял участник Великой Отечественной войны, ярый поклонник клубной жизни С.Никифоров, а главным режиссером был артист театра имени Качалова Л.Н.Шаронов. Дом на Чернышевского знали многие жители центра города. Клуб связи мог на равных соревноваться с большими дворцами культуры.

27 февраля 2005 года исполнится 50 лет первой передаче казанского любительского телецентра, который располагался на улице Чернышевского, 2, на втором этаже левого крыла музея, в помещении республиканского радиоклуба ДОСААФ ТАССР. Руководителем радиоклуба и инициатором строительства малого телецентра был Алексей Николаевич Трошков, участник войны, почетный связист СССР. Участники художественной самодеятельности клуба связи участвовали в одной из студийных телепередач из малого телецентра на Чернышевского в марте 1966 года. Я вел эту программу, помогая диктору татарского радио Айрату Арсланову.

Рассказывая об улице Чернышевского, нельзя не вспомнить Александровский пассаж, хотя бы коротко. Красавец, как океанский лайнер, он поражал своим царским великолепием. Кругом на стенах нимфы, кариатиды, русалки, зеркала. В центре зала фонтанчик и стеклянная крыша. Мы все время задирали головы кверху. И кругом много магазинчиков.

Мой отец в конце сороковых годов совмещал работу в драмтеатре имени Качалова с небольшими выступлениями в кинотеатрах (он – музыкант-виолончелист). Играл и в детском кинотеатре «Пионер» Пассажа на вечерних сеансах. Я отлично помню этот небольшой кинозал с прекрасной акустикой (лучшей в городе), фойе, помню круглый читальный зал с зеркалами, всегда полный народа, и даже темную металлическую ажурную лестницу на выходе, спускавшуюся прямо на улицу Дзержинского.

Каким все казалось удивительным! Тогда по Чернышевского бегал трамвай «двойка» (один вагон), заворачиваясь треугольником у кремлевских стен. Спускался он по крутому склону улицы Университетской до улицы Профсоюзной и далее по ней шел в сторону горы на улице Бутлерова. Все это было до той поры, пока однажды не отказали у вагона тормоза, и трамвай, переполненный пассажирами, не сорвался с рельс. Он буквально пронзил угловой дом на повороте к улице Профсоюзной. Жертв было много, несколько десятков человек. Точную дату трагедии сейчас уже не помню, но это случилось в конце войны.

Я любил фотографировать город, красивые его места, здания, которые меня поражали своей оригинальностью, какие-то важные события. Часть снимков позднее были опубликованы. Сфотографировал я и место обвала юго-восточной части бывшего Гостиного двора («Бегемота»). Это случилось весной 1954 года.

Так было

Так стало

Подмыло грунт, да и нагрузка на здание была чрезмерна из-за различных перестроек и двух дополнительных этажей. Жертв не было, так как жильцы были выселены за несколько суток до этого – дом предупредительно дал трещины. Но последствия были серьезными. Больше года в проеме «Бегемота» (современный адрес – перекресток Кремлевской и Чернышевского) зияли руины, схожие со следами бомбежки.

После долгих споров власти решили построить на этом месте пятиэтажный жилой дом. Сегодня на его первом этаже расположились отдел ЗАГСа Вахитовского района и продуктовый магазин.

А после пожара 1987 года два надстроенных в советские годы этажа музея убрали, и сегодня здание Гостиного двора, полностью отданное Национальному музею РТ, приобретает первоначальный вид. Идет к завершению полная реконструкция и реставрация старейшего памятника архитектуры Казани.

Вид на башню Сююмбике

На этом можно закончить путешествие по волнам памяти из далеких лет моей юности.

«Казанские истории», №3-4, 2005 год