Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Металлическое кружево Казани. Публикация 2
- Ниаз ХАЛИТОВ, доктор архитектуры
- 31 июля 2015 года
Мы предоставляем возможность познакомиться с необычным путеводителем по Казани - «Металлическое кружево». Его автор - Ниаз Хаджиевич ХАЛИТОВ, известный казанский знаток архитектуры. В 2002 году он начал его редактировать, и мы опубликовали первый маршрут в новом виде в нескольких номерах.
Для интернет-издания два других маршрута подготовлены по путеводителю, который на сегодня, конечно же, раритет.
Перед вами прогулка по маршруту №2 - «Арская сторона».
Маршрут пролегает в направлении древней Арской дороги, соединившей когда-то столицу Казанского ханства с городами ее северных провинций. С тех времен и именуется эта сторона Арской, а гладкое поле вдоль берега Казанки, по которому шла эта дорога – Арским. Наша экскурсия будет охватывать ту часть города, что расположилась на самом поле и на его изрезанных когда-то оврагами восточных и западных склонах. Именно в этих границах сосредоточены наиболее интересные произведения художественной ковки дореволюционного времени. Их обзору посвящена наша вторая экскурсия.
Во время ханства Арское поле начиналось прямо от стен крепости и служило местом торговых ярмарок и военных игр. Первые постройки здесь появились, вероятно, только в XVII веке. В течение XVIII века в эту сторону постепенно расширяются границы города. Появляются улицы Арская (ныне К. Маркса) и Казанская (ул. Б. Красная).
После большого пожара 1766 года участок, прилегающий к Кремлю, впервые был застроен типовыми каменными домами по «образцовым» чертежам в духе петербургского барокко. Эта уникальная застройка и по сей день сохранила приметы того времени.
Еще в XVIII веке, по географическим понятиям того времени, граница Европы и Азии пролегала по середине Арского поля и обозначалась Сибирской заставой, расположенной на пограничном овраге (сейчас это место слияния улиц М. Горького и К. Маркса). За нею уже начинался Сибирский тракт. Черта города проходила в районе нынешней площади Свободы, и в течение первой половины XIX века она постепенно отодвигалась к границе городского кладбища, за которым так и закрепилось название Арское. Здесь мы можем встретить немало дворянских усадебных построек классический и ампирной архитектуры, разбросанных на живописных тогда окраинах Арского поля.
К концу XIX века, когда границы города вплотную подступили к огромному Ометьевскому оврагу (ныне ул. Красной Позиции), прежняя разреженная ткань застройки быстро и плотно заполнилась пышными купеческими особняками и «казенными» зданиями. В то время и образовалась здесь своеобразная смесь чисто классических и позднееэклектических зданий, выстроенных с большим вкусом и размахом по проектам лучших губернских архитекторов.
За Арским кладбищем идет сплошная мещанская и небогатая купеческая застройка, ярко обозначающая границы расселения различных социальных слоев горожан.
Зная, таким образом, о закономерностях исторического развития Арской стороны и ее архитектуры, мы легко поймем и причины появления в этой части Казани тех или иных видов металлических архитектурных изделий. Среди них нет особенно древних, однако образцы, что сопровождают архитектуру дворянских и купеческих особняков, отличаются высокими художественными качествами и могут считаться лучшими примерами кованого художественно-декоративного металла Казани.
Начнем маршрут от древних стен городской цитадели – Кремля.
1. Улица Карла МАРКСА, 3. Бывший дом Ф.В. Матюнина, построен 1857 году. Ограда, 2-я половина XIX века. Ковка, эклектизм.
2. Улица Карла МАРКСА, 5. Ограда, балкон, середина XIX века. Ковка – эклектизм.
3. Улица Карла МАРКСА, 6. Ворота, ограждение крыши, начало XX века. Ковка, эклектизм.
4. Улица Карла МАРКСА, 8. Бывший дом Ремезовой, реконструкция начала XX века. Дом стоит на одном из немногих перекрестков Казани, почти полностью сохранивших облик конца XVIII века. Композиция дома Ремезовой еще сохраняет черты того времени, несмотря на эклектичную декорировку начала XX века. Наиболее ярким компонентом этого достаточно строгого фасада являются прекрасно выполненные кованые изделия: решетки балкона, навес над парадным, ограда и флагодержатели «в барочном вкусе».
Пройдем налево по улице Миславского к комплексу Богородицкого мужского монастыря (в прошлом женский).
5. Улица Большая КРАСНАЯ, 5. Ограда бывшего Богородицкого монастыря. Середина XIX века. Сохранились замечательные кованые ворота главного входа в монастырь и калитка. Орнаментальная решетка полотнищ ворот и калитки выкованы из толстого прута одного сечения в духе классицизма и заметно оживляют строгую личную ограду монастыря.
Ворота на территорию монастыря к Крестовоздиженскому собору
Свернем налево на улицу Красина (ныне Япеева).
6. Улица БЕХТЕРЕВА, 1. Балкон, середина XIX века. Ковка, классицизм.
7. Улица. КРАСИНА, 14. Здание бывшей гимназии Мануйловой, 1911 год. Ограждения балконов, шпиль, навесы во дворе. Ковка, модерн.
Вернемся к перекрестку и пойдем налево по улице Бехтерева.
8. Улица БЕХТЕРЕВА, 9. Бывший дом Р.М. Королькова, первая половина XIX века. Ограда, конец XIX – начало XX в. Ковка, эклектизм.
9. Улица БЕХТЕРЕВА, 11. Бывший дом Пифиевой. Навес, начало XX века. Ковка, псевдобарокко.
Свернем направо на улицу Городецкого и выйдем на улицу Большую Красную.
10. Улица Большая КРАСНАЯ, 15/9. Бывший дом А.Ф. Лихачева, 1834 год. Архитектор П.Г. Пятницкий. Обширный «барочный» кованый балкон не портит ампирного фасада дома, хотя и несколько не вписывается в единую стилевую систему декорировки стены.
11. Улица Большая КРАСНАЯ, 19. Бывший дом Сырнева. Ограда, начало XX века. Ковка, псевдоготика.
12. Улица Большая КРАСНАЯ, 21. Балкон, начало XX века. Ковка эклектизм.
13. Улица Большая КРАСНАЯ, 23. Бывший дом Лохтина. Решетка под аркой ворот, середина XIX века. Ковка, классицизм.
Свернем направо и пройдем по улице Лобачевского до улицы Карла Маркса.
14. Улица Карла МАРКСА, 27. Бывший дом Н.М. Бутлеровой, конец XVIII – начало XIX века. Реконструкция начала XX века,
К 1-й половине XIX века можно отнести кованый навес над входом с улицы Лобачевского, украшенный штампованными накладками в виде звездочек и колосьев. Классицистические формы этого, навеса несколько неожиданны на эклектичном фасаде здания.
Кованые изделия начала XX века на эклектичном фасаде дома удачно сочетаются с его строгими формами. Среди них ограждение крыши в виде несложного, но изящного крупного орнамента, и балкон с криволинейной «барочной» решеткой, дополненной лаконичными штампованными растительными вставками, сетчатый рекламный картуш.
Отсюда открывается вид на башенки бывшей немецкой кирхи (лютеранской церкви, арх. Л.К. Хрщоновнч, 1860 г., в духе псевдоготики).
15. Улица Карла МАРКСА, 26. Дом при Казанской лютеранской церкви (реконстр. 1861 г., арх. Жуковский). Балконы в стиле модерн.
Продолжим движение по улице Лобачевского до улицы Дзержинского.
16. Улица ДЗЕРЖИНСКОГО, 25. Бывший дом Гордеева, 1832–1833 годы. Архитектор А.К. Шмит. Оконная решетка цокольного этажа дома с улицы Лобачевского в виде завершенных металлических полос относится к самому раннему типу кованых изделий. Решетки такого вида встречаются в зданиях XVI–XVII веков. Остальные металлические изделия: сетчатые балконы с улицы Лобачевского и Дзержинского (барокко), ограждение верхней (барокко) и нижней (классицизм) веранды, другие ограждения (эклектизм) появились здесь лишь в начале XX века.
17. Улица ДЗЕРЖИНСКОГО, 19. Бывший дом Лопатина, начало XX века, стиль модерн. Кованые изделия этого здания выполнены в духе неоклассического направления модерна и характеризуются строгим ритмом членений, лаконичными декоративными вставками в виде растительных гирлянд и стилизованных цветов. К ним относятсябалконные ограждения, парапетная решетка ограждения крыши, флагодержатели.
Вернемся к перекрестку.
18. Улица ДЗЕРЖИНСКОГО, 27/8. Бывший дом Сахарова – Головиной, реконструкция начала XX века. Осмотр кованых декоративных элементов этого здания доставляет истинное удовольствие. Несмотря на путаницу стилей, фасад здания дышит уютом, радует глаз тщательно выполненными деталями. Особенно обогащают его произведения художественной ковки, изготовленные в начале XXI века. Выполненные в различной манере и различных стилях, они, тем не менее, органично вписываются в общую декоративную систему фасадов. Среди них угловой балкон в барочном вкусе ограждение узкого балкона третьего этажа, верхняя и нижняя решетки ограждения лоджии (модерн), флагодержатели на столбах ворот и оконная решетка во дворе (эклектика).
Направимся обратно по улице Лобачевского.
19. Улица ЛОБАЧЕВСКОГО, 8. Бывший дом И.М. Кузнецова, 1862 г. Архитектор Тихомиров. Здесь интересна кованая «готическая» решетка, ограждающая веранду.
20. Улица ЛОБАЧЕВСКОГО, 10. Бывший дом Подуруевой, 1906 г. Архитектор Ф.Р. Амлонг. Архитектура здания отличается какофонией «стилей» как на фасадах, так и в интерьерах. Кованые металлические детали все выдержаны в духе барокко. Среди них сетчатая внешняя ограда с меандровым бордюром и шпили над зданием.
В здании офис Союза композиторов РТ
Свернем направо на улицу Карла Маркса.
21. Улица Карла МАРКСА, 34. Бывший дом Пермякова, конец XIX века. Ворота, балконы, флагодержатели. Ковка, эклектизм. Балкон во дворе, начало XX века. Ковка, модерн.
В доме Пермякова сегодня Национальная библиотека Республики Татарстан
22. Улица Карла МАРКСА, 36. Бывший дом Пермякова. Ворота, середина XX века. Сварка, советский неоклассицизм.
Пересечем площадь Свободы.
23. ПЛОЩАДЬ СВОБОДЫ. Здание бывшего Дворянского собрания. Архитекторы М.П. Коринфский, И.П. Ефимов, 1843-1852 годы. Неоренессансный фасад этого здания украшает литая чугунная решетка ограждения балкона в духе классицизма, а на боковом фасаде сохранился лаконичный классический навес.
Кованая внешняя ограда в виде строгого ряда вертикальных прутьев на каменных столбах хорошо сочетается с ритмическими членениями фасада.
Продолжим путь налево по улице Пушкина.
24. Улица ПУШКИНА, 28. Бывший дом А.Я. Литвинова, 1957 г. Ограда, середина XIX века. Ковка, классицизм. Балконы во дворе, начало XX века. Ковка, модерн. Навесы во дворе, начало XX века. Ковка.
25. Улица ПУШКИНА, 34. Бывший дом Губкина. Балкон, начало XX века. Ковка, модерн.
26. Здание обкома КПСС (ныне Дом правительства РТ. Старое здание было снесено, новое построено по другому архитектурному проекту. Но мы оставляем комментарий автора - Ред.)
Ворота, 2-я половина XX века. Сварка, татарский романтизм.
Свернем направо и по улице Бассейной выйдем на улицу Малую Красную.
27. Улица Малая КРАСНАЯ, 8. Бывший дом Фигурнова. Ограда, балконное ограждение, украшение балки ворот, начало XX века. Ковка, неоготика.
28. Улица Малая КРАСНАЯ, 6. Бывший дом Зиминской. Ограждение, приямка, середина XIX века. Ковка, классицизм.
29. Улица Малая КРАСНАЯ, 2. Бывший дом Русских; ворота, 2-я половина XX века. Сварка, татарский романтизм;
Выйдем вновь на улицу Большую Красную.
30. Улица Большая КРАСНАЯ, 35. Бывший дом Венецианова; Ограда, середина XIX века. Ковка, классицизм.
31. Улица Большая КРАСНАЯ, 38. Бывший Дом дворянства, 1913–1914 гг. Ограда, флагодержатели, ограждение крыши. Ковка, неоклассицизм.
32. Улица ЖУКОВСКОГО, 14. Здание бывшей гимназии Л.П. Щумковой, конец XIX – начало XX века. Фасад здания принимает несколько эклектичный характер благодаря разностильным кованым изделиям. Наиболее «сильной» деталью его является великолепный кованый навес над парадным входом.
Вычурные эклектичные его формы, к сожалению, противоречат по стилю как самой двери, так и близлежащим плоскостям стены. Поэтому этот навес, возможно, - одно из лучших произведений чебаксинской ковки в Казани, нельзя считать удачным дополнением достаточно гармоничного «неоренессансного» фасада здания. Столь же не соответствует стилю здания геометрическая решетка в духе модерна, обрамляющая свес крыши.
33. Улица Большая КРАСНАЯ, 45. Бывший дом Е.А. Мальковской, 1-я половина XIX века, реконструкция 2-й половины XIX века. Кованый навес, эклектизм, начало XX века. Пример неудачного переноса (перенесен в 1984 г. с ул. Тукая, 25) со здания, где он вполне соответствовал фасаду, в иную среду и иные масштабные соотношения. Навес откровенно мал для обширной плоскости стены и теряет на ее фоне все свои преимущества; красивую орнаментальную графику тимпана и кронштейнов, мелкую изящную пластику деталей.
34. Улица Большая КРАСНАЯ, 47. Бывший дом И.И. Степанова, середина XIX века. Одноэтажное кирпичное здание выдержано в скромных формах позднего классицизма. Вход в него украшен плоским козырьком, прозрачный кованый орнамент которого читается силуэтом на фоне оштукатуренной стены и бросает на нее красивую ажурную тень.
Оригинальна стальная решетка внешней ограды здания на кирпичных столбах. Ее изящный рисунок подчеркнут утолщенным волнистым абрисом и штампованными цветами. Искусно выкованная ограда слишком хороша для скромного фасада флигеля. Не сочетается она и с плоскостной ковкой навеса.
Ворота, выкованные уже в середине XX столетия, умело стилизованы в духе ограды, хотя и несут явный отпечаток современного орнаментального искусства Татарстана, развивающегося в русле народных традиций.
35. Улица Большая КРАСНАЯ, 49. Бывший дом профессора Казанского университета Геркена. Здесь наиболее интересен литой чугунный навес в духе эклектизма 2-й половины Х1Х века над входом в деревянный пристрой во дворе. Пластически богатый рисунок орнамента обычен для того времени.
36. Улица Большая КРАСНАЯ, 52. Бывший дом Токарева. Калитка, начало XX века. Ковка, модерн. Замечательная по рисунку и технике исполнения, калитка несколько формально «приложена» к фасаду середины XIX века (или более раннему), «загримированному» в духе начала XX века. Другие детали, неплохие сами по себе, также имеют мало отношения к архитектуре самого здания.
37. Улица Большая КРАСНАЯ, 51. Бывшее здание Общины Красного Креста, середина XIX века. Крупный кованый навес, изготовленный в 1-й половине – середине XIX века, хорошо подходит по стилю и размеру протяженному фасаду здания в духе позднего классицизма.
Свернем налево на улицу Гоголя.
38. Улица ГОГОЛЯ, 25. Балкон, ворота, начало XX века. Ковка, эклектизм.
39. Улица ГОГОЛЯ, 27. Балкон, конец XIX – начало XX века. Ковка, псевдобарокко.
40. Улица ГОГОЛЯ, 29. Бывший дом Порфирьева – Пора. Протяженная решетка ограждения балкона с дворовой части дома прекрасно гармонирует с псевдорусской кирпичной декорировкой фассада. Обширный двухъярусный балкон на металлических столбах с коваными кронштейнами и изящная плоскостная ковка решетки ограждения необычайно украшают фасад флигеля.
41. Улица ГОГОЛЯ. 31. Бывший дом А.И. Пора. Деревянный дом в стиле модерн, 1905 г. Это одно из немногих сохранившихся деревянных зданий Казани, выстроенное в формах «чистого» европейского модерна. Вся архитектура этого особняка строится на последовательном раскрытии при приближении все более мелких деталей– начиная от динамичного силуэта и богатой крупной пластики фасада, затем крупных фархверковых членений стены, ажура деревянных консолей, и кончая тончайшим рисунком металлической решетки балконных ограждений, которые играют роль последнего, заключительного аккорда в этой симфонии форм и пластики. Кованые узоры балконов – яркий образец архитектурного орнамента модерна. Они строятся на сочетании линейного рисунка со стилизованными растительными мотивами и глухих плоскостей с прорезанными узорами. Тонкий ажур кованой решетки противопоставляется здесь массивным деревянным плоскостям элементов балкона.
Вернемся теперь к перекрестку и вновь направимся по улице Большой Красной.
42. Улица Большая КРАСНАЯ, 58. Бывший дом Чепурина, 1906 г. Легкий изящный кованый навес в «барочном вкусе» начала XX века красиво смотрится на фоне тяжеловесных строгих форм эклектичного фасада. Оригинальная форма и кружевные детали этого изделия сразу привлекают внимание, а умело скрытые под изящными изгибами и штампованными деталями конструкции придают ему воздушность и легкость.
43. Улица Большая КРАСНАЯ, 55а. Бывшее здание интендантства, 1-я половина XIX века. Навес, середина XIX века. Ковка, классицизм. Многоплановая богатая ажурная композиция эффектно освещается солнцем и отбрасывает орнаментальную тень на оштукатуренную поверхность стены. Мелкий регулярный рисунок кованых узоров хорошо соответствует ритму оконных проемов фасада. Красиво смотрятся на фоне гладкой стены объемные спирали кованых флагодержателей.
44. Улица Большая КРАСНАЯ, 63. Бывший дом Стопани. Навесы, середина XIX века. Ковка, эклектизм. Навес со двора, 1–я половина XIX века. Ковка, классицизм.
Вернемся к перекрестку и свернем на улицу Комлева (ныне Муштари).
45. Улица КОМЛЕВА (ныне Муштари), 35. Бывший дом Аристова. Навес, балкон, конец XIX века. Ковка, эклектизм.
46. Улица КОМЛЕВА, 33. Бывший дом К.С. Олешкевича, реконструкция 1906 г. Архитектор К.С. Олешкевич. Этот особняк в стиле модерн достаточно насыщен коваными деталями, созданными по оригинальным эскизам в духе «чистого» модерна. Среди них необычного рисунка и пластики ограда, извилистые кронштейны под карнизом подковообразного портала входа.
Кованые ограждения крыши и балкона, к сожалению, не сохранились и заменены в 1979 г. на другие, стилизованные, впрочем, также в духе модерна, но достаточно стандартного вида. Кованый металл особняка Олешкевича производит впечатление вьющихся растений, оплетающих гладкие стены здания, и это придает ему интимность, свойственную загородным виллам того времени.
Выйдем к перекрестку.
47. Улица Карла МАРКСА, 55. Бывший дом Апехтиной. Кованый навес над парадным входом, начало XX века, модерн.
48. Улица Карла МАРКСА, 64. Дом бывшего командующего войсками Казанского военного округа.
1906 г. Архитектор К.Л. Мюфке. Кованый металл является существенным компонентом архитектуры этого особняка. Свободная компоновка объемов, характерная для архитектуры модерна, получила в нем образное выражение через декоративные формы эклектизма.
Безупречный вкус и чувство меры, отличающее творчество К.Л. Мюфке, в полной мере проявилось в архитектуре дома Сандецкого. Динамичные объемы здания всюду подчеркнуты решетками и балюстрадами, эффектно рисующимися на фоне неба.
Богатая пластика стены сопровождается энергичными выносами кованых навесов, привлекающих внимание искусно выполненными деталями. Затейливые фасады читаются сквозь ажурный рисунок ограды и ворот, интимная же часть дома скрыта за глухой каменной стеной.
Искусство архитектора проявилось и в выборе рисунка решеток, способа их отделки. Удаленные от зрителей ограждения крыш и шатра имеют простой, крупный рисунок, а подобная же решетка на крыше бывшей конюшни значительно мельче, изящнее, тоньше выкована. Зато решетки внешней ограды, ворот и калитки, к которым мы можем приблизиться вплотную, поражают красотой тщательно выкованных стальных листьев, цветов, растительных побегов.
Великолепным произведением художественной ковки по металлу может послужить и плоский козырек над парадным входом в здание, украшенный изображениями Зилана – древнего герба Казани, цветами, шишечками, лозами и листьями.
49. Улица Карла МАРКСА, 66. Бывший дом Александрова, 1875 г. Архитектор П.Е. Аникин. Это здание с довольно безликими фасадами украшено яркими в образном отношении произведениями художественного литья и ковки. Наиболее интересны из них две симметрично расположенные решетки балконных ограждений с главного фасада (правая утрачена в 1970-х гг.). Их пластически богатый геральдический рисунок включает в себя аллегорические изображения Зилана, стилизованные под античных грифонов.
Орнаментальный рисунок ограждений балкона и крыши выдержан в псевдорусском стиле 2-й половины XIX века.
Внешняя ограда, середина XIX века. Ковка, классицизм.
50. Улица Карла МАРКСА, 68. Здание Казанского химико-технологического института им. С.М. Кирова (ныне Казанский национальный исследовательский университет - Ред), 1936 г. Архитекторы Р.С. Гурьев-Гуревич, И.Г. Гайнутдинов. Внешняя ограда выкована по образцу ограды дома Александрова (ул. К. Маркса, 66), классицизм.
51. Улица Карла МАРКСА, 61. Бывший дом Александрова. Начало XX века. Внешняя ограда,; балконы, ворота, навесы, оконные решетки, ограждения крыши, флагодержатели, начало XX века. Ковка, псевдобарокко.
52. Улица Карла МАРКСА, 63. Бывший дом С.М. Марко, 1906–1907 гг. Здание, стилизованное в духе неоклассического направления начала XX века, декорировано с применением разнообразных античных мотивов. Той же идее подчинены и кованые металлические изделия чебаксинской работы на фасадах здания. Рисунок балконных ограждений, навеса над парадным, внешней ограды строго выдержан в классицистических традициях и выполнен с большим искусством и тщательностью. Очень изящен, хотя несколько маловат по отношению к массе здания, кованый шпиль е флюгером, увенчивающий чешуйчатый купол над угловой частью дома.
53. Улица Карла МАРКСА. Ограда сквера имени Льва Николаевича Толстого, середина XX века. Чугун, литье, классицизм.
54. Улица Карла МАРКСА, 72. Здание бывшего Промышленного училища (ныне один из учебных корпусов КНИТУ-КХТИ - Ред.), 1899 г. Архитекторы К.С. Олешкевич, С.В. Бечко-Друзин. Внешняя ограда, середина XX века. Чугун, литье, классицизм.
55. Улица Карла МАРКСА, 65. Здание бывшего Коммерческого училища. 1907–1911 гг. Архитектор Д.В. Розов. Строгий «неоренессансный» фасад главного корпуса сопровождает столь же лаконичная кованая решетка ограждения палисадника, зато небольшой уютный одноэтажный флигель (арх. П. П. Голышев) справа от него декорирован со всей пышностью, какую дают возможности художественной ковки в умелых руках.
Псевдобарочный фасад флигеля сопровождает кованая ограда с монументальными воротами в барочном вкусе. Ее изящный орнаментальный рисунок дополняют накладные штампованные детали, обогащающие и без того разнообразный арсенал декоративных приемов художественной ковки: кручение, насечка, плоскостная и объемная ковка, прокат и наложение планов. Эта ограда является одним из лучших произведений художественного металла Казани.
Теперь перейдем улицу.
56. Ограда сквера. Середина XX века. Чугун, литье,
Пересечем сквер и выйдем на улицу Максима Горького.
57. Улица Максима ГОРЬКОГО, 62/6. Бывшее общежитие Казанского государственного университета, 1903 год. Навес, ограждение крыши, начало XX века. Ковка, модерн. Изделия достаточно изящны по рисунку, хотя и не отличаются характерной для Казани тщательностью исполнения.
58. Улица Максима ГОРЬКОГО. 28. Здание бывшего Католического костела, 1858 год. Архитектор П.Т. Жуковский. Здание ограждает литая решетка «церковного» рисунка. С улицы Толстого – кованые эклектичные ворота конца XIX – начала XX века, завершавшиеся в прошлом «латинскими» крестами. (В настоящее время одно из зданий КНИТУ-КАИ - Ред.)
С улицы Максима Горького часть сетчатой ограды выдержана в духе псевдобарокко начала XX века. Здесь же оригинальный флагодержатель того же стиля.
59. Улица Максима ГОРЬКОГО, 26. Бывший дом Даниловой, начало XX века. В проездной арке дома сохранились кованые ворота в стиле модерн. Изящный ажурный орнамент решетки полотнищ несколько мелковат и не соразмерен обширной плоскости фасада. Неплохо смотрятся на рустованной поверхности стены кованые объемные флагодержатели стандартного для Казани образца. Кроме того, во дворе дома находится целый комплект кованых изделий: навесы (модерн), ограды и балконы (эклектизм).
60. Улица Максима ГОРЬКОГО, 27. Бывший дом М.И. Долгова. Кованая калитка ворот, 1-я половина ХIХ века.
61. Улица Максима ГОРЬКОГО, 23/27. Бывший дом Крупеникова, конец XVIII – начало XIX века. Перестройка 1866 года. Монументальный навес над входом в это раннеклассическое здание, несколько искаженное реконструкцией середины XIX века, может служить хорошим образцом кованого изделия 1-й половины XIX века. По крайней мере, это точно можно сказать о его кронштейнах.
Техника исполнения и рисунок тимпана больше напоминают изделия середины XIX века. Кованая ограда слева от здания была изготовлена в 1970-х годах по образцам конца XIX – начала XX века (ул. Горького, 28 и др.) в духе псевдобарокко. Таковы же калитка и шпили воротных столбов.
Вернемся к перекрестку и направимся вдоль сквера по улице Комлева.
62. Улица КОМЛЕВА (ныне Муштари), 22. Бывший дом Иванова. Балкон, конец XIX – начало XX века. Ковка, псевдобарокко.
63. Улица КОМЛЕВА, 20. Бывший дом Н. Киселева. 1910 год. Архитектор К.С. Олешкевич. Флагодержатели, начало XX века. Ковка, эклектизм.
Свернем налево на улицу Щапова.
64. Улица ЩАПОВА, 39/18. Бывший дом Хворова, 2-я половина XIX века. Кованый балкон, начала XX века. Модерн.
65. Улица ЩАПОВА, 41. Бывший особняк Васильева в стиле модерн, начало XX века. Кованые элементы, сопровождающие архитектуру этого здания, отличаются особой лаконичностью и изяществом отдельных деталей. Строгий ажур кованых изделий прекрасно дополняет крупные монументальные объемы здания и хорошо читается на фоне фасадов, облицованных белым поливным кирпичом. Кованая ограда, ворота в барочном вкусе и совершенно очаровательные флагодержатели, украшенные коваными бутонами полураспустившихся тюльпанов, прекрасно смотрятся на глади оштукатуренных столбов ворот, рядом с лепными цветочными гирляндами, завершающими их,
66. Улица ЩАПОВА, 43. Бывший дом Хорвата. Здесь на углу дворового флигеля сохранился оригинальный кованый кронштейн в виде вьющейся лозы с листьями и плодами, увенчанный гротесковой маской монстра.
Вернемся отсюда вновь к перекрестку и направимся дальше по улице Комлева (ныне Муштари).
67. Улица КОМЛЕВА, 21. Бывший дом Орлова, 1860 год. Кованая ограда, 2-я половина XIX века. Классицизм.
68. Улица КОМЛЕВА, 19. Бывший дом фон Зигерн-Корна. Чугунный литой столб-опора, 2-я половина XIX века.
69. Улица КОМЛЕВА, 14. Бывший дом Маркова – Оконишникова, построен до 1907 году. Несколько аляповатая эклектичная архитектура этого особняка, к тому же расположенного намного (ближе к «красной линии» улицы, чем, того требует его активный силуэт с башенкой, остается абсолютно незамеченной, поскольку все внимание берет на себя кованая металлическая решетка его внешней ограды. Эта решетка является одним из чудес художественной ковки дореволюционной Чебаксы, в которую мастера – кузнецу вложили все свое умение и богатый опыт.
Барочный рисунок решетки, достаточно красивый сам по себе, украшен разнообразнейшим накладным штампованным декором. Здесь и дубовые венки с желудями, и розы, и мясистые листья аканта, и чего тут только еще нет! Когда-то рядом стояли и ворота, от которых теперь остались четырехгранные ажурные столбы, выполненные в той же технике, и калитка с вензелем хозяина особняка.
Над барочными резными дверями парадного входа кованый навес полукруглой формы. Довольно скромный плоскостной рисунок его кронштейнов и бордюров резко отличается от прочих изделий этого здания. Однако на фоне рустованной стены дома этот навес смотрится очень хорошо.
На этом чудеса чебаксинской ковки не кончаются. Пройдя в сад, мы увидим прекрасной работы низкое ограждение веранды, стилизованное также в духе барокко. Ее завораживающий рисунок с многочисленными побегами и цветами, искусно выкованными из железа, постоянно влечет к себе. Так же хороша и калиточка на затейливых ажурных столбиках, ведущая на веранду.
Здесь много и других кованых изделий: ограждения балкона и крыши, кронштейн для фонаря и навес над приямком. Не так давно в этом саду стояла беседка, целиком выкованная из металла, одно из чудес мастерства, погубленное арендаторами этого памятника архитектуры.
(В здании Союз писателей РТ - Ред.)
70. Улица КОМЛЕВА, 13. Бывший дом Чернояровой, 1889 год. Архитектор М.Н. Литвинов. Венчающая кованая решетка внешней ограды. Изящный орнамент кованых узоров над узорным кирпичным пояском хорошо читается на фоне неба над массивной каменной оградой.
71. Улица КОМЛЕВА, 10. Бывший дом Н.П. Апехтина. Литая решетка над воротами. 2-я половина XIX века.
72. Улица КОМЛЕВА, 11. Здание бывшего Дворянского земельного банка, 1913–1914 годы. Флагодержатели, внешняя ограда, ограждения балкона и крыши, начало XX века. Ковка, неоклассицизм. Навес со двора, начало XX века. Ковка, эклектизм.
Вернемся по улице Комлева на перекресток и свернем налево на улицу Щапова.
73а. Улица ЩАПОВА, 20. Бывший дом Бугровского (Садовня), 2-я половина XIX века. Навес над парадным, чугун, литье, эклектизм. Навесы с улицы и со двора, ковка, эклектизм.
73б. Улица МАЯКОВСКОГО, 31/14. Навесы, 2-я половина XIX века. Ковка, эклектизм.
Свернем направо на улицу Гоголя.
74. Улица ГОГОЛЯ, 2, Здание бывшей Александро-Чемесовской богадельни, 2-я половина XIX века. Ограда, навес. Ковка, эклектизм.
75. Улица ГОГОЛЯ, 3. Внешняя ограда, начало XX века. Ковка, классицизм.
76. Улица ГОГОЛЯ, 5. Парапетное ограждение крыльца, внешняя ограда. Начало XX века. Ковка, классицизм.
77. Улица ГОГОЛЯ, 4. Бывший дом Д.М. Марко, начало XX века. Архитектор К.С. Олешкевич. Строгие классические фасады здания дополнены литыми металлическими элементами, стилизованными в «римско-античном» вкусе. Среди них плоская решетка балконного ограждения и двускатный навес с треугольным тимпаном с венками и гирляндами.
В здании офис Государственного симфонического оркестра РТ
Дойдем до перекрестка. Отсюда открывается вид на следующий объект нашей экскурсии.
78. Улица Максима ГОРЬКОГО, 19. Бывший дом Чукашева, 1908 год. Архитектор К.С. Олешкевич. Эклектичные тяжеловесные фасады дома пышно декорированы лепниной. Чешуйчатый купол дома завершен ажурным объемным шпилем.
Очень красивы кованая решетка ограждения крыши и ворота дома, украшенные растительными мотивами, цветами, букетами.
79. Улица ГОРЬКОГО, 17. Бывший дом Чукашева, середина XIX века. Лаконичные спирали кронштейнов кованого навеса над парадным ходом украшены головами Зилантов. Прекрасным образцом художественной ковки является балкон в барочном вкусе на фасаде со стороны улицы Гоголя.
Проследуем дальше по улице Гоголя.
80. Улица ГОГОЛЯ, 10. Флигель бывшего дома Григорьева. Ампирный деревянный особнячок 1-й половины XIX века украшен навесом на красивых спиральных кронштейнах. Несмотря на простоту рисунка, кованые узоры навеса являются истинным украшением здания с его лаконичными формами позднего классицизма.
81. Улица К. МАРКСА, 51. «Городской дом». Внешняя ограда, середина XIX века. Ковка, классицизм. Ограждение балкона, конец XIX века. Чугун, литье, эклектизм. Цветочный кронштейн, ограждение крыши, начало XX века. Ковка, эклектизм.
82. Улица К. МАРКСА, 49. Бывший дом Оконишникова, начало XX века. Угловое здание с довольно скромными фасадами обогащено коваными изделиями чебаксинской работы, придающими ему вид богатого особняка. Среди них два почти одинаковых навеса над парадными входами с улицы Гоголя и улицы Карла Маркса, ограждение крыши и ограда слева от главного фасада.
Эти изделия отличаются большой насыщенностью декора, четкой орнаментальной структурой, сомасштабностью с декоративным строем фасадов. Замечательный ансамбль составляют «ренессансные» двери парадного, навес над ними и ограда с прекрасно выполненными объемными металлическими деталями.
83. Улица Карла МАРКСА, 47. Бывший дом Оконишникова, начало XX века. Это здание, стилизованное в духе ренессансного особняка, составляет с рядом стоящим единый комплекс. Несмотря на иную пластику фасадов, архитектура зданий образно близка за счет применения ряда схожих декоративных мотивов, в том числе кованых металлических деталей. В частности, одинаковы решетки парапетного ограждения крыши и внешней ограды. Симметричная композиция дома подчеркивается двумя одинаковыми балконами «в барочном вкусе», протянувшимися вдоль его, боковых фасадов.
Очень интересны по своему рисунку кованые навесы с дворовой части дома и оконные решетки первого этажа, украшенные штампованными дубовыми листьями.
84. Улица Карла МАРКСА, 52. Бывший дом Грачева, середина XIX века. Балконы в барочном вкусе, чебаксинская ковка, начало XX века.
85. Улица Карла МАРКСА, 48. Дом П.Е. Криднера, 1860 г. Ограждение веранды, 2-я половины XIX века. Чугун, литье, эклектизм.
Вернемся к перекрестку и свернем направо на улицу Жуковского.
86. Улица ЖУКОВСКОГО, 9. Бывший дом Токарева. Навес над парадным подъездом, конец XIX – начало XX веков. Ковка, эклектизм.
87. Улица ЖУКОВСКОГО, 7. Ограждение балкона, начало XX века. Чугун, литье, эклектизм.
Пройдем до перекрестка и свернем налево на улицу Горького.
88. Улица Максима ГОРЬКОГО, 13. Здание Нового клуба. Середина XIX века, реконструировано в 1912 г. Архитектор Ф.Р. Амлонг. Кованые навес и фонарные кронштейны, начало XX века, модерн.
В настоящее время в здании работает Татарский театр драмы и комедии имени К. Тинчурина
89. Улица Максима ГОРЬКОГО, 14. Бывший дом П.В. Родионова, середина XIX века. Решетка над балкой довольно близко копирует мотивы барочных изделий 1-й половины XVIII века. Створки ворот выкованы в 1970-х годах. Кованый навес над дверью во дворе обычен для Казани и датируется второй половиной XIX века.
90. Улица Максима ГОРЬКОГО, 15. Дом Л.В. Кекина, середина XIX века. Архитектор Скаржинский. Привлекает внимание чугунная решетка ограждения веранды на литых орнаментированных столбах середины XIX века. Ее классицистический рисунок включает в себя стилизованные изображения казанского герба Зиланта. Справа от здания – элегантная кованая ограда второй половины XIX века.
Слева от дома находятся стилизованные в духе барокко ворота, завершенные изящной орнаментальной решеткой над балкой. Опорные столбы и балки ворот облицованы профилированной жестью с выпуклыми орнаментами. Створки ворот с рисунком радиобашни, изготовленные в середине XX века, выглядят достаточно нелепо в обрамлении высококачественной чебаксинской ковки.
(Известен как гостиница с названием "Номера Волга" - Ред.)
Повернем отсюда назад к перекрестку с улицы Жуковского.
91. Улица Максима ГОРЬКОГО, 8. Еще один дом купца Л.В. Кекина. Архитектор Г.Б. Руш. 1902–1903 годы. Неоготическое здание этого доходного дома очень характерно для творчества Руша, стремившегося не к игре объемов, а богатству пластики и силуэта. Кованый металл в постройках Руша лишь акцентирует завершения куполов, маковок и шатров, но не играет сколько-нибудь заметной роли на фасадах. Однако образцы металлической ковки, украшающие дом Кекина, очень высокого качества.
Сначала осмотрим ворота со стороны улицы Горького. Необычен, как и фасады дома, динамичный крупный рисунок полотнища ворот. Ветвящаяся спираль, составляющая композиционную основу полотнища, расцветает лиственными побегами и цветами. Отсюда очень красиво смотрится узкий внутренний дворик и возвышающийся над ним шатер, увенчанный затейливым многоярусным шпилем, флюгером– дракончиком «Зилант». Менее интересны другие шпили, завершающие угловые маковки. И это оправданно, поскольку они находятся в ансамбле с вычурными формами башенок и стрельчатыми аркадами карнизов.
92. Улица Максима ГОРЬКОГО, 3. Третий дом Л.В. Кекина. Архитектор X.Г. Пашковский. Середина XIX века. Ковка, классицизм.
93. Улица Максима ГОРЬКОГО, 4. Бывший дом Ширшовой. Навес, конец XIX – начало XX века. Ковка, эклектизм.
94. Улица Максима ГОРЬКОГО, 2/16. Бывший дом С.А. Лапина, 1-я половина XIX века, реконструкция 1854 года. Навес, начало XX века. Ковка.
95. Улица ПУШКИНА, 18. Дом 2-й половины XIX века. Ограда, балконы, 2-я половина XIX века. Ковка, эклектизм.
Спустимся по улице Пушкина вниз.
96. Улица ПУШКИНА, 14 (старая нумерация). Бывший дом Н.П. Бурковой. Ограждение крыльца. 1-я половина XIX века. Ковка, классицизм.
97. Улица ПУШКИНА,12. Бывший дом И.Э. Аристарховой. 1886 год. Ограждение балкона, 1-я половина XIX века. Ковка, классицизм.
98. Улица ПУШКИНА, 9. Бывший дом В.Л. Ажгихина, реконструкция 1915 года. Кованые металлические элементы этого здания отличаются разностильностью, отражающей, вероятно, этапы его строительства. Крупный геометрический рисунок решетки ограждения крыши в стиле модерн с главного фасада дома дополнен жестяными стилизованным цветочными мотивами.
Решетка ограждения крыши с улицы Малой Галактионовской выкована в духе середины XIX века. без учета какого-либо стиля. К тому же времени можно отнести и сетчатые ворота в проезде с улицы М. Галактионовская.
Навес над парадным с улицы Малой Галактионовской выдержан в духе модерна и выкован в Чебаксе в начале XX века. Его изящные кованые узоры дополнены красивыми выпуклыми деталями а виде цветов, листьев, растительных побегов.
Читайте в других публикациях:
Металлическое кружево Казани - путеводитель Ниаза Халитова
Металлическое кружево Казани. Публикация 1
Металлическое кружево Казани. Публикация 3
ОТ РЕДАКЦИИ:
Публикация подготовлена студенткой Казанского федерального университета Ангелиной Ширяевой, проходящей производственную практику в редакции. Она проиллюстрирована снимками автора (чаще всего они черно-белые), Любови Агеевой и Ангелины Ширяевой, которые прошли с фотоаппаратом по адресам, подсказанным путеводителем. Так что вы увидите металлическое кружево 2015 года. Оно в значительной степени обновлено, поскольку многие дома в исторической части Казани прошли масштабную реставрацию, а кое-где – процесс реконструкции.
Некоторые образцы металлического кружева, представленные на снимках Ниаза Халитова, в настоящее время утрачены, как и здания, которые они украшали.
По мере необходимости редакция вносила в текст некоторые уточнения, например, по состоянию зданий, которые попали в поле зрения автора путеводителя, по названиям улиц.