Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1996В Казани с участием Президента М. Шаймиева прошла торжественная территория открытия улицы Чистопольской в Ленинском районе

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

История кино в Казани от Елены Алексеевой

В рамках Года российского кино» уместно вспомнить историю казанского кинематографа, имея в виду и организацию кинопроката, и кинопроизводство. Нам поможет киновед Елена Алексеева, кандидат искусствоведения,  доцент кафедры киноискусства Казанского государственного института культуры, заслуженный деятель искусств РТ, член Союза кинематографистов России, член Гильдии киноведов и кинокритиков РФ.

В 2007 году, защитив кандидатскую диссертацию, она издала ее в виде книги «Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской губернии 1897-1917 гг.).

С разрешения Елены Петровны мы разместим в «Казанских историях»  фрагменты этой книги. Сейчас она готовит к печати новую книгу, в которой повествование будет продолжено до нашего времени. Расскажем и об этом.

 Предпосылки зарождения кинематографа в Казани

Искусство кино появилось, когда человечество достигло высокого уровня научной и технической зрелости, научилось управлять стихийными силами природы, создавать сложные и точные приборы.

Как техническое изобретение кинематограф стоял в одном ряду с великими открытиями XIX и XX веков – электричеством, телеграфом, телефоном, радио, позволившими осуществлять связь между самыми отдаленными точками земного шара, расширить власть человека над пространством и временем.

Днем рождения кинематографа считается 28 декабря 1895 года, когда в Париже в помещении «Гран кафе» на углу бульвара Капуцинов и улицы Обер состоялись первые коммерческие сеансы нового зрелища.

Братья Люмьер не зря приурочили открытие своего «Синематографа» к рождественской неделе – толпы взрослых и детей представляли собой потенциальных зрителей нового зрелища.

Кстати, Люмьер (Lumiere) братья – Огюст (19.10. 1862 – 10.04. 1954) и Луи (05.10.1864 – 06.06.1948), изобретатели кинематографа и постановщики первых в мире фильмов. Собственно изобретателем кинематографа (название тоже принадлежит братьям Люмьер и основано на соединении двух греческих слов: «кинема» и «графо» – писать) был Луи, владелец мелкого завода, но Огюст помогал ему и в дальнейшем был активным участником киносъемок. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. СD.

Началу же открытых представлений предшествовала «генеральная репетиция», на которую были приглашены журналисты, владельцы театров и мюзик-холлов. Никто из них не знал, что обозначает словосочетание «Синематограф Люмьера». Правда, судьба позаботилась о том, чтобы фамилия изобретателей (Lumiere значит «Свет») соответствовала природе их изобретения – световой проекции движущихся фотографических изображений.

Первые сеансы демонстрировали картины «Прибытие поезда, «Стену» с облаком пыли, «Завтрак ребенка» на фоне деревьев, раскачиваемых ветром, «Выход с фабрики Люмьера» и, наконец «Политого поливальщика». Сегодня нам трудно представить шок, который испытывали первые кинозрители, глядя на экран, на котором возникали движущиеся картины, лишенные цвета и звука. Новое изобретение (ему предшествовал долгий и сложный путь от камеры-обскуры и волшебного фонаря до изобретения кинематографа) привлекало любопытство зрителей по всему миру своей технической новизной. Братьев Люмьер нельзя назвать единственными изобретателями кинематографа: их заслуга в том, они довели до практического осуществления эксперименты многих своих предшественников.

Кинематограф братьев Люмьер был технической игрушкой, но сами создатели не предполагали, что его можно будет широко использовать в коммерческих целях, и уж тем более не могли предполагать, что их детище станет началом целой отрасли промышленности.

Совершенно очевидно, что для братьев Люмьер в их работе не было ничего удивительного, и открытие нового искусства произошло бессознательно. Они неподвижно установили кинокамеру на перроне, и сама жизнь решила, как увидит зритель прибытие поезда. Люмьеры видели смысл существования кинематографа в техническом усовершенствовании и обогащении фотографии. Кино – это всего лишь живая фотография. И как на фотографической пленке, так и на кинопленке возникали картинки из жизни.

Первый сеанс принес 33 франка дохода. В последующие дни перед кафе выстраивались длинные очереди любопытных. Через три недели после первых демонстраций фильмов ежедневная выручка составляла 2000– 2500 франков. Кино вошло в моду – состоятельная публика восторгалась изобретением братьев Люмьер. Теперь каждый хотел увидеть воочию чудеса «живой фотографии». В Париже, Лондоне, Нью-Йорке, других крупных городах демонстрировались «Прибытие поезда», «Завтрак ребенка», «Политый поливальщик» и др.

В России 4 мая 1896 года «Синематограф братьев Люмьер» был показан в Петербургском опереточном театре «Аквариум» после второго акта оперетты В. Роже «Альфред-паша в Париже». «Показанный перед третьим актом синематограф-люмиэр (живая фотография») имел громадный успех». Среди первых зрителей в петербургском «Аквариуме» был 72-летний В.В. Стасов, который оставил восторженнейший отзыв о своих впечатлениях.

В Москве в летнем театре «Эрмитаж» после спектакля синематограф увидели 26 мая 1896 года.

Что представляет собой Казань к концу XIX века? По данным общей переписи населения в 1897 году, в Казани насчитывается 161 565 человек, причем детей школьного возраста 7580. К этому времени давно идет достаточно бурное развитие предпринимательства и промышленности и в сфере торговли, рост городского населения и, как следствие, коренное изменение социального состава населения. В результате происходивших в стране экономических политических реформ нестабильность общей социальной ситуации, когда дворянство активно вырождалось, а буржуазия еще не чувствовала себя достаточно уверенно, не способствовала стабильности, устойчивости культурной ситуации.

К концу XIX века эти процессы стабилизировались, и Казань становится крупным центром культурной жизни всего Поволжья. Театральная культура наряду с музыкальной, литературной, художественной культурой, наукой, образованием самого широкого профиля, религиозной культурой стала неотделимым компонентом интеллектуальной жизни горожан.

Эстетические вкусы казанской публики всегда определяла в значительной степени университетская публика. Достаточно велика была прослойка интеллигенции в городе. Расширение зрительского контингента за счет купечества и мещанства несколько изменило соотношение сил и вкусов потенциальной зрительской аудитории. Кроме Императорского университета, открытого еще в 1804 году, Родионовского института, в Казани одним из первых женских вузов за пределами столичных городов России, были Казанские высшие женские курсы. (Подробнее – Афонина Е.В. Казань – первый в провинции центр высшего женского образования. Казанский посад в прошлом и настоящем. Казань, 2002).

Становление новой интеллектуальной традиции в жизни города Казани отражено в истории развития «Музея изящных искусств», который был открыт в 1886 году. (Подробнее – Сыченкова Л.А. История «Музея изящных искусств» и складывание нов стиля культурной жизни в Казани. Казанский посад в прошлом и настоят Казань, 2002).

В формировании неповторимого социокультурного пространства Казани одно из доминирующих мест занимал институт театра. Театральная Казань была избалована такими актерами, как М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, А.Е. Мартынова, Н.К. Милославский.

Позднее, за двадцать лет антрепренерской деятельности знаменитого П.М. Медведева в Казани, им была создана первоклассная драматическая труппа, которая переиграла все пьесы Островского. Он дал путевку на столичную сцену А.П. Ленскому и М.А. Решимову, М.Г. Савиной и П.А. Стрепетовой, В.Н. Давыдову и К.А. Варламову.

По сути Медведевым был создан оперный театр Казани. Федор Шаляпин получил первые уроки оперного искусства именно в казанском театре Медведева. Традиции казанского театра, как драматического, так и оперного, были сохранены впоследствии антрепренером М.М. Бородаем вплоть до 1917 года. (Подробнее – Благов Ю. «… и получил прозвище Казанский». П.М. Медведев и казанский театр в конце 60-х – 80-х гг. XIX в. Казань, 1998).

В 1895 году в Казани открывается новое учебное заведение – Казанская художественная школа, которая следовала образовательным стандартам, сложившимся в Императорской Академии художеств, в чьем ведении состояла. (Подробнее – Ключевская Е.Г. Художественная культура Казани конца XIX – начала XX вв. Казанский посад в прошлом и настоящем. Казань, 2002).

С 1895 года начинается насыщенная деятельность Казанского фотографического общества. (Подробнее – Гольдшмидт И. Сотворившие чудо. Немецкие фотографы в Казани. Казань, 1996).

Итак, к этому времени университетская Казань с ее давними культурными традициями имела статус крупнейшего театрального города, а театр является необходимейшей составной частью его культурной жизни.

 Продолжение следует